Почему Перестройка оказалась неизбежной? Не потому, что Горбачев дурак, не стал закручивать гайки, а потому, что несоветская культура широко оформилась к середине 1980х гг. Это сеть самиздата. Это интерес к несоветским темам в целом. Были те, кто участвовал в формировании несоветской культуры в большей или меньшей степени. Это культура, в которой не было советской идеологии. Это по своему огромный труд создавать альтернативную культуру в условиях, когда это никак не поощряется, а иногда может быть опасно.
Уже в начале 1980х гг. с несоветскими темами нельзя было не столкнуться любому читающему интеллигенту. И это огромная разница, например, с 1950ми гг., когда все интеллектуальное пространство зачистили под ноль.
Ценность несоветской культуры в том, что это лаборатория независимого мышления в условиях тоталитарного режима. Тема не осмысленная, но важная.
В споре со мной утверждалось, что не было несоветской культуры. Ты либо боролся с большевиками, либо с ними жил в симбиозе. Такие завышенные критерии, на мой взгляд, оправдывают в реальности зло. Хотя кажется, что это важная декларация непринятия зла. Но нет.
В тоталитарных обществах важнее имннно малые шаги. Да, их делать в целом безопасно, в отличие от прямой борьбы с режимом. Но эти малые шаги, которые ты делаешь каждый день, это огромный труд сохранения не только своей автономии, но и возможности автономии для круга близких людей.
Если ты, как Яков Друскин, ходишь каждый день проводить уроки музыки для советских школьников, ни с кем не борешься, живёшь тихой жизнью нищего интеллигента, но при этом сохраняешь архив несоветских авторов, таких как Даниил Хармс, а сам оставляешь после себя образцы философской рефлексии, совершенно несоветской, не только без Ленина и Маркса, но и без академической философии СССР в целом, то вклад этого в сохранении и продолжении высокой культуры в условиях тоталитарного общества сильно выше вклада авторов антисоветских листовок. То, что делал Друскин, интеллектуально много сложнее антисоветских текстов периода СССР. Потому что это не призыв поменять, а сама перемена.
Игнорировать режим в своём творчестве и творить без любых коннотатов с официальной идеологией -- это и есть настоящая борьба. Хотя за это садить не будут. И вроде это как и не борьба.
* ПРИКАРПАТСЬКИЙ ІНСТИТУТ ЕТНОСОЦІАЛЬНИХ ДОСЛІДЖЕНЬ ТА СТРАТЕГІЧНОГО АНАЛІЗУ НАРАТИВНИХ СИСТЕМ
Комментариев нет:
Отправить комментарий