Миры братьев Стругацких, безо всяких сомнений, можно рассматривать с точки зрения социального мысленного эксперимента по созданию образа будущего.
В целом будущее Стругацких получилось очень непростым. Никакой либеральной демократии, достаточно жесткие правила и нормы, неявным образом прописанные моральные и нравственные ограничения, которые не допускают никаких отклонений, но при этом для любого девианта, выходящего за рамки ограничений, всегда находится соответствующая его отклонениям область приложения его сил. Лишних людей в мире Полдня нет вообще, а для каждого находится место, где его индивидуальные качества и склонности могут найти наиболее эффективное применение: как с точки зрения его личного роста и развития, так и с точки зрения пользы для общества.
В общем, безрадостная картина как для нынешних либералов, так, кстати, и для патриотической общественности. Им там точно не понравится никому. Для одних там слишком много свободы, для других там ее нет вообще.
Педагогическая рапсодия
Центральной фигурой этого весьма специфического тоталитаризма (а будущее Стругацких однозначно тоталитарно, но при этом очень гибко) является Учитель. Именно с большой буквы, как его и обозначают Стругацкие. Фактически это наставник, который сопровождает ребенка (точнее, небольшую группу детей) от младенчества до взрослого состояния, при этом постоянно поддерживая связь с ним(и) и далее. Эмоциональная связь ученика и учителя гораздо сильнее, чем ребенка и его биологических родителей. Которые тоже присутствуют в этом будущем, но их роль существенно ниже учительской. Ребенок при этом буквально с рождения попадает в систему коллективного воспитания в систему интернатов.
Кстати, в скобках — подобное разделение функционала рождения детей и их воспитания было затронуто в еще одном образе будущего у донецкого фантаста Березина в мире трехсолнцевой вселенной планеты Гея. Где, кстати, будущее тоже тоталитарно, совершенно недемократично и нелиберально ни разу. Скорее, сильно наоборот. Он вывел следствие из подобного разделения — исчезновение традиционной семьи «родители-дети» приводит к всплеску рождаемости и гораздо более свободному отношению к институту брака как таковому. Человек смещает баланс интересов между семьей и личностным ростом в сторону роста. С наших нынешних нравственных и моральных принципов такое будущее неприемлемо и весьма страшновато, но в нем возникает совершенно иное пространство решений, исключающее нынешние противоречия, в том числе и неразрешимые. И, конечно, в этом пространстве возникают свои противоречия.
Так вот о мире Полдня Стругацких. Братья были проектировщиками, а не технологами по отношению к своему будущему, поэтому они не расписывали подробно ни саму фигуру Учителя, ни его функционал, ни структуры подобного образовательного и воспитательного процесса (понятно, что при таком подходе профессия учителя становится не только центральной, но и одной из самых многочисленных, а значит — каста учителей неизбежно будет обладать очень высоким уровнем власти в этом будущем, что неизбежно приводит к возникновению мощной политической силы). Вскользь такие структуры и функционал упоминаются Стругацкими, но без подробностей.
Фигура Учителя возникает в самых ранних произведениях Стругацких, когда они только подходили к описанию мира Полдня. В коротком рассказе «Злоумышленники» цикла «Полдень, XXII век», где описаны как раз детские годы героев следующих произведений — Комов («Капитан»), Сидоров-Атос, Поль Гнедых — Либер Полли и Александр Костылин — Лин, появляется и их Учитель.
При этом Учитель из мира Полдня — не робот, он может ошибаться, в «Жуке в муравейнике» учитель Льва Абалкина признает свою ошибку в воспитании ученика, но здесь стоит учесть, что он был поставлен в условия, когда власть в лице земных спецслужб не дали ему полную информацию о происхождении Льва Абалкина, и фактически его ошибка носила характер вынужденной. Тем не менее, ошибки в подобной системе возможны, а значит — в ней должен существовать механизм либо сброса таких ошибок (собственно, в «Жуке» Странник «сбросил» эту ошибку предельно брутально, застрелив Абалкина — привет гуманистам из нашего настоящего), возможны и менее летальные способы — тому же Абалкину был запрещен въезд на Землю, и весь сюжет «Жука» построен на том, что этот запрет был нарушен.
"Меморандум Бромберга"
Образ будущего — базовая система любой политической идеологии. Светской или религиозной, неважно. Мировые религии и идеологии сформировали свои образы будущего вокруг идеального человека, будь то правоверный мусульманин, истинный христианин, человек свободного мира или строитель коммунизма. Только прописав идеального жителя будущего, можно описывать это будущее уже в деталях. Нет идеального гражданина — нет будущего.
Стругацкие показали, как этот идеальный человек должен создаваться. В их будущем никакому «самотеку» и стихийному воспитанию нет места — все крайне технологично и структурировано. С сегодняшних позиций, безусловно, это просто неприемлемо, так как ломает всю выстроенную систему ценностей. Однако в таком случае нужно отдавать себе отчет и в том, что преодолеть сегодняшние противоречия тоже не удастся. Они базируются на той системе ценностей, которая и заводит нас постоянно в один и тот же циклически повторяющийся кризис. Система ценностей прошлого, в которой мы сегодня обитаем, обслуживает животные потребности человека. Собственно, капитализм и не скрывает, что выстроен на удовлетворении этих потребностей. Ценность СССР заключалась в том, что он пытался выйти из этой системы, ограничив животную часть существования жесткими моральными и нравственными ограничениями, видимой частью которых становится полное равнодушие человека Полдня к накопительству, к потреблению выше базовых потребностей, за счет чего мир Полдня — это изобилие при добровольном самоограничении потребления.
В современной парадигме ценностей подобная шкала немыслима, что, в общем-то, и определяет невозможность выхода за пределы одного и того же общественного устройства. Без создания нового человека, без тотального пересмотра всей системы образования и воспитания с обнулением нынешней перейти к новым ценностям нельзя. Фигура Учителя Стругацких показывает — как можно. Но нам сегодняшним это точно не понравится. Поэтому без катастрофического сюжета перелома выйти из животного состояния в человеческое будет невозможно. Иначе говоря — строительство человека является проектным процессом, стихийный переход и эволюционный механизм перехода от полуживотного состояния, в котором сегодня пребывает человечество, к состоянию разумному, невозможен.
"Волны гасят ветер" фактически написаны для озвучивания "Меморандума Бромберга", в котором обосновывается невозможность эволюционирования всего вида, а лишь очень небольшой его части. Что на самом деле очевидно, но почему-то всегда упускается из вида всеми без исключения революционерами и прочими социальными технологами.
И еще одна особенность системы воспитания и образования. Стругацкие довольно грамотно определили, что эта система является неравновесной, она требует постоянной подпитки ресурсом, и значит — ее невозможно зафиксировать в неком стационарном состоянии. Она либо развивается, либо деградирует. Что мы и видим на примере российской современной системы образования (назвать ее системой воспитания язык не поворачивается — трудно назвать воспитанием поддержание животных инстинктов, которое сегодня является основой этого процесса). Система образования адекватна той социальной и экономической системе, которая востребует образование и воспитание. Для текущей версии России с ее экономическим деграационным трендом и бандитским бэкграундом элиты не нужны ни умные, ни нравственные граждане. Поэтому система образования готовит откровенный мусор в плане человеческого капитала. Нет запроса - нет отклика.
Комментариев нет:
Отправить комментарий