17 век. Армения окончательно поделена между Турцией и Персией. Погромы и резня, грабежи и избиения. Кошмар, длящийся веками
И не смотря на это, армянский народ дал миру целую плеяду гениальных певцов, самой яркой звездой из которых явился Саят-Нова, сияющий вечным светом народной гордости.
Как справедливо писал Валерий Брюсов: «Саят-Нова — один из тех первоклассных поэтов, которые силой своего гения уже перестают быть достоянием отдельного народа, но становятся любимцами всего человечества».
Саят-Нова родился в Тифлисе в 1717 (а по некоторым данным в 1712 или 1715) году. Настоящее имя поэта — Арутин, Саят-Нова же — псевдоним, означающий «царь песнопений», «владыка музыки» в переводе с языка индустани. Сын бедного плотника, Арутин, был отдан отцом в ученики к ткачу, но мальчик с ранних лет мечтал быть ашугом: в свободное время убегал слушать состязания певцов и учился играть на кяманче, на чонгуре и таре. Он стал рано сочинять песни и стихи, которые распевал вначале в домах родственников, а потом — у знатных горожан, что и сделало его любимейшим ашугом во всем Тифлисе.
Поэт, композитор, музыкант, Саят-Нова писал стихи, сам сочинял к ним музыку и сам их исполнял, сопровождая игрой на музыкальных инструментах, особенно, на «скрипке Востока» — кяманче. Армянин по происхождению, он прекрасно владел армянским, грузинским, турецким, персидским и арабским.
Победив всех знаменитых гусанов своего времени, он стал придворным поэтом грузинского царя Ираклия Второго.
О чем еще мог он мечтать?!
Но, человек феноменальных способностей, тонкий и мудрый поэт, выразитель души и чаяний народа, Саят-Нова страдал от полной чванства и зависти атмосферы дворца, подвергался обидам и преследованиям за свой свободный и гордый нрав.
Однако величайшим из его страданий стала дерзкая любовь к сестре Ираклия, княжне Анне, которой посвящено большинство его произведений. Дворцовым завистникам удалось раскрыть тайну этой высокой и несчастной любви, и Саят-Нову обрядили в черную рясу и сослали в Ахпатский монастырь.
Нет хода истине моей, —
в народе расплодилась ложь!
В монашестве Саят-Нова принял имя Давида, и был возведен затем в сан тифлисского епископа. Говорят, новый епископ иногда переодевался в одежду ашуга, тайно уходил из монастыря и выступал перед народом.
В 1795 году персидский хан Ага-Мохаммед осадил Тифлис, населению угрожала жестокая резня. Узнав об этом, Саят-Нова покинул свой уединенный монастырь и поспешил в столицу. Он был в Тифлисе в тот день, когда город был взят варварскими полчищами. Поэт-епископ вместе с народом молился на коленях в соборе. Персы потребовали, чтобы все вышли из церкви и приняли ислам. Саят-Нова ответил им стихом по-татарски:
Из храма нет! не выйду я, не отрекусь я от Христа!
Мусульмане вытащили старика из собора и зверски убили на пороге.
Теперь на этом месте — мраморная доска, на которой дата рождения и смерти Саят-Новы и строки его стихов:
Не всем мой ключ гремучий пить, — особый вкус ручьев моих!
Не всем мои писанья чтить, — особый смысл у слов моих!
Не верь: меня легко свалить, — гранитна твердь основ моих!
Мощью своего гения он превратил ремесло певца в высокое звание поэта, показал подлинную силу поэтического слова, когда оно, рожденное в муках любви и высокого вдохновенного творчества, находит верную дорогу к сердцам людей. Саят-Нова пел свои песни в годины народной радости и печали и дорожил великим званием поэта — слуги и советчика народа.
«Слуга народа», как он сам себя назвал в одной из песен, Саят-Нова в своих строках выразил главную черту армянского народа —
И пусть подносят желчь тебе —
Ты сахар дай, Саят-Нова!
— народа, который пройдя через бесчисленные бедствия и трагедии, не озлобился, не очерствел, остался добрым, отзывчивым и терпимым, готовым жертвовать собой ради других, ради справедливости и правды.
Думая о путях спасения родного народа, величайший мыслитель написал обращенную к нему песнь-послание. Красной нитью, а может, и красной струей невинно пролитой крови, проходит через всю историю моего народа завет великого поэта — что бы ни случилось, люби, цени и храни свой язык, свои книги, свою культуру.
«Возлюби перо, возлюби письмо, книги возлюби»
И не смотря на это, армянский народ дал миру целую плеяду гениальных певцов, самой яркой звездой из которых явился Саят-Нова, сияющий вечным светом народной гордости.
Как справедливо писал Валерий Брюсов: «Саят-Нова — один из тех первоклассных поэтов, которые силой своего гения уже перестают быть достоянием отдельного народа, но становятся любимцами всего человечества».
Саят-Нова родился в Тифлисе в 1717 (а по некоторым данным в 1712 или 1715) году. Настоящее имя поэта — Арутин, Саят-Нова же — псевдоним, означающий «царь песнопений», «владыка музыки» в переводе с языка индустани. Сын бедного плотника, Арутин, был отдан отцом в ученики к ткачу, но мальчик с ранних лет мечтал быть ашугом: в свободное время убегал слушать состязания певцов и учился играть на кяманче, на чонгуре и таре. Он стал рано сочинять песни и стихи, которые распевал вначале в домах родственников, а потом — у знатных горожан, что и сделало его любимейшим ашугом во всем Тифлисе.
Поэт, композитор, музыкант, Саят-Нова писал стихи, сам сочинял к ним музыку и сам их исполнял, сопровождая игрой на музыкальных инструментах, особенно, на «скрипке Востока» — кяманче. Армянин по происхождению, он прекрасно владел армянским, грузинским, турецким, персидским и арабским.
Победив всех знаменитых гусанов своего времени, он стал придворным поэтом грузинского царя Ираклия Второго.
О чем еще мог он мечтать?!
Но, человек феноменальных способностей, тонкий и мудрый поэт, выразитель души и чаяний народа, Саят-Нова страдал от полной чванства и зависти атмосферы дворца, подвергался обидам и преследованиям за свой свободный и гордый нрав.
Однако величайшим из его страданий стала дерзкая любовь к сестре Ираклия, княжне Анне, которой посвящено большинство его произведений. Дворцовым завистникам удалось раскрыть тайну этой высокой и несчастной любви, и Саят-Нову обрядили в черную рясу и сослали в Ахпатский монастырь.
Нет хода истине моей, —
в народе расплодилась ложь!
В монашестве Саят-Нова принял имя Давида, и был возведен затем в сан тифлисского епископа. Говорят, новый епископ иногда переодевался в одежду ашуга, тайно уходил из монастыря и выступал перед народом.
В 1795 году персидский хан Ага-Мохаммед осадил Тифлис, населению угрожала жестокая резня. Узнав об этом, Саят-Нова покинул свой уединенный монастырь и поспешил в столицу. Он был в Тифлисе в тот день, когда город был взят варварскими полчищами. Поэт-епископ вместе с народом молился на коленях в соборе. Персы потребовали, чтобы все вышли из церкви и приняли ислам. Саят-Нова ответил им стихом по-татарски:
Из храма нет! не выйду я, не отрекусь я от Христа!
Мусульмане вытащили старика из собора и зверски убили на пороге.
Теперь на этом месте — мраморная доска, на которой дата рождения и смерти Саят-Новы и строки его стихов:
Не всем мой ключ гремучий пить, — особый вкус ручьев моих!
Не всем мои писанья чтить, — особый смысл у слов моих!
Не верь: меня легко свалить, — гранитна твердь основ моих!
Мощью своего гения он превратил ремесло певца в высокое звание поэта, показал подлинную силу поэтического слова, когда оно, рожденное в муках любви и высокого вдохновенного творчества, находит верную дорогу к сердцам людей. Саят-Нова пел свои песни в годины народной радости и печали и дорожил великим званием поэта — слуги и советчика народа.
«Слуга народа», как он сам себя назвал в одной из песен, Саят-Нова в своих строках выразил главную черту армянского народа —
И пусть подносят желчь тебе —
Ты сахар дай, Саят-Нова!
— народа, который пройдя через бесчисленные бедствия и трагедии, не озлобился, не очерствел, остался добрым, отзывчивым и терпимым, готовым жертвовать собой ради других, ради справедливости и правды.
Думая о путях спасения родного народа, величайший мыслитель написал обращенную к нему песнь-послание. Красной нитью, а может, и красной струей невинно пролитой крови, проходит через всю историю моего народа завет великого поэта — что бы ни случилось, люби, цени и храни свой язык, свои книги, свою культуру.
«Возлюби перо, возлюби письмо, книги возлюби»
Комментариев нет:
Отправить комментарий