Пошук на сайті / Site search

09.06.2021

Юлли Улётова: Генетики нашли предков скифов и сарматов на Алтае и Урале

Учёные получили данные из 111 древних геномов и определили два основных источника влияния на генетический фонд кочевников евразийских степей – это горный Алтай и Урал. Работа по палеогенетическому анализу представителей скифских и оседлых культур Центральной Азии опубликована в журнале Science Advances.

***

Древние кочевые народы степей Евразии, известные как скифы, сотни лет наводили смертельный ужас на своих соседей. Не имея собственной письменности и потому не оставив после себя летописей, скифы неоднократно упоминались в письменных источниках древних греков и римлян, китайских царств и Персидской империи. Они принесли в цивилизованный мир новшества, связанные с конной ездой и военным искусством: например, новые типы железного оружия и седла. Однако скифы не были однородным этносом, они объединяли различные культуры, и история их генетических связей с предшествующими им народами и между ними самими всё ещё полна белых пятен.

Существуют три гипотезы происхождения скифов. На понтийско-каспийские степи указывали предполагаемые иранские языки скифов. Источник в казахских степях подтверждался археологическими находками. Кроме того, возможно происхождение от генетически независимых популяций, объединённых общими культурными чертами. Согласно более ранним исследованиям, 5000 лет назад в степях Евразии происходили масштабные миграции населения, которые сопровождались смешением популяций из различных регионов. Но к периоду своего упадка (т.е., к концу эпохи бронзы, XII-XI века до н.э.) оседлое пастушье население степей бронзового века, предшественники скифов, уже обладало относительно однородным генофондом.

***

Группа археологов, антропологов и генетиков из Германии, России, Казахстана, Узбекистана, Венгрии и Южной Кореи под руководством Йоханнеса Краузе из Института Макса Планка представила результаты изучения 111 древних геномов из 39 археологических памятников, расположенных в степных зонах на территории России, Кыргызстана и Казахстана. Они смогли проследить, когда произошли существенные изменения в генофонде скифов и их оседлых соседей, и установить источники притока нового населения Евразии в раннем железном веке (начало I тысячелетия до н.э.) – в период, когда доминирование в регионе перешло от оседлых пастухов эпохи бронзы к воинственным кочевым племенам.

Полученные данные охватывают временной промежуток от VIII века до н.э. до IV века н.э. Он позволил определить два основных источника влияния на генетический фонд скифов. Один из них располагался в горном Алтае, где находятся самые древние (IX век до н.э.) захоронения железного века, связанные с номадами. Этот компонент распространялся в западном и южном направлениях вместе с миграциями населения. К самым ранним основным археологическим культурам кочевников относится тасмолинская, представители которой обитали в центральном и северном Казахстане в VIII-VI веках до н.э. Затем (с VI до II века до н.э.) в юго-восточном Казахстане и горах Тянь-Шаня появляются сакские культуры, а в горах Алтая – пазырыкская культура (V-I века до н.э.)

***

Не меньшее влияние на биологическую историю скифов оказали и древние популяции, жившие на Урале. Из этого, одновременного первому, источника кочевники также мигрировали на запад и юг, заселив степи Прикаспия и Причерноморья. Именно этот «западный» компонент обнаружен в геномах представителей ранних сарматских культур. Исследователи также отметили, что последние генетически довольно однородны, несмотря на рассеянность по довольно большой территории и широкий временной диапазон существования. В свою очередь, кочевые популяции оставили след и в генетике своих оседлых соседей, например, носителей саргатской культуры, проживавших в лесостепи Зауралья и Западной Сибири. Это согласуется с гипотезой о происхождении саргатцев в результате смешения местного населения и пришлых групп кочевников.

Также был обнаружен ещё один генетический след в изученных геномах скифов – он ведёт в южные регионы Кавказа и Ирана или в Туран (так называют географическую область на юге Средней Азии). Пропорции этого вклада в геномах скифов увеличиваются с течением времени и с востока на запад. Результаты исследования по-новому освещают до сих пор дискуссионный вопрос происхождения скифских культур. Гипотеза о понтийско-каспийском происхождении здесь поддержки не находит совсем. Также доказывается, что и предположение о единственном источнике, сформировавшем генофонд скифов, несостоятельно. Кочевые популяции евразийских степей железного века имели минимум два независимых генетических источника, расположенных довольно далеко друг от друга.

***

К рубежу тысячелетий восточно-скифские культуры пришли в упадок. Его связывают с усилением активности в регионе племён хунну и сяньби, а также кангюев. Новые обитатели степей сохраняют кочевой образ жизни, что подтверждается археологией, а вот демографические изменения степного населения остаются малоизученными. Учёные считают, что благодаря распространению кочевников хунну и сяньби произошёл новый приток восточного компонента, а с экспансией кангюев можно связать небольшую примесь из иранского источника.

Также авторы исследования сопоставили полученные данные с генофондом современных казахов. Из истории кочевников Центральной Азии известно, что после распада Золотой орды в XV веке казахские роды объединились в три племенных союза – Старший, Средний и Младший жузы. Единого мнения относительно причин разделения нет.

Предположительно, это был политический компромисс между разными племенами распавшегося государства, направленный на защиту от внешних врагов. Обособление орд способствовало сужению генетического разнообразия населения Казахстана. Возможно оно могло быть следствием соблюдения древних традиций, корни которых уходят во времена образования жузов. Одной из них является запрет на близкородственные браки – «Жети-ата», который долгое время регулировал правила брачевания внутри племенных казахских групп.

***

Исследователи отмечают, что решение вопроса о происхождении скифов невозможно на основании одного генетического проекта, но полученные результаты демонстрируют, как менялся генофонд евразийских популяций с течением времени, и лягут в основу будущих работ по изучению генетических связей между народами Евразии и их вкладу в современные популяции. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти