Пошук на сайті / Site search

10.02.2019

Тарас Журба: Психологический космос Кацуры Маньчжурской

«Нирвана» означает «угасание» страстей, которое являет собой космическую свободу и галактическую красоту.

Российская художница  Рясова Виктория Рудольфовна посвятила себя намерению проверить на своем опыте правильность этого утверждения, приняв тантрический буддизм школы Кагью.  Обращаясь к мудрости Востока, она  обрела свое творческое имя — Кацура Маньчжурская.  Так называется вечно зеленое и вечно цветущее  на бескрайних просторах Азиатского континента дерево. Это растение — украшение императорских парков и монастырских садов для медитации.  Сегодня Виктория, в «миру» Кацура Маньчжурская — признанный  классик санкт-петербургского художественного авангарда.

Виктория родилась в 1974 году, в Году Зеленого Тигра, в семье  немцев Поволжья,  профессиональных музыкантов.  По всей видимости, направление  ее личностного поиска  на  стезе изящного искусства было во многом воспитано  семейными  традициями тяги к прекрасному.  Ее предки, немецкие колонисты, были  приглашены в Россию Екатериной Великой. Вместе с переселенными запорожскими казаками и монгольскими калмыками они осваивали пустующие заволжские степи. Таким образом Ницше  шел навстречу к Достоевскому и Гоголю, Вагнер  к Чайковскому,  Босх – к Репину, Рюрик  к Сергию Радонежскому, а  Бодхидхарма – к Александру Невскому. В этих условиях культурного диалога целые поколения людей росли на стремлении обретения восхода Солнца, новой земли, вновь открытого Нового Мира.  Там, где заволжские степи соединили культурные традиции множества народов, переливаясь калейдоскопическим многообразием вариантов их взаимовлияния, Виктория Рясова обрела единый эстетический камертон. Ее художественный вкус соединил палитру разнообразных впечатлений в единое смысловое целое. Ее творческий компас  проявился как продолжение  внутреннего  личностного сокровенного стержня.

Отец Виктории, Рудольф Михайлович,  непревзойденный мастер джазового саксофона, обладал также великолепным оперным тенором. В годы гонений на религию при социализме, следуя внутреннему зову, и преодолевая агрессивное давление ханжески атеистической, стукачески кгб-шной  среды, пел в православных храмах города Саратова, где почитается поныне как подвижник веры и корифей хорового церковного пения. Нетрудно предположить, что Виктория унаследовала помимо его взыскательного вкуса  так же   его волю и дерзость,    — искать ответы на вопросы, задаваемые религией,  посредством искусства. Сама генетическая память вековых культурных взаимодействий Европы и Азии, толкала ее на то, что бы внести свою ноту в этот хор симфонии человеческих чувств.

        Философское путешествие Виктории  в мир психологического космоса нирванической  необусловленности,  наполняющей мир красотой,  пришлось на то время, когда христианство стало доминирующей религией в России. Быть «публичным» буддистом в таких условиях — означает стяжать себе имидж «белой вороны», храброго одиночки, непохожего ни на кого, и тем самым заведомо привлечь к себе внимание аудитории. Однако, Кацура Маньчжурская, оставила за скобками свою формальную религиозность и мистичность, как легкий путь к признанию аудитории. Оставаясь в стороне от распространенных траекторий само-пиара,  выдаваемых за высокое искусство, Виктория выбрала глубинный интимный опыт проживания повседневности в непрерывном поиске естественных дословесных впечатлений бесконечности.  В ее творчестве  нет канонических образов. В ее творчестве нет потуг на конвенциональное самолюбование по поводу какого-то артистического факта. Она ищет в живом дыхании протяженного момента непосредственное переживание  угасания страха, которое дает без имен и определений присутствие  естественности как таковой. Она ищет свободу от психологических напряженностей для того, что бы пригласить в этот полет каждого рискнувшего разделить этот космический прыжок.  Успех помогает ей в этом.

Притягиваясь одной звездой,  и  отталкиваясь от следующей, Виктория предпринимает путешествие в мир недосказанной реальности, находя ее здесь и сейчас. Она проходит сквозь джунгли современной экстатической психоделической культуры, и обретает по ту сторону ее восторженную дисциплину медитативного углубления. Она дышит состраданием вегетарианства, и поливает  вечно цветущие растения  изысканностью чайных церемоний. Она изучает фэн-шуй и ушу, прокладывая дорогу к той точке, где искусство  здорового образа жизни  и искусство изображать эту жизнь  в художественном смысле здорово, присутствуют в одной достоверной точке. В этой реальности  есть  открытые иллюминаторы, и нет скафандров, есть восприятие, и нет ограничений. Они здесь не нужны — это  непосредственный опыт Кацуры Маньчжурской, ответственной дочери, заботливой матери и вдохновляющей боевой подруги  — «Межгалактической Принцессы».

Паря над этим миром, она возвращается в него, что бы посылать ему состояния радости и переживания неувядающей красоты. Созерцая несовершенства этого мира (вернее выслушивая мнения о его несовершенстве),  Виктория  отправляет  миру письма мелодических гармоний. В ее ариях  звучит глубинная убежденность  отрицания каких-либо художественных диссонансов в принципе.  Ее уверенность пульсирует в понимании того, что трагичных исходов любых жизненных сюжетов не бывает. Все есть радость.  Любое путешествие есть находка. Любой опыт – есть открытие, если ты движешься в сторону восхода Солнца.  Виктория   дарит  нам собрание артефактов, созданных своими руками, собрание свидетельств  этой философской уверенности, подтвержденных достоверным опытом проживания жизни во всей ее полноте.

Общеизвестным положением буддистской философии является понимание открытого, данного в восприятии повседневности Космоса,  —  как Дворца, помещения, в котором существует  Бесконечность.  Этот Дворец повседневной Бесконечности, которую мы воспринимаем секунду за секундой, называется «Мандала».  Дом Близкого Божества, с которым человек существует нераздельно,  включает в себя архитектуру Времени и Пространства. Сообразно сторонам света и временам года он ориентирует каждого жителя этого Дома на изумительный факт соответствия его собственных психических функций, того, что человек может переживать изнутри, тому, что он воспринимает снаружи. Соответственно, следуя теории пяти первоэлементов, фундаментом Дворца служат пространство, воздух, земля, огонь и вода. Они образуют материальный мир, а так же и организуют психологический космос человека. В чистом, гармоничном  виде пять первоэлементов, пять совокупностей, представляют пять мудростей человека, его агрегаты восприятия и действия, такие как тело, эмоции, интеллект, способность к движению и интуицию. В чистом виде  Мандала — это состояния счастья, когда пять действий человека, любовь, дружба, защита, совершенствование и созерцание гармонизированы. В искаженном эмоциональными омрачениями состоянии эти энергии проявляет несбалансированную жизненную ситуацию, в которой присутствует страдание. Виктория  отправилась в долгий путь изучения гармоничных условий существования всех аспектов человеческого космоса, всех сводов и углов  Мандалы, взяв с собой в качестве деликатного камертона и надежного компаса свое загадочное свойство. Она  способна  изумляться там, где мы обычно проходим мимо, видеть объем там, где мы видим плоскость. Грани ее самородка, которые шлифуются ежедневным  настойчивым трудом вполне сродни архитектурным канонам символического космоса тибетского буддизма.

В творчестве Виктории, которое эхом реагирует на любую ситуацию восприятия, Небо представляется как очевидный неулучшаемый естественный образ Неразрушимого Божества.

Она создает свои дизайнерские проекты жилых и офисных  интерьеров, предоставляя всем их обитателям понимать свою квартиру  или приемную, рабочий кабинет как родную, уютную, теплую и солидарную неограниченность, как купол Неба, открывающий  происходящим событиям возможность продолжаться бесконечно.  Кацура рождает конфигурации  жилых помещений как  интенции радостного пробуждения. Виктория  заботиться так же и о том, какие сны приснятся в этом благословенном помещении его обитателю.  Она создает «подушки пробуждения».  Камень  —  материя и земля, символ твердости, жесткости, кладется ею под голову почитателям ее дарования. Она заботится о том, что бы осознанные неудобства служили  пробуждению  жильцов Дома Бесконечности  и созерцанию его чудес. При этом камнеподобные подушки изготавливаются ею из войлока. С одной стороны – это женственная забота о мягком  уюте спального места, с другой – фактура  войлока служит символом  преходящего и иллюзорного повседневного мира со всеми его невзгодами. Она убаюкивает людей алертными парадоксами, и будит их непреложными закономерностями непостоянства,  успевая посылать им пожелания спокойной ночи и доброго утра, благополучия и богатства.

В центре этого Дома Пробуждения Виктория помещает Алое Сердце, представляя его образы в качестве повседневных украшений его обитателям. Пульсируюший очаг нежности, трогательный образ незащищенности служит  образом любой победы над обстоятельствами,видимо, Судьба не случайно дала ей имя Виктория. Сердце присутствует несгибаемой логикой стремления к счастью в соединении со своим окружением, служит образом  человека, который  ищет свою правдивую, храбрую перед самим собой искренность, свое счастье. Многообразие сердечных вибраций Сердца Кацуры убеждает его адресатов, что они получают приглашение занять присущее им место под Солнцем.

Особое место в творчестве санкт-питербургской художницы имеют Зеркала. Мистическая природа этого предмета, открывающего связь с другим миром, общеизвестна.  Судя по тому,  в каких орнаментальных формах представлены ее  зеркала, то она готовит своих зрителей к очень широкой географии ментальных путешествий. Здесь есть космические и подводные пейзажи, бамбуковые рощи и бескрайние степи.  Автор этих работ уделяет так много внимания  обрамлению отражающей поверхности, когда рамы зеркала подчас многократно превосходят площадь амальгамы на стекле. Стоит предположить, что это — прежде всего способ обратить внимание зрителя именно в то, что он увидит внутри этого зеркала. Отражение самого себя,  концентрированный ответ на вопрос, кто он в этом незаконченном и прекрасном мире?

Кацура – автор множества  технических  артефактов и вычурных  украшений как естественного образа человеческой потребности все улучшать. Она способна предоставлять своим подругам узоры драгоценностей, истоки которых уходят в глубокую древность человеческой культуры, теряясь в переплетениях этнических паттернов  и стилистических коннотаций. Древне-шумерские и индийские, персидские и китайские стилистические орнаментальные элементы сплетены в удивительном целостном органическом организме.  Естественным продолжением восприятия древности служат ее  ЛЕГО-ювелирные эксперименты, настойчиво открывая футуристические перспективы женской красоты по ту сторону  того, что можно назвать модным. Кацура – брэнд точки разрыва современной российской богемы, позиция «обнуления» пафосных претензий вечно суетливого «новодела», черная дыра  для кичливого апломба и куртуазной безвкусицы. Она транслятор коренной традиции в несказанное завтра, являясь его законодателем сегодня. Она разговаривает на множестве языков: на праевроазийском, на птичьем, растительном, на ангельском. Ее невысказанное молчание служит возможностью сведения всех эстетических  полифоний в довавилонское, в доэклектическое целое. Она недоступна для профанаций, и открыта для диалога с каждым встречным.  Виктория ищет совершенство, готовое выигрывать  у любого стиля моды, в силу того, что  не следует эталонам подражания.  Кацура эксплицирует  коренные способности человеческого чувства прекрасного.  Ее переживание  отражает воспитанный эстетический вкус, всестороннее образование и живую девичью непосредственность.  Прошлое и будущее, предархаика и кибермодерн уживаются в ее Доме как родные сестры, дети одного вечно юного Отца. Каждый блудный эстетический  сын которого стремится вернуться в его объятия.  Джа рад ему.

Углы Мандалы Кацуры Манчжурской  отмечены полярными точками. Содержанием взаимодействия этих точек, создающих полноту художественной формы,  является тонкое сосредоточение. Это  непрерывное  сосредоточениеорганизует  все обстоятельства человеческой внимательности в одном моменте. В этом протомегабайте  сливаются генетические воспоминания и мечты о счастливом будущем, невинная эмоциональная нагота и монашеская драпировка, приглашение к взаимности и радикальный отказ слабости человеческого духа, недостойного полета к небесным горним сферам. Следствием этого сосредоточения является переживание красоты, обнаруживающее полноту взаимодействия Быта и Бытия.

Кацура является живым носителем моментального присутствия, отображаемого в артистических формах, и поддерживаемого силовым полем грозных защитников буддистского учения. В ее коллекции существуют несколько тысяч фотокартин, исследющих отсутствие границ между макро- и микро — космосом.  Виктория инициатор и актриса в видеопроектах санкт-петербргского видео-арта. Ее устраиваются сценические  световые шоу. Она создает пространства для выступлений музыкантов и других художников. Она реагирует на каждое изменение мира, отображая его в любых, соответствующих ситуации художественных формах.  Неутомимая активность, готовность  принять вызов любой ситуации, – это одно из оснований фундамента творческого храма, который строит наследница первопроходцев и псалмопевцев, сестра валькирий и ученица йогов.

Уделяя  внимание  философской архитектуре  Маньчжурской жемчужины, мы удивляемся той тонкости соответствий психологических агрегатов человека, которые востребованы в определенной ситуации  формам, которые предлагает «межгалактическая принцесса».  Она создает художественные объекты из любой фактуры,  любого материала, на  любой поверхности.  Виктория использует статику помещений, и превращает их в ласковый орган всей вселенной, заботливо со всем величественным спокойствием и уютом открывающейся их обитателям. Она манипулирует пластикой сценического движения, колдует световыми приборами, и шокирует видавших виды завсегдатаев феерических шоу и презентаций. Она аскетически спит на камнях, и кокетничает со зрителями, распевая  оперные арии под водой.

Фактически, ею движет сверхзадача представления любого фрагмента жизни человека как художественного произведения, любого элемента быта как художественного объекта. Естественным  выводом из этого следует ее еще более глубинная позиция — относиться к жизни со всеми ее ситуациями, сценариями и обстоятельствами, как к искусству. Искусство для нее – это живое дыхание стихий и энергий. Эти энергии разнородны и полярны. Холод и жар в танце ее дао движутся навстречу друг другу, следуя таинственной логике обретения в своем союзе гармонического единства. Искусство  проживания жизни для Кацуры  имеет значение спонтанного фантастического полета  при строгой дисциплине и  самоконтроле. Творчество жизни для нее  – это любовь,  танцующая с техникой и методикой.  Она готова и к  созиданию и к разрушению в пристальном ожидании соответствующего момента.  Когда природа замирает, когда между ударами сердца слышна тишина, тогда искусный стиль Кацуры прикасается к холсту.

  Технологии художественного акта Виктории Рясовой весьма разнообразны. Ее экспериментальная смелость позволяет использовать теснения и барельефы, литье и инкрустацию в одном произведении. Она способна оперировать  со стенами павильонов и сцен, при этом успевая каждый из микроскопических элементов образа наделить тончайшей степенью детализации. Ее виртуозные касания оживляют каждую микродеталь  образа глубиной возможных прочтений. Ее мазки выверенно закончены, их смысл намеренно незавершен и,  открыт для продолжения восприятия.

Виктория не подвержена реакциям сценического синтеза и распада,  она  не досягаяма для давления извне. Ее растения, которым она так много уделяет внимания в своем творчестве,  христоматийным образом сгорают в лампадах буддийских дацанов, освещая своими всполохами то место, где угасание претензий мрака рождает свет Благословенной Пустоты.  Это — то место, где  страдательное «Меня»,  преображается во вдохновенное «Ты» .  В этом месте  нет слов, но есть  активный смысл, есть светящаяся энергия жизни. Этот свет озаряет оружие невест, штукатурку новоселов, покой и умиротворение семей, наполняет рампы театра жизни, фиксирует музейные свидетельства масштаба происходящего, и проявляет ярость поиска нового фотонирванического состояния.

Невесты идут к ней за «бомбами» для привлечения суженых. Отцы семейств и корпоративные лидеры  – за  уютом и благополучием  помещений, посетители выставок и перфомансов – за настройкой на тонкие струны способности получать  положительные впечатления непрерывно. Археологи  исследуют курганы на местах современных мегаполисов.  Адам и Ева жгут в кострах ветви дерева добра и зла.  Над сопками Маньчжурии звучат вальсы.  Ламы в буддийских храмах ставят лампады в пользу угасания, а Кацура цветет, возрождаясь из пепла, и обращая в пепел то, что не является самим принципом космического Света.

Рясова Виктория Рудольфовна(1974).

Художник, дизайнер, декоратор.

Образование:

Саратовское Художественное училище им. Боголюбова по классу «Живопись».  Окончила в 1995г.

Санкт-Петербургскуая Художественно-промышленная Академия им.А.Л. Штиглица кафедра «Средовой дизайн». окончила В 2002г.


Работала в области проектирования и декорирования частных и общественных интерьеров.

Участие выставках:

Выставка световых объектов в Малом Манеже «NLO_Mutualizm_Katsura-M» март 2009г.

 Третий фестиваль современного независимого искусства «СИЛОВОЕ ПОЛЕ. Психонавтика-3: неоварвары». Санкт-Петербург. (21-24 апреля 2011 года)

Интерактивно-перформативный совместный проект «H2Opera» 2011 г.


Четвертая Московская биеннале современного искусства

(23 сентября по 30 октября 2011.) Победитель «Open Call»

в разделе «Экранные интерактивно-перформативные медиа»

Совместный проект «H2Opera» 2011 г. (фото, видео, актерское исполнение)
















Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти