Нет, не радость от поражения США доминирует в эмоциях кремлян.
Потому что, конечно, это не поражение, а новые возможности для Штатов потратить следующий триллион с более ощутимым КПД, например, в соответствии с целями и задачами, которые сформулированы были во время турне Байдена в Европу.
А вот у России, скорее всего, появится много новых забот, которые будут отвлекать ресурсы от реализации гибридных имперских амбиций. Ведь именно РФ получает не только дестабилизацию близ своих границ, но и большую угрозу внутренней безопасности, потому что вдохновляться успехами Талибана быстрее всего начнут не фрустрированные «пассионарии» развитых стран, а униженные и оскорблённые постсоветской Средней Азии, большое количество которых находится на заработках в России. Да и в той же Сирии успехи талибов вдохновили не Асада, а его противников в Идлибе.
Между тем, Путин сегодня сам всё объяснил: «Движение «Талибан» контролирует сегодня практически всю территорию страны, включая столицу. Это реалии, и именно из этих реалий нужно исходить, не допуская, безусловно, развала Афганского государства. Нужно прекратить безответственную политику по навязыванию извне чьих-то сторонних ценностей, стремления строить в других странах демократии по чужим «лекалам», не учитывая ни исторические, ни национальные, ни религиозные особенности, полностью игнорируя традиции, по которым живут другие народы».
Речь даже не в авторитаризмах и демократиях, как ставит вопрос Байден.
Это другая, более глобальная фундаментальная оппозиция: за или против идеи универсальных ценностей, прав человека.
Получается, объективные идейные союзники Путина – те, кто не согласен, что все люди «рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Те, кто открыто выступает за урезание прав тех, кто слаб и уязвим, то есть против справедливости.
Пока Байден собирает «демократический интернационал», Путин открывает двери коалиции против Всеобщей декларации прав человека.
P.S. Есть подозрение, что формулировать правила игры и «нарезать задачи» в этой коалиции будет не Кремль. В апреле 2013 г. КПК приняла Коммюнике о текущем состоянии идеологической сферы, более известное как Документ 9, в котором перечислены главные угрозы, подрывающих власть партии. Среди них представления о том, что «ценности Запада являются преобладающей нормой для всей человеческой цивилизации», что «западная свобода, демократия и права человека универсальны и вечны» и применимы «ко всему человечеству».
Дмитрий ПЕтров
ОтветитьУдалитьМир уже не раз сталкивался с тем, что конфликт между демократией и авторитаризмами всех мастей - это политическая очевидность, лежащая на поверхности процессов и явлений, которые мы наблюдаем. Да, Elena S. Galkina права: афганская (и иные подобные) ситуации - это фрагменты более глубокого и фундаментального глобального столкновение: торжества идеи гуманизма, совести, универсальных ценностей и прав человека с идеей главенства насилия, несправедливости, "ценностей" на потребу момента и презрения к праву.
Но битва идёт и на куда более глубинном уровне. Это битва мировоззрений, бразов жизни, картин мира. В ней дремучая, косматая, дикая архаика не хочет отступать перед торжеством развития. Истошно цепляется за свои догмы и интересы. А порой идет в атаку. Примеры - фундаменталистский экстремизм и еще существующие тоталитарные и диктаторские режимы. Их драйвер - энергия зла. Эта мощная агрессивная сила оперирует не только на периферии мира. Она способна (вспомним Нью-Йорк в 2001, Париж в 2015 и иные чудовищные акты террористического насилия) прорываться в цитадели свободы. Очевидно, лидеры мира развития, наделенные глобальным видением, способны так перераспределять свои ресурсы и перенаправлять векторы движения (в том числе - сил врага), чтобы не только защитить развитие и свободу, но и столкнуть разные фракции в стане противника.