Пошук на сайті / Site search

02.02.2019

Семён Киперман: Настоящий пастор Шлаг

Одной из ярких личностей, активно участвовавших в Сопротивлении нацизму в  Германии был Дитрих Бонхёффер. Пастор, доктор теологии, игравший важную  роль в антифашистском движении и спасший многих евреев, он трагически  погиб в апреле 1945 года вместе с другими участниками заговора против Гитлера  20 июля 1944 года.

* * *

Дитрих Бонхёффер родился 4 февраля 1906 г. в Бреслау в семье известного  врача-невропатолога Карла Бонхёффера. История отмечает «исключительную  нравственность», свободолюбие и мужество ее членов. В годы нацизма семья  потеряла четверых своих членов. Имя бабушки Дитриха — урожденной Юлии  Тафель — вошло во многие издания, посвященные истории борьбы против  нацизма. В 90-летнем возрасте она, одна из немногих немцев, весной 1938 года  отказалась подчиниться требованиям нацистов о бойкоте еврейских  учреждений и на глазах штурмовиков вошла в магазин, принадлежавший еврею.
Дитрих многое в своем характере позаимствовал у отца Карла Бонхёффера —  немногословие, умеренность, умение ясно и доказательно мыслить. Это  сказалось на его стремлении всегда вносить рациональное в понимание самых  иррациональных процессов и сфер, соединять научное мировоззрение с верой  в Бога. Эта особенность выделяла Дитриха как одного из самых известных  теологов XX века. Родители воспитали у всех детей антивоенную, а позже  антифашистскую позицию.


* * *

По окончании гимназии Дитрих сам выбирает жизненный путь: это теология.  Вначале в Тюбингенском, а затем в Берлинском университете проходит его  теологическое и церковное образование в 1923-1929 гг. Его дипломная работа  была посвящена философским категориям церковной социологии. Здесь не  обошлось без влияния философии Фердинанда Эбнера и Мартина Бубера.  Имеются основания полагать, что Дитриху была знакома вышедшая в 1923 г.  известная книга Мартина Бубера «Я и Ты», основным содержанием которой  является религиозный диалог между человеком и Богом. Не исключается и его  знакомство с немецким переводом Библии, который осуществлялся совместно  Францем Розенцвейгом и Мартином Бубером.
В 27 лет Дитрих защищает диссертацию. После нескольких лет работы за  границей (Барселона, Нью-Йорк, Лондон) Бонхёффер в ноябре 1932 г. стал  пастором, одновременно преподает на богословском факультете в Берлинском  университете. Дитрих принимает участие в экуменистическом движении,  выступавшем за объединение всех церквей, много печатается.
Главным направлением его интересов становятся социальные проблемы и их  связь с нравственными идеалами христианства. А поскольку в своих  проповедях он затрагивал актуальные социальные и политические темы, то это  собирало к нему много прихожан.
Проходившие тем временем события в Германии свидетельствовали о растущей  угрозе установления нацистской диктатуры. Это ощущалось всеми, в том числе и  христианскими теологическими кругами. Поэтому все его многочисленные  теологические выступления — устные и письменные — были посвящены  конкретным темам — рейх, государство, фюрерство, революция. Во всех  выступлениях Бонхёффер указывал на опасную тенденцию изменения  государственного строя в Германии, слабость Веймарской республики, на  опасность прихода нацистов к власти легальным путем.
Пользуясь тяжелым положением и колебанием представителей различных  конфессий, нацисты навязывали свои идеи о создании единой немецкой  государственной церкви. Нацистские идеологи стремились к подмене  христианства так называемым «позитивным христианством», провозгласившим  культ рейха, нации, фюрера. Ветхий завет объявлялся еврейским  порождением, основные нравственные постулаты христианства — грех, вина,  стыд и др. — семитскими выдумками.
Против подобных утверждений решительно и последовательно выступал  Дитрих Бонхёффер. Он всякий раз подчеркивал, что государство и рейх —  исторически сложившиеся институты, подчиненные Богу, что нельзя  проецировать исторически сложившиеся обстоятельства на волю Бога-творца. В  вопросе о фюрерстве Бонхёффер псевдоавторитету вождя и рейха  противопоставлял истинный авторитет государства и службы.
Бонхёффер один из немногих, кто после передачи Гинденбургом канцлерства  Гитлеру, выступил против фюрерства. В радиопередаче 1 февраля 1933 г. (она  была прервана в ходе трансляции) он заявил, что фюрер не осознает границ  своего авторитета, позволяет делать из себя идола и тем самым «действует  разрушительно на тех, кто идет за ним, и на самого себя».
Настоящий вождь, подчеркивал Бонхёффер, уводит людей от своего авторитета  к авторитету порядка и должности, отказывается от собственного  обожествления.
Сомнения различных слоев населения в отношении происходившего в стране  развеялись сразу после прихода Гитлера к власти: поджог рейхстага,  подтасовка мартовских (1933 г.) выборов, массовые аресты и организация  концлагерей. Весной 1933 г. были осуществлены первые массовые акции против  евреев. Все государственные служащие подверглись проверке на предмет  принадлежности к еврейской нации. Пресловутый «арийский параграф»  пытались навязать и церкви. Немецкий историк П.Штайнба отмечает: еврейский  вопрос стал пробным камнем для Евангелической церкви, таковым стал он и  для Бонхёффера.
Фактически, Бонхёффер был первым из немецких теологов и  священнослужителей, кто по-новому обозначил проблемы, стоящие перед  церковью в условиях нацистской диктатуры.
В докладе «Церковь и еврейский вопрос» (апрель 1922 г.) для берлинских  священников Бонхёффер отметил, что государство вправе решать сложные  проблемы, но и церковь обязана напоминать об ограниченности его  компетенции в этом вопросе. Более того, если эти предупреждения окажутся не  действенными, тогда церковь, выполняя волю Бога, обязана обезопасить  граждан, независимо от их вероисповедания, а если понадобится, вести  политическую борьбу.
Бонхёффер призывает каждого к ответственности за происходящее.  Постепенно формируется мысль о необходимости собственного участия в  сопротивлении.
Серьезный конфликт по поводу арийского параграфа разразился в сентябре  1933 г. в рядах Немецкой евангелической церкви. Руководство церкви  практически поддержало все правительственные меры и постановления, о чем  было заявлено на Виттенбергском Синоде, прозванном в народе «коричневым».  И все же ряд священников объединились вокруг пастора Мартина Нимёллера из  Берлина-Далема, которые отказались признать решения Синода. Ими был  образован так называемый чрезвычайный союз священников,  провозгласивший весной 1934 г. «Бекеннеде Кирхе». Основателем и идеологом  так называемой идеологической теологии был известный швейцарский теолог  К.Барт, работавший профессором богословия в Германии.
«Бекеннеде Кирхе» выступила с заявлением о своем несогласии с навязанным  ей решением еврейского вопроса, о необходимости сохранения суверенитета  церкви и невмешательства государства в церковные дела. Пренебрегая  неудобствами и опасностью, Дитрих Бонхёффер выступает с докладами,  лекциями, проповедями, устраивает семинары, в ходе которых раскрывает  сущность происходящего в Германии.
В 1934-1935 гг. Бонхёффер работает в немецкой евангелической общине в  Лондоне, где завязывает дружеские отношения с известным экуменическим  деятелем, английским епископом Чичестера Д.Беллом. Известно, что  экуменическое движение выступало за объединение всех христиан против  фашизма и войны. Под влиянием Бонхёффера и Белла Всемирный  экуменический совет выступил в мае 1934 г. с меморандумом руководству  Немецкой рейхскирхе, в котором выражалось несогласие с принципами  фюрерства, осуждались террор и расовые законы.
В 1936 г. нацистские власти лишили Бонхёффера прав на преподавание в  университете, а затем и вовсе уволили. На протяжении длительного времени  Дитрих тайно проживает в разных деревнях Германии, в общинах, где  подпольно проповедовали священники из его семинара. В середине 30-х годов  он неоднократно выезжал за границу, но упорно не соглашался на уговоры  эмигрировать. Полагают, что в результате одной из поездок в Швейцарию  Бонхёффер, не без участия Барта, принял окончательное решение об участии в  политическом сопротивлении, которое привело его в круг заговорщиков,  включавших Ф.В.Канариса, К.Ф.Гёрделера, Л.Бека, Донаньи и др.
В советской историографии длительное время считали этот круг  «консервативной оппозицией» и даже «реакционно-консервативной» (см.  Д.Мельников. «Заговор 20 июля 1944 г. в Германии». М., 1965, стр.81).
Однако участие в нем Бонхёффера, Донаньи, социал-демократа В.Лойшнера,  некоторых католиков, отстаивавших свою концепцию послевоенной Германии  как государства правового, основанного на христианских традициях, ставит под  сомнение приведенные определения. В их проектах был большой  демократический потенциал. Особое место уделялось еврейскому вопросу.
Факты свидетельствуют, что подпольная работа, в которой активное участие  принимали Бонхёффер, Донаньи и другие, велась еще в 1938 г. В этом их  фактически поддерживала вся его семья с многочисленными домочадцами.  Многие их соратники пытались повлиять на ситуацию через пропагандистскую  деятельность, контакты с военными кругами с целью предотвращения войны.
Проблемы сопротивления нередко становились темой обсуждения семьи,  собиравшейся в берлинском доме на Мариенбургер Аллее. Сегодня немало  немецких историков отмечают, что в 1939 г. семья Бонхёффер фактически  стала центром сопротивления.
Опасаясь за Дитриха, за деятельностью которого гестапо установило  наблюдение, друзья устроили ему в 1939 г. лекционную поездку в США. У него  были возможности остаться там и заняться теологической деятельностью.  Однако через месяц он вернулся в Германию.

* * *

А.Буллок, называя круг лиц, которые еще в 1938 г., несмотря на политические  военные успехи Гитлера, продолжали встречаться и обсуждать возможности  выступления против нацистского режима, называет «основным действующим  лицом заговора» Ганса Остера, главного помощника адмирала Канариса в  абвере. Вместе с ним отмечается круг преданных людей, среди которых Ганс  фон Донаньи, братья Клаус и Дитрих Бонхёффер.
Незадолго до войны Донаньи был переведен из министерства юстиции в абвер.  Вскоре с его помощью был прикомандирован в качестве доверенного лица  Бонхёффер. Он стал «двойным агентом» контрразведывательной службы  Канариса и курьером — для связи с заграничными организациями в Швеции,  Швейцарии и других странах. С этого времени, обладая официальными  паспортами и визами, Бонхёффер получает возможность выезжать за границу  в поисках контактов с дружественными гражданскими и церковными кругами.
На одном из тайных церковных заседаний в Женеве в 1941 г. Бонхёффер  заявил:
«Я молюсь за поражение моей родины. Только через поражение мы сможем  искупить грехи за ужасные преступления, совершенные против Европы и мира»  (Карл Барту «Трагедия абвера 1935-1945 гг.». М., 2002, стр. 112-113). Пастор Дитрих  Бонхёффер постоянно испытывал ужасный конфликт с совестью.

* * *

То ли из-за отсутствия данных, то ли по другим причинам в различных  советско-российских изданиях ничего не говорилось о роли Бонхёффера в  спасении евреев. Между тем, отмечает Л.Бровко, связи Дитриха с заграничными  организациями позволили вести большую работу по спасению евреев,  переправке их по подложным паспортам, нередко в качестве «агентов абвера»  в Швейцарию. «С помощью так называемого «бюро Х.Грюбера» (Исповедующей  церкви) в Берлине, благодаря деятельности экуменических организаций  удалось переправить более двух тысяч беженцев.
Одна из поездок Бонхёффера за границу была использована заговорщиками из  абвера для установления и поддержания контактов с англичанами и  американцами и выяснения вероятных условий мира, на которые могут  согласиться союзники в случае, если гитлеровское правительство будет  свергнуто. В мае 1942 г. Дитрих Бонхёффер прибыл в Стокгольм, где встретился  с епископом Чичестерским д-м Дж. Беллем. Оба священника испытывали  взаимное уважение друг к другу.
Из опубликованного после войны меморандума епископа Чичестерского,  составленного для английского правительства, явствует, что Бонхёффер имел  поручение через посредство епископа Чичестерского сообщить английскому  правительству об организованной в Германии оппозиционной группе. О  состоявшихся переговорах епископ Чичестерский немедленно поставил в  известность английского посла в Стокгольме. После возвращения в Лондон  епископ Чичестерский связался с МИДом и был принят его главой Энтони  Иденом. Однако ни одна попытка сближения не вызвала ответного отклика.  Более того, в письменном ответе епископу Чичестерскому Иден указал, «что не  в интересах нации дать какой-либо ответ оппозиции».
Бонхёффер был в курсе планов и акций подпольного Фрайбургского кружка.  Вместе с Донаньи весной 1942 г. он участвовал в подготовке покушения на  Гитлера. Но тогда попытка покушения не удалась.
В годы войны, при посредничестве своего отца, Дитрих сблизился с известным  епископом Д.Вурмом. Вместе они много сделали для спасения евреев, а также  калек, инвалидов, душевнобольных — всех, кто по нацистским законам подлежал  ликвидации или высылке. В Берлине в этом направлении продолжало работать  «бюро Грюбера».
В годы войны Бонхёффер не прекращал работать над своей знаменитой  «Этикой», в которой пытался вывести теологию на передний фронт борьбы с  фашизмом, противопоставить нацистской идеологии, демагогии и лжи  философию правды, чистоты и высокой нравственности.
Бонхёффер совершенно категорически возлагал вину за случившееся в стране  на церковь, которая все видела, иногда и говорила об этом, но делала  совершенно недостаточно для предотвращения действия нацистов. Добро,  утверждал Бонхёффер, должно быть активным. Действительное мужество — не в  потоке мыслей и слов, а в поступке.
Заметим, что немало мыслей в «Этике» перекликаются с высказываниями  «святого покровителя иудейских и христианских интеллектуалов» Мартина  Бубера в его книге «Я и Ты», в которой показано, как человек относится к  своему миру.
Не переставая размышлять над теологическими и нравственными проблемами,  Бонхёффер на рубеже 1942-1943 гг. пишет своим друзьям, участникам  сопротивления, специфическое послание «10 лет спустя» (имеется в виду 10 лет  установления нацистского режима). Сочинение было спрятано на чердаке дома  и пережило обыски и бомбежки.
Заметки интересны и читателям, далеким от религии. Они заставляют о многом  задуматься. В них автор говорит об изменении сознания, о сдвигах духовных  ценностей и изменении смысла межличностных отношений в условиях  тоталитарного режима.
В апреле 1943 г. Д.Бонхёффер, Донаньи и его жена Кристина, сестра Дитриха и  Йозеф Мюллер были арестованы. Вначале предъявлялись обвинения в  уклонении от службы в армии, в незаконных поездках за границу и спасении  евреев. Затем следственному отделу тюрьмы абвера Тегель, куда сначала  поместили Бонхёффера, арестованным было предъявлено обвинение в  разложении вермахта.
На первых порах арест участников заговора не привел к дальнейшим  разоблачениям, что свидетельствует о стойкости арестованных.
Более года (апрель 1943 — октябрь 1944) Бонхёффер содержался в берлинской  военной тюрьме Тегель. Это была еще не гестаповская тюрьма, поэтому,  несмотря на цензуру, ему разрешили переписку с родными и близкими. Удалось  даже через охранника передать на волю свои труды. Здесь уместно отметить,  что личное обаяние Дитриха позволило ему установить дружеские отношения с  охраной и санитарами. Их благосклонность использовалась Дитрихом для  продолжения работы над «Этикой».
События 20 июля 1944 года разрушили теплившуюся надежду на освобождение.  После неудачного покушения на Гитлера в руки гестапо попали документы,  подтверждающие участие Бонхёффера и Донаньи в заговоре против фюрера.  Симпатизировавшие Дитриху охранники предлагали организовать ему побег, но  он отказался, узнав, что его брату Клаусу грозит арест. В этом был весь Дитрих  Бонхёффер. Но это, увы, не спасло Клауса и других близких от ареста.
Португальский консул Шмидгубер, знавший Бонхёффера по группе Канариса, а  затем арестованный, в частности, и за передачу денег евреям, бежавшим в  Швейцарию, провел вместе с Бонхёффером в берлинской тюрьме Тегель почти  девять месяцев. После войны он говорил, что проведенное вместе с  Бонхёффером время было временем духовного обогащения. Он был  выдающейся личностью, который политически и духовно значительно  возвышался над другими лицами из окружения Канариса.
Переведенный в тюрьму гестапо для дополнительного дознания, Бонхёффер  содержался в условиях строжайшего режима. И все же в письмах на волю,  которые удавалось передавать, он сообщал не только о здоровье, но и о  прочитанных книгах, пересылал фрагменты его сочинений, молитвы, стихи,  отдельные мысли. События личной жизни сплетаются в них с событиями  мировой катастрофы, крушение надежд на успех заговора — с твердой верой  выстоять до конца.
В феврале 1945 г. семье Дитриха стало известно, что в берлинской тюрьме его  уже не было. Гестапо отказалось сообщить о месте перевода. Только летом 1945  г., много дней спустя после гибели Бонхёффера, его родным и друзьям удалось  узнать маршрут его трагического пути: Бухенвальд — Шенберг — Флоссенбюрг.
Мглистым рассветом понедельника 9 апреля 1945 года в концлагере  Флоссенбюрг была совершена казнь тех, кто ни при каких обстоятельствах не  должен был остаться в живых. В одной из камер обнаружили Библию и томик  Гёте, на них стояла подпись Бонхёффер.
В Германии чтят память великого гуманиста Д.Бонхёффера. Издаются книги его  произведений, выпущена почтовая марка. В 2006 году широко отмечалось  100-летие со дня его рождения. В июле 2008 года в Праге проходил  Международный Бонхёфферский конгресс, на котором освещалось значение  его нравственного опыта для новых поколений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти