В тени своей Залмоксис исчезает…
(Михай Эминеску, «Близнецы»)
Этот безграничный Бог получил имя своего представителя, Залмоксиса. Залмоксис — это функция, как и Зороастра. Что до легенды, которая выставляет Залмоксиса рабом и последователем Пифагора, то ее следует отнести на счет немыслимой заносчивости греков. Даже такой профанный историк, как Пырван, отмечает в своей «Гетике» «рационалистическую наивность греков», добавляя: «Эвгемеризм существовал в Греции задолго до рождения Эвгемера». На самом деле, истина в противоположном, в этом случае можно сказать, что «Свет шел с Севера». Что нужно вынести из этой легенды, так это то, что и греки были поражены сходством между учением Пифагора и дако-фракийскими доктринами. Более того, грек Гермипп, ученик Каллимаха Киренского, пишет, что Пифагор был “Thrakon dexas mimoumenos” — «последователем фракийской мудрости».
Залмоксис был сатурнианской функцией. Он — «Человек», чье подобие находится на горе Ом. Историк Мнасей Патрский говорит нам, что геты почитали Сатурна под именем Залмоксиса (Fragm. hist. gr. III, 153). Диоген Лаэртский (1, VIII) сообщает: «Геты называют Сатурна Залмоксисом». Гесихий Александрийский вторит: “Zalmoxis ho Kronos”. Если из слова Zalmoxis убрать греческий суффикс -is, то останется Zal-mox — Zeul-Moş, т.е. Бог-Старец. Это никто иной как Старец Сатурн, Saturnus Senex. Даки называли Залмоксиса «нашим Богом и нашим Царем» (Платон, «Хармид», 5).
Великий дакийский Жрец жил в пещере на священной горе: он был Богом (Страбон). Никто, кроме Царя, не имел права посещать его. Он спускался вниз лишь изредка, по крайней необходимости, когда нужно было отдать приказания. Один из таких поводов был очень значительным: во время правления царя Буребисты (современника императора Августа) был наложен запрет на виноградарство. Великий Жрец, Децений, самолично спустился со своей горы, чтобы подтвердить этот приказ. Поскольку обеспокоился сам Великий Бог-Жрец, дело было не в «прогибиционистском» пуританстве, а в чем-то другом. На наш взгляд, речь шла о том, чтобы сохранить чистоту уранианской доктрины — аполлонической, дакийской, и оградить ее от дионисийского влияния Фракии, которое она сама переняла от Востока (многое говорит об этом и тот факт, что Орфей был растерзан вакханками).
Один раз в четыре года верховному Богу приносили наивысшую жертву: человека, чьей миссией было передать Ему надежды и желания народа. И жертва эта была настолько священной, что если тот, кого кидали на острия копий, выживал, то это означало не пощаду Бога, а то, что Он посчитал этого человека недостойным предстать перед Его ликом. К Нему вела жесточайшая аскеза. Тот, кто вставал на этот путь, должен был отказаться от женщин, вина, мяса и сосредоточить свои мысли на Вечном (Страбон).
Следует отметить еще один необычный факт, связанный с высшей дакийской кастой. Вот что пишет Иордан, историк, изучавший даков: «Первыми из них были Sarabos tiareos, среди которых почитались цари и жрецы». Следовательно, существует одна каста для жреческих и царских функций: сарабы объединяли в себе обе функции. И действительно, нам известны великие жрецы, которые в то же время были и царями: Дион Хризостом рассказывает о Комосике, который одновременно наследовал царю Буребисте и Великому Жрецу Децению, соединив в своем лице обе функции, как тот царь Эней, о котором говорит Вергилий в «Энеиде»: “Rex hominum, Phoebique sacerdos” (Царь людей, жрец Феба (лат.) — прим. перев).
Брат последнего царя даков, Децебала, был Великим Жрецом. Что это значит? То, что сарабы стояли над всеми кастами, что они были Хамсой. Тот факт, что в Кали-юге еще существует сверх-каста Хамса, наследственная, известная и доступная, являет экстраординарный случай выживания и в то же время демонстрирует возвышенность и значимость дакийской Традиции. Это еще одно доказательство существования примордиальной Традиции, потому что только Хамса может сохранить примордиальную Традицию. Также подчеркнем: речь идет не о «дакийском эзотеризме», потому что эта Традиция содержит в своем «неразличимом» и эзотеризм, и экзотеризм.
Представитель Бога не мог быть никем иным, как Царем Мiра или одним из его воплощений, это был верховный глава великого Духовного Центра, который находился в Дакии после перемещения Высшего Центра на Восток. Таким образом, Залмоксис, сатурнианская функция, означал Царя Мiра (также Залмоксис именуется «Богом с двусторонним топором». Следовательно, он находится в тесной связи с воплощением Парашурамы). На эту мысль нас наводят многообразные названия, которые носит эта функция в народной румынской традиции, притом они до сих пор не забыты. Он «Старец Крэчун», который был «царем над румынами», «царем пастырей». Он также «Старец Новак», который правил в «Большом Белом Дворце на высокой Горе». Он «царь Румынии», Янус (Ион-Сынт-Ион). В колиндах он занимает почетное место рядом с «Добрым Господом» (Аполлоном). Вместе они судят Адама (функция правосудия). «Он испрашивает у Господа прощения за людей» (функция посредника), «он великий помощник Господа», «он великий Лучник», «он усмиряет волны и ветры» (функция миротворца). Он Распорядитель и Судья.
Землю для него измерить,
Землю — шагом,
Небо — мыслью…
Он совершает величайшую мистерию из всех существующих, мистерию Камня:
Собрался́ собор святых,
Книги мудрые читали,
Да пророчества вещали,
Да о Боге все читали —
Бога же они не знали.
Тогда встал Ион-Сынт-Ион,
Да промолвил слово он:
— Книги мудрые читаете,
Да пророчества вещаете,
Да о Боге-то все читаете,
Но ведь Бога вы не знаете,
А я вниз сойду,
К вратам Райским (т.е. в Рай ведут двое врат, нижние и верхние) пойду,
Бога я там узнаю:
Заключен в столп из камня,
Он стоит у врат Рая...
Как услышали святые,
Подскочили, полетели,
Ввысь они поднялись,
С облаками слились,
Вниз они ринулись,
Да на столп кинулись.
Вкруг него столпились,
Книги их раскрылись,
Да как стали читать,
Да слова предрекать!
Три ночи читали,
Три дня предрекали,
Начетверо столп распался,
Господь Бог наш спасся.
Именно Ион-Сынт-Ион возводит Белый Монастырь:
Белый Монастырь возвел,
На восточной стороне,
Девять в нем дверей,
Девять в нем алтарей…
А вот ключевые строки:
Ключи приобретете,
Да монастырь откроете,
Да служить в нем будете.
В основном он Распорядитель:
На землю сошел
Села расселил,
Царство размежевал.
Отметим, что по-гречески Янус звучит как Иан, Иаон, что схоже с румынским именем Ион. Воззвание «Ио!» (Io!), с которого начинаются колинды, адресовано ему: празднование в январе (в славянской традиции этот день известен как «Зимний свадебник», день Иоанна Крестителя, окончание зимних святок. — прим. перев.) святого Иона остается самым крупным праздником Румынии. В нем участвует весь народ. Даже в наши дни король, правительство и дипломатический корпус торжественно проходят по берегу Дымбовицы (река в Бухаресте). Там патриарх бросает в воду золотой крест. Вслед за ним ныряют желающие; нашедший крест получает награду. Отметим также любопытное наблюдение Рёшера о том, что храм Януса расположен в северо-восточной части Форума.
Василе Ловинеску «Гиперборейская Дакия». Перевод Юлiя Горноскуль. В 2024 году книга будет издана на русском языке.
Предисловие к данной книге авторства Роксаны Кристиан и Флорина Михэеску: vk.com/wall218136253_1221
Биография и библиография Ловинеску: vk.com/wall218136253_879
Полностью глава, из которой приведён отрывок, публиковалась в №2 альманаха Ставропольского эзотериологического общества «Эдельвейс», все вышедшие на данный момент номера которого находятся здесь: vk.com/wall-88863218_405. На Летнее Солнцестояние планируется выход следующего номера. Также в 2024 году в печатном виде будут изданы лучшие материалы из пяти номеров.
Комментариев нет:
Отправить комментарий