Юбилейный, 25-й по счету, международный фестиваль фолк-музыки, проходивший в конце июля в эстонском городе Вильянди, вновь, уже традиционно побил рекорд посещаемости. В этом году на 61-м концерте побывало почти 28 с половиной тысяч человек.
Просто физически было невозможно посетить все концерты. Волей-неволей приходилось делать выбор, чаще интуитивно. К счастью, интуиция меня не подвела. Хотя, ошибиться было очень трудно, практически невозможно, поскольку на Вильяндиском фестиваля не бывает слабых или стандартных исполнителей.
Начну с того, что понравилось больше всего. Это ансамбль A-WA!, заявленный в программе фестиваля как израильско-йеменский. Я сразу не понял, кто были эти три самобытные исполнительницы – арабки или еврейки? И только чуть позже узнал, что три сестры – Таир, Лирон и Тагель – представляют малочисленное сообщество йеменских евреев, проживающих на юге Израиля. Девушки чудно пели на арабском языке, но как-то по-еврейски. Они в течение полутора часов перед изумленной публикой легко и непринужденно стирали культурно-музыкальные и этно-географические различия между людьми. Пели завораживающе, с никогда ранее мною невиданной и неслыханной гармоничной чувственностью. Старинные арабские песни в современной аранжировке звучали как-то по-особенному близко, завораживая душу и мысли. И несмотря на то, что я ни слова не знаю по-арабски, я прекрасно понял, о чем пели девушки.
Столь же сильное впечатление произвел и ансамбль из Перу Bareto. Музыканты смело смешивали на сцене разные музыкальные стили, жанры, направления и манеры исполнения. В результате получалась знаменитая перуанская чича или кумбия – органичный сплав музыки инков, европейцев и африканцев. Музыка, казалось бы, характерная исключительно для перуанских городских улиц, в мастерском исполнении великолепно впитывалась по северному несколько сдержанными эстонскими поклонниками фолка.
Венгерский семейный ансамбль Csángálló Zenekar, в который каким-то непонятным образом «затесался» швед-баянист, играет мадьярско-молдавско-балканско-цыганские трансильванские танцевальные мелодии. Вышло несколько громоздко, но, я думаю, понятно и доходчиво. Уже после первых нот становится слышно и видно, что праздник – всегда с этими молодыми, азартными и, как представляется, бесшабашными парнями. Искренний народный праздник и родниковая, ничем не замутненная радость жизни и творчества. О виртуозности владения музыкальными инструментами и упоминать даже как-то неловко, поскольку это — само собой разумеется. Слушая их выступление, отчетливо понимаешь, что музыка не только повышает настроение, но и очищает помыслы человеческие. Под такую музыку невозможно замышлять что-то черное и мерзкое, мысли непреодолимо тянутся к светлому и доброму.
Просто физически было невозможно посетить все концерты. Волей-неволей приходилось делать выбор, чаще интуитивно. К счастью, интуиция меня не подвела. Хотя, ошибиться было очень трудно, практически невозможно, поскольку на Вильяндиском фестиваля не бывает слабых или стандартных исполнителей.
Начну с того, что понравилось больше всего. Это ансамбль A-WA!, заявленный в программе фестиваля как израильско-йеменский. Я сразу не понял, кто были эти три самобытные исполнительницы – арабки или еврейки? И только чуть позже узнал, что три сестры – Таир, Лирон и Тагель – представляют малочисленное сообщество йеменских евреев, проживающих на юге Израиля. Девушки чудно пели на арабском языке, но как-то по-еврейски. Они в течение полутора часов перед изумленной публикой легко и непринужденно стирали культурно-музыкальные и этно-географические различия между людьми. Пели завораживающе, с никогда ранее мною невиданной и неслыханной гармоничной чувственностью. Старинные арабские песни в современной аранжировке звучали как-то по-особенному близко, завораживая душу и мысли. И несмотря на то, что я ни слова не знаю по-арабски, я прекрасно понял, о чем пели девушки.
Столь же сильное впечатление произвел и ансамбль из Перу Bareto. Музыканты смело смешивали на сцене разные музыкальные стили, жанры, направления и манеры исполнения. В результате получалась знаменитая перуанская чича или кумбия – органичный сплав музыки инков, европейцев и африканцев. Музыка, казалось бы, характерная исключительно для перуанских городских улиц, в мастерском исполнении великолепно впитывалась по северному несколько сдержанными эстонскими поклонниками фолка.
Венгерский семейный ансамбль Csángálló Zenekar, в который каким-то непонятным образом «затесался» швед-баянист, играет мадьярско-молдавско-балканско-цыганские трансильванские танцевальные мелодии. Вышло несколько громоздко, но, я думаю, понятно и доходчиво. Уже после первых нот становится слышно и видно, что праздник – всегда с этими молодыми, азартными и, как представляется, бесшабашными парнями. Искренний народный праздник и родниковая, ничем не замутненная радость жизни и творчества. О виртуозности владения музыкальными инструментами и упоминать даже как-то неловко, поскольку это — само собой разумеется. Слушая их выступление, отчетливо понимаешь, что музыка не только повышает настроение, но и очищает помыслы человеческие. Под такую музыку невозможно замышлять что-то черное и мерзкое, мысли непреодолимо тянутся к светлому и доброму.
* ПРИКАРПАТСЬКИЙ ІНСТИТУТ ЕТНОСОЦІАЛЬНИХ ДОСЛІДЖЕНЬ ТА СТРАТЕГІЧНОГО АНАЛІЗУ НАРАТИВНИХ СИСТЕМ






























