1. Эрос под ветром времени
1
Эрос противостоит времени. В отличие от секса, который порождает время в человеческом бытии, эрос находится в Вечности. Или точнее: эрос притягивает Вечность в человеческое бытие.
Будучи единением мужчины и женщины на духовно-душевном уровне, эрос дает возможность жить над временем. Однако это не означает свободу от времени. Эрос вновь и вновь сотрясает ветер времени. Он заставляет его дрожать и порой изменять своей природе.
Для того, чтобы понять это, нужно прежде всего осознать, что такое ветер времени. Что означает эта метафора?
2
Метафора «ветер времени» выражает глубинную природу времени. Время – это внутренний ветер.
Этот внутренний ветер постоянно пронизывает Эрос, раскачивая его духовно-душевную природу. Внутренний ветер времени является в Эрос в виде секса.
3
Секс в человеческом мире вообще может быть осознан как синоним времени.
Дитя как существо-вне-времени входит в мир времени через половое созревание, означающее озабоченность и заставляющее смотреть на время. Влюбленные ждут свидания, подстегивая неторопливый поток времени, выдумывают образы полярных медведей «трущих земную ось» для ускорения момента встречи, а потому не случайно представляются в гротескных изображениях под часами.
Осуществленный Эрос освобождает от времени. Он входит в нашу жизнь и, словно стеной, защищает от ветра времени. «Влюбленные часов не замечают», – говорим мы, глядя на искренне соединившихся и отданных друг другу мужчину и женщину.
Однако все это только на первый взгляд. Проходит несколько часов, месяцев или лет, и ветер времени разрушает стену Эроса. Так происходит не всегда, но очень часто. Причина этого в том, что в человеческом бытии любовь соседствует с влюбленностью, имеющими совершенно разную природу. Любовь – это дар творчески развивающейся личности. Влюбленность – повторяющаяся случайность личности, живущей вне подлинного творчества. Поэтому влюбленность пребывает во времени, а любовь – в Вечности. Личность, не знающая глубины творчества культуры и творения себя и мира, обречена на бесконечную смену влюбленностей без любви, после каждой из которых одиночество становится еще острее и глубже.
Итак, любовь – это Эрос, который не сгибается под ветром времени.
4
Подлинное творчество есть творение своего бытия, а не только продуктов культуры. Вне такого творчества личность погружается в скуку обыденности или тоску предельности, а потому замыкает свое бытие лишь во времени, отчуждаясь от Вечности.
Личность, включенная в творение своего бытия, открывается Вечности. Она становится достоянием Вечности, но не в том пошлом смысле, который присутствует в речах на юбилеях и похоронах, а в смысле актуальном и живом, пребывающем внутри личности – не в словах и объектах, а в Слове и Бытии.
Это и есть подлинный Эрос, который выходит за пределы иссушающего ветра времени.
2. Эрос и геометрия времени
1
Время в человеческом бытии осваивается и отражается в трех формах: круг, линия, спираль.
Самая простая форма освоения времени – кругообразная. Человеку проще всего представить время в виде бесконечно повторяющегося цикла, все изменения в котором несущественны. Это наиболее простой способ уйти от трагического вопроса о собственной конечности.
Я когда-то родился, затем когда-то уйду, но обязательно появлюсь снова и повторюсь – точно так же, как и солнце каждое утро или луна каждый месяц.
2
Жизнь человека есть стремление к победе над временем. Время глубинно тревожит человека. Но он вновь и вновь воспроизводит его. Поэтому, хотя проще всего принять время в виде круга, и в этой бездне ноля утопить тревогу, человек вновь и вновь пытается разомкнуть круг в линию. Чаще всего у него получается отрезок – прямая, ограниченная началом истории и ее концом. Время как прямая и замкнутая, конечная линия предполагает наличие трансцендентного мира, где началась история, и где она будет продолжена.
Поэтому, когда время представляется в виде отрезка, то всегда в сокровенной глубине сознания подразумевается бесконечная прямая, концы которой покидают мир.
3
Круг и линия могут соединиться только в спирали. Конечно, такое соединение возможно и в синусоиде, ползущей по времени, как змея, но это лишь частичное включение в себя и круга, и спирали, включение плоскостное. Как плоскостное образование, синусоида не может по-настоящему содержать в себе ни круг, ни линию. По-настоящему они соединяются только в пространственном образовании – спирали.
Спираль позволяет нам понять и увидеть живую цикличность времени.
4
Можем ли мы предположить, что любой человек живет в спиральности времени уже потому что он человек? Так, например, человек обыденного бытия повторяет по спирали циклы своей жизни – от выпускного бала, свадьбы, рождения детей до их выпускных балов, свадеб, рождения их детей и т.д., постоянно участвуя в обновляющемся жизненном сериале. А человек предельного бытия по спирали движется от картины, книги, фильма к новой картине, книге, фильму, изредка или часто меняя при этом партнеров и коллективы…
Но лишь на первый взгляд кажется, что человек обыденного и предельного бытия движутся по спирали. Человек обыденности, выходя на новый уровень с каждым новым поколением своего рода, рано или поздно замыкается в круге, и если он освобожден от возбуждающей суеты, то неизбежно испытывает скуку. Человек предельного бытия совершает акты целеустремленности – интенциональные уколы себе и жизни, стремясь достигнуть максимального результата в каждом произведении, и если он задает вопрос о смысле полученной власти и славы, его охватывает тоска.
И лишь человек запредельного бытия, выходящий от кровно-родственного и властного отношения к со-творчеству с Другим, способен действительно пережить время своего присутствия в мире и всего мира как разомкнутую спираль.
5
Очевидно предположить, что круг, как образ времени, может быть соотнесен с женским началом, прямая – с мужским, спираль – с андрогинным. Синусоида, возможно, раскрывает природу гермафродитного начала.
Размышляя далее, можно предположить, что круг есть выражение женского как душевного начала, прямая – мужского как духовного, спираль – андрогинного как личностного.
6
Предложенное в предыдущем сюжете размышление исходит из самоочевидного соотнесения круга с женским, а линии – с мужским. Действительно, круг напоминает женские половые органы, а линия – мужские; но дело не только в этом. В круге символически выражена женская подчиненность цикличности и, одновременно, сознательное стремление к цикличности, тогда как в линии явственно проговаривает желание мужчины покинуть цикличность и разрушить или хотя бы проткнуть пределы.
Это позволяет предположить, что круговое восприятие времени характерно для матриархальных культур, а линейное – для патриархальных.
На этой основе логичным будет предположение о том, что спиральное понимание и переживание времени есть характеристика культур андрогинных. Но были ли такие культуры в истории человечества? Первоначальное размышление приводит к тому, что история не знает андрогинных культур, она содержит в себе лишь элементы андрогинности в каждой культуре.
Являются ли эти элементы наиболее плодотворными? Утвердительный ответ является следствием признания плодотворности гармонического соединения двух начал в новую целостность. Спирально понимаемое, переживаемое и бытийствующее время поднимает личность и культуру над ограниченностью мужского и женского, матриархального и патриархального.
7
Спиральное андрогинное время ближе к Вечности. В нем органичней звучит всеединство времен – гармония прошлого, настоящего и будущего, которая переживается в состоянии восхищения. Лишь в стихии спирального времени человек способен действительно восхищаться.
Во времени круговом и линейном человек не способен почувствовать отличие возбуждения и восхищения. Это означает, что и в обыденном, и в предельном бытии стерта грань сексуального (возбуждение) и эротического (восхищение).
Ибо секс отличается от эроса как возбуждение от восхищения. Возможно, это самое глубинное их отличие. Но точно так же, как плодотворный секс невозможен без эроса и наоборот, возбуждение и восхищение могут существовать только в единстве. При этом нужно осознать два обстоятельства.
Первое: возбуждение и восхищение не соотносятся как мужское и женское. Возбуждение – это способ проявления мужского и женского в обыденном и предельном их бытии. Восхищение – способ проявления личностного, андрогинного в предельном и запредельном.
Второе: возбуждение и восхищение – это соединение бессмертного и созидающего бессмертие Эроса со смертным и порождающим смертное, сексом. Для личности одинаково важным есть и первое, и второе – как опыт конечности, так и опыт бесконечности. В единстве конечного и бесконечного появляется опыт подлинно вечного. Полноценная, насыщенная душевностью и духовностью Вечность, возможна только как результат встречи конечности телесно-сексуальной сферы и бесконечности сферы личностно-эротической.
Подлинный Эрос как носитель Вечности включает в себя и секс. Отчужденный от секса, Эрос есть лишь опыт пустой эстетизированной бесконечности, опыт отрицания времени. И вместе с тем, подлинный Эрос отличается от секса, ибо секс в человеческом бытии вновь и вновь стремится к самодостаточности бытия-во-времени, он стремится быть вне Эроса. Чистый Эрос – это бытие-вне-времени, поэтому эрос и секс соединяются очень сложно и трагически. Это соединение действительно запредельно для человека.
Попробуем понять почему.
3. Рождение времени: секс и оргазм
1
В отличие от Эроса, который есть бытие-вне-времени, более того, бытие-над-временем, секс – это бытие-во-времени. Более того, именно секс порождает время в человеческом бытии – через рождение и смерть, новое рождение и новую смерть.
В оргазме – этой точке встречи секса и Эроса, времени и Вечности, происходит встреча смерти и рождения. Это вызывает освобождающий характер оргазма – он дает глубинную разрядку не только телу, но и душе. Такая разрядка поднимает над временем. Человек на мгновение возносится над стенами лабиринта обыденности-времени, в котором он скитается. Однако потом он вновь падает среди этих стен.
Человеческий оргазм, вознося над временем, оставляет после себя послевкусие еще более глубокого погружения во время.
2
Именно секс порождает циклы времени в обыденном бытии человека. Первый цикл времени человека обыденности, который также можно назвать циклом жизни, — цикл полового созревания до момента возможности стать отцом или матерью. После этого цикл повторяется – весь смысл существования концентрируется в детстве – уже не в собственном, а в новом детстве своих детей.
Второй цикл завершается после полового созревания детей. Если после этого они по каким-то причинам не заводят детей, человек обыденности переживает острый смысложизненный кризис и отчуждение от близких. Но если рождаются внуки, то начинается третий цикл, почти не отличающийся от второго – вновь переживается детство внуков, делающее жизнь осмысленной.
3
Таким образом, человек обыденности становится взрослым лишь став родителем. Без этого обретение статуса взрослого для него невозможно. Но он является не взрослым, а по сути, вечным подростком.
Сначала им управляют собственные гормоны, а потом гормоны его детей и внуков.
4. Секс и Эрос: возбуждение и восхищение. Ускорение времени и его остановка
1
Секс порождается возбуждением, Эрос – восхищением. Возбуждение всегда пребывает во времени, восхищение – находится в Вечности. Это позволяет восхищению порождать вдохновение у личности, на которую оно направлено.
Эрос появляется там и тогда, где и когда восхищение возносит нас на вершину духовно-душевной жизни. Однако восхищение способно подавлять возбуждение и делать секс невозможным. Такое восхищение инфантильно по своей природе; оно отрицает телесность и вместо просветления секса толкает его в бездну порно. Восхищение, которое полностью подавляет возбуждение, направляет человека на поиски сексуальных объектов, половые связи, с которыми будут полностью лишены восхищения.
В результате бессмертная личность не использует опыт бытия-в-сексе смертного тела для актуализации, а увязает и тонет в нем, как бабочка, попавшая в мед.
2
С другой стороны, секс обыденного человека, который путает возбуждение и восхищение, означает такой суррогат восхищения, который унижает его природу. В итоге также происходит проваливание в бездну порно, но уже не с другим субъектом, а с тем, кого любишь и восхищаешься…
Это приводит к нарастанию чувства вины, которое способно со временем выхолащивать или извращать сексуальность.
3
Подлинное восхищение вступает с возбуждением в союз; оно не заменяет и не отменяет возбуждение, оно соединяется с ним, унося в запредельное и личность, и тело.
4
Оргазм как высший итог сексуального возбуждения может и должен соединяться с катарсисом – глубинным проявлением восхищения.
Лишь в этом случае личность будет проявлена в своей целостности; а также то единение личностей, которое мы называем любовью.
5
Возбуждение ускоряет время, тогда как восхищение останавливает его.
Возбужденные мужчина и женщина могут становиться животными (красивыми или безобразными), восхищенные, они могут превращаться в богов. Или в призраков. Ибо восхищение, не перерастающее в творчество, способное восхищать, делает человека призраком. Он застывает возле объекта восхищения или движется следом за ним и становится все менее реальным.
Восхищенный человек должен восхищать в ответ – это и называется любовью. Однако для этого нужно возбуждение творца, которое разогревает его телесность для творческого акта. Таким образом, ускорение и остановка времени, соединяясь, приближают человека к Вечности, в которой свершается творчество и сотворчество.
5. Секс и порно
1
Вернемся к проблеме порно. Сейчас важно понять, что секс, отчужденный от Эроса, превращается в порно всегда. Ибо человек всегда несет в себе надстройку личности-Эроса, как любовного соединения духа и души; деактуализация такого соединения с неизбежностью приводит не к очищению, а загрязнению, извращению секса – из сексуальной сферы исключается личность.
Чистый секс рано или поздно превращается в грязный секс – в порно.
2
Секс обыденного человека, секс, полностью слитый со временем, делает из личности объект возбуждения и предмет страсти. Безликость человека в сексе и есть порно в самом широком смысле слова. Порно – это секс, в котором любовь заменяется на возбуждение и страсть.
Другое дело порно-графия, в которой мы имеем дело с трансформациями Эроса, пытающегося прорваться от восхищения к возбуждению, и секса, движущегося от возбуждения к восторгу и трансу, но вновь и вновь попадающих в ловушки.
Что это за ловушки? И какие архетипические приманки находятся в ловушках, вновь и вновь заставляющие людей попадать в них?
6. Эволюция порнографии: бытие и изображение
1
Проблема порнографии с возникновением Интернета стала масштабной и всечеловеческой. Доступ к изображениям откровенных действий с половыми органами вне свободы и любви, – а именно этим и является порнография – стал предельно легким и доступным.
Но не является ли эта легкость повторением того, что уже было на заре развития человеческого рода? Не было ли то, что мы называем порнографией, естественным для нашего архаического предка? Речь идет о том самом человеке позднего палеолита, который пребывал в групповом браке и постоянно находился на грани жизни и смерти.
2
Мы можем допустить, что палеолитический человек кроманьонского типа жил в двух режимах – выживания и изобилия, между которыми время от времени возникал период относительного изобилия.
Режим выживания означал ситуацию элементарного голода, когда человек думал не о продлении рода, а лишь о самосохранении. Воля к самосохранению подавляла волю к продлению рода, человек, по сути, гермофродитизировался.
Режим изобилия предполагал временное обилие пищевых ресурсов, тогда зов пола актуализировался, мужчины становились доминантными существами, которые, вступая в конкурентную борьбу за женщин, стремились оплодотворить максимальное их число. Так как люди жили в пещерах или в больших родовых хижинах, все это происходило на глазах у всех, публично.
Ситуация созерцания множества совокупляющихся людей в периоды изобилия вошла в архетипические слои подсознания и поэтому сегодня вызывает эйфорические чувства у множества современных людей обыденного бытия и мировоззрения, созерцающих порнографию в разных ее видах.
3
Выше было сказано о гермафродитизации в ситуации выживания. Является ли оно сугубо человеческим явлением? Нет. Гермафродитизация как деактуализация пола и гиперсублимация сексуальности характерна для всех животных вне брачного периода, но ее время регулируется инстинктивными программами, а не обстоятельствами.
Человек как пансексуальное существо, способное вступать в половые отношения в любое время, определяет время половых отношений сам и ограничен лишь ресурсами, здоровьем и экзистенциальными состояниями, которые могут притупить и даже уничтожить возбуждение (страх, ужас, отчаяние, гнев), могут предельно усилить его (власть), а могут и приподнять над бездной животной страсти (надежда, вера, любовь).
4
Архетипической в порнографии есть ситуация лишения женщины свободы – через удерживание, связывание, психологическое унижение и т.д. Вероятно, в эпоху позднего палеолита при постоянных столкновениях разных общин, пленных женщин обездвиживали для занятий с ними сексом. В подсознании это глубинно увязывается с воинской доблестью, успешностью, победоносностью, поэтому данный мотив широко представлен в современной индустрии порно в Интернете.
Кстати, большая сексуальность чулков по сравнению с колготами, вероятно, связана с тем, что они напоминают путы – ремни и веревки, связывающие ноги.
5
Лишение женщины свободы архетипически связано с наказанием.
Мы можем предположить, что, начиная с мезолита, появляется относительное изобилие, рожденное излишками, порожденными более эффективными методами присвоения ресурсов (охота при помощи силков, загонная охота на стадных животных, рыболовство и т.д.); это довольство, дало человеку возможность брать пленных.
Сначала это были дети и женщины. Дети отправлялись под надзор воспитателей, которые трансформировали их идентичность в направлении идентичности победителей, а женщины становились сексуальной добычей. Эту добычу нужно было укротить. Укрощение означает наказание. С тех пор удовольствие от наказания пленниц отложилось в глубинных слоях подсознания мужчины и путешествует от цивилизации к цивилизации до наших дней.
Отсюда в сексуальных играх современных мужчин и женщин столь силен мотив лишения свободы и наказания, а в порнографии появляется целый пласт или даже субкультура изображений, связанная с наказаниями женщин, как правило обездвиженных путами.
Как показывает практика андрогин-анализа, это приносит возбуждение не только мужчинам, но и женщинам. За многие века порабощения в бессознательном почти каждой женщины образовался устойчивый комплекс мазохизма, который при ряде факторов становится поведением и даже отношением к себе и миру – смысложизненной установкой.
6
В эпоху неолита пленниками становились уже не только дети и женщины, но и мужчины. Это знаменует переход от общинного строя к рабовладению – в условиях земледелия и скотоводства прокормить можно было и рабов. Более того, рабы сами становятся кормящим-производящим сословием, освобождая их владельцев от забот повседневности. Это становится условием перехода от дикости и варварства к цивилизации.
Сначала мужчины-рабы были стихийным явлением; возможно для закрепления доминирования над ними производились гомосексуальные акты над побежденными, имевшие магический смысл и символически приравнивавшие их к женщинам. Постепенно рабовладение превращается в социальную технологию, которая достигла развитых проявлений сначала в Древнем Египте, а затем – своих классических форм в Греции и Риме. В условиях рабовладения как технологии необходимость в гомосексуальном унижении как символической легитимации отпадает; исчезает и возможность такой легитимации как обязательной.
Сексуальное унижение мужчины-раба не закрепилось в бессознательном столь же прочно, как и женщины-рабыни. Это объясняет меньшую распространенность в субкультуре современной порнографии актов сексуального насилия и унижения мужчин. Однако в местах лишения свободы, рядом с временным рабством, которое является технологией со стороны государства, мы видим стихийное архаическое рабство в отношениях заключенных, когда статус раба-«опущенного» закрепляется гомосексуальным актом или даже формированием гомосексуальных пар, в которых, впрочем, пассивный партнер может выходить за пределы роли раба.
7
В любом порно в человеческом бытии – сексе, оторванном от Эроса, присутствует воля к смерти, воля к уничтожению – танатический элемент. Это присутствие обуславливается отрывом от Вечности, в которую человек выходит благодаря Эросу в его творческом и сотворческом могуществе.
Естественно предположить, что в культуре все порожденное сублимацией сексуальности, тоже явно или скрыто танатично.
Итак, порно в человеческом бытии – это секс, оторванный от Эроса, и сублимативные трансформации этого секса – все то, что затягивается в воронку смерти.
Но в практике порно в человеческом бытии есть формы, непосредственно связанные со смертью. Это сфера пыток и казней и операций, приводящих к гиперконтролю над человеком и обществом. Одной из важнейших категорий этих действий – кастрация рабов и евнухов, практиковавшаяся в истории человечества несколько тысячелетий в физических формах, а последние несколько столетий – в социально-психологических и моральных формах.
Но это уже сфера государственно-общественного порно, той нравственной и экзистенциальной грязи, которая окружает человека и человечество с момента обретения разума и преодоление которой – важнейшая задача разума.
7. Овладение временем: любовь
1
Любовь – это реальность, в которой время останавливается. Двое застывают в сияющем «сейчас». Бывает, что в этом «сейчас» застывает один или целое сообщество. Но для нашего вида двое являются предпочтительными – бросая вызов времени, они способны врастать друг в друга на душевном, духовном и телесном уровнях.
Однако застывание времени приводит к застыванию любви. Поэтому для любви важно не отрицание, а преодоление времени. Действительно, в подлинной любви время трансформируется. Возникает всеединство времен – прошлое, настоящее и будущее соединяются в удивительном синтезе.
Это открывает для личности возможность прикоснуться к Вечности и войти в нее. Возникает действительное, а не иллюзорное бытие-вне-времени.
А при творческом и сотворческом взаимодействии – появляется бытие-над-временем.
2
Если допустить, что любовь в мире людей возможна в трех ипостасях: любовь к себе, эротическая любовь и, наконец, сверхэротическая любовь, то именно эротическая любовь есть точка опоры, которая позволяет любви к себе не замкнуться в эгоцентризме, а любви ко всему сущему не стать пустой абстракцией.
Эротическая любовь – это реальность над-временной целостности людей, той целостности, которая является смыслом и исходом любви к себе и условием любви к миру.
3
Подлинная эротическая любовь есть бытие-над-временем, которое не отбрасывает время, а переполняет временем. Это уже андрогинная любовь, в которой две целостные личности соединяются в сверхцелое.
Эта любовь – такая концентрация прошлого, настоящего и будущего, что время перестает существовать.
Прошлого, настоящего и будущего уже нет в их отдельности. Они врастают друг в друга, создавая новое качество присутствия в мире и переживания этого присутствия рядом с любимым.
4
Любовь в могуществе своей целостности дает нам возможность овладеть временем.
Оно перестает вращать нас вместе с детьми, внуками и учениками по кругу обыденности. Мы побеждаем и его линейный характер, в котором внешняя сила определила начало и апокалиптический конец пребывания в потоке времени.
Время становится свободным спиральным восхождением, в котором постоянно воскрешается все лучшее из того что было. Но это воскрешение равносильно новому рождению. Единство возрождения и обновления и есть Вечность.
Магия Любви свергает время с трона всемогущего господина сущего.
И мы понимаем, что время – всего лишь зародыш Вечности…
1
Эрос противостоит времени. В отличие от секса, который порождает время в человеческом бытии, эрос находится в Вечности. Или точнее: эрос притягивает Вечность в человеческое бытие.
Будучи единением мужчины и женщины на духовно-душевном уровне, эрос дает возможность жить над временем. Однако это не означает свободу от времени. Эрос вновь и вновь сотрясает ветер времени. Он заставляет его дрожать и порой изменять своей природе.
Для того, чтобы понять это, нужно прежде всего осознать, что такое ветер времени. Что означает эта метафора?
2
Метафора «ветер времени» выражает глубинную природу времени. Время – это внутренний ветер.
Этот внутренний ветер постоянно пронизывает Эрос, раскачивая его духовно-душевную природу. Внутренний ветер времени является в Эрос в виде секса.
3
Секс в человеческом мире вообще может быть осознан как синоним времени.
Дитя как существо-вне-времени входит в мир времени через половое созревание, означающее озабоченность и заставляющее смотреть на время. Влюбленные ждут свидания, подстегивая неторопливый поток времени, выдумывают образы полярных медведей «трущих земную ось» для ускорения момента встречи, а потому не случайно представляются в гротескных изображениях под часами.
Осуществленный Эрос освобождает от времени. Он входит в нашу жизнь и, словно стеной, защищает от ветра времени. «Влюбленные часов не замечают», – говорим мы, глядя на искренне соединившихся и отданных друг другу мужчину и женщину.
Однако все это только на первый взгляд. Проходит несколько часов, месяцев или лет, и ветер времени разрушает стену Эроса. Так происходит не всегда, но очень часто. Причина этого в том, что в человеческом бытии любовь соседствует с влюбленностью, имеющими совершенно разную природу. Любовь – это дар творчески развивающейся личности. Влюбленность – повторяющаяся случайность личности, живущей вне подлинного творчества. Поэтому влюбленность пребывает во времени, а любовь – в Вечности. Личность, не знающая глубины творчества культуры и творения себя и мира, обречена на бесконечную смену влюбленностей без любви, после каждой из которых одиночество становится еще острее и глубже.
Итак, любовь – это Эрос, который не сгибается под ветром времени.
4
Подлинное творчество есть творение своего бытия, а не только продуктов культуры. Вне такого творчества личность погружается в скуку обыденности или тоску предельности, а потому замыкает свое бытие лишь во времени, отчуждаясь от Вечности.
Личность, включенная в творение своего бытия, открывается Вечности. Она становится достоянием Вечности, но не в том пошлом смысле, который присутствует в речах на юбилеях и похоронах, а в смысле актуальном и живом, пребывающем внутри личности – не в словах и объектах, а в Слове и Бытии.
Это и есть подлинный Эрос, который выходит за пределы иссушающего ветра времени.
2. Эрос и геометрия времени
1
Время в человеческом бытии осваивается и отражается в трех формах: круг, линия, спираль.
Самая простая форма освоения времени – кругообразная. Человеку проще всего представить время в виде бесконечно повторяющегося цикла, все изменения в котором несущественны. Это наиболее простой способ уйти от трагического вопроса о собственной конечности.
Я когда-то родился, затем когда-то уйду, но обязательно появлюсь снова и повторюсь – точно так же, как и солнце каждое утро или луна каждый месяц.
2
Жизнь человека есть стремление к победе над временем. Время глубинно тревожит человека. Но он вновь и вновь воспроизводит его. Поэтому, хотя проще всего принять время в виде круга, и в этой бездне ноля утопить тревогу, человек вновь и вновь пытается разомкнуть круг в линию. Чаще всего у него получается отрезок – прямая, ограниченная началом истории и ее концом. Время как прямая и замкнутая, конечная линия предполагает наличие трансцендентного мира, где началась история, и где она будет продолжена.
Поэтому, когда время представляется в виде отрезка, то всегда в сокровенной глубине сознания подразумевается бесконечная прямая, концы которой покидают мир.
3
Круг и линия могут соединиться только в спирали. Конечно, такое соединение возможно и в синусоиде, ползущей по времени, как змея, но это лишь частичное включение в себя и круга, и спирали, включение плоскостное. Как плоскостное образование, синусоида не может по-настоящему содержать в себе ни круг, ни линию. По-настоящему они соединяются только в пространственном образовании – спирали.
Спираль позволяет нам понять и увидеть живую цикличность времени.
4
Можем ли мы предположить, что любой человек живет в спиральности времени уже потому что он человек? Так, например, человек обыденного бытия повторяет по спирали циклы своей жизни – от выпускного бала, свадьбы, рождения детей до их выпускных балов, свадеб, рождения их детей и т.д., постоянно участвуя в обновляющемся жизненном сериале. А человек предельного бытия по спирали движется от картины, книги, фильма к новой картине, книге, фильму, изредка или часто меняя при этом партнеров и коллективы…
Но лишь на первый взгляд кажется, что человек обыденного и предельного бытия движутся по спирали. Человек обыденности, выходя на новый уровень с каждым новым поколением своего рода, рано или поздно замыкается в круге, и если он освобожден от возбуждающей суеты, то неизбежно испытывает скуку. Человек предельного бытия совершает акты целеустремленности – интенциональные уколы себе и жизни, стремясь достигнуть максимального результата в каждом произведении, и если он задает вопрос о смысле полученной власти и славы, его охватывает тоска.
И лишь человек запредельного бытия, выходящий от кровно-родственного и властного отношения к со-творчеству с Другим, способен действительно пережить время своего присутствия в мире и всего мира как разомкнутую спираль.
5
Очевидно предположить, что круг, как образ времени, может быть соотнесен с женским началом, прямая – с мужским, спираль – с андрогинным. Синусоида, возможно, раскрывает природу гермафродитного начала.
Размышляя далее, можно предположить, что круг есть выражение женского как душевного начала, прямая – мужского как духовного, спираль – андрогинного как личностного.
6
Предложенное в предыдущем сюжете размышление исходит из самоочевидного соотнесения круга с женским, а линии – с мужским. Действительно, круг напоминает женские половые органы, а линия – мужские; но дело не только в этом. В круге символически выражена женская подчиненность цикличности и, одновременно, сознательное стремление к цикличности, тогда как в линии явственно проговаривает желание мужчины покинуть цикличность и разрушить или хотя бы проткнуть пределы.
Это позволяет предположить, что круговое восприятие времени характерно для матриархальных культур, а линейное – для патриархальных.
На этой основе логичным будет предположение о том, что спиральное понимание и переживание времени есть характеристика культур андрогинных. Но были ли такие культуры в истории человечества? Первоначальное размышление приводит к тому, что история не знает андрогинных культур, она содержит в себе лишь элементы андрогинности в каждой культуре.
Являются ли эти элементы наиболее плодотворными? Утвердительный ответ является следствием признания плодотворности гармонического соединения двух начал в новую целостность. Спирально понимаемое, переживаемое и бытийствующее время поднимает личность и культуру над ограниченностью мужского и женского, матриархального и патриархального.
7
Спиральное андрогинное время ближе к Вечности. В нем органичней звучит всеединство времен – гармония прошлого, настоящего и будущего, которая переживается в состоянии восхищения. Лишь в стихии спирального времени человек способен действительно восхищаться.
Во времени круговом и линейном человек не способен почувствовать отличие возбуждения и восхищения. Это означает, что и в обыденном, и в предельном бытии стерта грань сексуального (возбуждение) и эротического (восхищение).
Ибо секс отличается от эроса как возбуждение от восхищения. Возможно, это самое глубинное их отличие. Но точно так же, как плодотворный секс невозможен без эроса и наоборот, возбуждение и восхищение могут существовать только в единстве. При этом нужно осознать два обстоятельства.
Первое: возбуждение и восхищение не соотносятся как мужское и женское. Возбуждение – это способ проявления мужского и женского в обыденном и предельном их бытии. Восхищение – способ проявления личностного, андрогинного в предельном и запредельном.
Второе: возбуждение и восхищение – это соединение бессмертного и созидающего бессмертие Эроса со смертным и порождающим смертное, сексом. Для личности одинаково важным есть и первое, и второе – как опыт конечности, так и опыт бесконечности. В единстве конечного и бесконечного появляется опыт подлинно вечного. Полноценная, насыщенная душевностью и духовностью Вечность, возможна только как результат встречи конечности телесно-сексуальной сферы и бесконечности сферы личностно-эротической.
Подлинный Эрос как носитель Вечности включает в себя и секс. Отчужденный от секса, Эрос есть лишь опыт пустой эстетизированной бесконечности, опыт отрицания времени. И вместе с тем, подлинный Эрос отличается от секса, ибо секс в человеческом бытии вновь и вновь стремится к самодостаточности бытия-во-времени, он стремится быть вне Эроса. Чистый Эрос – это бытие-вне-времени, поэтому эрос и секс соединяются очень сложно и трагически. Это соединение действительно запредельно для человека.
Попробуем понять почему.
3. Рождение времени: секс и оргазм
1
В отличие от Эроса, который есть бытие-вне-времени, более того, бытие-над-временем, секс – это бытие-во-времени. Более того, именно секс порождает время в человеческом бытии – через рождение и смерть, новое рождение и новую смерть.
В оргазме – этой точке встречи секса и Эроса, времени и Вечности, происходит встреча смерти и рождения. Это вызывает освобождающий характер оргазма – он дает глубинную разрядку не только телу, но и душе. Такая разрядка поднимает над временем. Человек на мгновение возносится над стенами лабиринта обыденности-времени, в котором он скитается. Однако потом он вновь падает среди этих стен.
Человеческий оргазм, вознося над временем, оставляет после себя послевкусие еще более глубокого погружения во время.
2
Именно секс порождает циклы времени в обыденном бытии человека. Первый цикл времени человека обыденности, который также можно назвать циклом жизни, — цикл полового созревания до момента возможности стать отцом или матерью. После этого цикл повторяется – весь смысл существования концентрируется в детстве – уже не в собственном, а в новом детстве своих детей.
Второй цикл завершается после полового созревания детей. Если после этого они по каким-то причинам не заводят детей, человек обыденности переживает острый смысложизненный кризис и отчуждение от близких. Но если рождаются внуки, то начинается третий цикл, почти не отличающийся от второго – вновь переживается детство внуков, делающее жизнь осмысленной.
3
Таким образом, человек обыденности становится взрослым лишь став родителем. Без этого обретение статуса взрослого для него невозможно. Но он является не взрослым, а по сути, вечным подростком.
Сначала им управляют собственные гормоны, а потом гормоны его детей и внуков.
4. Секс и Эрос: возбуждение и восхищение. Ускорение времени и его остановка
1
Секс порождается возбуждением, Эрос – восхищением. Возбуждение всегда пребывает во времени, восхищение – находится в Вечности. Это позволяет восхищению порождать вдохновение у личности, на которую оно направлено.
Эрос появляется там и тогда, где и когда восхищение возносит нас на вершину духовно-душевной жизни. Однако восхищение способно подавлять возбуждение и делать секс невозможным. Такое восхищение инфантильно по своей природе; оно отрицает телесность и вместо просветления секса толкает его в бездну порно. Восхищение, которое полностью подавляет возбуждение, направляет человека на поиски сексуальных объектов, половые связи, с которыми будут полностью лишены восхищения.
В результате бессмертная личность не использует опыт бытия-в-сексе смертного тела для актуализации, а увязает и тонет в нем, как бабочка, попавшая в мед.
2
С другой стороны, секс обыденного человека, который путает возбуждение и восхищение, означает такой суррогат восхищения, который унижает его природу. В итоге также происходит проваливание в бездну порно, но уже не с другим субъектом, а с тем, кого любишь и восхищаешься…
Это приводит к нарастанию чувства вины, которое способно со временем выхолащивать или извращать сексуальность.
3
Подлинное восхищение вступает с возбуждением в союз; оно не заменяет и не отменяет возбуждение, оно соединяется с ним, унося в запредельное и личность, и тело.
4
Оргазм как высший итог сексуального возбуждения может и должен соединяться с катарсисом – глубинным проявлением восхищения.
Лишь в этом случае личность будет проявлена в своей целостности; а также то единение личностей, которое мы называем любовью.
5
Возбуждение ускоряет время, тогда как восхищение останавливает его.
Возбужденные мужчина и женщина могут становиться животными (красивыми или безобразными), восхищенные, они могут превращаться в богов. Или в призраков. Ибо восхищение, не перерастающее в творчество, способное восхищать, делает человека призраком. Он застывает возле объекта восхищения или движется следом за ним и становится все менее реальным.
Восхищенный человек должен восхищать в ответ – это и называется любовью. Однако для этого нужно возбуждение творца, которое разогревает его телесность для творческого акта. Таким образом, ускорение и остановка времени, соединяясь, приближают человека к Вечности, в которой свершается творчество и сотворчество.
5. Секс и порно
1
Вернемся к проблеме порно. Сейчас важно понять, что секс, отчужденный от Эроса, превращается в порно всегда. Ибо человек всегда несет в себе надстройку личности-Эроса, как любовного соединения духа и души; деактуализация такого соединения с неизбежностью приводит не к очищению, а загрязнению, извращению секса – из сексуальной сферы исключается личность.
Чистый секс рано или поздно превращается в грязный секс – в порно.
2
Секс обыденного человека, секс, полностью слитый со временем, делает из личности объект возбуждения и предмет страсти. Безликость человека в сексе и есть порно в самом широком смысле слова. Порно – это секс, в котором любовь заменяется на возбуждение и страсть.
Другое дело порно-графия, в которой мы имеем дело с трансформациями Эроса, пытающегося прорваться от восхищения к возбуждению, и секса, движущегося от возбуждения к восторгу и трансу, но вновь и вновь попадающих в ловушки.
Что это за ловушки? И какие архетипические приманки находятся в ловушках, вновь и вновь заставляющие людей попадать в них?
6. Эволюция порнографии: бытие и изображение
1
Проблема порнографии с возникновением Интернета стала масштабной и всечеловеческой. Доступ к изображениям откровенных действий с половыми органами вне свободы и любви, – а именно этим и является порнография – стал предельно легким и доступным.
Но не является ли эта легкость повторением того, что уже было на заре развития человеческого рода? Не было ли то, что мы называем порнографией, естественным для нашего архаического предка? Речь идет о том самом человеке позднего палеолита, который пребывал в групповом браке и постоянно находился на грани жизни и смерти.
2
Мы можем допустить, что палеолитический человек кроманьонского типа жил в двух режимах – выживания и изобилия, между которыми время от времени возникал период относительного изобилия.
Режим выживания означал ситуацию элементарного голода, когда человек думал не о продлении рода, а лишь о самосохранении. Воля к самосохранению подавляла волю к продлению рода, человек, по сути, гермофродитизировался.
Режим изобилия предполагал временное обилие пищевых ресурсов, тогда зов пола актуализировался, мужчины становились доминантными существами, которые, вступая в конкурентную борьбу за женщин, стремились оплодотворить максимальное их число. Так как люди жили в пещерах или в больших родовых хижинах, все это происходило на глазах у всех, публично.
Ситуация созерцания множества совокупляющихся людей в периоды изобилия вошла в архетипические слои подсознания и поэтому сегодня вызывает эйфорические чувства у множества современных людей обыденного бытия и мировоззрения, созерцающих порнографию в разных ее видах.
3
Выше было сказано о гермафродитизации в ситуации выживания. Является ли оно сугубо человеческим явлением? Нет. Гермафродитизация как деактуализация пола и гиперсублимация сексуальности характерна для всех животных вне брачного периода, но ее время регулируется инстинктивными программами, а не обстоятельствами.
Человек как пансексуальное существо, способное вступать в половые отношения в любое время, определяет время половых отношений сам и ограничен лишь ресурсами, здоровьем и экзистенциальными состояниями, которые могут притупить и даже уничтожить возбуждение (страх, ужас, отчаяние, гнев), могут предельно усилить его (власть), а могут и приподнять над бездной животной страсти (надежда, вера, любовь).
4
Архетипической в порнографии есть ситуация лишения женщины свободы – через удерживание, связывание, психологическое унижение и т.д. Вероятно, в эпоху позднего палеолита при постоянных столкновениях разных общин, пленных женщин обездвиживали для занятий с ними сексом. В подсознании это глубинно увязывается с воинской доблестью, успешностью, победоносностью, поэтому данный мотив широко представлен в современной индустрии порно в Интернете.
Кстати, большая сексуальность чулков по сравнению с колготами, вероятно, связана с тем, что они напоминают путы – ремни и веревки, связывающие ноги.
5
Лишение женщины свободы архетипически связано с наказанием.
Мы можем предположить, что, начиная с мезолита, появляется относительное изобилие, рожденное излишками, порожденными более эффективными методами присвоения ресурсов (охота при помощи силков, загонная охота на стадных животных, рыболовство и т.д.); это довольство, дало человеку возможность брать пленных.
Сначала это были дети и женщины. Дети отправлялись под надзор воспитателей, которые трансформировали их идентичность в направлении идентичности победителей, а женщины становились сексуальной добычей. Эту добычу нужно было укротить. Укрощение означает наказание. С тех пор удовольствие от наказания пленниц отложилось в глубинных слоях подсознания мужчины и путешествует от цивилизации к цивилизации до наших дней.
Отсюда в сексуальных играх современных мужчин и женщин столь силен мотив лишения свободы и наказания, а в порнографии появляется целый пласт или даже субкультура изображений, связанная с наказаниями женщин, как правило обездвиженных путами.
Как показывает практика андрогин-анализа, это приносит возбуждение не только мужчинам, но и женщинам. За многие века порабощения в бессознательном почти каждой женщины образовался устойчивый комплекс мазохизма, который при ряде факторов становится поведением и даже отношением к себе и миру – смысложизненной установкой.
6
В эпоху неолита пленниками становились уже не только дети и женщины, но и мужчины. Это знаменует переход от общинного строя к рабовладению – в условиях земледелия и скотоводства прокормить можно было и рабов. Более того, рабы сами становятся кормящим-производящим сословием, освобождая их владельцев от забот повседневности. Это становится условием перехода от дикости и варварства к цивилизации.
Сначала мужчины-рабы были стихийным явлением; возможно для закрепления доминирования над ними производились гомосексуальные акты над побежденными, имевшие магический смысл и символически приравнивавшие их к женщинам. Постепенно рабовладение превращается в социальную технологию, которая достигла развитых проявлений сначала в Древнем Египте, а затем – своих классических форм в Греции и Риме. В условиях рабовладения как технологии необходимость в гомосексуальном унижении как символической легитимации отпадает; исчезает и возможность такой легитимации как обязательной.
Сексуальное унижение мужчины-раба не закрепилось в бессознательном столь же прочно, как и женщины-рабыни. Это объясняет меньшую распространенность в субкультуре современной порнографии актов сексуального насилия и унижения мужчин. Однако в местах лишения свободы, рядом с временным рабством, которое является технологией со стороны государства, мы видим стихийное архаическое рабство в отношениях заключенных, когда статус раба-«опущенного» закрепляется гомосексуальным актом или даже формированием гомосексуальных пар, в которых, впрочем, пассивный партнер может выходить за пределы роли раба.
7
В любом порно в человеческом бытии – сексе, оторванном от Эроса, присутствует воля к смерти, воля к уничтожению – танатический элемент. Это присутствие обуславливается отрывом от Вечности, в которую человек выходит благодаря Эросу в его творческом и сотворческом могуществе.
Естественно предположить, что в культуре все порожденное сублимацией сексуальности, тоже явно или скрыто танатично.
Итак, порно в человеческом бытии – это секс, оторванный от Эроса, и сублимативные трансформации этого секса – все то, что затягивается в воронку смерти.
Но в практике порно в человеческом бытии есть формы, непосредственно связанные со смертью. Это сфера пыток и казней и операций, приводящих к гиперконтролю над человеком и обществом. Одной из важнейших категорий этих действий – кастрация рабов и евнухов, практиковавшаяся в истории человечества несколько тысячелетий в физических формах, а последние несколько столетий – в социально-психологических и моральных формах.
Но это уже сфера государственно-общественного порно, той нравственной и экзистенциальной грязи, которая окружает человека и человечество с момента обретения разума и преодоление которой – важнейшая задача разума.
7. Овладение временем: любовь
1
Любовь – это реальность, в которой время останавливается. Двое застывают в сияющем «сейчас». Бывает, что в этом «сейчас» застывает один или целое сообщество. Но для нашего вида двое являются предпочтительными – бросая вызов времени, они способны врастать друг в друга на душевном, духовном и телесном уровнях.
Однако застывание времени приводит к застыванию любви. Поэтому для любви важно не отрицание, а преодоление времени. Действительно, в подлинной любви время трансформируется. Возникает всеединство времен – прошлое, настоящее и будущее соединяются в удивительном синтезе.
Это открывает для личности возможность прикоснуться к Вечности и войти в нее. Возникает действительное, а не иллюзорное бытие-вне-времени.
А при творческом и сотворческом взаимодействии – появляется бытие-над-временем.
2
Если допустить, что любовь в мире людей возможна в трех ипостасях: любовь к себе, эротическая любовь и, наконец, сверхэротическая любовь, то именно эротическая любовь есть точка опоры, которая позволяет любви к себе не замкнуться в эгоцентризме, а любви ко всему сущему не стать пустой абстракцией.
Эротическая любовь – это реальность над-временной целостности людей, той целостности, которая является смыслом и исходом любви к себе и условием любви к миру.
3
Подлинная эротическая любовь есть бытие-над-временем, которое не отбрасывает время, а переполняет временем. Это уже андрогинная любовь, в которой две целостные личности соединяются в сверхцелое.
Эта любовь – такая концентрация прошлого, настоящего и будущего, что время перестает существовать.
Прошлого, настоящего и будущего уже нет в их отдельности. Они врастают друг в друга, создавая новое качество присутствия в мире и переживания этого присутствия рядом с любимым.
4
Любовь в могуществе своей целостности дает нам возможность овладеть временем.
Оно перестает вращать нас вместе с детьми, внуками и учениками по кругу обыденности. Мы побеждаем и его линейный характер, в котором внешняя сила определила начало и апокалиптический конец пребывания в потоке времени.
Время становится свободным спиральным восхождением, в котором постоянно воскрешается все лучшее из того что было. Но это воскрешение равносильно новому рождению. Единство возрождения и обновления и есть Вечность.
Магия Любви свергает время с трона всемогущего господина сущего.
И мы понимаем, что время – всего лишь зародыш Вечности…
Комментариев нет:
Отправить комментарий