* ПРИКАРПАТСЬКИЙ ІНСТИТУТ ЕТНОСОЦІАЛЬНИХ ДОСЛІДЖЕНЬ ТА СТРАТЕГІЧНОГО АНАЛІЗУ НАРАТИВНИХ СИСТЕМ
* PRECARPATHIAN INSTITUTE FOR ETHNO-SOCIAL RESEARCH AND STRATEGIC ANALYSIS OF NARRATIVE SYSTEMS
* VORKARPATEN INSTITUT FÜR ETHNO-SOZIALFORSCHUNG UND STRATEGISCHE ANALYSE NARRATIVER SYSTEME
* ПРИКАРПАТСКИЙ ИНСТИТУТ ЭТНОСОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА НАРРАТИВНЫХ СИСТЕМ

Пошук на сайті / Site search

26.07.2018

Лидия Баитова: Не стесняйтесь, не игнорируйте, не пренебрегайте!

Сердце обливается кровью от осознания того, что тюркская культура и самосознание подавляются на тюркской земле. Потомки грозных кочевых племён хакасы ныне бесправны в собственной республике. На сегодняшний день коренное население составляет лишь 12% жителей Хакасии. Быстрыми темпами идёт ассимиляция и манкуртизация сибирских тюрков.

На фоне этих вопиющих процессов просто бесценными являются популяризаторы хакасской культуры. Такие как Лидия Баитова, довольно известный человек в республике. Поступило сообщение, что ФСБ завёл на неё уголовное дело по обвинению в экстремизме за пост Vkontakte. Ниже сам этот пост — судите сами!

«Как же задолбал национализм в Абакане. Хотя понимаю, что не только в нем… везде по России, но, т.к. живу здесь, то отвечаю только за ситуацию в этом городе.

Мне почти тридцать лет, но дети, играющие в игровой комнате, имеют наглость заявить, что вход туда только русским. Уже с детства растут маленькие националисты. Моя же дочь не кричит: “Вход только хакасам”. Может, надо уже учить ее этому, чтобы русские заткнули свои языки в задницу (это я не о всех, а о тех, кто офигел от своей царской короны и русского величия)! Потому что не прививаю я ей таких понятий, как хакас — хорошо, русский или все остальные — плохо. У меня куча отличных знакомых и друзей всевозможных национальностей и это невероятно круто! В каждом своя уникальность и особенность.

23.07.2018

Андрей Козлович: Отзыв на книгу Бориса Акунина «Алмазная колесница»


Книга Акунина «Алмазная колесница» — это единственная, известная мне российская книга о ниндзя. Так же книга очень интересна тем, что в ней есть женский персонаж — образ женщины-ниндзя. Причём, женщины по-настоящему роковой.

Видео-отзывы на другие книги смотрите на авторском канале Андрея Козловича — https://www.youtube.com/channel/UCy8OY5cpb7PWDlvfzH2ZyXg

15.07.2018

Роман Лебедев: Индейцы-тлинкиты и алтайцы-теленгиты

На Алтае есть народ теленгиты. Монгольский ученый Хаянхирваа считает, что североамериканские тлинкиты и алтайские теленгиты — это один и тот же этноним.

Историк, антрополог и этнограф, к.ист.наук С.А. Корсун (старший научный сотрудник Отдела этнографии Америки МАЭ РАН) указывает, что  предки тлинкитов проникли 8 тыс. лет назад из Сибири, имеют общую мифологию и погребальный обряд с народами Сибири. Например, воздушный способ захоронения шаманов.  Такой же способ бытовал у алтайских народов. Тлинкиты считали, что души умерших собирались на севере, там же путь во все три мира. То же и у алтайцев – в низовьях реки Тойбодым (река Обь) помещалось царство Эрлика – «Тойбодым – океан». Также, как и у ханты и манси – там, на севере — Нижний мир. Демиург (но не создатель) у тлинкитов – герой «Ворон-Эль». «Эль» — тюркское слово – «народ». У якутов божество ворон – родоначальник девяти шаманских родов. Покровитель животных у тлинкитов – «Канахтаквай», а главным подводным духом был «Конакадет» — явно тюркская титульная ликсема — «Кан-, Хан-».

О тюркских этнонимах и топонимах в Северной Америке и конкретно у тлинкитах говорит научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, г. Владивосток А.М. Харитонов.  Залив на северо-западном побережье Северной Америки, где кончалось владение индейского племени тлинкиты, назывался Якутат. В заливе Якутат имеется мыс – Якутанья, что в переводе с тлинкитского – «место причала каноэ». «Аляска» ср. с якутским «Эль-Саха» — народ Саха.

Об общности мифологических сюжетов в мифологии тлинкитов и народов Сибири пишет историк, археолог, этнограф, специалист по сравнительной мифологии, истории и археологии древнейшей Западной и Центральной Азии, а также истории и этнографии индейцев, доктор исторических наук Ю.Е.Березкин.

Историк, археолог профессор С.В.Кисилев проводит сравнение церемониальных «глухих» масок тлинкит с погребальными масками древних хакас (кыргыз), которые также были глухими, без прорезей рта, ноздрей и глаз.

14.07.2018

Іоангеліє, або Книга Орди

ПАЛАЮЧА ЦЕРКВА МАТРІАРХАЛЬНОГО ПАТРІАРХАТУ· (https://www.facebook.com/nehajpalae)

Часть І

Сотворение мира
В начале времен была только Сингулярность, из нее же возник Хаос, и в нем был бог. По прошествии вечности богу наскучили вечные поиски в Хаосе второго носка и очков, и отделил он небо от земли, огонь от воды, явное от темного, день от ночи, абстрактное от конкретного, железо от софта, и назвал это Творческим Беспорядком.
Паче чаяния Творческий Беспорядок расширялся со скоростью Большого Взрыва, и не было кроме него ничего во Вселенной, и был он Вселенная. И перестал бог находить даже непарные носки, и увидел, что это нехорошо.
Тогда бог отделил от себя других богов, и воззвал: «Увага! Починаємо нараду!», и явились Шестеро. И сам он был Седьмым, и был един с ними.
Имена же их были такие. Отец, которому отдано было право вершить судьбы людей до, во время и после смерти. Он не был Перворожденным, хотя и назван Отцом. Второй бог – Воин – был наделен силой и мужеством в бою. Кузнец стал мастером во всех ремеслах. Мать – ей были отданы милосердие, плодородие и демография. Дева – она курировала красоту, гигиену и биохимию отношений между влюбленными. Старица же получила мудрость, предвидение и волшебный фонарь. Седьмым был Неведомый, и был он Перворожденным богом.
Семеро взошли в чертог, именуемый септой, и сели за стол в виде семилучевой звезды так, чтобы ни один из лучей не был направлен острым ни на одного из них. И тупили они два дня, пока не придумали сделать себе слуг, чтобы они навели порядок.
Тогда создали они семь классов разумных существ: Лордов, Воинов, Работников, Домохозяек, Любовниц, Жриц. Седьмой класс именовался Креаторы, они писали сценарии будущего. Все они были людьми.
Первым креатором был пророк Мартин, и записывал он все дела на Земле, и жил он много сезонов, и полны событий были дни его. С его слов и написана эта Книга.
Создавая человечество, боги не сказали ему «плодитесь и размножайтесь» и вообще ничего не сказали: как жить, добывать огонь, хлеб, приобретать друзей и оказывать влияние на людей. До всего пришлось додумываться самим.
Первым делом люди расплодились и размножились, что привело к неожиданным последствиям. Людей стало много, а земли, на которую их высадили боги, мало. Поэтому Работники изобрели мечи, луки и доспехи, а Воины начали захватывать земли соседей. Те же, кто оказался слаб и проигрывал войны, были вынуждены стать великими кочевыми племенами и знаменитыми путешественниками.

Часть ІІ
Краина и ее соседи
В центре населенной Земли с первых времен жили племена майданов и гречкосеев. Были они дружны и говорили на одном языке, который называли соловьиною мовою. История утверждает, что первый Пан – так назывался их лорд – Эней Моторный был немым, но ему явился бог в образе соловья и научил говорить.
Тотчас Эней проявил свой характер: вмиг построил государство, провел реформы, сплотил нацию, закончил очередную войну с кыроаками за две недели и велел давать за золотой талер не более восьми местных грошей. Но это не точно.
Государство его было обширным – за месяц не доскачешь до его края, и дал Эней ему имя Краина, а всем его жителям – краинцы.
К северу от Краины раскинулась Мордорская держава, населенная разными народами, в основном кыроаками и колорадами. Носили они волчьи шкуры вместо верхней одежды, были свирепы и ненавидели всех, кто не похож на них, будь это покоренные племена в самом Мордоре или народы за его пределами. Каждому из них они придумали унизительную кличку и считали их недолюдьми, а полноценными только себя.
Распространившись по Земле, кыроаки с колорадами взяли у других народов многие достижения, но из-за спеси и гордыни своей стали говорить, что это они сами придумали все, от деревянных кукол, которые вставляются одна в другую, до примитивного музыкального инструмента с тремя струнами. В действительности же тем немногим, что они сами создали, были свирепые свинособаки, ставшие им и охранниками дворов, и защитниками, и даже друзьями и подругами.

08.07.2018

Евгений Ихлов: «Ошибка», оказавшаяся исторической правдой

Слова президента Порошенко о том, что киевский князь Владимир крестил Украину, вызвали вал насмешек.  Я даже раздумывал не присоединиться ли к ним, пойдя по близкому мне пути исторических аналогий. Вот, хотел написать я, разве рекс (в точном значении — «варварский, т.е. «малый», король, «лесной шейх») Кловис Хильдерикович крестил Францию? Германец, сын германца из салических франков и тюринги, имевший дружину из германцев, владения которого располагались в нижнем Рейнланде и нынешней Бельгии… (Вы уже догадались, на какой язык был похож их родной говор? Нет, конечно, шрифт – латиница. Но не зря же почти официальным было поверье о том, что Мерои происходят от дочери Иегошуа га-Ноцри. 120 лет назад французские «патриоты» бы сказал les Juifs-boche). Чего тут французского?

Но, стоп! Клодвиг порвал с германской антиримской ориентацией на арианство, приняв крещение от епископа, поставленного Папой.
Клодвиг ориентировал свою политику на интеграцию франкского истеблишмента с римско-галльским населением и установил кодифицированное право — «Салическую правду», начав сложный процесс соединения германского права и римского.
Таким образом он и создал социокультурную матрицу исторической Франции.
А географию история «поправила», сместив центр будущего цивилизационного полюса Запада на юго-восток.

То же самое и про события конца 10 века в Киеве. Тогдашнее великое княжество (герцогство) Киевское было не просто славянским каганатом.
Маркс называл его одним из «готских [т.е. с германоязычной элитой] королевств», подобных державе Меровингидов.

07.07.2018

Левко Лук’яненко… Вічна пам’ять

Левко Лук’яненко…

Відходить епоха тих, хто боровся за знищення радянської системи не оглядаючись на обставини. Тих, хто закладав підвалини Незалежної України в застінках радянських концтаборів. Тих, хто боровся за інтереси Української Нації до останнього дня свого життя.

Вічна пам’ять.

03.07.2018

Татьяна Пичугина: «Черная молодежь»: кто такие ямники, оказавшиеся предками европейцев

Современные ученые переписали предысторию европейских народов. Анализ древней ДНК показал, что генетически все они — наполовину скотоводы-ямники, пришедшие пять тысячелетий назад из южнорусских степей.

Телеги, запряженные волами, скрипят и вязнут в глине. Войлочная кибитка намокла, внутри сыро. Рядом, держась за оглобли, идут мужчины и женщины с детьми. Как стемнеет, они разобьют лагерь, а утром снова тронутся в путь. Им нужно найти новое пастбище для скота. На прежнем месте многочисленному племени не прокормиться.

На западе много равнин с сочной травой, полно озер с рыбой. У земледельцев можно выменять зерно, ткани, украшения. Пришлым есть чем торговать: они неплохие кузнецы, гончары и косторезы. Зимой, когда работы меньше, они сформируют отряды молодых мужчин и отправят их на разведку новых земель.

Возможно, именно так переселялись древние обитатели степей Прикаспия и Причерноморья. Они не строили городов и поселений, не пахали землю. Зато умели вытесывать колеса из цельных кусков дерева, делать телеги. Ведь чтобы пасти стада овец, волов, лошадей, перегонять их на разные пастбища, нужны средства передвижения. Верховой езды степняки еще не знали, не владели письменностью.

За пять тысяч лет до GPS

Древние скотоводы хоронили своих умерших в больших ямах, и археологи назвали эту культуру ямной. Изнутри ямы выстилали растительными циновками, покойника укладывали на спине, с согнутыми в коленях ногами, положив под голову подушку из трав. Обсыпали охрой, оставляли рядом глиняный горшок с едой, костяные украшения, медные ножи, пластины, кремневые отщепы. Сверху яму перекрывали деревянными балками и насыпали холм — курган. В степи курганы служили ориентирами, своеобразными верстовыми столбами.

Все, что известно о ямниках, добыто из этих подкурганных погребений. Обряд захоронения говорит о том, что представления о загробной жизни у этого народа были довольно развитые.

Древние пастухи обладали европеоидной внешностью: светлая кожа, карие глаза, высокие, стройные. Питались мясом и молочными продуктами, добавляя дикие злаки в мясные похлебки, ловили рыбу. Здоровая диета и свежий воздух способствовали большой продолжительности жизни — в среднем 60 лет.

Ямники освоили обширные степные пространства. Более влажный, чем сейчас, климат, обеспечивал кормами в изобилии. Скотоводы процветали, и их стало слишком много. Вот они и двинулись в путь вдоль степного пояса, простиравшегося далеко на запад и восток. Постепенно дошли до Центральной Европы и Южного Урала.

Тайна индоевропейской прародины

В конце 1950-х американская исследовательница Мария Гимбутас произвела сенсацию в научном мире, объяснив прародину индоевропейских языков «курганной гипотезой». А именно: германская, балтославянская группы, санскрит и еще четыре сотни разных языков произошли от праязыка, на котором говорили скотоводы в южных степях нынешних России и Украины.

Гипотеза основывалась на широком распространении обряда захоронения в курганах. Все указывало на то, что изначальными носителями этой культуры были ямники. Однако в целом археологи не видели следов их масштабной миграции на запад. Схожесть многих элементов евразийских культур того периода объясняли приграничными контактами между народами, обменом. Ведь скотоводы — очень мобильные, они изобрели повозки и могли перемещаться на большие расстояния.

По мере все новых археологических находок курганная гипотеза крепла, однако оставалось много неясного. Прорыв произошел после публикации двух статей в Nature в 2015 году. Большой коллектив ученых обобщил данные расшифровки древней ДНК и сравнил их с геномами культур бронзового и железного века, а также современного населения Европы. Выводы однозначные: ДНК десятков европейских наций в той или иной степени включают в себя ДНК ямников. Норвежцы, литовцы, эстонцы, исландцы, шотландцы — наполовину генетические потомки древнейших пастухов.

«Степные волки» и прекрасные крестьянки

Индоевропейские языки возникли в результате миграции в Европу народов из южнорусских степей, такой вывод сделан в статье в британском журнале Antiquity, среди авторов которой указан Мортен Аллентофт (Morten Allentoft) из Университета Копенгагена (Дания), руководивший работами по сравнительному анализу ДНК ямников. «Анатолийская» же гипотеза, предполагающая, что прародина индоевропейцев находилась на территории нынешней Турции, не подтверждается, полагают исследователи.

Смена культур могла произойти только в результате перемещения степняков на запад. Ученые считают, что в авангарде выступили «банды» молодых мужчин. Отряды, сформированные из младших сыновей, не имевших наследства, хозяйства и семьи, легко срывались с места и совершали набеги на соседние территории.

Продвигаясь в Европу, они брали себе в жены девушек из местных земледельческих поселений. Об этом говорит стронциевый анализ останков из семейных погребений. Соотношение изотопов этого элемента в зубах и костях зависит от рациона, по которому ученые реконструируют растительность и местность, где рос человек. Оказывается, почти половина взрослых женщин, захороненных вместе с ямниками в Европе, происходила из других регионов, населенных более древними народами медного века.

Вторжение ямников и их гибридизация с местным населением привела к драматическому смешению народов и становлению культуры шнуровой керамики (культуру боевых топоров), ознаменовавшей начало бронзового века.

25.06.2018

Уграина: «Кукушка» Виктора Цоя на карельском языке, Энска Якобсон


Pajuo vie täs kirjutettavua
Äijygo, sano, kägöi, iel on?
Linnas minul eliä vai tagamual,
Kivenny vai tiähtenny olla roih, vie roih.

Päiväine, minuh kačahtai vai,
Käit minun ičessäh kobristutah,
Vai porohua ollou, sytytä net, net kai.

Kenbo tulou yksinästy jälgie myö,
Vägevät da rohkiembat piät omat pandih
Toras, kai hyö.
Vähä kedä jäi, ken kesti loppussah,
Tervehen jäi, ei säristä käit täl mual,
Тäl mual.

Päiväine, minuh kačahtai vai,
Käit minun ičessäh kobristutah,
Vai porohua ollou, sytytä net, net kai.

Kusbo nygöi olet, oma valdaine,
Kenenkebo sit huondestu jo vastuat,
Sanot, vai et.
Sinunke on hyvä, paha sinuttah,
Pletin alle puututin hardiet dai piän,
Dai piän.

Päiväine, minuh kačahtai vai,
Käit minun ičessäh kobristutah,
Dai porohua ollou, sytytä net, net kai.

24.06.2018

Олег Самородний: Сыру Джаз 2018

Фото: Калли Самородни

Организаторы джазового фестиваля, ежегодно проходящего в небольшом порту Сыру на эстонском острове Хийумаа, постоянно стремятся разнообразить фестивальную программу. Так, в этом году, помимо ставших традиционными прогулок-экскурсий по природным достопримечательностям острова, впервые были проведены занятия в «джазовой школе», участники которой прослушали лекции об истории джаза и смогли попробовать сыграть на музыкальных инструментах.

Пик зрительской посещаемости приходится на вечерние концерты в пятницу и субботу, когда в просторном лодочном ангаре становится тесновато и суетно. В эти часы Сыру Джаз, пожалуй, отчасти утрачивает ауру своей привлекательности. Вне всякого сомнения, я пропустил чудные пятнично-субботние вечерне-ночные концерты. Но мне все же больше по душе камерность, присущая джазовому действу в Сыру.

Ожидания гостей фестиваля полностью оправдало выступление корифея эстонского джаза саксофониста Райво Тафенау, которому на ударных аккомпанировал его сын Рамуэль Тафенау. Хотя, конечно же, это был дуэт почти равноправных музыкантов, филигранно сочетавших мелодию и ритмику. Похоже, что в этом семейном дуэте нет конфликта поколений отцов и детей, поскольку Райво и Рамуэль легко находят общий музыкальный язык.

Музыканты ансамбля Elletuse собрались вместе в 2006 году. Ведущим в этом коллективе, безусловно, воспринимается гитарист и композитор Пауль Даниель, на музыку которого положены стихи современных популярных эстонских поэтов. Но главная привлекательность этого ансамбля заключается в стремлении придать эстонским народным песнопениям джазовое звучание. И это прекрасно получается у двух очаровательных солисток – Лийзи Койксон и Лийны Саар.

23.06.2018

Елена Галкина: Памяти Наума Коржавина

Думала долго, писать или нет, но поняла, что надо.

Всё детство, которое у меня закончилось вместе с перестройкой и распадом Союза, Наум Коржавин для меня оставался автором одного очень важного стихотворения, представлявшего целую череду неразрешимых вопросов, над которыми я периодически думала в течение где-то половины своей детской жизни.

Это, конечно, «Зависть» про Сенатскую площадь, имена соучастников и настоящих женщин.

Сначала, на рубеже школьного возраста, я с ним встретилась, полюбила за революционный романтизм и выучила.

Уже в школе обнаружилось, что выучила неверно — я читала «НИЧТО нас не вызовет на Сенатскую площадь», а надо «НИКТО».

19.06.2018

Авраам Шмулевич: Если поддержка Запада сократиться, джихадисты возьмут власть в Афганистане

Интервью для эстонской газеты Postimees (интервью опубликовано на эстонском). Беседовал Taavi Minnik

— Какое стратегическое значение имеет Афганистан? Это страна без ресурсов, не плодовитая, люди необразованные, ленивые и бедные. Почему на протяжении всей истории у великих держав был большой интерес к этой стране?

— Это некая абберация, неправильное восприятие, потому что только два раза в истории Афганистан подвергался вторжению европейцев. Первый раз в 19 веке в Афганистан вторглась Англия, чтобы расширить границы своей империи. Существовало соперничество между Российской империей и Англией за Индию; и, вторгшись в Афганистан, Англия создавала там «предмостные укрепления» и усилила свои позиции в Индии.  На карте между Пакистаном, который был британским, и бывшей Советской Средней Азией есть небольшой территориальный язычок. Это буферная зона, созданная в конце 19 в., Афганистан стал буфером. После этого его никто не трогал, там правили суфии, несмотря на наличие монархии. Страна вела политику нераздражения великих держав. Даже когда в Советской Средней Азии разразилась гражданская война, и восстали басмачи, Афганистан в этом участия не принимал. Во время Второй мировой войны англичане и русские оккупировали Иран, так как боялись, что он может перейти на сторону Германии. С Афганистаном таких опасений не возникало – он проводил политику, которая не вызывала бы недовольства великих держав. Второе вторжение в Афганистан было советским. Там правил король, опиравшийся на суфиев, но армия полностью контролировалась Советским Союзом, все офицеры учились в советских военных учреждениях. Казалось бы, никаких проблем. Но именно это вторжение стало началом краха Советского Союза. Это история — пример того, как часто политики ведут себя глупо и нерационально. Напомню, как было: у короля Афганистана Захир-Шаха был двоюродный брат Муххамед Дауд, который решил, что не хочет оставаться просто братом короля, устроил военный переворот и сверг его. Советский Союз переворот признал. Коммунисты Афганистана, которые контролировали армию, решили, что раз Дауд смог совершить переворот, смогут и они. Эти события известны как Апрельская революция 1978 г. И вновь Советский Союз поддержал переворот. Афганские коммунисты начали проводить ряд коммунистических реформ: борьбу с «религиозными пережитками», коллективизацию и так далее, что, естественно, вызывало возмущения и восстания.  Нельзя сказать, что великие державы все время пытались завоевать Афганистан. Таких случаев только два, и в случае советского вторжения дело обернулось крахом.

14.06.2018

Назип Хамитов: Сказка о временной и вечной душе

1

В далекие времена, когда за Адамом и Евой закрылись врата Рая, призвал Бог одного из своих ангелов и сказал:
— Теперь люди сами будут создавать себе тела. Но бессмертная душа и дух не смогут удержаться в них. Ибо эти тела конечны и смертны. Поручаю тебе создавать временные души, которые будут сопровождать тела при жизни и связывать их с настоящей душой.
— И духом, — тихо добавил Ангел, склонив голову.
— И духом, — кивнул Бог. – Эти временные души будут смертны. Они будут появляться с телами и исчезать вместе с ними.
— А потому они не будут знать добра и зла, — прошептал Ангел, не поднимая головы.
— Не будут, — подтвердил Бог.
— Но зачем это? – спросил Ангел. В глазах его была печаль.
— Людям необходимо испытание смертным телом и временной душой. Посмотрим, сумеют ли они отличить смертное от бессмертного.
— Скажи, они были изгнаны из Рая для этого?
Бог не ответил. Он смотрел вниз, на луг, залитый закатным солнцем, где Адам и Ева шли вслед за длинными тенями…

2

Ангел взялся за работу. Каждому вновь родившемуся телу, он присоединял временную душу, которая становилась мостом между телом и бессмертной душой.
И глядя на эту двойственность человека, Ангел все больше печалился.

3

Первые несколько тысячелетий он трудился очень старательно. Люди получались долгожителями и исполинами. То была эпоха героев и титанов.
Но их терзали страсти и бесконечная борьба двух душ.
И Ангел решил выполнять свою работу не так тщательно. Он подумал, что причиной всему его гордыня, усилившая земное в человеке. Теперь временные души получались не такими сильными, и люди стали жить меньше и уже не были столь могущественными.
Ангел успокоился и в течение тысячелетий не испытывал сомнений. Он перестал быть творцом и превратился в ремесленника.
И все время ждал Слова от Бога.
Но Бог молчал.

4

Однажды взгляд Ангела нашел двух людей. Это были ученые, вдумчивые и уверенные в себе, известный профессор и его ученик.
— Предлагаю изъять из вашего текста слово «душа», друг мой, — говорил профессор. – Оно путает вас, настраивая на восторженно-поэтический лад. А вы ведь серьезный ученый. Пожалуйста, используйте слово «психика».
Это слово напомнило Ангелу о давнем народе, который жил на берегах теплого моря в окружении мраморных статуй выдуманных и живых богов. Глаза его заволокло грустью – в те времена он еще колебался в вопросе, что хорошо и что плохо для человека.
— Но иногда контекст требует слова «душа», — ответил ученик.
— Тогда измените контекст, — резко ответил профессор. – Или подавайтесь в поэты или священники. – И немного смягчившись, добавил: — Использовать слово «душа» в нынешней науке, это все равно что… — он пожевал губами, подыскивая сравнение, — все равно, что верить в реальность ангелов.

07.06.2018

Олег Короташ: Книга «Бордель для військових» — це моє ставлення до цієї країни

Перший із поетів-дев’ятдесятників завітав 3 червня до Червонограда. Олег Короташ – поет, філософ, громадський діяч, автор чотирьох книг та співавтор понад 15-ти антологій, Член Національної спілки письменників України з 1997 року. Мешкає у Києві. Користувачі центральної бібліотеки мали можливість пересвідчитись у справедливості думки відомого письменника та літературознавця Василя Герасим’юка, котрий стверджує: «Якщо сьогодні в Україні існує справді інша література, то це – творчість Олега Короташа».

– Олеже, як тобі сподобалось наше місто? Які враження від зустрічей та спілкування з червоноградцями?

Є Червоноград статично-вікіпедійний і романтичний, а є реальний. Засноване Казимиром Потоцьким місто Кристинопіль, назване на честь власної дружини – Кристини Любомирської з часом перетворилося на шахтарський центр. Гадаю, аби зрозуміти дух місця потрібно трохи пожити в атмосфері побуту тощо. Кілька годин перебування – це надто мало часу, аби розуміти глибинні речі. Поет не має права говорити поверхово. Поза тим, щира вдячність Товариству «Надбужанщина», зокрема Володимиру Вязівському за організацію мого творчого візиту до Вашого міста.

– Знаємо, що ти був добровольцем, командиром одного із найперших добровольчих батальйонів. Проте, говориш про це неохоче. Чому?

Дуже просто – специфіка російсько-української війни 2014-… років. Офіційно АТО. Неофіційно – окупаційна війна з боку Російської Федерації, де мені випала честь трохи послужити українському народу та покомандувати сміливими і мужніми людьми… Від кінця липня 2015 року я повернувся до творчої діяльності, не маю доступу до оперативної інформації, тому про що зі мною говорити на цю тему?

– На зустрічі почули про твоє трактування ставлення до війни, можливість її закінчення. Розкажи детальніше.

От чому карають за незаконну торгівлю зброєю та фальшивомонетників, і не карають за торгівлю словами? Насправді точиться глобальна війна культур, а не політична, як нам розповідають із телеекранів різноманітні «експерти» з «радниками». Приміром – політики електоральне поле українських виборів, замість економічних програм, пересмикнули у національну площину. Хоча радянський союз проіснував лише 68 років, а історія українських визвольних змагань сягає багатьох століть, нам інтегрують міжрегіональний розбрат замість здорової соціальної політики Києва з високим рівнем життя народу.

Варто розуміти – для значної кількості наших можновладців не існує України. Держава для них – майнингова ферма для заробляння грошей. Це за умови, що західноукраїнські сепаратисти не здіймуть хвилю «народного гніву» і не проголосять приєднання до Польщі, Румунії, Угорщини тощо.

– Поясни нашим читачам назву своєї нової книги «Бордель для військових».

Назва збірки має декілька входів\виходів для прочитання. Тут Євангельський сюжет щодо земної професії рівноапостольної Магдалини. Тут відсилання до історії прадавніх воєн, коли частиною армійського обозу були пересувні борделі, де втомленим після бою воїнам пропонували не лише плотські радощі, але й виконували функції польової медицини, вміли лікувати рани тощо. Тут, звісно, і моя особиста думка про необхідність офіційної легалізації борделів як місць для психологічної реабілітації бійців. Якщо держава не хоче легалізовувати війну і добровольців, то най легалізовує борделі. І четвертий вхід для розуміння суті – це моє ставлення до країни, де бордель є значно чистішим і моральнішим, аніж те, що ми спостерігаємо за вікном.

– Розкажи про покоління літераторів-дев’ятдесятників, до яких ти належиш. Що принесли ви в українську літературу? Чим ви є особливими?

Насамперед внесок мого покоління в укрсучліт – це публічний акт алкоголізму. Покоління серйозно питущих митців, котрі зайшли в літературу, вистрибнувши з кладовища чужої імперії. Я не готовий стверджувати, що ми перевернули українську літературу новітніми видатними здобутками. Моє покоління, як явище, мені не дуже подобається. Скучно. Забагато рефлексії, філологічного словоблудства і водички. Для розуміння контексту мовленого мною, маю сказати, що виховувався англомовними поетами XX ст. плюс один грецький поет. Мова про Вістена Г’ю Одена, Дерека Волкотта та Константиноса Кавафіса. Варто зазначити, що з цих трьох улюблених поетів закордоння – два гомосексуалісти, а один – афроамериканець карибського походження. Це, вибачте, такий культурний реверанс з мого боку середньовічним нісенітницям типу побутового расизму, гомофобії та ксенофобії, яку накидають українському суспільству. аби відвернути від проблем України іноземне суспільство. Загалом – критика вважає мої книжки підсумковими для покоління. З мого боку цей підсумок – те, що мене не цікавить українська література. Мене цікавить внесок українського поета у світову культуру.

– Що є натхненням для творчості?

Акт осягання Природи, акт осмислення мистецтва, акт занурення у жінку… Втім, кілька місяців тому я публічно висловив думку, що війна – це оркестрова яма поезії.

– Як тобі червоноградські дівчата – кристинопольські красуні?)

Беручи до уваги, що колись у Кристинополі побував рівний за віком мені нинішньому Джакомо Казанова, то розмова про кобіт додає певного перцю. Розглядав дівчат уважно. Бачив гарних, але бачив і розумних. З широкими стегнами і вузькими, з видатними принадами і такими, як то в балеті показують. Особливо тішить, що у місті багато молодих мам з дітками. Значить місто демографічно розвивається. Обов’язково треба приїздити знову.

Ольга Черненко
Фото: Ірина Покотило

06.06.2018

Елена Галкина: Журналист — это Прометей!

В современном мире, где информация — это власть, настоящий журналист действует как Прометей, отдавая в руки граждан оружие знания, которое обитатели социально-политического Олимпа хотели бы приберечь в тайне, и разрывая таким образом групповое единство, согласованность и сговор, которыми сильна элита.

Это всегда риск и подвиг, особенно в странах, которые пока ещё не стали консолидированными демократиями.

В общем, с праздником, дорогие журналисты Украины! Вдохновения вам, правды и стойкости в борьбе за свободу слова!

03.06.2018

Галина Иванкина: Трёхрублёвый план в параллельном Кремле («Черновик» — это фильм-квест, а не фильм-повествование)

— Разве бывают письма с той стороны?
— А что такого? Говорят, и люди иногда приезжают…
Владислав Крапивин «Голубятня на жёлтой поляне»

Я смотрела этот фильм в полном зале, а был отнюдь не выходной день. Более того — юношеский хруст попкорном, начавшийся с первых кадров, прекратился довольно быстро. Так бывает, когда фабула, эффекты и спецэффекты выверены и — даже выстраданы. Кинокартина Сергея Мокрицкого «Черновик» по одноимённому роману Сергея Лукьяненко — несомненный триумф, хотя, как обычно, есть вопросы. И раздражающие моменты. Но — обо всём по порядку. «Черновик» — пожалуй, самый привлекательный и яркий сюжет Лукьяненко (да простят меня фанаты раскрученных «Дозоров»). Параллельные миры, не все из которых — дружественные и тёплые. Мистическая башня как точка сборки. Тайный мир функционалов — сверхлюдей, наделённых феноменальными дарами-навыками — в обмен на «сущую малость»: они изымаются, стираются из своей повседневности. Жил человек — и нету. Родители, и те забывают, что ты — их чадо. Страшно, весело, затейливо. Это — и боевик, и фантастика, и фэнтези, как обычно у Сергея Лукьяненко.

Что сразу же резануло и не обрадовало? В книгах Лукьяненко всегда увлекательная «география» — достаточно вспомнить Ватутинки в первом «Дозоре»; однако же авторы сценария перенесли Башню к стенам Кремля.
«... Ми стоїмо зараз біля початку гігантського вселюдського процесу, до якого ми всі прилучені. Ми ніколи не досягнемо ідеалу ... про вічний мир у всьому світі, якщо нам ... не вдасться досягти справжнього обміну між чужоземною й нашою європейською культурою» (Ґадамер Г.-Ґ. Батьківщина і мова (1992) // Ґадамер Г.-Ґ. Герменевтика і поетика: вибрані твори / пер. з нім. - Київ: Юніверс, 2001. - С. 193).
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти