Пошук на сайті / Site search

04.08.2024

Андрей Чернов: О Рюрике и о коррекции перевода начальных датировок "Повести временных лет"

 – Рёрик Ютландский. Рисунок Виктора Богорада по инсигнии из клада на территории военно-морской базы на острове Вирингене. Изображение перечеканено с персидской монеты Хосрова II, выпущенной в конце VI или начале VII века.

В 2010 г. петербургское издательство «Вита Нова» предложило мне собрать группу исследователей, чтобы на материале археологических открытий последнего времени написать новый комментарий к Повести временных лет.

В основу этой статьи положен комментарий к Повести временных лет, подготовленный А. Г. Бобровым, С. Л. Николаевым, А. Ю. Черновым, А. М. Введенским и Л. В. Войтовичем / Вита Нова. СПб., 2012. В этом издании помещено исследование С. Л. Николаева «Семь ответов на варяжский вопрос». (С. 398–430). Здесь же статья С. В. Белецкого о геральдических знаках Рюриковичей (С. 431–4635) и подборка сведений о Рёрике из западноевропейских анналов (С. 469–475).

Книга доступна в сети на сайте электронной библиотеки ImWerden

Придерживаясь гипотезы о тождестве Рёрика Ютландского и Рюрика ПВЛ, мы обнаружили ряд нетривиальных соответствий, которые  ускользали от внимания исследователей. Научная биография Рёрика до сих пор не написана, а потому его имя окружает плотное облако мифов и фантазий.

По результатам нашего коллективного исследования, можно сделать вывод о том, что затеянный без малого три века назад Михаилом Ломоносовым спор антинорманнистов с норманнистами напоминает попытку выяснить у ребенка, кого он больше любит, – маму или папу. По всему выходит, что отец нашего героя – датский конунг, а мать ладожанка славянского происхождения. Германские анналы указывают на датское (ютландское) происхождение Рёрика, но упоминают, что в середине 840-х Рёрик, брошенный императором Лотарем в тюрьму, бежал к поморским славянам и несколько лет был их королем. Это согласуется с новгородским преданием о призвании варягов, в котором сказано, что Рюрик был сыном ладожанки Умилы, дочери ильменского старейшины Гостомысла (см. так называемую Иоакимовскую летопись). Сумма новгородских легенд, как, впрочем, и скандинавские саги, рассказывают о связи конунга Рёрика Ютландского с полиэтничным, в том числе и восточнославянским, миром Приладожья

Отождествление Рёрика и Рюрика становится очевидными при увязывании друг с другом сведений из письменных источников и новейших археологических открытий. 

Начнем с коррекции летописных датировок. 

Археологи знают, что конце 830-х Ладога сгорает. Однако по сведениям ПВЛ находники (видимо, свеи) оккупируют Приладожье в лето 6367 (859 г.) 

Весьма вероятно, что летописец опирался на греческий текст, и означающая цифру 40 греческая буква «Мю», была механически переписана летописцем в глаголическое «М», и потому превратилась в цифру 60. Если в некоем византийском тексте варяжская экспансия была датирована не 6367-м, а 6347 г., то внутри константинопольской эры мы получим 839 г., то есть год прихода к византийскому императору Феофилу посольства народа «рос», которые оказались свеонами (см. Бертинские анналы). 

В ПВЛ сведения о нападении находников на Приладожье отличаются от сведений о приходе Рюрика тем, что датированы по константинопольской, а не по болгарской эре, то есть летописец должен был извлечь их из какой-то греческой хроники времен императора Феофила, где говорилось о захвате свеонами Приладожья и создании русского каганата.

По ПВЛ изгнание варягов за море, смута и междоусобица, а также призвание Рёрика датированы 6370 г. Пересчитывая с классического Константинопольского летоисчисления, русские историки XVIII века получили 862 г. по Р. Х. Но вся серия начальных известий ПВЛ дана Нестором по какому-то болгарскому хронографу, а, значит и датировки должны быть по болгарской («старовизантийской») эре. 

Считается, что первая же датированная статья ПВЛ (лето 6360), в которой сообщается о начале царствования Михаила, содержит неверную дату (852). Однако единоличное правление Михаила началось в 856 г. Но так и выходит, если пересчитывать дату по болгарской эре .

Вернемся к Рюрику и его приходу в Ладогу. 6370 г. болгарской эры соответствует 6373 г. эры константинопольской, то есть имеется в виду 865–866 г. по Р. Х.

Помимо пересчитанного по болгарской («старовизантийской») эре известия ПВЛ на время призвания Рёрика могут указывать:

– Археологически датированная гибель Ладоги в середине 860-х. Слой тотального пожара на Земляном городище – результат гражданской войны . По ПВЛ после изгнания находников из Приладожья «встал род на род». Это событие предшествует приходу Рёрика. 

– Сообщение Бертинских анналов под 867 г. (сделанное, видимо, задним числом с опозданием на год или два) о мобилизации, объявленной императором в связи с ожидаемым нападением Рёрика и данов. Нападение не состоялось, а Рёрик для западноевропейских хронистов на годы становится невидимкой.

Следующая «непустая» статья ПВЛ рассказывает о походе Аскольда и Дира на греков. Она отнесена летописцем к 6374, но это или описка, или ошибка пересчета. Имеется в виду лето 6364 по болгарской эре (859/860). 

По Никоновской летописи после недатированной статьи «О Варязѣхъ», пришедших «из заморья» и обложивших данью словен, мещеру и кривичей, получаем такой хронологический ряд:

6367 по болгарской эре (862 по Р. Х.) – словене, меря и кривичи изгоняют варягов за море. Начинается междоусобица.

6367 (дата повторена, пустая); 

6368 (пустая дата)

6369 по болгарской эре (864) – словене, меря, кривичи и варяги призывают Рюрика.

6370 по болгарской эре (865) – приход Рюрика, Синеуса и Тривора (так! – А. Ч.).

6371 по болгарской эре (866) – поход на болгар Михаила и Варды, голод в Болгарии, крещение Болгарии.

6372 по болгарской эре (867) – убит сын Аскольда, убит Вадим Храбрый.

6373 по болгарской эре (868) – умерли Синеус и Трувор (и тут «Тривор» – А. Ч.). То есть на другое лето после прихода в Ладогу Рюрика в 867-м. Тут же находим и такую уникальную подробность: «…воеваша Асколдъ и Диръ полочанъ и много зла сътвориша».

6374 (болгарская дата 6364 + 10) – «Пошли Аскольд и Дир на Греки». (Вставка, поскольку о походе Аскольда и Дира речь в недатированной части в статье «Пришествие агарян на Царьград», предшествующей последней недатированной статье «О Варязѣхъ»).

6375 (болгарская дата 6365 + 10) – возвращение Аскольда и Дира из Царьграда с малой дружиной. 

6376 по константинопольской эре (868) – начало царствования Василия. (В дальнейшем даты Никоновской летописи – константинопольские.) 

Перед нами шесть идущих друг за другом статей, заимствованных из некоей греческой или болгарской хроники и датированных по болгарской (старовизантийской) эре. Фрагмент Никоновской летописи, который мы здесь рассмотрели, сохранил исторические подробности и мотивировки, частично утраченные в Лаврентьевском, Ипатьевском и прочих списках ПВЛ. А поскольку, судя по болгарской датировке, из той же рукописи взята и первая датированная статья ПВЛ (6360) г., надо думать, мы имеем дело с текстом, в котором отразилась одна из ранних редакций Повести временных лет.

Существенно, что и по Московско-Академической летописи призвание Рюрика также датировано 6370 по болгарской эре (865) г. (впрочем, как и предшествующее ему изгнание Варягов за море).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти