Асир представлен как младший брат Гада; сии двое были сыновьями Зелфы, служанки Лии (Бытие 35:26). Библейский разсказ показывает, что статус Зелфы как служанки изменился на настоящую жену Иакова (Бытие 30:9). Отметим, что ее статус служанки разсматривается некоторыми изследователями Библии как указание на то, что авторы считали племя Асира не полностью израильского происхождения; оно никогда не включалось в политику.
В Торе говорится, что у Асира было четыре сына и одна дочь, кои родились в Ханаане и переселились вместе с ним в Египет, а их потомки оставались там до Исхода; кажется, что сие частично противоречит египетским записям (при условии даты позднего Исхода), согласно коей группа по имени Асеру, имя, от коего, вероятно, происходит Асир, в 14 веке до н.э. проживала в районе, похожем на традиционную территорию Асира, в Ханаане.
Сыновьями Асира были Йимна, Ишуа, Исуи и Берия.
Дочь Асира, Серах (также транслитерируется как Сера), единственная внучка Иакова, упомянута в Торе (Бытие 46:17). Но ее мать не называется. Согласно классической раввинистической литературе, мать Серах звали Хадура, и она была потомком Евера. Хотя Хадура была женой Асира, то был ее второй брак, и отец Серах фактически являлся первым мужем Хадуры, коий умер. В классической раввинистической литературе брак Хадуры с Асиром также был его вторым браком, его первый брак был с Адоной, которая была Измаилиткой. Книгя Яшера дает некоторые подробности: «И молодая женщина была миловидна и разумна, и была она женой Малкиела (Malkiel) сына Элама, сына Сима. И Хадура родила дочь Малкиелу, и он назвал ее именем Серах (Serach), и умер Малкиел после того, а Хадура пошла и оставалась в доме отца ее. И после смерти жены у Асира, пошел он и взял Хадуру в жены, и привел ее в землю Ханаанскую. И дочь ее Серах он также привез с собой, а ей было три года, и девица была приведена в дом Иакова. И девица была миловидна, и ходила она освященными путями сынов Иакова. Она ни в чем не нуждалась, и дал Господь (YHWH) ей мудрость и разумение» (45:14-17). Но Книга Юбилеев противоречит сему, утверждая вместо того, что жену Асира звали Ийон (что, вероятно, означает «голубка»). Упоминание дочери в генеалогиях всегда значительно, ибо сие подтверждает особый властный статус. Так отмечаются матриархи народа. Указание, что Хадура являлась потомком Евера не только выявляет ее чисто Месопотамское происхождение, но относит к архаическим разделениям родства Авраама. Вероятно, дочь Асира сохраняла некие властные функции среди иврим, все еще обитавших в Междуречье, как потомок древнего праотца.
При вторжении в Ханаан колено Асира участвовало в войне на ряду с другими сродниками. Однако Тора содержит определенное указание: «Асир не изгнал жителей Акко, и жителей Сидона, и Ахлава, и Ахзива, и Хелвы, и Афека, и Рехова» (Суд. 1:31). Сие может означать некоторое желание колена Асира к симбиотической жизни с хананеями, что было строго запрещено еще Мойсеем.
В древности имя колена стало интерпретироваться, как «счастье», что вполне соответствовало его положению. Колено Асира было наиболее благословлено детьми мужского пола, а его женщины были так красивы, что священники и князья искали их себе в жены [согласно толкованию на Бытие Rabba 71]. Обилие нефти на земле, коей владел Асир, настолько обогатило племя, что никому из них не нужно было нанимать жилище. Почва была настолько плодородной, что во времена нехватки, особенно в субботний год, Асир снабжал весь Израиль оливковым маслом [Sifre, l.c.; Menahoth (Babylonian Talmud) 85b; Targum Yerushalmi (Talmud Pseudo-Jonathan) на Втор. 33:24]. Асиритяне также славились мудростью [Baвилонский Талмуд, Menahoth 85b. ].
Удивительное благосостояние, а также указание на женщин колена Асира, коих желали брать себе в жены представители священства и царственности, наводит на кое-какие предположения. Такое породнение не приветствовалось по многим установлениям. Но в данном случае оно, очевидно, могло нарушаться. При том, что само колено как было было выключено из политической жизни. Исходя из крупиц информации, можно предположить, что колено Асира являлось кастой… банкиров. На сие как бы указывает само благословение Иакова: «Для Асира – слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства» (Быт.49:20).
Некоторое количество современных историков настаивает на не-израильском происхождении колена Асирова. Они соотносят имя данного колена с одним из «народов моря» - Uashesh (т. е. на иврите «мужи Уаша»), что в древнееврейском произновении превратилось в Ашера. На наш взгляд, данное понимание в высшей степени произвольно. Уешеш (часто указываемые как Эквеш) скорее соотносятся в древнейшими ахейцами, а не асиритами.
Асир являлся тем, кто всегда стремился примирить братьев, особенно когда они спорили о том, кому из них суждено стать родоначальником священников (Sifre, Втор. 355). В тексте Завещания Патриархов (От Асира гл.5) Асир считается образцом добродетельного человека, который с целеустремленностью стремится только к общему благу. Согласно классической раввинской литературе, Асир сообщил своим братьям об инцесте Рувима с Валлой. В результате у Асира возникли плохие отношения со своими братьями. Как только Рувим признался, братья поняли, что были несправедливы по отношению к Асиру. Классические раввинские источники описывают мотивацию Асира как полную невиновность в злом умысле и постоянный поиск гармонии между его братьями.
Камнем колена Асира был таршиш ( תַ רְ שִּ יש ), т. е. хризолит, флаг и цвета драгоценного камня светло-зеленый, коим украшали себя женщины, с вышитым на нем оливковым деревом.
Я почти уверенно произвожу имя Асира от ассирийского праотца Ашшура. Отчего его имя установилось в Израиле? Всё происхождении Зелфы. Она из Месопотании. Имена Гад и Асир - неслучайны. Гад - соотносим с Гутиумом, Асир - с Ашшуром. Вероятно происхождение ивритского клана, к коему принадлежали Валла и Зельфа, коий происходил как то от гутиев, но проживал в граде Ашшур. И имел там даннические полномочия, отчего и дано такое экзотическое имя сыну.
Интересно, что, будучи политически выключенным из общеизраильской жизни, колено Асира проводило совершенно независимую линию поведения, кою можно охарактеризовать как оппортунистическую. Оно гибко меняло лояльность к центральной царской власти, никак не вмешиваясь в политику.
Основная масса сего колена осталась в разсеянии. Однако, в Новом Завет мы находим удивительное сообщение о пророчице Анне, дщери Фануиала, коя опознала Богомладенца. Но она указана от колена Асира, что весьма знаменательно в апокалиптической перспективе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий