Поиск по сайту / Site search

22.05.2023

Mansur Kuchkarov: Венгрия и тюркский мир

На фото - Армин Вамбери (19 марта 1832, 15 сентября 1913, Будапешт) — венгерский востоковед, тюрколог, путешественник, полиглот. Вамбери был первым сторонником гипотезы о тюркском происхождении венгерского языка, чтобы подтвердить эту гипотезу, он специально отправился путешествовать по Востоку. Кстати, он же признал роль татар в деле распространения просвещения. 

И так, если, вплоть до падения коммунистического режима в Венгрии больше говорили только о родстве венгров с финно-угорскими народами, то в последние десятилетия чаще стали появляться работы о тесной взаимосвязи венгров с тюркскими народами

Сам этноним угры, по мнению В.Шушарина происходит от протоболгарского племени оногур. Арабо-персидские авторы IX—X веков сообщали о мадьярах-скотоводах, соседствовавших с печенегами и булгарами — а.с.(ш)к.л на Волге. Ибн Русте в переводе Д.А. Хвольсона: "Между землею Печенегов и землею болгарских Эсегель лежит первый из краев маджарских". Ибн Русте и Гардизи сообщают, что волжские булгары Барсул, Аскал и Булкар "живут в одном месте", а территория "Заволжской Печенегии", простиравшаяся до Южноуральских гор и Мугоджар на востоке, включала "и южные, степные районы современного Башкортостана", то "первый из краев маджар" — это "современный Башкортостан в его приуральской лесостепной части". Об этом же свидетельствуют и данные археологии. Поэтому географические координаты как тех, так и других оказались одинаковыми с той лишь разницей, что южными соседями мадьяр были печенеги, а башкир — огузы и кыпчаки. Венгерский монах-доминиканец Юлиан в 1235—1237 годах даже совершил путешествие в "Великую Венгрию". Рубрук пишет "Язык паскатир и венгров — один и тот же; это пастухи, не имеющие никакого города; страна их соприкасается с запада с Великой Булгарией"

Таким образом, арабо-персидские (IX—X века) и западноевропейские (XIII век) авторы не расходятся в определении территории "первого из краев Мадьярских" или "Великой Венгрии". 

С.Г.Боталов предполагает, что часть мадьярского племенного союза вошла в состав кыпчакской конфедерации и приняла ее самоназвание. "... Не случайно этноним "мадьяр" появляется вновь на страницах источников лишь после монгольского нашествия, когда основательно была разрушена родоплеменная структура кыпчакско-половецкого союза". Возможно, именно, таким образом, часть мадьяр попала на территорию современного Казахстана. Одно из кыпчакских объединений, кочевавших в Тургайских и Ишимских степях Прииртышья, называлось маджар (мадьяр)-кыпчаки. Кроме того, среди семидесяти элей Ногайской Орды было одно под названием Маджар, не имеющее внутренних подразделений. Этноним маджар фигурирует в числе древних племен и родов, имеющихся в составе ногайцев как в прошлом, так и в настоящее время. Степные маджары позднего средневековья сыграли определенную роль в этногенезе узбеков, в составе которых сохранилось племя "маджар" . Это название было принесено в Мавераннахр кочевыми предками узбеков, обитавшими на территории современного Казахстана. "Мажары" на Волге упоминаются ещё при Иване Грозном "И царь и воеводы горнихъ людей, князей и мурзъ и сотныхъ князей и десятныхъ и Чювашу и Черемису и Мордву и Можаров и Тархановъ ...". Можары, таким образом, жили на правом берегу Волги и входили в состав Казанского ханства. По мнению Радлова, под этим названием русским были известны татары-мишари. С.П. Толстов также придерживался мнения о выведении имени мишарей от мадьяр. Современных венгров, русскую мещеру и татар-мишарей он считал ответвлениями одного племени, которому вместе с тем отводил большую роль в формировании башкирского народа. В русских письменных источниках, начиная с XIV века, упоминаются не только "можеряне" — производное от "можары", но и "мещеряне" — производное от "мещера". Так называлось мишарское, т. е. тюркоязычное население Мещерской земли. 

Очень близка к этим взглядам позиция венгерского исследователя Й. Переньи, согласно которому венгры еще в V—VI веках н.э. жили в лесостепном районе по Оке, где их потомками являются мишари. С этим соглашается Р.Г. Кузеев "этнически к одному из древних угорских племен мадьярского союза восходят своим происхождением мишари, этноним которых также имеет угорско-мадьярскую основу". Б.А.Васильев отмечает, что этноним "мещера" в русской письменности впервые появляется в середине XIV века "и только с XV—XVI веков получает широкое распространение как в тексте летописей, так и в актовых документах". Этот этноним, от которого происходит топоним Мещерская земля или Мещера, "имеет в своей основе самоназвание татар-мишарей ("мя шар"). Мишарей автор отождествляет не только с мещеряками или мещерянами, но и с мижерами или можерянами (мажарами — мачарами), известными по документам XV—XVI веков, предполагая генетическую связь последних с мадьярами. 

В пользу этого вывода свидетельствует наличие в ареале формирования мишарей мадьярской топонимики. По данным Э. Мольнара, "на территории бывших Казанской, Симбирской, Пензенской, Тамбовской, Саратовской, Нижегородской и Рязанской губерний можно встретить большое число наименований местностей, — в большинстве случаев в форме "можар", — связанных с названием венгерского народа (мадьяр)". По мнению исследователя, в этих наименованиях местностей следует видеть память о венграх, перешедших Волгу и остановившихся в лесостепи между Волгой и Доном "в тот период, когда нажим печенегов толкнул большинство венгерских племен на запад". 

Таким образом, после миграции основной волны венгерских племен на запад оставшаяся их часть разделилась на две ветви: западная стала называться мещера, а восточная — можары. 

Р.Г. Кузеев выделил булгаро-мадьярский компонент древнебашкирского этноса, сформировавшийся в этнической среде булгарских и угорских племен, к которому восходят "следующие родоплеменные образования: племена юрматы, юрми, еней, гайна-тархан, буляр, танып; роды в составе западных табынцев — кесе, кальсер, юмран (юрман); род мишар в составе племени юрматы; родовые подразделения в составе разных племен — нагман, юламан, имес". Р.Г. Кузеев также отмечал, что башкирские этнонимы "булгаро-угорского" слоя "проникли в Башкирию с запада" и даже предполагал, "что они восходят к тюркизированным уграм буртасского этнокультурного мира". В свете современных данных археологии мы вправе связывать происхождение выделенного Р.Г. Кузеевым булгаро-мадьярского компонента в этногенезе башкир с носителями чияликской культуры Камско-Бельско-Икского междуречья XII—XIV веков, этническая принадлежность которых, по мнению большинства исследователей, была угорской

В современной науке бытует точка зрения о том, что приуральские угры, жившие к востоку от Волжской Булгарии, имели "собирательный этноним баждгарт или бажджарт. Возможно, от этого названия позднетюркские кочевники, занявшие данную территорию и в XIV—XV веках вытеснившие или ассимилировавшие на севере ее остатки угорского населения, получили название башкир". Д.А.Хвольсон отмечает "что башкиры, народность которых сформировалась из кыпчакского племени под значительным воздействием булгарского и угорского субстратов, безусловно, находились в тесных генетических связях с хунно-булгарским племенем огуров — угуров — угров, известным на востоке тюркской эйкумены под именем огузов". Кыпчакский этап в этнической истории башкир в целом датируется XIII—XIV веками. Разумеется, "кыпчаки" в данном случае — условное понятие, не идентичное домонгольским кыпчакам. Определенную роль в сложении новой кыпчакской общности сыграл центральноазиатский монголоязычный компонент, передавший всей этой общности известное по письменным источникам название "татары".

По вопросу о том, куда с Волги, мадьяры двинулись на запад, в историографии были выделены две точки зрения. "Одна сводится к тому, что венгры двигались через Волгу на Оку и далее в Леведию. Сторонники другой точки зрения полагают, что венгры переправились через Волгу где-то в среднем ее течении, а через Дон в районе Медведицы и Хопра, иначе говоря, их путь проходил по степям". По мнению В.А.Иванова, угры-мадьяры двигались из Приуралья на запад "по южной кромке восточноевропейской лесостепи", так как движение по более привычной для них северной периферии лесостепи привело бы их к столкновению с волго-камскими булгарами и древнемордовскими племенами, довольно плотно заселявшими территорию Окско-Сурского междуречья. На Дону мадьяры попадают под влияние хазар. Вместе с хазарскими "кабарами" уходят в Паннонию, где у них, начинаются контакты, уже с балканскими булгарами.

На западе, от Волжской Булгарии, процесс распространения булгарской культуры, оказался гораздо более глубоким, чем на востоке. Одно из подразделений булгар - оногуры, позже стало самоназванием венгров. Наиболее раннее из известий об "унграх", рядом с болгарами, содержится в хронике Георгия Амартола, который повествует об участии "унгров" в болгаро-византийском конфликте 836—838 годов. В Венгрии булгарское влияние охватывает юг от слияния рек Тиса и Марош. Памятники дунайских булгар обнаружены в районе Тисы, в районе Карпатской котловины у Марошкарна, Чомборд, Олагорб, Оладалья и у Дьюлафехервар (Ярослав Пилипчук). В. Шушарин так же отмечает тюркские заимствования в венгерском языке начинались ещё с VI-VII в. О схожести тюркских и венгерского языка свидетельствуют такие слова как: anya ("анья") – мать, alma ("альма") – яблоко, alacsony ("алачонь") – низкий, kicsi ("кичи") – маленький, késni ("кешни") – опаздывать, balta ("балта") – топор, szakáll ("сокяль") – борода, kék ("кеек") – синий, teve ("тевее") – верблюд и другие. Между прочим, венгерский, как и тюркские языки, также является агглютинативным языком, где вместо предлогов используются суффиксы и префиксы. Например, "аньям" (сравните тат. "анам) с венгерского будет означать – "моя мама".

По сведениям венгерского учёного Андраша Жолт Биро "Венгры до сих пор отмечают старый тенгрианский праздник Карачун. Это слово состоит из двух древних слов "кара", что значит "великий", и "чун" – "обмен". Праздник приходится на 21 декабря, когда совершается великий обмен: день постепенно идет на увеличение, а ночь – на сокращение. Интересно также отметить, что Рождество по-венгерски Кораачонь (Karácsony)", – рассказал Биро".

 В последние десятилетия в Венгрии наблюдается активный подъём национального самосознания и проявления интереса к тюркской культуре. Депутат венгерского парламента Иштван Саваи считает, что финно-угорская теория была придумана австрийскими учеными, чтобы подавить венгерскую идентичность: "... Мы не против финно-угорского родства, но мы встраиваем эту теорию в более широкую концепцию происхождения древних венгров от туранских народов. Мы хотим заменить устоявшееся мнение о финно-угорском родстве и доказать теорию о гуннском происхождении наших предков", – сказал он. 

Предводитель гуннов Атилла, стал сакральным персонажем в венгерской истории. Среди ученных о значительном влиянии тюрrок на венгров относятся А. Рона-Таш, Тибор Тот, Андраш Жолт Биро, Мандоки Конгур, но начиналось с Армина Вамбери. Арминий Вамбери происходил из бедной еврейской семьи. Но стремление к знаниям, ему помогло преодолеть все трудности и получить хорошее образование. Увлечённый культурой и литературой Османской империи, в 20 лет Вамбери совместно с Йожефом фон Этвёшем совершил путешествие в Стамбул, где зарабатывал на жизнь преподаванием европейских языков. В скором времени он устроился на работу в доме Хуссейн Даим-паши, благодаря которому познакомился с министром иностранных дел Османской империи Мехмедом Фуад-пашой, у которого получил место секретаря. К этому времени, благодаря переводам трудов османских историков, Вамбери также получил степень члена-корреспондента Венгерской академии наук. В 1858 году он опубликовал Турецко-немецкий словарь, а позже написал ещё несколько работ по лингвистике. При изучении турецкого языка, он обнаружил много общего с родным венгерским. Так появилась его версия о родственных связях венгров с тюрками. Но это еще не была та Азия, "откуда пришли старые мадьяры". Нужно было двигаться дальше на восток, в Афганистан, в степи Туркменистана, в сказочную Бухару. Но ещё в Стамбуле готовясь к большому путешествию, он начал изучать центральноазиатские тюркские рукописи, чтобы познакомиться с чагатайско-тюркским языком (предшественником современного узбекского). Так в 60-х годах XIX века Вамбери умудрился проникнуть в Среднюю Азию и Персию под видом дервиша. Итогом его исследований явились книги с описанием странствий по Востоку и труды по тюркской и угро-финской лексикографии, которыми пользуются до сих пор востоковеды всего мира. Его лингвистическое исследование было признано лучшим в 1869 году и принесло ему премию Самуэля. Вамбери ввел востоковедение в венгерское высшее образование и сыграл новаторскую роль в организации преподавания тюркологии в Венгрии. Турецкие языки и литература занимали центральное место на протяжении всей жизни востоковеда Вамбери. Вамбери пытался сыграть важную роль в улучшении британо-турецких отношений и восстановить приверженность Великобритании сохранению единства Османской империи, страны, которой угрожали распадом изнутри и российской экспансией извне. Он не оставил завещания. Его последней просьбой было устроить простые протестантские похороны без речей и песен и не сопровождать его в последний путь из Университета или Академии. Его могила находится на кладбище на улице Керепеши в Будапеште.

Труды А. Вамбери:

История Бохары или Трансоксании с древнейших времен до настоящего. Перевод А. И. Павловского. Тома I—II. — Санкт-Петербург: 1873.

Путешествие по Средней Азии. Арминий Вамбери. Перевод с английского СПб, 1865.В.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти