* ПРИКАРПАТСЬКИЙ ІНСТИТУТ ЕТНОСОЦІАЛЬНИХ ДОСЛІДЖЕНЬ ТА СТРАТЕГІЧНОГО АНАЛІЗУ НАРАТИВНИХ СИСТЕМ
* PRECARPATHIAN INSTITUTE FOR ETHNO-SOCIAL RESEARCH AND STRATEGIC ANALYSIS OF NARRATIVE SYSTEMS
* VORKARPATEN INSTITUT FÜR ETHNO-SOZIALFORSCHUNG UND STRATEGISCHE ANALYSE NARRATIVER SYSTEME
* ПРИКАРПАТСКИЙ ИНСТИТУТ ЭТНОСОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА НАРРАТИВНЫХ СИСТЕМ

Пошук на сайті / Site search

20.09.2025

Владимир Емельянов: "Лосев и я": этапы развития культуры

Это такое мурчание под названием "Лосев и я"

Что сделал Лосев? Он аккуратно перевел русскую религиозную философию от метафизики к философии культуры.  Зачем все эти тома? У него это называется  эстетикой, потому что материалом служат категории выразительности. 

Лосев вычертил график нарастания и убывания идеального в магистральной линии культуры. От античности до эпохи Возрождения идеальность нарастает. А с эпохи Возрождения убывает, теснимая материальностью. 

Лосев выделяет восемь формаций: 

общинно-родовой древний Восток с культом сил природы; 

античность, в которой сменяются культ природы, культ человека и культ числа; 

христианское средневековье с культом Бога как Абсолютной Личности; 

Возрождение как переход от Абсолютной Личности к субъективно-человеческой; 

капитализм как торжество субъектности и субъективности;

социализм как обезличивающий коллективизм; 

анархизм - строй Каббалы и сатанизма, в котором убивается и личность, и коллектив, а на смену им выходит культ тела, желаний и вседозволенности; 

и последняя фаза, чаемая Лосевым, - теократия, спасение всего в Боге. 

[За скобками оставляю политическую эволюцию Лосева - врага большевиков-троцкистов в 20е годы и союзника большевиков-сталинистов с конца 30х. В обе эпохи он считал главными врагами монаха западный каббализм и сатанизм. Переход большевиков на патриотические позиции примирил Лосева с ними].

Это абсолютно ясная конструкция и работа для группы. И действительно, появляется группа по этому проекту. Сам Лосев пишет античность, эллинизм и Возрождение. Затем Бычков пристраивает к этой схеме Византию и древнерусскую эстетику. И еще правее Михайлов пристраивает новоевропейскую германскую эстетику. Затем опять включается Бычков и пишет неклассическую эстетику авангарда. Чего не хватает? Правильно, пристройки слева.

И вот тут появляется ваш покорный слуга и предлагает доклассическую эстетику. Начинается мой этап работы, результатом которого пока стало следующее:

1. Лосев ошибся, считая древний Восток общинно-родовым. Общинно-родовыми являются примитивно живущие сообщества. А ранние города знали развитую социальную иерархию и не знали понятия рода.

2. Лосев ошибся, полагая, что идеальное было достижением античности. Все развитые культуры бронзы имеют представление об идеальном как о небесном, возвышенном и законообразном. Категории идеального связаны с частями и функциями организма. Первыми идеалистами были шумеры.

3. Представление о материи и материальном возникает только в железе, в осевое время. И оно связано с выведением наблюдателя из картины мира, с позицией созерцателя, с разделением на сцену и зрительный зал. Лосев и Тахо-Годи гениально додумались до того, что для античного человека жизнь - это сценическая игра. Но не могли еще понять, что игра не первична, что ей предшествует ритуал. Материя же видна только из театра, и теория появляется только вместе с театром.

4. На древнем Востоке все категории мироощущения связаны с ритуалом и культовым календарем. Для бронзы древнего Востока характерна коллективная реакция на смену явлений года, а для железа - уже антропологизация календаря, представление человека как года.

5. Древний Восток был важнейшей существенной стороной христианства, с которой боролся иудаизм. Вся литургика христианства имеет месопотамские корни.

6. Древний Восток стал активно влиять на европейско-христианский мир с конца 19 века. А к началу 21 века он стал уже одним из способов самоидентификации западной цивилизации. И стал объектом ненависти для ислама.

7. Нарастающее влияние древнего Востока содержит в себе мощное средство для нарастания нового типа идеальности, который только оформляется и который я пока называть не буду.

8. Новый тип идеальности не позволит вернуться к прежней идеальности и старому теократическому средневековью. Но он, несомненно, поведет за собой новую идеационность, как сказал бы Питирим Сорокин.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

«... Ми стоїмо зараз біля початку гігантського вселюдського процесу, до якого ми всі прилучені. Ми ніколи не досягнемо ідеалу ... про вічний мир у всьому світі, якщо нам ... не вдасться досягти справжнього обміну між чужоземною й нашою європейською культурою» (Ґадамер Г.-Ґ. Батьківщина і мова (1992) // Ґадамер Г.-Ґ. Герменевтика і поетика: вибрані твори / пер. з нім. - Київ: Юніверс, 2001. - С. 193).
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти