Вся библейская концепция строится на идее избранничества. Сие очевидно, и потому всегда подчеркивался мета-исторический смысл Ветхого Израиля, из коего воплощается Христос. Казалось бы, нет никаких недоумений.
Однако, в Священном Писании имеется одно пророчество, кое заставляет нас несколько иначе взглянуть на само избранничество. Вот сие пророчество:
«... Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Господь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской, и Филистимлян — из Кафтора, и Арамлян — из Кира?» (Ам.9:7). На иных языках оно звучит так: «οὐχ ὡς υἱοὶ Αἰθιόπων ὑμεῖς ἐστε ἐμοί, υἱοὶ ᾿Ισραήλ; λέγει Κύριος. οὐ τὸν ᾿Ισραὴλ ἀνήγαγον ἐκ γῆς Αἰγύπτου καὶ τοὺς ἀλλοφύλους ἐκ Καππαδοκίας καὶ τοὺς Σύρους ἐκ βόθρου» - «numquid non ut filii Aethiopum vos estis mihi filii Israhel ait Dominus numquid non Israhel ascendere feci de terra Aegypti et Palestinos de Cappadocia et Syros de Cyrene» - «הֲלוֹא כִבְנֵי כֻשִׁיִּים אַתֶּם לִי בְּנֵי יִשְׂרָאֵל נְאֻם־יְהוָה; הֲלוֹא אֶת־יִשְׂרָאֵל, הֶעֱלֵיתִי מֵאֶרֶץ מִצְרַיִם, וּפְלִשְׁתִּיִּים מִכַּפְתּוֹר וַאֲרָם מִקִּיר׃».
Данное пророчество разставляет совсем иные акценты в понимании роли Израиля. Само сравнения израильтян-симитов с эфиопами-хамитами более, чем удивительно (и оскорбительно по сути). А сам Исход приравнен к аналогичным движениям филистимлян и арамейцев. Данное пророчество требует внимания и осмысления.
Приведем для начала самое очевидное толкование сего текста, данное проф.А.П.Лопухиным:
«... У Израиля могла оставаться надежда, что он спасется от предстоящего суда Божия, как народ завета, избранный Богом из среды других. Пророк разрушает эту суетную надежду. В гл. I-II он поставил Израиля на одну линию с языческими народами пред карающим Правосудием Божиим. В Ам. 3:1–2 пророк указал на то, что особенные милости Божии к народу, избрание его, – возложили на него особенные обязательства и послужат основанием для более строгого суда над ними. В Ам 9.7 пророк снова выставляет на вид, что Израиль не имеет преимущества пред другими народами. Сыны Израилевы для Господа тоже, что презираемые эфиопляне, и как Господь вывел Израиля из Египта, так вывел Он филистимлян из Кафтора и арамлян из Кира. Кафтор, отечество филистимлян (Втор 2.23; Иер 47.4), отождествляют с островом Критом (Гитциг, Кейль), с Кипром (Гоонакер) или же с Дельтой Нила (Эберс). LXX и Вульг. ошибочно отождествляли Кафтор с Каппадокией; отсюда в слав. т.: «и иноплеменники (филистимлян) из Кападдокии». «И Арамлян из Кира»: по переводу LXX – «и сиряны из рова»; LXX производили, повидимому, слово Kir от karoh рыть. Симмон, блаж. Иероним перевели kir сл. Κυρήνη, Cyrenae, Феодотион – τοῖχος, стена. (О местоположении Кира см. Ам 1.5. «И пойдет народ арамейский в плен в Кир»: Арамвяне – потомки Сима, народ, родственный евреям (Быт 10.22–25) местоположение страны Кир неизвестно; его указывают в северной Армении (Баур), к северу от Алеппо (Социн), в Южной Вавилонии (Галеви), в Мидии (Шрадер), между Оронтом в Евфратом (Дилльман). Пророк отождествляет изведения Израиля из Египта с переселением филистимлян и арамлян, потому что особенный смысл изведения из Египта и теократического призвания Израиля теперь утратился: остались только лишь простые исторические события, аналогии для которых можно находить и в истории языческих народов».
В целом он следует святоотеческому мнению в данном вопросе. Блаж.Феодорит Киррский изъясняет:
«...«Не якоже ли сынове ефиoпcтии, вы есте Мне сынове Израилевы? глаголет Господь» - Будучи одинаковой природы с Ефиоплянами и с прочими людьми, сподоблены вы были Моего большого паче всех промышления. И указывая на cиe, присовокупил: «Не Израиля ли изведох из земли египетския, и иноплеменники из Каппадокии, и Сиряны из рова?» - Переселялись и другие, оставив прежнее отечество, переходили в другое, например: Сирияне и Филистимляне, но нe одинаково с вами. Ибо об их переселении никто не знал, и о вашем со славою говорит всякий из людей: они переселившись живут с другими народами, управляясь их законами; а вы, преодолев жителей и всех их истребив – до конца, стали владельцами земли, которую они занимали, потому что вы пользовались Моею помощью».
Ему Беседах 11 и 8 на Евангелие от Матфея вторит св.Иоанн Златоуст:
«... Так как они величались своими предками, что и было причиною их погибели, и повергло их в беспечность, то он исторгает самый корень их гордости. Потому же и Исайя называет их начальниками содомскими и народом гоморрским (Ис. 1:10), а другой пророк говорит: «Не таковы ли (вы), как сыны Ефиоплян? Так все их предостерегают от этого предрассудка, смиряя их гордость, бывшую для них источником бесчисленных зол. Иудеи непомерно хвалились и величались, говоря о своем возвращении из Египта (на что намекает и пророк, говоря: «не иноплеменников ли Я вывел из Каппадокии, и ассириян из рова»)».
И остальные Отцы согласны с ними, давая только различные идентификации таинственных местностей, упоминаемых в пророчестве. Так преп.Ефрем Сирин пишет:
«...«Изведох... иноплеменники из Каппадокии». Если хвалитесь исшествием своим из Египта и не прославляете за это Меня, то знайте, что Я и Филистимлян извел из Каппадокии, «и Сиряны из Рова (Кира)», то есть из Харраса, или Харана».
Но блаж.Иероним Стридонскийс ним не согласен, и дает свою интерпретацию:
«...Вместо Кирены Акила и пятое издание поставили самое слово еврейское «сиг», LХХ: «ров», то есть βόθρον, Феодотион «стена», Симмах, которому и мы в настоящем месте последовали, «Кирена.» Изложу в кратких словах весь смысл этого места и всего того, что содержится в этом отделе, до того места, в котором написано: «которые говорят: не приблизится и не придет на нас бедствие» (ст. 10), чтобы мы могли знать все то, что говорится. Я, Господь Бог всемогущий, от которого ничто не может скрыться, который коснется земли, и она поколеблется, который устраивает на небе восхождение Свое, который призывает воды морские и изливает их по лицу земли, которому имя Господь, который есть Творец всего, образовал все народы из одной и той же глины и произвел их для одинакового жребия. Поэтому ефиоплян, палестинян, сириян и иудеев, разнящихся по месту пребывания и по телу, Я соединил законом смертности, и по Своему произволению передвигаю рабов Своих то туда, то сюда и переселяю во все страны. Не превозноситесь высокомерно, потому что Я вывел вас из Египта и, как Свой собственный народ, не допустил вас быть в рабстве у Фараона. То же самое сделал Я и с палестинянами, которых LХХ перевели чрез «иноплеменников» и которые по-еврейски называются «сарthorim», так что переселил их из Каппадокии и поместил в странах Палестины; также и сириян, то есть арамлян (Агат), Я переселил из Бирены. Поэтому те, которые были созданы при одинаковых условиях, будут наказаны по одному и тому же определению суда Моего, и Я истреблю все нечестивые царства без различия лиц. А вас, сыны Израилевы, о которых Я сказал: «сын Мой первенец Исраиль» (Исх. 4:22) и: «из Египта воззвах сына Моего» (Ос. 11:1), Я поражу жезлом и посещу грехи ваши, но не навсегда истреблю и милости Моей не отниму от вас (Пс. 88), и, как бы быстро передвигая и тряся в решете, очищу и выберу, чтобы тот, кто был камешком и укрепился чрез покаяние, не выпал из Моего решета, а кто, подобно пыли, упадет на землю, тот будет поражен мечем, чтобы умерли грешники из народа Моего (ниже ст. 9—10), не потому, что они прежде грешили, а потому, что до самой смерти они упорствовали во грехах. Но всякий, кто был Израилем, кто прежде мысленно созерцал Бога и был выведен из Египта, если, стремясь к порокам египетским, возвратится не только в Египет, но и в Ефиопию, бывший в которой, по Иеремии (глава 13), не может переменить кожу свою, спасается чрез пришествие Христово и над ним исполняется написанное: «Ефиопия предварит руку свою к Богу» (Пс. 67:32). И когда он будет служить Богу, то будет сказано о нем: пред «Ним припадут ефиопляне» (Пс. 71:9). Когда таковые падут пред Ним и с другой стороны рек ефиопских будут приносить жертвы Господу, то могут сказать: «черна есмь аз и добра, яко опали мя солнце» (Песн. 1:4-5). Ибо тела, делающиеся слабыми вследствие прохлады и бездействия, не могут переносить мирских искушений и треволнений, а те, которые приготовляются к борьбе и состязаниям и загорают от солнца, преодолевают все невзгоды в мире и получают благословение Святого Духа, говорящего к праведнику: «во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию» (Пс. 120:6). Таким образом ефиопляне превращаются в сынов Божиих, если приносят покаяние, и сыны Божии переходят в ефиоплян, если опускаются в бездну грехов. Ибо Сам Творец всего, Бог, превратил каппадокийцев в палестинян и соделал то, что те, которые жили в холоде по отношению к вере и подвергались самому суровому ветру, Аквилону, падают, когда пьют, и, оставив высокомерие, испытывают на себе правосудие Господа. Он также сириян, то есть высоких или возвышенных, называющихся «Арамом (Аram)», переселил из Кирены, слабой стены или из такой, которая примыкала к горькому морю и находилась близ Сиртов, а по LХХ была во рву, и изменил их к лучшему, сделав высокими. Ибо очи Господни над всеми грешными царствами, которые диавол показал Господу (Мф. 4) и о которых апостол говорит: «да не царствует грех в мертвеннем вашем теле, во еже послушати его в похотех его» (Рим. 6:12). Но когда Он жезлом посетит грешников и поразит и сокрушит тех, которые будут упорствовать во грехе, Он не допустить на веки погибнуть тем душам, которые называются домом Иакова, которые запинают грех, одерживают победу в борьбе и овладевают пятою кровавого брата».
Кирилл Александрийский:
«...Израильтяне, всегда высоко поднимающие чело, постоянно то так, то иначе ссылаясь на благородство отцов и широко раскрывая уста, говорили: мы имеем отцом Авраама; однако они услышали обращенные к ним слова Христа: аще чада Авраамля были, дела Авраамля бысте творили (Ин. 8:39); не все бо сущии от Израиля, сии Израиль: ни зане суть семя Авраамле, вси чада (Рим. 9:6—7); но светлость дел по справедливости дает возможность хвалиться славными деяниями отцов. Кроме того, они презирали все прочие народы, говоря и то, что Бог их сделал избранными из всех народов, избавил из земли Египетской и перевел в землю обетованную. Все это верно; но те, которые преимущественно обязаны были соответственною взаимностию радовать Почтившего, во многих отношениях оказались жестоко оскорблявшими Его полными отступлениями и уклонениями к пороку; наконец, жалкие, дошли до такого повреждения ума, что стали думать, что им для благосостояния и славы достаточно происхождения от корня Авраамова и изведения из земли Египетской в землю обетованную. Поэтому, чтобы они знали, насколько недействительны в отношении к пользе такие похвальбы для них, обратившихся к нерадению и не желающих быть благочестивыми, по необходимости говорит: не буду ли Я смотреть на вас, — хотя вы и имеете благородство по отцам, — точно так же, как на сынов Ефиопских, которые не имеют корнем Авраама? Ибо божество неуклонно и совершенно нелицеприятно и не знает плотского благородства, лишенного добрых дел, но удостаивает всякого уважения благородство духовное и то, за которым обыкновенно следует блистание славными подвигами. Но вам кажется чем-то великим и изрядным то, что из Египетской земли перешли в другую. Что же из того, говорит, или какую это вам доставить пользу? — Это получили от Меня и другие. Именно: Я вывел иноплеменников, то есть Филистимлян (как передавали Евреи), из Каппадокии, а Сирийцев, то есть всех, которые были тогда подвластны Дамасскому царству, вывел из рова. Нужно заметить, что вместо из рова Иудеи поставляют: из Кирены. Таким образом Филистимляне были выходцами Каппадокийскими, а Сирийцы — Киренскими. А рвом называли Кирену, хотя она весьма возвышенна и расположена высоко, потому, что она лежит как бы в глубокой впадине, ибо, можно сказать, вся земля Ливийская состоит из открытых приморских долин. Поэтому, говорит, у Меня, на всех смотрящего одинаково, есть намерение стереть с лица земли всякое царство грешников. Следовательно никакой пользы не приносит плотская знаменитость обладающим ею: благородством у Бога считается добрый нрав, весьма наклонный к достижению добродетели и пекущийся о соревновании в благочестивых деяниях предков».
Собственно, я главным выводом можно согласиться: надмеваться и хвалиться как бы нечем Израилю, ибо не коллективное спасение следует из избранничества, а еще более строгий Суд Божий.
Но зададимся иным вопросом: а почему — среди великого множества народов земных — в данном пророчестве упомянуты только сии три как бы языческих народа? И так ди уж Исход утратил свой сакральный смысл?
На наш взгляд, Исход не утрачивает своего сакрального смысла не только рамках иудаизма, но шире — иудео-христианской парадигме, т. к. обладает экзистенциальным значением. Исход — не только освобождение из рабства, но и начало формирования заново деградировавшего народа. Исход — есть мучительное страдание, разочарование, отказ от иллюзий и сузностное изменение во всех аспектах национального тела общности.
Сие мы знаем из истории Ветхого Израиля. Но т. к. пророк стравит в один ряд переселение филистимлян и арамеецев, то законно предположить, что сии общности имели нечто схожее. Более того, могли иметь некий Завет, коий был получен Израилем в период Исхода.
Кто такие филистимляне, пришедшие с Кафтора, и где оный, на самом деле, располагался? Жителей местности Кафтор (ивр. כַּפְתּוֹר) Библия именует «Кафторим», кафторимы, кафториты, кафторяне (др.-евр. כַּפְתֹּרִים) — народ Восточного Средиземноморья, упоминаемый в Библии как потомки Мицраима, сына Хама. В библейском стихе, в перечислении «Таблицы народов», «Кафторим» (форма множественного числа) одновременно выступает и как название народа, и как имя сына Мицраима — эпонимического предка народа. Прямая трактовка «Кафторим» как имени человека — сына Мицраима — появляется лишь в некоторых переводах и пересказах книги Бытия. Так, средневековый мидраш «Книга Праведного», излагая ветхозаветную историю, говорит о Кафторе — сыне Мицраима. Происхождение от Мицраима, кто выступает в Библии как эпоним Египта, представляет кафторим как народ, коий проживал в Египте, или был политически связанным с Египтом. Кафтор в Библии указывается и как место, где жили ветхозаветные кафторимы, и как место, откуда пришли в Ханаан филистимляне (Иер. 47:4; Амос. 9:7), бывшие частью второй волны вторжения «народов моря». Соответственно, вопрос идентификации области Кафтор приобретает значение для понимания истории филистимлян и всего периода катастрофы бронзового века. По тексту Иер. 47:4 переводчики и толкователи Библии считали Кафтор либо островом, либо приморской страной; в древних переводах Кафтор заменялся на Каппадокию, по-видимому, по созвучию; толкователи Библии и ученые-библеисты выдвинули ряд гипотез об отождествлении страны Кафтор: Крит, Кипр, Финикия, ном в дельте Нила.
Помимо Библии, Кафтор упомянут (в разных вариантах написания) в аккадских источниках первой половины 2 тыс. до н. э., в архивах Мари (18 в. до н. э.), в текстах Угарита и древнего Египта. Так, в аккадских документах, восходящих к 24 веку до н. э. Kaptara — это земля за «верхним морем», то есть к западу от восточного побережья Средиземного моря; в архивах Мари Kaptarû, Kaptarītum — название для дорогих товаров, по-видимому, из района Эгейского моря; в угаритских текстах бог ремесел Котар жил в Caphtor (Kptr). Предположительно, далекая земля, достижимая для мореплавателей, Keftiu (Kftyw) в египетских записях второй половины второго тысячелетия до н. э. — есть Кафтор. Среди современных исследователей минойского Крита и востоковедов распространена гипотеза о том, что Кафтор тождественен минойскому Криту, а его жители упоминаются в египетских текстах как кафтиу.
С данным отождествлением библейского Кафтора с Критом можно полностью согласиться. Филистимляне (т. е. др.-евр. פלישתים плишти́м, греч. φιλισταίοι) является техническим термином, собирательного свойства. Сие означает «оккупанта, захватчика» и дано сим переселенцам, вероятно, еще ханалеями, задолго до прихода евреев. Филистимляне — не гомогенны, се — т. н. «народы моря», т.е совершенно разные по происхождению народности в несколько волн переселявшиеся в Левант. Отмечается, что среди плиштим не только профессиональные воины-завоеватели, но и масса мирного населения. Сие, действительно, похоже на массовое переселение, вызванное некими обстоятельствами.
Не менее загадочна местность Кир, откуда переселялись арамейцы. С одной стороны, туда их хотят переселить - Ассирия, но, с другой стороны, само пророчество подразумевает некие древние времена. Очевидно, что (קִירמוֹאָב, qı̂yr) - не Кирена, но и с Харраном отождествить очень сложно. Само понимание данного название как некий «ров», скорее всего, коренится в непереводимости и неясности для симитского уха. Как указывалось выше, арамейцы — есть симиты и близко родственная народность евреям. В архаическое время связи израильтян с арамейцами были крепкими, в т.ч. потому что часть народа Авраама пребывала в Харране и была каким-то образом интегрирована в страну Арам. Арамейцы в основном обитали там, что ныне называется Сирией. Но не только там. Из древнейших генеалогических таблиц Армении видно, что само происхождение армян — не гомогенное. Оно в основе яфетическое от Торгамы, но сильно связано именно с Арамом, чье имя присутствует в генеалогических таблицах. Очевидно, что часть арамейцев издревле проживала на Кавказе, поучаствовав в армянском этногенезе.
Т.к. в пророчестве заметно просматривается типология, то справедливо было бы предположить, что существует некое сходство в Исходе как у израильтян , так и у кафторийцев и арамейцев. Что же сие м.б.? Исход израильтян был связан не только с социальным положением, т. е. рабством и угнетением, но и сохранением истинного Богопочитания, т. е. сохранением самого себя, в качестве народа Божия. Посему позволительно предположить нечто схожее и у кафторим с арамейцами. Следует сразу оговариваться: речь идет не вообще о всех филистимлянах, но только тех, кто прибыли с Кафтора. И не о всех кафторим, а лишь о тех, кто устремились в Левант. То же самое касается и арамеев: оговорены те, кто попали в некий «ров».
Минойская цивилизация имела долгую историю, но на одном этапе приобрела чудовищные черты, связаные с каннибальскими практиками, вплоть до омофагии. Можно предполагать, что исход части критян связан с полной невозможностью переносить подобное.
Ассирийская цивилизация — очень жестокая и милитаристская — также имела долгую историю, и некоторые свои периоды эксплутировала покоренные народы вплоть до их уничтожения. Покоренные части арамеев подвергались такому истреблению. Так что и их исход из таинственного Кира можно понимать аналогично израильскому.
Но предположение будет еще важным, если допустить возможность, чтов сих небольгих соотществах кафторим и арамеев все еще существовала истинная вера в ЯХВЕ, сохранившаяся с самых архаических времен. Она могла и не быть полностью тождественной вере израильтян, но как-то коррелировалась с оной, ибо сам Авраам назван «отцов всех верующих», что никак не может звучать дополнительным эпитетом, но отражает суть устанавливаемого им сообщества.
Т.н. катастрофа бронзового века — до сего дня необъяснима, но, судя по археологическим данным, отчасти связана сильнейшими климатическими изменениями. Отражение оных событий мы встречаем в описаниях «казней Египетских» (Исх.7-11). Аналогичные катастрофы — извержения вулканов и землетрясения в Эгейском море и ужасная засуха в Ассирии — служат общим фоном событий. Исход израильтян из Египта мог происходить синхронно с исходом части критян с острова и кавказских арамеев изо «рва» Ассирии.
Из контекста пророчества неясно в отношении «сынов Хуша», как в подлиннике названы эфиопы. Они только сравниваются с Израилем, или тоже участвовали в неком Исходе? Представляется, что о них так указывается конкретно для сравнения, и сему есть причина.
Пророчество говорит о будущем с ретроспективными отсылками, мало кому понятными уже в древние времена. Данное пророчество Амоса можно понимать не только так, сие делал святоотеческая традиция, но и с несколько иной точки зрения. Похоже на то, что помимо Израиля Бог избирал еще несколько народов, кои должны были прождить в чем-то сходную судьбу, по формированию себя заново. Завет был заключен только с Израилем: сие означает или то, что только он справился с поставленной Свыше задачей, или то, что мы просто не имеем сохранившихся нарративов по чисто историческим причинам. На предположение о том, что какая-то группа филистимлян и критян сохраняла и далее Богопочитание, указывает невероятный факт женитьбы Самсона на филистимлянках (Суд.), т. к. подобные браки строго запрещались.
Судьба «сынов Хуша» еще более знаменательна. Богопочитание там известно издревле, даже правящий дом там имел израильское происхождение. И собственно сам Ветхий Завет неоднократно повторяет разные пророчества о Хуше, как о Богопочитателе.
При перенесении на современность можно заметить, что эфиопы и армяне сохраняют строго христианство, причем в достаточно древней форме.
Филистимляне исчезают со страниц истории в эпоху Александра Македонского. Но не лишено основания предположение, что какая-то из часть впоследствии была обрезана и вошла в состав Израиля.
В целом, данное пророчество удерживает Израиль-по-крови надмеваться над иными верующими в ЯХВЕ, приводя в пример иные избранные Богом народом. Избранничество приносит испытания, т. е. постоянные страдания, в коих и осуществляется духовное тело нации.
* ПРИКАРПАТСЬКИЙ ІНСТИТУТ ЕТНОСОЦІАЛЬНИХ ДОСЛІДЖЕНЬ ТА СТРАТЕГІЧНОГО АНАЛІЗУ НАРАТИВНИХ СИСТЕМ
Комментариев нет:
Отправить комментарий