Почему Мэри Шелли назвала свой роман "Франкенштейн, или Новый Прометей"? Аллегория, кажется, слишком не очевидная. Давайте покопаем. Начнем с того, что во времена Мэри Шелли в Европе(да и не только) бытовало дикое увлечение всем антично-греческим. Поэты дружно воспевали Элладу, дамские платья шились так, чтобы быть похожими на наряды гречанок, а мифами и античными философами зачитывались поголовно все. Так что мы можем списать нашу неспособность сразу увидеть аллегорию на наше невежество в этой области. Ведь многие из нас мифы древней Греции только в школе проходили, и особо в предмет не углублялись. Позор нам. Вот современники Мэри Шелли сразу бы, наверно, поняли аллегорию. Я же, увы, постараюсь рассуждать, основываясь на тех скудных знаниях, что у меня имеются. Итак, приступим.
Полубог Прометей украл у богов огонь. И отдал людям, желая помочь им, облегчить их тяжелую жизнь. — Виктор приоткрыл тайну зарождения жизни. Он жаждал принести пользу человечеству своим открытием.
Огонь с небес в одном случае и сила электричества (молния?) во втором. Между ними есть какое-то родство, возможно, это тоже аллегория.
Прометей своим поступком разгневал богов. Виктор своим поступком тоже разгневал богов (вспомним, что в «Франкенштейне» нет отрицательных персонажей, сюжет развивается именно так, потому что иначе развиваться не может после того, как Виктор, создав Существо, опрокинул первую доминошку. Значит зло в романе — это Познание. Оно пробежало черной кошкой между двумя нашими, в целом, положительными, главгерами. Виктор сунулся туда, куда не следовало. «Украл огонь». Прогневал саму Природу).
Прометей был жестоко наказан богами, его приковали к скале и каждый день орел прилетал и клевал его печень. Виктор тоже был жестоко наказан, и в добавок, мне кажется, есть аллегория в том, как ведет себя Существо (исполняющее в данном сюжете роль Прометеева орла). Посмотрите, как он мстит Виктору: атака-отходняк; атака-отходняк; атака-отходняк. Возможно, есть параллель с орлом, который днем прилетал клевать печень, а ночью давал ей заново отрасти.
И ещё одна интересенка: есть в этом мифе такой персонаж, как Девкалион, сын Прометея. Прародитель людей после потопа, оказавшийся с женой единственными спасшимися. От них пошел весь ныне существующий род людской.
То есть, выходит, что Существо в этом неомифе (так некоторые исследователи определяют жанр «Франкенштейна») о «современном Прометее» отчаянно борется за роль Девкалиона. Но Виктор распоряжается иначе, обрекая его на роль своего губителя.
(Кстати, писатель Дин Кунц в своей серии продолжений-подражаний по франкенштейну назвал Монстра именно этим именем. Его там зовут Девкалион. Что несколько неверно: он там по-прежнему одинок и нифига не основатель расы).
Полубог Прометей украл у богов огонь. И отдал людям, желая помочь им, облегчить их тяжелую жизнь. — Виктор приоткрыл тайну зарождения жизни. Он жаждал принести пользу человечеству своим открытием.
Огонь с небес в одном случае и сила электричества (молния?) во втором. Между ними есть какое-то родство, возможно, это тоже аллегория.
Прометей своим поступком разгневал богов. Виктор своим поступком тоже разгневал богов (вспомним, что в «Франкенштейне» нет отрицательных персонажей, сюжет развивается именно так, потому что иначе развиваться не может после того, как Виктор, создав Существо, опрокинул первую доминошку. Значит зло в романе — это Познание. Оно пробежало черной кошкой между двумя нашими, в целом, положительными, главгерами. Виктор сунулся туда, куда не следовало. «Украл огонь». Прогневал саму Природу).
Прометей был жестоко наказан богами, его приковали к скале и каждый день орел прилетал и клевал его печень. Виктор тоже был жестоко наказан, и в добавок, мне кажется, есть аллегория в том, как ведет себя Существо (исполняющее в данном сюжете роль Прометеева орла). Посмотрите, как он мстит Виктору: атака-отходняк; атака-отходняк; атака-отходняк. Возможно, есть параллель с орлом, который днем прилетал клевать печень, а ночью давал ей заново отрасти.
И ещё одна интересенка: есть в этом мифе такой персонаж, как Девкалион, сын Прометея. Прародитель людей после потопа, оказавшийся с женой единственными спасшимися. От них пошел весь ныне существующий род людской.
То есть, выходит, что Существо в этом неомифе (так некоторые исследователи определяют жанр «Франкенштейна») о «современном Прометее» отчаянно борется за роль Девкалиона. Но Виктор распоряжается иначе, обрекая его на роль своего губителя.
(Кстати, писатель Дин Кунц в своей серии продолжений-подражаний по франкенштейну назвал Монстра именно этим именем. Его там зовут Девкалион. Что несколько неверно: он там по-прежнему одинок и нифига не основатель расы).
Комментариев нет:
Отправить комментарий