Некоторые считают образ кырык кыз таджико-персидского происхождения. Но образ дев-воительниц характерен и для тюрков, что подтверждается фольклорными данными казахов. Только во времена суфийского культурного проникновения в тюркоязычную среду (а словарно-терминологический фонд суфийских проповедников основан на персидском языке) древнетюркские образы дев-воительниц приобрели количественную рамку, характерную для суфийского направления ислама (сорок, отсюда в тюркском языке сорок дев – «кырык кыз», в таджико-персидском – «чильдухтарон»), а в доисламские времена их количество могло быть различным, непостоянным. Поэтому образ кырык кыз можно считать древнетюркским, не отвергая влияние среднеазиатского иранского источника.
У таджиков сорок дев (чильдухтарон) выступают и как мусульманские святые, и как шаманские духи-помощники. До принятия ислама кырык кыз почитались как добрые духи-покровительницы (к помощи которых прибегали шаманы) в Средней Азии, Иране и ряде других стран, а затем обрели значение мусульманских святых. Древний пласт представлений о кырык кыз содержится в каракалпакском эпосе и поздних генеалогических преданиях кыргызов (в них кырык кыз выступают как родоначальницы кыргызов, давшие имя народу).
Источник: «Кочевники Великой степи» С. Кондыбай
Изображение Kirk Kiz Fortress Palace of the 40 virgins Qirq Qiz Saroyi S. Автор неизвестен.
Комментариев нет:
Отправить комментарий