Черкесскому вопросу придается серьезная легитимация. Один из самых влиятельных западных журналов The Economist написал о черкесском вопросе. Статья сравнивает черкесское нац. движение с движением прибалтов и ненавязчиво подводит читателя к выводу, что так же как прибалты получили независимость от России — её получат и черкесы.
Во-первых, таким образом черкесское национальное движение признается таким же респектабельным и законным, как и движение прибалтов, получает полную легитимацию. Во-вторых, заявлена его конечная, с точки зрения США, цель – получение полной независимости от России.
Черкесы поднимают копье, брошенное этими успешными Дон-Кихотами — прибалтами.
Но событием, которое потрясло меня больше всего, стала ежегодная вечеринка Совместного Балтийского американского национального комитета (JBANC — Joint Baltic American National Committee). Это было отмечание пятидесятой годовщины основания организации и двадцатилетия восстановления свободы. Две даты хорошо совпали. В 1960 году идея облегчения (даже малейшего) контроля Кремля в Эстонии, Латвии и Литве выглядела фантастически нереальной. В 1990 Советский Союз распадался, но включение трех стран в ООН, не говоря уж о ЕС и НАТО, еще выглядело грандиозной задачей. Было приятно вспомнить об этом, на фоне всех этих разговоров об энергетической зависимости, эмиграции, российском проникновении в СМИ и неприятной силе определенных экономических лобби.
Большим сюрпризом стало присутствие на конференции JBANC экзотических гостей — представителей черкесской диаспоры (произносится, я выучил, «Серкейшиа», а не «Серкассия»*). Трагическая история их нации имеет глубокие корни в веках, она произошла давным-давно, еще при феодальном самодержавии, а не при демократии, что означает, что тогда она не вызвала никаких скандалов.
Но при этом она не менее ужасна, чем то, что произошло и с коренными американцами: сотни тысяч черкесов были оставлены умирать голодной смертью или убиты в царской России, когда она завершила колониальное завоевание Кавказа в 1860-е годы. Многие из выживших погибли при попытке бежать в Турцию, а также в руках безразличных и несведущих османских чиновников. Родине черкесов нанесли огромный урон за прошедшие 150 лет, и диаспора (80% черкесов живут за границей) раскинулась настолько широко, что общий язык, культура и национальная идентичность были разбиты и ощутимо ослабли.
Сейчас черкесская диаспора пытается собрать все эти кусочки воедино, подстегиваемая негодованием, связанным с Олимпийскими играми в Сочи в 2014 году (где в рамках подготовки вытаптывают археологические памятники и нарушают экологию исторического региона черкесов). Новым ингредиентом стали технологии. Черкесы — опытные пользователи компьютерных средств социального общения (Твиттера, YouTube и Facebook) и ведут настоящие wiki-войны с теми, кто пытается исказить или преуменьшить значение событий их трагической истории. Балтийские активисты, пытающиеся противостоять психологической войне против их стран (с такими проявлениями как ярлыки «фашизма» и «апартеида»), также являются ветеранами этой войны.
Символизируя пересечение и наслоение (балтийского и черкесского вопросов), на конференции выступил Пол Гобл (Paul Goble), некогда один из ведущих балтийских экспертов в американском правительстве, а ныне известный блогер, специализирующийся на черкесском и других этнических и религиозных вопросах в России (задайте в поиске «Окно в Евразию» (Window on Eurasia), чтобы найти его обзоры).
Черкесская борьба может легко показаться бесплодной и бесполезной, возможно, поэтому их нарядные активисты получили столь теплый прием. Эмигрантские балтийские активисты хорошо знают, каково это — когда тебя воспринимают как ведущего донкихотскую борьбу в неясном и безнадежном деле. Я предложил, чтобы в следующем году они пригласили тибетцев. И российских демократов.
Во-первых, таким образом черкесское национальное движение признается таким же респектабельным и законным, как и движение прибалтов, получает полную легитимацию. Во-вторых, заявлена его конечная, с точки зрения США, цель – получение полной независимости от России.
Черкесы поднимают копье, брошенное этими успешными Дон-Кихотами — прибалтами.
Но событием, которое потрясло меня больше всего, стала ежегодная вечеринка Совместного Балтийского американского национального комитета (JBANC — Joint Baltic American National Committee). Это было отмечание пятидесятой годовщины основания организации и двадцатилетия восстановления свободы. Две даты хорошо совпали. В 1960 году идея облегчения (даже малейшего) контроля Кремля в Эстонии, Латвии и Литве выглядела фантастически нереальной. В 1990 Советский Союз распадался, но включение трех стран в ООН, не говоря уж о ЕС и НАТО, еще выглядело грандиозной задачей. Было приятно вспомнить об этом, на фоне всех этих разговоров об энергетической зависимости, эмиграции, российском проникновении в СМИ и неприятной силе определенных экономических лобби.
Большим сюрпризом стало присутствие на конференции JBANC экзотических гостей — представителей черкесской диаспоры (произносится, я выучил, «Серкейшиа», а не «Серкассия»*). Трагическая история их нации имеет глубокие корни в веках, она произошла давным-давно, еще при феодальном самодержавии, а не при демократии, что означает, что тогда она не вызвала никаких скандалов.
Но при этом она не менее ужасна, чем то, что произошло и с коренными американцами: сотни тысяч черкесов были оставлены умирать голодной смертью или убиты в царской России, когда она завершила колониальное завоевание Кавказа в 1860-е годы. Многие из выживших погибли при попытке бежать в Турцию, а также в руках безразличных и несведущих османских чиновников. Родине черкесов нанесли огромный урон за прошедшие 150 лет, и диаспора (80% черкесов живут за границей) раскинулась настолько широко, что общий язык, культура и национальная идентичность были разбиты и ощутимо ослабли.
Сейчас черкесская диаспора пытается собрать все эти кусочки воедино, подстегиваемая негодованием, связанным с Олимпийскими играми в Сочи в 2014 году (где в рамках подготовки вытаптывают археологические памятники и нарушают экологию исторического региона черкесов). Новым ингредиентом стали технологии. Черкесы — опытные пользователи компьютерных средств социального общения (Твиттера, YouTube и Facebook) и ведут настоящие wiki-войны с теми, кто пытается исказить или преуменьшить значение событий их трагической истории. Балтийские активисты, пытающиеся противостоять психологической войне против их стран (с такими проявлениями как ярлыки «фашизма» и «апартеида»), также являются ветеранами этой войны.
Символизируя пересечение и наслоение (балтийского и черкесского вопросов), на конференции выступил Пол Гобл (Paul Goble), некогда один из ведущих балтийских экспертов в американском правительстве, а ныне известный блогер, специализирующийся на черкесском и других этнических и религиозных вопросах в России (задайте в поиске «Окно в Евразию» (Window on Eurasia), чтобы найти его обзоры).
Черкесская борьба может легко показаться бесплодной и бесполезной, возможно, поэтому их нарядные активисты получили столь теплый прием. Эмигрантские балтийские активисты хорошо знают, каково это — когда тебя воспринимают как ведущего донкихотскую борьбу в неясном и безнадежном деле. Я предложил, чтобы в следующем году они пригласили тибетцев. И российских демократов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий