Современные разработчики фундаментальных проблем теоретической физики с тревогой отмечают ее идейный застой, не способствующий динамическому продвижению научного интеллекта в познании универсальных связей мировой целостности. Действительно, столетний интервал в разработке современной квантово-релятивистской картины мира – достаточно длительный срок для возникновения и экспериментальной апробации качественно новых моделей физической реальности. В наибольшей мере ограниченность наличной квантово-релятивистской картины мира в отражении объективных процессов окружающей действительности обнаруживается в диспропорциях возрастных показателей мировой эволюции, физические начала которой лежат, согласно современная космологии, в интервале от 10 до 20 миллиардов лет.
Идея единства мира предполагает, что в основаниях всех уровней его организационной целостности должны лежать общие закономерности, характеризующие, в частности, темпы эволюционного процесса. Соотнесем среднюю величину физического существования Вселенной (15 млрд. лет) с возрастом жизни на Земле (3,8–4 млрд. лет): в результате мы получим примерное соотношение 4:1. Повторим аналогичную процедуру, но уже соотнося длительность существования живой природы (3,9 млрд лет) с возрастом человеческого рода, рождение которого обозначено появлением на исторической арене «человека умелого» (2 млн.лет). Такое соотнесение даст нам пропорцию 1950:1, явно указывающую на резкое, «необъяснимое» замедление темпов мировой эволюции в создании антропосферы по сравнению с предшествовавшим этапом рождения биосферы.
Это «странное» замедление эволюционной динамики можно несколько «ослабить» посредством привязки исторического начала жизни человеческого рода ко времени существования такого ископаемого вида человекообразных существ, как «рамапитек» (10–14 млн. лет назад). В данной исторической проекции соотношение возраста жизни на Земле (З,9 млрд. лет) с временем появления первопредков людей (12 млн. лет) даст пропорцию 325:1. Как и в первом случае, мы наблюдаем «странное» замедление скорости эволюционного процесса по сравнению с предшествующим этапом перехода от физической к биофизической форме эволюции, что расходится с общей тенденцией ускорения с течением временем хода биологической эволюции.
Наши сомнения в достоверности нынешних показателей возраста Вселенной еще более окрепнут при соотнесении возрастных параметров биосоциального существования человеческого рода, обозначенных на линии антропогенеза появлением «рамапитека» (12 млн. лет назад) и рождением «человека умелого» (2 млн лет назад), с исторической жизнью «человека разумного» (38000 лет). Такое соотнесение даст, соответственно, пропорции 316:1 и 53:1, свидетельствующие о нарастании темпов мировой эволюции в сравнении с предшествующей «биотической» фазой. Почему же нарастание темпов мировой динамики не обнаруживается при переходе от биотической к антропогенной эволюции? Думаю, что такие «перепады» в темпоральной динамике мировой эволюции вызваны несоответствием нынешних показателей физического возраста Вселенной реальной действительности.
Но если теоретическая физика некорректно воспроизводит базисные контуры телесной реальности, то и науки о живой природе при всей их самостоятельности также оказываются в стороне от верного понимания исследуемых явлений. Итогом нарастающего клубка проблем в понимании объективных процессов оказывается современная общественная практика, разрушающая безумным техногенным давлением на биосферу и геосферу жизненную среду обитания людей, провоцируя своей безудержной погонью за «частной выгодой» экологическую катастрофу человеческой цивилизации, когда частные интересы отдельных общественных классов и региональных политических систем начинают угрожать существованию всего мирового сообщества. К тому же, после крушения геополитической системы социализма как исторического претворения марксистской теории построения общества братской солидарности трудящихся у человечества не оказалось в понимании будущего более верной, содержательно более целостной концепции формирования всемирного социума на основе гуманистических ценностей свободы, равенства, братства, истины. Современная цивилизация продолжает катиться по «наезженой дороге» свободной конкуренции в погоне за частной «прибылью», в стремлении к неограниченному росту частного капитала, не учитывая, что ныне мировое сообщество приобретает качественно новый, глобальный характер и должно руководствоваться в своей политике универсальными ориентирами, выражающими всеобщие интересы людских масс.
Неясность исторических перспектив, отсутствие подлинно гуманистической, концептуально целостной и научно обоснованной теории социального будущего человечества, порождает в мировом сообществе страх перед будущим и «оправдывает» реанимацию в политике наиболее мощных держав современной эпохи силовой стратегии формирования нужной конфигурации глобального социума, провоцируя этим возможность взрыва новой мировой войны, теперь уже термоядерной. Таким образом, концептуальная незрелость, идейная ограниченность, общетеоретическая неразвитость научно-философской мысли, не поспевающей за интенсификацией общественной практики, может стать роковым фактором в исторической судьбе техногенной цивилизации, обрекающим ее на гибель. Сегодня глубина и ясность теоретического мышления становятся решающими условиями поступательного развития человеческого сообщества, выявляющими генеральные ориентиры общественной практики, определяющими исторические контуры будущего мировой цивилизации, обозначая мысленным экспериментом границы жизни и смерти человечества, решая ходом логических рассуждений судьбу глобального социума.
Перед самосознанием мирового сообщества возникает вопрос: с чего следует начинать «перестройку» идейного содержания системы научно-философских знаний о мировой целостности – с социально-гуманитарных или с естественных наук? Конечно, между данными разделами рациональных знаний должна существовать идейная связь, взаимное согласие в постижении действительности. Тем не менее, в этом союзе должен быть лидер, способный обозначить новые горизонты бытия и увлечь за собой своего напарника в познании универсальных связей объективной реальности. При всей изощренности теоретического инструментария современного обществознания его рекомендации принимаются к исполнению человечеством не в силу присущего им духа «гуманизма», а под влиянием наиболее зримой внешней необходимости. При таких обстоятельствах мы должны признать приоритет в преодолении кризисных явлений в развитии современной цивилизации за естественнонаучными дисциплинами и, прежде всего, за теоретической физикой.
Характерной особенностью современной теоретической физики стала постановка проблемы концептуального описания единства мира на твердую почву эксперимента и всеобщих математических зависимостей. Начало революционного прорыва в экспериментальном постижении глобальных параметров бытия было положено возникновением в первые десятилетия ХХ века специальной и общей теории относительности (СТО и ОТО), подчеркнувших в своих построениях единство пространственных и временных свойств, связавших вопрос о пространственно-временной организации Вселенной с состоянием движения и плотностью космической материи. Рождение квантовой теории и открытия в физике элементарных частиц развили эвристические возможности релятивистской модели мира, построенной на принципах относительности, постоянства скорости светового сигнала в вакууме, искривленности пространственно-временного континуума, дополнительности корпускулярных и волновых свойств бытия и неопределенности пространственно-временной локализации событий. Среди этих основоположений физической картины мира наибольшие сомнения в своей достоверности вызывает у современных отечественных исследователей принцип постоянства скорости света в вакууме как слишком жестко ограничивающий возможные параметры протекания физических процессов.
Данный принцип, представляя фундаментальное положение СТО, остался нерушимым и в ОТО, утверждая собственным значением определяющий физический смысл евклидовой структуры пространства. Но в содержании ОТО принципы евклидовой геометрии характеризуют окрестности лишь бесконечно близких точек пространства, тогда как общая метрика физического пространства определяется геометрией Римана. Однако в отношении характера действия светового сигнала соответствующего обобщения осуществлено не было, в связи с чем процесс распространения потока света можно было трактовать как набор бесконечно малых прямолинейных перемещений в римановой структуре пространства. Если строго следовать особенностям искривленной структуры риманового пространства, то надо признать, что принцип постоянства скорости света здесь перестает работать, требуя соответствующего обобщения динамических параметров бытия.
Нарушение принципа постоянства скорости света в условиях гравитационных взаимодействий признавал и сам А.Эйнштейн. В свете обобщенного содержания принципа относительности и представления ОТО о «естественности» искривленной структуры пространства возникает необходимость замены утверждения о постоянстве скорости света каким-то иным постоянным показателем, характеризующим процесс распространения сигнала по искривленным мировым линиям. Таким постоянным показателем распространения светового луча в искривленном пространстве может служить фиксированная величина квадратичного ускорения светового сигнала, равная 300000 км/сек2.
Исходя из гипотезы постоянства величины ускорения светового сигнала в пустоте (300 000 км/сек2), мы осуществили разработку проблемы определения действительного возраста космологического расширения Вселенной. Полный цикл вычислений этой величины был представлен научной общественности на страницах ряда научных изданий и в информационных сайтах (См.:Темпоральная модель глобальной целостности в современной научно-философской картине мира // Credo New: Теоретический журнал. – СПб., 2008. – № 1(53). – С. 68–89; Хронотоп глобальной целостности в научно-философском измерении XXI века // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. – 2008. – Т. 6. – Вып. 1. – С. 26‒33; Исторические основы глобального социума в темпоральной динамике мировой целостности // Вестник Карагандинского университета. Серия «История. Философия. Право». – № 2 (62). – 2011. – С. 124–135; Темпоральные основы развития мировой целостности //«Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ. 16879, 10.10.2011 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.trinitas.ru/). Допускаю, что в математическом формализме наших вычислений могут присутствовать ошибочные решения или искажения их исходного содержания неадекватными средствами электронного воспроизведения информации. Но каких-либо критических замечаний со стороны коллег по научному цеху о неверном характере представленных вычислений не последовало. Отсутствие возражений на предложенные решения можно трактовать как молчаливое признание научным сообществом верности полученных нами результатов: возраст Вселенной оказался равным отрезку времени в 1,289·1012лет (1 трлн. 289 млрд. лет).
Эта величина, полученная на основе теоретических допущений, находится в довольно близком соответствии с результатом определения возраста Вселенной на основе эмпирической закономерности в историческом генезисе мировой целостности, установившем длительность ее существования отрезком времени в 1,259·1012 лет (1 трлн. 259 млрд. лет). (См.: Гореликов Л.А. Темпоральная динамика материи в содержании научно-философской картины мира // Вестник Новгородского государственного университета. – 2006. – № 39. – С. 48–51, с. 50). Наблюдаемое здесь расхождение оправдывается принципиальным «разрывом» между теоретическим описанием исследуемых явлений и их действительной реализацией. Если в теоретическом плане допускаются предельные состояния каких-либо процессов (в нашем случае такой идеализацией служит допущение реальности нулевого объема Вселенной как исходного пункта ее эволюции, от которого и ведется теоретический отсчет времени), то эмпирическая реальность исключает достижимость таких идеальных границ и потому не охватывает всей продолжительности теоретически необходимого времени.
Таким образом, главным «идейным ориентиром» в формировании грядущей научной картины мировой целостности служит принцип «постоянства ускорения светового сигнала», намечающий безграничные горизонты в познании содержания объективной реальности. Именно эти горизонты необъятной мировой реальности и станут исторической ареной реализации творческих сил разума, взращенного северной природой и обозначившего 12 апреля 1961 года свою нравственную зрелость, сделавшего практический выбор своего русского будущего в «космическом прорыве» советского гражданина Юрия Гагарина в безграничные просторы Вселенной.
Гореликов Л.А., доктор философских наук, профессор, академик Ноосферной общественной Академии наук
Идея единства мира предполагает, что в основаниях всех уровней его организационной целостности должны лежать общие закономерности, характеризующие, в частности, темпы эволюционного процесса. Соотнесем среднюю величину физического существования Вселенной (15 млрд. лет) с возрастом жизни на Земле (3,8–4 млрд. лет): в результате мы получим примерное соотношение 4:1. Повторим аналогичную процедуру, но уже соотнося длительность существования живой природы (3,9 млрд лет) с возрастом человеческого рода, рождение которого обозначено появлением на исторической арене «человека умелого» (2 млн.лет). Такое соотнесение даст нам пропорцию 1950:1, явно указывающую на резкое, «необъяснимое» замедление темпов мировой эволюции в создании антропосферы по сравнению с предшествовавшим этапом рождения биосферы.
Это «странное» замедление эволюционной динамики можно несколько «ослабить» посредством привязки исторического начала жизни человеческого рода ко времени существования такого ископаемого вида человекообразных существ, как «рамапитек» (10–14 млн. лет назад). В данной исторической проекции соотношение возраста жизни на Земле (З,9 млрд. лет) с временем появления первопредков людей (12 млн. лет) даст пропорцию 325:1. Как и в первом случае, мы наблюдаем «странное» замедление скорости эволюционного процесса по сравнению с предшествующим этапом перехода от физической к биофизической форме эволюции, что расходится с общей тенденцией ускорения с течением временем хода биологической эволюции.
Наши сомнения в достоверности нынешних показателей возраста Вселенной еще более окрепнут при соотнесении возрастных параметров биосоциального существования человеческого рода, обозначенных на линии антропогенеза появлением «рамапитека» (12 млн. лет назад) и рождением «человека умелого» (2 млн лет назад), с исторической жизнью «человека разумного» (38000 лет). Такое соотнесение даст, соответственно, пропорции 316:1 и 53:1, свидетельствующие о нарастании темпов мировой эволюции в сравнении с предшествующей «биотической» фазой. Почему же нарастание темпов мировой динамики не обнаруживается при переходе от биотической к антропогенной эволюции? Думаю, что такие «перепады» в темпоральной динамике мировой эволюции вызваны несоответствием нынешних показателей физического возраста Вселенной реальной действительности.
Но если теоретическая физика некорректно воспроизводит базисные контуры телесной реальности, то и науки о живой природе при всей их самостоятельности также оказываются в стороне от верного понимания исследуемых явлений. Итогом нарастающего клубка проблем в понимании объективных процессов оказывается современная общественная практика, разрушающая безумным техногенным давлением на биосферу и геосферу жизненную среду обитания людей, провоцируя своей безудержной погонью за «частной выгодой» экологическую катастрофу человеческой цивилизации, когда частные интересы отдельных общественных классов и региональных политических систем начинают угрожать существованию всего мирового сообщества. К тому же, после крушения геополитической системы социализма как исторического претворения марксистской теории построения общества братской солидарности трудящихся у человечества не оказалось в понимании будущего более верной, содержательно более целостной концепции формирования всемирного социума на основе гуманистических ценностей свободы, равенства, братства, истины. Современная цивилизация продолжает катиться по «наезженой дороге» свободной конкуренции в погоне за частной «прибылью», в стремлении к неограниченному росту частного капитала, не учитывая, что ныне мировое сообщество приобретает качественно новый, глобальный характер и должно руководствоваться в своей политике универсальными ориентирами, выражающими всеобщие интересы людских масс.
Неясность исторических перспектив, отсутствие подлинно гуманистической, концептуально целостной и научно обоснованной теории социального будущего человечества, порождает в мировом сообществе страх перед будущим и «оправдывает» реанимацию в политике наиболее мощных держав современной эпохи силовой стратегии формирования нужной конфигурации глобального социума, провоцируя этим возможность взрыва новой мировой войны, теперь уже термоядерной. Таким образом, концептуальная незрелость, идейная ограниченность, общетеоретическая неразвитость научно-философской мысли, не поспевающей за интенсификацией общественной практики, может стать роковым фактором в исторической судьбе техногенной цивилизации, обрекающим ее на гибель. Сегодня глубина и ясность теоретического мышления становятся решающими условиями поступательного развития человеческого сообщества, выявляющими генеральные ориентиры общественной практики, определяющими исторические контуры будущего мировой цивилизации, обозначая мысленным экспериментом границы жизни и смерти человечества, решая ходом логических рассуждений судьбу глобального социума.
Перед самосознанием мирового сообщества возникает вопрос: с чего следует начинать «перестройку» идейного содержания системы научно-философских знаний о мировой целостности – с социально-гуманитарных или с естественных наук? Конечно, между данными разделами рациональных знаний должна существовать идейная связь, взаимное согласие в постижении действительности. Тем не менее, в этом союзе должен быть лидер, способный обозначить новые горизонты бытия и увлечь за собой своего напарника в познании универсальных связей объективной реальности. При всей изощренности теоретического инструментария современного обществознания его рекомендации принимаются к исполнению человечеством не в силу присущего им духа «гуманизма», а под влиянием наиболее зримой внешней необходимости. При таких обстоятельствах мы должны признать приоритет в преодолении кризисных явлений в развитии современной цивилизации за естественнонаучными дисциплинами и, прежде всего, за теоретической физикой.
Характерной особенностью современной теоретической физики стала постановка проблемы концептуального описания единства мира на твердую почву эксперимента и всеобщих математических зависимостей. Начало революционного прорыва в экспериментальном постижении глобальных параметров бытия было положено возникновением в первые десятилетия ХХ века специальной и общей теории относительности (СТО и ОТО), подчеркнувших в своих построениях единство пространственных и временных свойств, связавших вопрос о пространственно-временной организации Вселенной с состоянием движения и плотностью космической материи. Рождение квантовой теории и открытия в физике элементарных частиц развили эвристические возможности релятивистской модели мира, построенной на принципах относительности, постоянства скорости светового сигнала в вакууме, искривленности пространственно-временного континуума, дополнительности корпускулярных и волновых свойств бытия и неопределенности пространственно-временной локализации событий. Среди этих основоположений физической картины мира наибольшие сомнения в своей достоверности вызывает у современных отечественных исследователей принцип постоянства скорости света в вакууме как слишком жестко ограничивающий возможные параметры протекания физических процессов.
Данный принцип, представляя фундаментальное положение СТО, остался нерушимым и в ОТО, утверждая собственным значением определяющий физический смысл евклидовой структуры пространства. Но в содержании ОТО принципы евклидовой геометрии характеризуют окрестности лишь бесконечно близких точек пространства, тогда как общая метрика физического пространства определяется геометрией Римана. Однако в отношении характера действия светового сигнала соответствующего обобщения осуществлено не было, в связи с чем процесс распространения потока света можно было трактовать как набор бесконечно малых прямолинейных перемещений в римановой структуре пространства. Если строго следовать особенностям искривленной структуры риманового пространства, то надо признать, что принцип постоянства скорости света здесь перестает работать, требуя соответствующего обобщения динамических параметров бытия.
Нарушение принципа постоянства скорости света в условиях гравитационных взаимодействий признавал и сам А.Эйнштейн. В свете обобщенного содержания принципа относительности и представления ОТО о «естественности» искривленной структуры пространства возникает необходимость замены утверждения о постоянстве скорости света каким-то иным постоянным показателем, характеризующим процесс распространения сигнала по искривленным мировым линиям. Таким постоянным показателем распространения светового луча в искривленном пространстве может служить фиксированная величина квадратичного ускорения светового сигнала, равная 300000 км/сек2.
Исходя из гипотезы постоянства величины ускорения светового сигнала в пустоте (300 000 км/сек2), мы осуществили разработку проблемы определения действительного возраста космологического расширения Вселенной. Полный цикл вычислений этой величины был представлен научной общественности на страницах ряда научных изданий и в информационных сайтах (См.:Темпоральная модель глобальной целостности в современной научно-философской картине мира // Credo New: Теоретический журнал. – СПб., 2008. – № 1(53). – С. 68–89; Хронотоп глобальной целостности в научно-философском измерении XXI века // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. – 2008. – Т. 6. – Вып. 1. – С. 26‒33; Исторические основы глобального социума в темпоральной динамике мировой целостности // Вестник Карагандинского университета. Серия «История. Философия. Право». – № 2 (62). – 2011. – С. 124–135; Темпоральные основы развития мировой целостности //«Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ. 16879, 10.10.2011 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.trinitas.ru/). Допускаю, что в математическом формализме наших вычислений могут присутствовать ошибочные решения или искажения их исходного содержания неадекватными средствами электронного воспроизведения информации. Но каких-либо критических замечаний со стороны коллег по научному цеху о неверном характере представленных вычислений не последовало. Отсутствие возражений на предложенные решения можно трактовать как молчаливое признание научным сообществом верности полученных нами результатов: возраст Вселенной оказался равным отрезку времени в 1,289·1012лет (1 трлн. 289 млрд. лет).
Эта величина, полученная на основе теоретических допущений, находится в довольно близком соответствии с результатом определения возраста Вселенной на основе эмпирической закономерности в историческом генезисе мировой целостности, установившем длительность ее существования отрезком времени в 1,259·1012 лет (1 трлн. 259 млрд. лет). (См.: Гореликов Л.А. Темпоральная динамика материи в содержании научно-философской картины мира // Вестник Новгородского государственного университета. – 2006. – № 39. – С. 48–51, с. 50). Наблюдаемое здесь расхождение оправдывается принципиальным «разрывом» между теоретическим описанием исследуемых явлений и их действительной реализацией. Если в теоретическом плане допускаются предельные состояния каких-либо процессов (в нашем случае такой идеализацией служит допущение реальности нулевого объема Вселенной как исходного пункта ее эволюции, от которого и ведется теоретический отсчет времени), то эмпирическая реальность исключает достижимость таких идеальных границ и потому не охватывает всей продолжительности теоретически необходимого времени.
Таким образом, главным «идейным ориентиром» в формировании грядущей научной картины мировой целостности служит принцип «постоянства ускорения светового сигнала», намечающий безграничные горизонты в познании содержания объективной реальности. Именно эти горизонты необъятной мировой реальности и станут исторической ареной реализации творческих сил разума, взращенного северной природой и обозначившего 12 апреля 1961 года свою нравственную зрелость, сделавшего практический выбор своего русского будущего в «космическом прорыве» советского гражданина Юрия Гагарина в безграничные просторы Вселенной.
Гореликов Л.А., доктор философских наук, профессор, академик Ноосферной общественной Академии наук
Комментариев нет:
Отправить комментарий