INTELLIGENTIA SUPERIOR, VERITAS AETERNA: Розуміння вище, істина вічна

Пошук на сайті / Site search

02.02.2019

А. З. Баглиева: Влияние религиозных факторов на формирование менталитета у народов Дагестана

Религия стала неотъемлемой частью дагестанской истории, духовной культуры. «Процесс утверждения ислама в Дагестане завершился к началу  XV в. Если в начале исламизации Дагестана преобладал элемент насилия, то в конце важную роль сыграла миссионерская и проповедническая  деятельность дагестанского мусульманского духовенства. К тому же в этот период сложились более благоприятные условия для превращения  ислама в этом регионе в господствующую религию», – пишет Э. Г. Абиева[1].
Ислам, хотя и входит в сферу национальной культуры, не является национально определяющим элементом культуры. Наоборот, он только  принимает видимость национального в результате усилий верующих, направленных на то, чтобы он был признан не просто частью, элементом, а  критерием национальной культуры. Для ислама характерно то, что он с момента своего возникновения из всех человеческих уз признает только  связь людей с богом через веру. В Коране говорится: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным страхом к нему и не умирайте иначе  как будучи мусульманами» (3,97). И далее утверждается, что Аллах «сблизил сердца» людей, после чего они «по его милости стали братьями», то  есть национально едиными. Ислам не признает деления людей по национальным признакам. Для него важна вера.

Сергій Чаплигін: Метафізика Нашої Революції


Поет, пророк та євангеліст, що жив в глибині віків на острові Патмос, бачив там Ангела. Обличчя Ангела було, як сонце, й над головою сяяла Райдуга. Він сходив з небес, вдягнутий в небесні ризи.
Ставши ногами на землю та море, Ангел рикнув голосом, подібним рику лева. І сім пророків вторили йому своїми голосами. Промова їх була таємною.
Ангел підняв руку до неба та клявся Сущим во віки віків, Тим Хто створив небо та все, що на ньому, землю та все, що на ній, море і все, що в ньому...
Він клявся, що прийде день, коли возгласить, засурмить Сьомий Ангел, й тоді здійсниться тайна Господня, щодо якої Він благовествував устами рабів Його – пророків. Тайна Преображення…
Але перед приходом Сьомого Ангела над світом пронесуться шість інших. На їх крилах буде страждання та смерть.
Тайна Преображення веде від смерті до життя.
Крила якого з ангелів розкинуті днесь над нами?

Одним з головних завдань впровадження принципів та методів нашої революції є вилучення політики з рук бюрократів та віддання її в руки богословів та філософів.
Бо саме «князь світу цього» прагне заперечити існування Промислу Божого та вивести політичні процеси не в богословському, а в соціальному плані, зробивши політику продуктом суто людської діяльності.

Всі цивілізаційні моделі та соціальні системи, за своєю суттю, не є відпочатковою боговстановленою реальністю. Просто Господь Бог, з великої милості до нас, попускає нам влаштовувати, в збочених гріховною сутністю земних умовах, своє життя з власного вибору. Тому всі проблеми залежать тільки від нашої гріховної суті.

Ханна Арендт (1906 — 1975): Афоризмы

В условиях тирании гораздо легче действовать, чем думать.

Тщетны все усилия убежать из мрачного настоящего в ностальгию по все еще сохраняемому прошло, ту или в предвосхищении лучшего будущего,  которое дарует нам забвение.

Непоколебимую верность членам тайных обществ внушает не столько тайна, сколько пропасть между ними и всеми остальными.

Если тоталитарные режимы не стремятся к конечной цели, к тотальному господству, то, скорее всего, они утратят ту власть, которую смогли уже  захватить.

Тоталитарное господство несет в себе семена собственного уничтожения.

Тотальное господство не допускает свободной инициативы в любой области жизни.

Самое тревожное в успехах тоталитаризма — это истинное бескорыстное самоотречение его приверженцев.

Раджидин Гайдаров: Из истории изучения лезгинского языка

Зачинателем научного изучения лезгинского языка является Петр Карлович Услар, автор монографии «Кюринский язык», над которой он работал в 1867-71 годах, а опубликовал в 1896 году.
Книга открывается азбукой, составление которой следует считать особым научным достижением автора. Услару удалось разобраться в звуковом составе лезгинского языка, который он называет кюринским. Научно верно составленная азбука позволила автору точно передать звучание иллюстрированных примеров и текстов. На основе азбуки Услара Казанфербег из Мамрача выпустил первый лезгинский букварь. Азбука Услара и букварь Казанфербега показали, что русскую графику можно использовать для создания письменности на других языках. Азбука Услара справедливо считается прообразом нынешних алфавитов дагестанских и ряда других языков, на которые эти языки перешли в 1938 году.
Перед изложением структурных особенностей лезгинского языка в книге приводятся некоторые сведения о языке и его носителях (количество дворов, пограничные лезгиноговорящие населенные пункты, количество наречий и некоторое др.), определено на основе какого наречия проводится исследование и почему, даны краткие особенности, отличающие ахтынское наречие от кюринского, дается пояснение почему он называет язык кюринским, наконец предпринята попытка объяснить происхождение ойконима «Ахты».
Описание структуры языка начинается с фонетики, а именно с определения звукового состава. Устанавливая состав с определения гласных и согласных звуков, характеризуя каждого из них по вокальным и артикуляционным параметрам, автор отмечает также и то, что сближает и чем отличается рассматриваемый звукотип от аналогичного звука ранее изученных им языков, в частности аварского языка. Отмечаются автором и определенные фонетические явления, и особенно подробно, со множеством примеров описаны чередования согласных (в разделе «Морфология»).

Михаил Фонотов: На одной земле: Башкирская тема в откровенном и уважительном диалоге

Есть у меня папка, на которой написано: «Башкиры». В нее я складываю всякую  информацию про башкир. Прошли долгие месяцы, пока я почувствовал, что  башкирское досье «созрело» для выхода на страницы газеты.
Вопрос: почему башкиры? А потому, что земли, на которых стоят русские города  Челябинск, Магнитогорск, Златоуст, Миасс и другие, прежде русских были  обжиты башкирами. Уже триста лет башкиры и русские живут на одной земле, но  до сих пор это «общежитие» обоюдно не осмыслено.
Чтобы поговорить о башкирах, я пригласил Урала Кафеевича Сафиулина, в  одном лице офицера, историка, краеведа, учителя, художника, певца,  редактора газеты «Уралым» и вообще известного в нашем крае человека.

— Урал Кафеевич, я предлагаю вам поговорить о башкирах. Я понимаю: говорить  о нациях, о народах всегда рискованно — одним неосторожным словом можно  кого-то остро обидеть. Не дай Бог, чтобы наш разговор всколыхнул какие-то  отрицательные эмоции. С другой стороны, как журналист я не могу признать,  что есть какие-то запретные темы. Надеюсь, что наша тема тоже позволит нам  говорить откровенно и уважительно.
Я начну с того, с чего обычно заканчивают. Мой первый вопрос: какое будущее  у башкирского народа?

Максим Легуенко: Над руинами СССР поднимается колосс на глиняных ногах

Главным событием минувшей недели на просторах СНГ стало подписание главами государств России, Белоруссии и Казахстана Декларации о евразийской экономической интеграции и Договора о Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Эти документы являются важнейшей вехой на пути к созданию на основе Таможенного союза нового объединения государств — Евразийского экономического союза.

Судя по заявлениям первых лиц, процедуры по ратификации договора не займут много времени. Так, Дмитрий Медведев сообщил, что он без промедления «внесет соответствующие документы в Государственную думу».

«Мы идем на это сознательно, и мы понимаем, кто интегрируется в наш Евразийский экономический союз. Это не конгломерат разрозненных стран, а пока это три страны, у которых была общая история, общее прошлое и которые развиваются по сходному сценарию», — отметил российский президент, прозрачно намекнув на некоторое сходство нового образования с СССР.

Викай Пургазонь: Основные положения эрзянской этнорелигии

По эрзянски молиться – озномс, озолма-молитва, Озкс-моление. Это слово образовалось от глагола азомс, азондомс – посвящать чему-либо, аналог слова культ, пришедшего к нам из латинского языка.
Смысл моления – Озкса, духовная беседа общества, индивидуума, с Творцом, его держателями. Кроме Озолмат (молитв) есть ещё Пазморот – Гимны Богу, койморот – ритуальные песнопения. Которые пелись во время проведения обрядов и ритуалов. В музыкальном сопровождении или без такового. Инструменты, использующиеся в ритуалах – это Торама (Дорама) – труба, нудей-свирель, чавома-бубен, пувамо-волынка, кайга-скрипка, элекайга-гусли, варган-губной резонатор и т.д. Считается, что музыкальное сопровождение усиливает силу молитвы, гимна. Ливамо, лемень кундамо – поминовение предков. Озксы бывают домашние (Кудонь-кардонь озкст), Сельские – Велень озкст, всенародные – Раськень Озкст, (Мааронь Озкст). Большое место занимают Ковкерьксэнь цислань-эрьгань озкст – календарно-обрядовые моления.

Владимир "Яроврат" Фролов: Оркизм как наступательное евразийство (ордынство) 2.0, или Русская (евразийская) цивилизация — это курганская цивилизация

Предисловие редакции: Публикуемый здесь текст небезызвестного сетевого контркультурного публициста, более известного как «Яроврат», грешит, конечно, весьма «своеобразной», в духе «культуры времён апокалипсиса» Адама Парфри, стилистикой. Разумеется, что кому-то его содержание может показаться чересчур оскорбительным, ибо выводы, сделанные в нём, не лишены излишней резкости. Однако в сём тексте можно обнаружить и некое рациональное зерно. Несомненно, что на обновлённое евразийство 2010-х годов оказывают самое серьёзное влияние мифологемы совсем нерадостного прошлого. В своё время выдающийся русский религиозный философ Николай Бердяев писал о «Руси Святой» и «Руси Звериной». И это его утверждение как никогда актуально и сейчас, ибо именно от нас — и только от нас!!! — во многом зависит, КОГО МЫ ПОРОДИМ — прекрасного вольного Скифа, идущего во Вселенную, или же очередного Большого Брата, перед деяниями которого померкнут все ужасы «1984». Так будем же учиться мудрости, ибо великим мудрецом был скиф Анахарсис. В МУДРОСТИ, но отнюдь не в крикливости и эмоциональности наше спасение!

Русь и русские — это две разных категории. И эти категории не этнические, а социальные. Россия вообще страна социальная, здесь этничность на десятом месте по сравнению с социальным статусом.

Русь — это дружина, т.е. силовики, комиссары.

Один из общепринятых вариантов перевода слова «русь» — «гребцы» (т.е. плавающие реками; в отличие от «ходящих под парусом» в морях, — ред). То есть «ездящие на БТРах», если в современном варианте.

Русские же — это собственность силовиков. Холопы. Русский — это прилагательное: — Ты чей, холоп? — Я русский!

Т.е. русы (или, собирательно, русь, русня) — это профкорпорация воинов, в то время как русские — это их техническая обслуга: бурлаки для таскания лодей, учёные-оружейники в шарашках, ремонтная бригада БТРов, техники для заливки ядовитого гептила в ракеты и т.д.

Руслан Делятинський: Розвиток адміністративно-канонічної структури Української Греко-Католицької Церкви від Берестейського собору до сучасності (1596 – 2006 рр.): постановка проблеми

Проголошений у 2002 р. верховним архієпископом Любомиром Гузаром курс на здобуття патріархального устрою Української Греко-Католицької Церкви1, що був закономірним актом після тривалих змагань за його визнання2, не тільки відкрив нові перспективи її розвитку, але й поставив перед єпископатом і духовенством низку нових вимог щодо удосконалення та розширення адміністративно-канонічної структури Церкви. Одним із засобів вирішення цієї проблеми постійно діючі Синоди єпископів УГКЦ визнали утворення нових єпархій в структурі Церкви, для чого 1996 р. навіть було створено синодальну комісію територій нових єпархій3. Вже після офіційної легалізації УГКЦ 1989 – 1991 рр. в її структурі залишалося дві єпархії – Львівська та Івано-Франківська. Враховуючи нові потреби розвитку Церкви, у 1993 р. було створено чотири нові єпархії – Коломийсько-Чернівецьку, Самбірсько-Дрогобицьку, Тернопільську та Зборівську, у 1996 р. – Києво-Вишгородський екзархат; у 2001 р. – Донецький та Одеський екзархати, у 2004 р. – Херсонсько-Кримський екзерхат4; Патріарший Синод єпископів УГКЦ 13 – 20 вересня 2006 р. розглянув „питання, пов’язані з обсадженням єпископських престолів там, де бракує правлячих архієреїв, і в місцях, де потрібні єпископи-помічники”5. Таким чином, розширення мережі єпархій в УГКЦ вимагає детальнішого вивчення фахівцями з канонічного права та істориками Церкви передумов, потреб та механізму створення нових єпархій як основної одиниці адміністративно-канонічної структури Церкви.
Слід зауважити, що в сучасній історіографії історії УГКЦ порушена проблема розглядається в кількох аспектах:

Аношонь Тумай: Образ Великой Матери

Если у греков из морской пены и солнечного света рождена Афродита, то у эрзян это Анге-патяй — Богородица небесного и земного пантеона, и старшая сестра Человека.

Считается, что бог имеет мужское начало. Он — Отец, Творец всего сущего. Однако, первые дошедшие до нас изображения бога имеют ярко выраженную женскую сущность. На основе предпринятых музеем эрзянской культуры исследований эрзянской графики попробуем разобраться в этом феномене. Наши современники знают ничтожно мало о жизни и представлениях предков в глубокой древности. До сих пор бытуют ошибочные представления о первобытных бродячих племенах, стаде полудиких людей, у которых одна забота — как прокормить себя. Они лишены какой-либо общественной организации, нравственных правил, морали и устоев. Но, оказывается, это совсем не так.

Люди всегда были людьми. Сущность человека является неизменной. То существенное, без чего нельзя обойтись и сейчас, требовалось человеку для нормального устроения жизни и в то отдаленное доисторическое время. Конкретнее, это материнская любовь и забота. Орнаменты, которые пришли из глубокой древности, для непосвященных — это тайна. В них разнообразная символика, мифические образы, также своеобразные ритуальные обращения к богу, духам – покровителям и человеку. С помощью знаков, символов предки составляли целые послания и молитвы. В них философские представление о природе и сущности человека. В этих древних изображениях нет ничего лишнего, ни единой праздной линии. Каждый символ несет сакральную магию, каждая черточка свое значение, являются словом, фразой, выражением известных понятий. Ряды орнаментов — это связная речь, последовательная мелодия, предназначенная не только для глаз, но и для души, ума и чувств.

Самые распространенные орнаментальные знаки — круг, квадрат, ромб, треугольник, зигзаг, линия, точка. Это простейшая геометрия. Именно они и есть набор графических средств, несущий тайный смысл. Если изображение в виде круга все народы связывают с диском солнца, то для эрзян это еще и замкнутое время-бесконечность. Квадрат — жесткое определение места-плоскости, ромб связан с движением-ростом-рождением. Точка внутри ромба — семя жизни, посев жизненного поля. Зигзаг-линия — жизнь во времени. Плакаты эрзянской графики, которые изготовил музей, демонстрируют высокий уровень знаний предков о природе, не уступающий мышлению современного человека. Объединяет нас глубиной и разнообразием духовной близости нить преемственности культуры, а не технические достижения человечества. В любую эпоху согревало человека тепло материнской заботы и ласки, мудрость сочувствия и понимания.

Мать-богиня. Она объединяет вокруг себя семью, детей, сородичей. Она — хранительница рода. В мировоззрении первобытного человека существовала идея великого материнского первоначалия. Олицетворением стала Великая Мать-богиня жизни. Скульптурные примитивные изображения «венер» верхнепалеолитической эпохи есть олицетворение материнского начала. Эти скульптурки-идолы были вытесаны из камня, и распространены на огромной территории от Франции до Урала, они удивляют единообразием стиля, словно создавались единым мастером по одним и тем же правилам. Круглая голова без лица, без ступней ног, подчеркнутость половых органов, больших грудей и выпуклого живота, крутых бедер. На шар головы ученые не обратили должного внимание: она линией делится на две половинки, а это важно, чтобы понять сакральный смысл статуэтки. Шар — это диск солнца, линией разделенный на две половинки. Верхняя половинка мужская, нижняя женская, образующая подол женской фигуры со всеми атрибутами плодородия. Символ совокупления Ра и Ма. В графике изображения от диска отходят лучи, они образуют квадрат — пространство «мастор».

 У эрзян это изображение Масторавы — богини земной поверхности. Шар — солнце, женская фигура-земля. В гимнах Ригведы, признанными самыми древним поэтическим памятником, Небо и Земля предстают супружеской парой. Все индоевропейские народы воспринимали небо и землю как отца и мать. В эрзянской мифологии Инешкипаз, Нишке, вершина, Творец, Отец всего сущего – его графический символ – кольцо вокруг восьмилучевой звезды. Это ни что иное, как вершина времени в движении, рождающая жизнь. Небесная Мать – Анге-патяй, созданная из воды и солнечного света, диск солнца, разделенный по горизонту надвое. Графически изображается в виде опускающихся лучей на землю, трансформирующихся в квадрате Мастора-Земли в духов-покровительниц стихий. Предполагаю, что принцип совокупления солнца – Ра и земли – Ма, заложен в Египетских пирамидах. В определенный день года Солнце подымался и вставал точно по центру в вершине пирамиды. Начало этого дня Инечи, великий День (Новый Год).

А. Шаронов: Народ Эрзя и Русь: в фокусе русского неславянина

Народы идут по разным дорогам истории: столбовым, просёлочным, по  бездорожью. Их судьба зависит от времени возникновения, географической  среды, соседей, генофонда, количества населения, других факторов, от  Провидения, которое, в сущности, определяет всё. Народ Эрзя изведал все  виды дорог. До 1237 года он жил в системе национальной государственности, в  первой половине 13 века — в составе Пургасовой Руси (восточная её часть),  которую летописец мыслил как одно из русских княжеств. Мирное его  существование сопровождалось военным противостоянием с соседними  княжествами, а с 1237 года – с монголо-татарами, что препятствовало  нормальному мирному развитию. Однако он исполнил свое историческое  предназначение, о чем со всей определенностью свидетельствует его  героический эпос «Масторава» как художественное выражение  этно-исторического и государственно-политического сознания народа.
В 8-13 веках Эрзя с родственными ей по происхождению и языку Мерей,  Муромой, Мещерой, Мари, Весью, Голядью была расселена на Волге по  верхнему и среднему её течению, по Оке, Цне, Суре, Мокше, озеру Илмеру  (Ильменю), занимала территории, где возникли Ярославское,  Владимиро-Суздальское, Рязанское, Московское, Тверское, Нижегородское  княжества, Булгарское и Казанское царства. В 8-9 веках значительная часть  эрзян проживала в составе Новгородского княжества, в лице Чуди и Мери  приняла участие в призвании варягов, в создании Древнерусского государства  и русской азбуки, на которой написаны некоторые берестяные грамоты (Россия:  Иллюстрированная энциклопедия. – М.: «ОЛМА Медиа Групп», «ОЛМА-ПРЕСС  Образование», 2006. – С. 64). В 882 г. Чудь и Меря (Эрзя) приняли участие в  походе Олега на Киев и таким образом стали в числе других русских племен  создателями Киевской Руси. Новгородские русы (князь, его окружение,  дружина), придя на Днепр, частично ассимилировали местное население в  языковом и цивилизационном отношении, ибо находились на более высоком  уровне общественного развития. По свидетельству «Повести временных лет»,  древлене, северене, радимичи, вятичи пребывали в диком состоянии: «живяаху  звериным образом, живуще скотьскы, убивааху друг друга и ядяху все нечисто»  (Софийская первая летопись старшего извода (Полное собрание русских  летописей. Том шестой. Выпуск 1. – М.: Языки русской культуры, 2000. – I-VIII).  Киевская Русь, будучи производной от Новгородской этнической и  государственной традиции, не теряла связи с собственно русскими  (эрзяно-мерянскими) землями. В начале 11 века сын великого Киевского князя  Владимира Святославича Глеб княжил в эрзянском (русском) городе Муроме, а  другой его сын Борис княжил в Ростове, населенном родственной Эрзе Мерей.  Следующий сын Владимира Святославича Ярослав Мудрый основал в финских  землях города Юрьев (Эстляндия) и Ярослав на верхней Волге (земля Мери и  Эрзи), что указывает на то, что по истечении более ста лет после захвата Киева  Олегом русские князья продолжали считать себя представителями  меряно-эрзянского и чудского мира. Этим фактором объясняется появление в  XI-XIII веках и других русских городов и княжеств в эрзяно-мерянском мире  (Владимиро-Суздальское, Рязанское, Московское и др.).

Элери Битикчи: Тенгри Эл – Божественное государство тюрков

В любой государственной идеологии в прошлом подчеркивалось, что государственное устройство и его порядок копирует порядок божественный. Кочевое государство тюрков является моделью мироздания, нарисованного тенгрианством (Тайтени) в основе которого лежит:
дуализм божественного и дуального материального, созданного и функционирующего благодаря божественному
Это определяет не только божественное происхождение души, единобожие – вследствие ассоциации божественного с Вечным Небом, но и такие вещи как первичность божественного и вторичность материального, что и является основой для иерархичной структуры Вселенной и копирующей ее модели государства.

Вселенская организация эля

Легендарный Огуз и его наместник сбалансировали свое государство, чтобы получить крепкую, вечную, копирующую вселенскую, структуру (beŋgü el – ‘вечное государство’). Этот числовой порядок также показывает порядок подчинения в их государстве: 1 → ½ → ⅓ → ¼ (направление субординации). Четыре племени (Qayï, Qajat, Alqaraulï, Qaraujlï) одной ветви подчиняются главе бёлюка (Kün) = [¼], три ветви (Kün, Aj, Julduz) подчиняются главе крыльев (Buzuq) = [⅓], два крыла (Buzuq and Uçuq) под началом одного кагана (Oγuz Qaγan) = [½]. Эта система в генеалогии туркмен записанной Рашид ад-Дином Фазлулах Хамадани.

Элери Битикчи: Седентаризм в исследовании кочевников (на примере дебатов о кочевом государстве)

Прежде всего, надлежит знать, что в каждом поясе Земли существует отдельное [друг от друга] население, [одно] оседлое, [другое] кочевое. 
Рашид ад-Дин Хамадани

Становление национальных историографий в постсоветской Центральной Азии неразрывно связано с колониальным прошлым, когда доминирование включало в себя не только властные отношения, но и сферу знаний. Для исследования кочевников было (и есть) характерно явление, описываемое здесь как седентаризм, когда многие вопросы теории, касающиеся кочевников, рассматривались (и рассматриваются) в уподоблении с развитием оседлых народов и с точки зрения науки, созданной оседлой (западной) цивилизацией
Современные исторические исследования не ограничиваются методами, методологией или теориями, они также касаются эпистемологических проблем, которые позволяют нам лучше понять природу нашего взгляда на собственное прошлое. Сегодня в странах, где титульное население ассоциирует себя с кочевым прошлым, в официальной историографии преобладает взгляд на собственное историческое наследие с точки зрения оседлой цивилизации. Теория государства, социально-политических отношений, которая была разработана в рамках оседлой цивилизации и на примере развития оседлых народов применяется для изучения, описания и объяснения исторических процессов в кочевой среде. В данной статье я постараюсь показать, каким образом это явление, которое я описываю как седентаризм, стало возможным.

А. С. Мирбадалева, Н. В. Кидайш-Покровская, С. М. Мусаев: Эпос Манас. Вариант Сагымбая Орозбакова

Сагымбай Орозбаков

Родился в 1867 г. в местности Кабырга Иссык-Кульской области. Его отец Орозбак происходил из рода саяк, был талантливым  музыкантом-сурнайчы. С. Орозбаков в молодые и зрелые годы жил в местечке Кочкорка Нарынской области. Будучи профессиональным  сказителем, он содержал свою семью на те средства, которые, разъезжая по разным областям Киргизии, получал от людей за исполнение  «Манаса». Сагымбай – современник известных манасчи Балыка, Кельдибека, Чонбаша (Нармантая) и его учеников Тыныбека, Найманбая, от  которых перенял высокое мастерство исполнения эпоса. «Манас» начал исполнять в пятнадцать лет, обучившись у манасчи Чонбаша. До этого  был известен как сочинитель и исполнитель  лирических и шуточных песен, причитаний. Исполнял всю трилогию: «Манас», «Семетей» и «Сейтек».
С. Орозбаков среди народа прославился как сказитель наиболее объемного варианта эпоса «Манас», отличавшегося сюжетной полнотой и  высокой художественностью. Его вариант среди ученых-фольклористов считается классической версией киргизского героического эпоса. Умер С.  Орозбаков в 1930 г. в Кочкорском районе.
Следует отметить важную роль в сборе материала известного фольклориста-собирателя Абдыкаима Мифтахова. Родился в 1892 г. в селе Насибаш  Салаватского района Башкирской АССР. В 20-е годы учительствовал в городах Таласе и Каракол, где организовал кружок любителей-собирателей  киргизского фольклора, включавший более 40 человек. Фольклор киргизов и башкир А. Мифтахов начал собирать с 1916 г. Он первый открыл  манасчи Сагымбая Орозбакова, начав от него записывать «Манас» в 1922 г. Затем планомерную работу по записи «Манаса» поручил продолжить  Ибраиму Абдырахманову, который осуществлял запись варианта С. Орозбакова с 1922 по 1926 гг.
Вариант Сагымбая Орозбакова складывается из ряда самостоятельных сюжетных линий, объединяющих группу  сюжетно завершенных эпизодов.  Это так называемые циклы, органично связанные друг с другом, при соответствующем их логическом распределении последовательно  раскладывающие эпическую биографию богатыря Манаса.

Элери Битикчи: Манас и идеология

В стране манкуртов, и манасчи манкурт.

По приблизительной оценке в стране от 10 до 50 тысяч человек, которые так или иначе претендуют на связь с космосом, с Манасом, с духами земли и предков, считают себя ясновидцами, целителями, на короткой ноге с Богом или вечностью. Существует до 500 платных мазаров, где у шайыков можно от 10 сомов купить земную благодать. Небесная благодать стоит немного дороже.
Существуют сотни мечетей и церквей, где священнослужители работают во имя Бога и оказывают услуги по, как они говорят, Им же утвержденному тарифу.
Телевизор разваливается от людей, получивших небесное откровение по истории киргизов, утверждающих о богоизбранности нации, и которые в знак подтверждения своей правоты ссылаются на авторитет русских и европейских историков, которые подделывали историю, так как историю пишут победители. Каждую неделю появляются люди, получившие информацию из глубин космоса и, возможно, даже напрямую от Самого, утверждающие, что киргизы являются арийцами, несмотря на то, что глубины космоса отлично знают, что арийская теория — это историческая фальсификация, раскрученная учеными некогда расистской Европы и фашистской Германии (в настоящее время Европа, за исключением России, отказалась от приписывания всего и вся арийцам). Неслучайно что они бегут в телевизор, ведь там сидит «пророк тенгрианцев» — [бывший] коррупционер. Подобное тянется к подобному.
Когда-то у киргизов считалось, что человек, имеющий контакт с сакральными силами, обречен на пожизненное страдание, его дар зачастую похож на проклятие, потому как очень трудно человеческим разумом понять разум вселенский…
«... Ми стоїмо зараз біля початку гігантського вселюдського процесу, до якого ми всі прилучені. Ми ніколи не досягнемо ідеалу ... про вічний мир у всьому світі, якщо нам ... не вдасться досягти справжнього обміну між чужоземною й нашою європейською культурою» (Ґадамер Г.-Ґ. Батьківщина і мова (1992) // Ґадамер Г.-Ґ. Герменевтика і поетика: вибрані твори / пер. з нім. - Київ: Юніверс, 2001. - С. 193).
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти