* ПРИКАРПАТСЬКИЙ ІНСТИТУТ ЕТНОСОЦІАЛЬНИХ ДОСЛІДЖЕНЬ ТА СТРАТЕГІЧНОГО АНАЛІЗУ НАРАТИВНИХ СИСТЕМ
* PRECARPATHIAN INSTITUTE FOR ETHNO-SOCIAL RESEARCH AND STRATEGIC ANALYSIS OF NARRATIVE SYSTEMS
* VORKARPATEN INSTITUT FÜR ETHNO-SOZIALFORSCHUNG UND STRATEGISCHE ANALYSE NARRATIVER SYSTEME
* ПРИКАРПАТСКИЙ ИНСТИТУТ ЭТНОСОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА НАРРАТИВНЫХ СИСТЕМ

Пошук на сайті / Site search

21.04.2019

Леонид Антипенко: К обновлению миросозерцания. Прометеизм и бессмертие

Антипенко Леонид Григорьевич — кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН.

Всякая эффективная общественно-государственная идеология опирается на определённую историческую традицию. Прометеизм — не исключение. Напротив, своими корнями он уходит в глубокую древность с её мифологическими формами сознания, затем предстаёт в виде исторического сознания и оказывает влияние на ход исторических событий. Мы сначала очертим контуры этой вновь возрождаемой идеологии, после чего покажем, что она органически присуща русскому строю жизни — Русской цивилизации.. Присуща в той мере, которая отвечает прогрессивному развитию самобытной русской цивилизации.

Прометеизм в чём-то сродни демонизму, понимаемому в том смысле, как он представлен, скажем, в поэзии М.Ю. Лермонтов или в живописи М.А. Врубеля (живописное полотно «Демон» (1890), иллюстрации 1890-1891 к поэме Лермонтова). Вместе с тем имеется принципиальная разница между соотношением прометеизма и демонизма, с одной стороны, и соотношением демонизма и сатанизма, с другой.

И.А. Ильин, навидавшись в своей жизни явлений демонизма и сатанизма, смог убедительно выразить различие между ними. «Демонизм» и «сатанизм», писал он в статье «К Истории дьявола», не одно и то же. Демонизм есть дело человеческое, сатанизм есть дело духовной бездны. Демонический человек предаётся своим дурным страстям и может ещё покаяться и обратиться; но человек, в которого, по слову Евангелия, «вошёл сатана», — одержим чуждой, внечеловеческой силой и становится сам человекообразным дьяволом. Демонизм есть преходящее духовное помрачение, его формула «жизнь без Бога»; сатанизм есть полный и окончательный мрак духа, его формула: «ниспровержение Бога». «В демоническом человеке бунтует необузданный инстинкт, поддерживаемый холодным размышлением; сатанинский человек действует как чужое орудие, служащее злу, но способное наслаждаться своим отвратительным служением»1.

Мифологический Прометей древней Греции — символ интересующей нас идеологии прометеизма, или титанизма. Титаны тоже противостоят Богу, отстаивая свободу воли человека, протестуя против его рабского духовного унижения. Однако их противостояние не выходит за рамки принципа абсолютного различия между добром и злом, истиной и ложью. Но кто они, близкие по времени к нам, титаны? Мы, по ходу изложения текста, укажем их имена, но прежде нам предстоит разобраться с той идеологией и с логикой, которые противостоят идеологии и логике прометеизма.

Антипенко Л.Г., Воронин М.А.: Прометеизм Петра Боранецкого

О Петре Степановиче Боранецком нам стало известно по его публикациям. Данные относительно его биографии очень скудны. Известно лишь, что он, инженер по образованию, родился в 1900 году, ушёл из жизни после 1965 года. Эмигрировал из СССР в 1930 году. Судя по фамилии и её написанию – белорус. Одним из основных его произведений является книга «О самом важном. Конечное назначение человека», изданная в Париже в 1956 году. После отъезда из СССР жил во Франции и там издавал журнал «Третья Россия». Первые два номера журнала вышли в 1932 году, девятый и последний – в 1939 году. Как публицист участвовал в издании эмигрантской газеты «Свершения».

В оптимистическом, по своему характеру, мировоззрении Боранецкого Бог предстаёт не как некая потусторонняя сила, в руках которой находится судьба человека («без воли Божьей ни один волос не упадёт с головы человека», говорят католики), а как со-трудник, со-творец, со-зидатель человека. Таким образом Боранецкий доказывает, что связь между человеком и Богом двусторонняя. Прометей, по Боранецкому, похищает огонь у Бога, и это деяние восхищает Бога. Это равносильно тому, как человек, восхищаясь прекрасной женщиной, в своём духовном и душевном настроении поднимается ввысь. И прометеевский Бог награждает таким образом человека, ибо Ему-то как раз и присуще высшее эстетическое чувство. Опять же человек и Бог сотрудничают в области эстетики художественного и научного творчества. Оговоримся сразу же, что трагическая легенда о Прометее возникла в связи с тем, что олимпийские боги древней Эллады, пришедшие на смену титанам, были наделены чертами человеческой злобы и зависти. Что, конечно, отвергается мировоззренческой позицией Боранецкого.

Глубокие философские исследования Петра Степановича дополнялись его общественно-политической деятельностью.

Оля Гнатюк: Між прометеїзмом і Реаль-політік

Книжка Яна Яцека Бруського «Między prometeizmem a Realpolitik. II Rzeczpospolita wobec Ukrainy sowieckiej 1921-1926» («Між прометеїзмом і Реаль-політік. Друга Річ Посполита і Совєтська Україна 1921-1926», Краків, 2010) є не лише вагомим голосом у  дискусії щодо союзницьких стосунків Ю. Пілсудського та С. Петлюри, хоча й не дає однозначної відповіді на запитання; вона показує українсько-польські взаємини першої половини 1920-их років у контексті діяльності совєтських спецслужб.

Для початку — кілька слів пояснення щодо термінів. Прометеїзм як філософське поняття, що означало наслідування античного Прометея в його добровільній присвяті і стражданні заради добра людства, став визначальним для польського месіанізму в добу романтизму. У ХХ столітті діячі національного руху, зокрема Юзеф Пілсудський, сформовані під впливом польської романтичної поезії, перенесли це поняття на ґрунт політики. Вони вбачали роль відновленої Польщі у підтримці для національно-визвольних рухів поневолених народів Східної Європи.

Леся Алексієвець, Ярослав Секо: Рецензія на монографію В.Л. Комара «Концепція прометеїзму в політиці Польщі (1921-1939 рр.)» (Івано-Франківськ, 2011, 360 с.)

Увага! Редакція та рух Нового Прометеїзму абсолютно не поділяє прикінцеві висновки даної рецензії щодо ідейної та практичної діяльності загальнопрометеївського руху, проте вважає вартим ознайомити читачів з її положеннями задля формування цілісного уявлення про дискурс прометеїзму.

Комар В.Л. Концепція прометеїзму в політиці Польщі (1921-1939 рр.). — Івано-Франківськ : Місто-НВ, 2011. — 360 с.

Колискою історії був міф. Було б наївно думати, що це не так. Що політика, економіка, релігійне, культурне чи соціальне життя зумовлюються виключно поточними людськими потребами, і не зазнають впливу давніх моделей, не стають наслідуванням, повторенням давніх ритуалів, спробами ідеального втілення їх у життя. Можна скільки завгодно повторювати, що політична історія займається міфотворчістю. Однак, не можна заперечувати, що вона намагається у переплетеннях політичних подій угледіти їх формотворчі міфи, аби зрозуміти суть і тенденції історичного розвитку.

Польський міф про Прометея став предметом дослідження знаного прикарпатського дослідника Володимира Комара у монографії “Концепція прометеїзму в політиці Польщі (1921– 1939 рр.)”. Робота написана в кращих традиціях сучасної української полоністики – на солідній джерельній та історіографічній базі. Безперечна новизна цієї теми у вітчизняній історіографії посилюється її актуальністю в контексті сучасних українсько-польських відносин. Зібраний автором матеріал, без сумніву, зацікавить як поціновувачів геополітики, так і традиційної політичної історії, тих, хто захоплюється діяльністю спецслужб та витончених істориків ідей. У книзі відтворені цікаві дискурси національних рухів народів колишньої Російської імперії та ретроспективи емігрантського життя після громадянської війни. Звичайно, що все це розглядається крізь призму польського прометеїзму. Структура монографії складається з п’яти розділів, у яких розглянуто формування концепції прометеїзму, організації руху в середовищі емігрантів з СРСР, вплив прометеїзму на польську зовнішню та внутрішню політику.

Симонова Т.М.: Прометеизм во внешней политике Польши. 1919-1924 гг.

Симонова Т.М. Прометеизм во внешней политике Польши. 1919-1924 гг. // Новая и новейшая история. 2002. №4. С.47-63.

Симонова Татьяна Михайловна — кандидат исторических наук,
ведущий научный сотрудник Института военной истории
Министерства обороны РФ.

Вопрос о восточном направлении внешней политики Польши в межвоенные годы был поднят польским историком Ю. Левандовским в 60-е годы и С. Микуличем в 1971 г. [1]. Последний главной целью этого направления внешней политики назвал «поддержку внутри СССР националистических движений и пробуждение национального самоосознания отдельных советских республик», подчеркнув отличие «специфических интересов Польши» от интересов западных государств.

Работа Микулича была основана на новых материалах многочисленных архивов Польши, российские же архивы оказались вне поля зрения автора. С тех пор для польских историков эта тема перестала быть актуальной. Она не была представлена и на последней польско-российской конференции, организованной Институтом истории ПАН и Институтом российской истории РАН 30 ноября — 1 декабря 1999 г.

В советской и российской историографиях к этой теме не обращались. Между тем богатый архивный материал российских архивов, прежде всего фондов 2-го отдела Генштаба Польши из бывшего Особого архива — Центра хранения историко-документальных коллекций, ныне Российского государственного военного архива, Государственного архива социально-политической истории, Государственного архива Российской Федерации, позволяет выделить ключевые аспекты этой темы и нюансы прометеизма.

Олег Чугунов (Трак-Тор): Нет пропаганде войны и межнациональной розни, наследию Орды и великодержавному шовинизму!

От коллеги по «Миру Ефремова» Олега Чугунова (Трак-Тор) — основателя первых ефремовских сообществ, философа, писателя-фантаста и автора «Компьютерры» — для форума «Нооген», где он забанен:

Друзья!
Всем здоровья (в т.ч. душевного), свободного (в т.ч. от пропаганды и ложных «духовных скреп») мышления и ясного сознания на основе материального единства мира!
Нет пропаганде войны и межнациональной розни, наследию Орды и великодержавному шовинизму!
Да здравствует единое Человечество, уважающее права каждого (а не только альфа-самцов и оболваненных ими) человека, стремящегося к прогрессу и процветанию, вне зависимости от его национальности, истории и «духовности»!
Не позволяйте охмурить себя ярлыками типа «укрофашист», «либераст» и т.п. от «идеологов» правящего класса, думайте сами и всё будет хорошо. Единое Человечество когда-нибудь построит звездолёты (какие — дело наших потомков) и полетит на них к звездам!

Евгений Аржанов: Памятник на станции «Экватор»

На станции Кольцевой Дороги мог стоять другой памятник. В 1959 г. автору было передано из ЦК, что за статую вождя на этом месте и упоминание его партии, «Туманность Андромеды» получит Ленинскую Премию. Но И.А.Ефремов, уже считавший, что «Сталин и ВКПб, по сути, совершили контрреволюцию», отказался и от «ленинианы» в Эру Великого Кольца (стр. 434 новой книги «Иван Ефремов. ЖЗЛ», 2013)

«Поезд остановился, и Дар Ветер вышел на широкую площадь, вымощенную зеленым стеклом, — станцию Экватор. Около пешеходного моста, перекинутого над сизыми плоскими кронами атласских кедров, возвышалась пирамида из белого фарфоровидного аплита с реки Луалабы. На ее усеченной верхушке стояло изваяние человека в рабочем комбинезоне эры Разобщенного Мира. В правой руке он держал молоток, левой высоко поднимал вверх, в бледное экваториальное небо, сверкающий шар с четырьмя отростками передающих антенн. Это был памятник создателям первых искусственных спутников Земли, совершившим этот подвиг труда, изобретательности, отваги. Все тело человека, откинувшегося назад и как бы выталкивающего шар в небо, выражало вдохновенное усилие. Это усилие передавалось ему от фигур людей в странных костюмах, окружавших пьедестал у ног изваяния...»

Из украинского издания «Туманность Андромеды», читать: http://flibusta.net/b/154989/read
Художник — Александр Довгаль
https://ru.wikipedia.org/wiki/Туманность_Андромеды_(роман)

Григорій Омельченко: Ми - не брати! Вчені довели відсутність "спорідненості" мід українцями та росіянами

Президент Польщі Броніслав Коморовський в інтерв’ю радіо ТОК FM зазначив: «Росія здійснила велику помилку з огляду на власні інтереси. Вона вирила траншею, наповнену кров’ю, ненавистю та кривдою. Українці не дозволять росіянам називати себе братнім народом».

Тоді як у жовтні 2016 року під час інвестиційного форуму «Росія кличе» президент Володимир Путін заявив: «Я багато разів про це говорив і хочу ще раз наголосити: попри всю трагедію, яку ми зараз спостерігаємо, особливо на південному сході, український народ завжди був і залишається найближчим для нас, братнім народом. Нас пов’язує спільність етнічна, духовна, релігійна, історична. Спираючись саме на ці фундаментальні засади нашої взаємодії, ми будемо розвивати наші відносини».

Соціологія свідчить

Це ж яким потрібно бути циніком, щоб заявляти таке і робити спробу знову ліпити з українців і росіян «братні народи» після розв’язання і ведення війни проти України, що призвело до анексії Криму, окупації ­значної території Донбасу, майже 2 мільйонів біженців, майже 10 тисяч убивств мирних жителів, близько 23 тисяч поранених?!
А чи вважають українці і росіяни, що вони «братні народи» і мають «етнічну спільність»?
Соціологічні дослідження Центру Разумкова, проведені у 2016 році, засвідчили, що 87,1% жителів Донбасу вважають росіян братнім народом, на півдні — 60,5%, у центрі — 41,2%, на заході України — 28%.
Загалом по Україні 51,1% (цифра не може не обдурювати) опитаних вважають українців і росіян братніми народами, кожен третій не вважає їх такими, 25,6% вважають їх «одним народом» (у Росії так вважає 49% опитаних росіян) і 63,4% — «різними народами» (в Росії — 43%).
Згідно з результатами опитування московського «Левада-Центру» за травень 2016 року, 63% росіян негативно (навіть вороже) ставляться до українців.
Московський журналіст Олександр Твєрской зазначає: «Украинцы и русские — это два разных народа. Только нравственно слепой человек может этого не замечать. Те, кто утверждают обратное, — либо слабоумные, либо больны державной лихорадкой. Иногда это совпадает, и медицина в таких случаях уже бессильна. Про то, что эти народы называются по-разному, имеют разные языки и разный культурный пласт — я даже говорить не хочу».
На його думку, головним мотивом для української культури є ніжна любов до свого краю, орієнтування на європейську думку, тоді як для російської культури є характерними тема протиставлення усьому світові, ідея російського домінування і агресії до всього чужого.
Українське духовне життя — це виправдання своєї волі, тоді як російське — виправдовує власне рабство.
«У этих двух народов разный менталитет. Разная судьба. Разные приоритеты. Их надо сравнивать, но их нельзя приравнивать — никогда! А вы попробуйте вырваться из лап кровожадной империи, которая пытается не первую сотню лет лишить вас идентичности и превратить в свою колонию. Попробуйте сбросить с себя большевистскую заразу, которая накрепко поселилась в умах людей. Это практически невозможно. И Украина делает, и сделала практически невозможное», — додає пан Твєрской.

Игорь Эйдман: Опричнина начинает и выигрывает: «Домашний арест» vs «День опричника»

«День опричника» Сорокина стал реальностью. Российская правящая элита окончательно поделилась на опричнину и земщину. Опричнина - это Путин, его околочекистский ближний круг, выходцы из этой среды на высоких постах, включая всех представителей президента в федеральных округах, руководителей естественных монополий и силовых структур. Земщина – это статские чиновники и ельцинские олигархи. Формальный "глава" земщины - потешный царек Дмитрий Медведев.

Сечин, Патрушев, Шойгу, Бортников, Чемезов, Демин, Миллер, Бастрыкин – это опричнина. Вексельберг, Чубайс, Евтушенков, Дворкович, Шувалов, Христенко, Усманов, Михельсон – земщина. Опричники периодически грабят и сажают земских. Среди недавних жертв такие земские бояре, как Белых, Улюкаев, братья Магомедовы, Гайзер и т.д. Большинство олигархов – земские. Они в безопасности пока пользуется покровительством Путина и платят опричнине дань.

В последнее время опричнина все сильнее теснит земщину по всем позициям. Еще недавно почти все губернаторы и мэры были из земских; ельцинских, лужковских, медведевских выдвиженцев или представителей местных элит. Сейчас многие из них в тюрьме, а на их место назначены опричники Путина, включая трех его бывших охранников.

Усиление опричнины отразилось на внешнеполитическом курсе России. Именно опричники во главе с Путиным – главная экспансионистская сила. Они (вернее, он при их поддержке) инициировали агрессию против Украины, захват Крыма и Донбасса, интервенцию в Сирии, гибридную войну против Запада.

В последнее время, чтобы укрепить свою власть и обеспечить ее преемственность, опричнина пытается стать популярной. Самый характерный пример этого - сериал по сценарию Слепакова "Домашний арест". По сути это утопия, противоположная сорокинской антиутопии «День опричника». У обоих авторов российское общество делится на опричников (ФСБешников), земских бояр (у Слепакова - мэр, губернатор, судья, другие местные начальники) и простых людей. Но если у Сорокина опричники – абсолютное зло, то у Слепакова они – сила добра, карающая коррумпированных чиновников. Земские у Слепакова - отпетые подонки. Народ (обитатели коммуналки) – добр, но слаб, пьян и бестолков. Интеллигенция - лжива и продажна. Только ФСБешники (а также незримо присутствующий за кадром Путин и его представитель в округе) – хоть и не ангелы, но честные ребята, реально борющиеся со злом. Они, посадив все местное вороватое начальство, фактически передают власть в городе народу в лице добряка, простака и пьяницы Ивана Самсонова. Авторы «Домашнего ареста» ненавязчиво внушают зрителям, что только чекисты могут добиться справедливости в стране. Да, Слепаков очень хитро дает чекистов. Они у него далеко не идеальны, периодически смешны, жестоки и готовы на подлость ради своих целей. Но главное не это. Они лично честны и побеждают всех злодеев. За это зритель им все прощает. Причем такой образ еще подлее, чем если бы он дал их рыцарями без страха и упрека. В это все равно бы не поверили. А так как бы правдообразно, а в действительность - ложь.

В будущем практически неизбежном столкновении между опричниной и земщиной симпатии населения будут, скорее всего, на стороне первой. Хотя опричники такие же жулики, воры и подлецы, как и их земские партнеры. Но об этом российские телесериалы не расскажут.

Софія Дніпровська: Бояри та опричники в історіософії Росії

Держава московська занепадає і валиться тоді і тільки тоді, коли бояри беруть гору над самодержцем...

Без Опричнини Москва довго не стоїть.

СССР знищили не санкції, не ВПК, не ціни на нафту, не СОІ, не рахітичне дисидентство, хоча усе це значно ПРИСКОРИЛО його крах, а боярська вольниця.

СССР став розкладатися з 53-го року, коли бояри з політбюро взяли гору над царем Йосипом, не дали йому провести чергову чистку гнилих рядів і уконтрапупили (або він сам здох від розстройства чуйств - не важливо). Потім швиденько придушили іншого потенційного самодержця - Берію. Збили на підльоті Жукова, що замахнувся на військову диктатуру, і випхали на пенсію Микиту, злякавшись волюнтаризму.

Льонька Бровастий був боярським царем. Архітектором застою. Тому мирно правив, поки вперед ногами не винесли. Андропов спробував був "підтягнути гайки", але швидко врізав дуба.

Горбачов (висуванець Андропова) хотів стати царем народним - через всенародне обрання його президентом, але дав маху з ГКЧП і був скинутий боярами ересефесери.

Єльцин, як і Льонька, на якого він був так схожий, теж правив у згоді з боярами.

А Путін проявив себе як цар народний. Дождалсі народушка богоносний свого грозного царя - і радісно підставив йому спину під батіг...

І Кремль він тепер звільнить тільки вперед ногами. А санкції проти бояр недобитих йому тільки на руку.

15.04.2019

Тарас Журба: Наша Монголия. Страна Вечного Неба

Страна Вечного Неба. Такое название вполне понятно, когда его применяют к Монголии. Пожалуй, здесь мы имеем один из самых красивых атмосферных образов бесконечности, Вечного Синего Неба. Это имя указывает на живое присутствие Божества, не нуждающееся в дополнительном обозначении, нежели его очевидная форма. Это переживание целиком создает страну Монголию, которое, выражается шаманскими символами бесконечности на ее национальном флаге. Земля под этим Небом широка и малолюдна. По преимуществу, это степь. Иногда ярко зеленая, иногда бурая, которая переходит в желто-коричневую пустыню. Эта великая степь обрамлена горами, которые перевал за перевалом констатируют неразрывную связь Неба и Земли, и стирают линию горизонта. Монголия — это страна упраздненной разделительной черты между горним и дольним, это страна, у которой нет границ. Поэтому она всегда наша, всегда своя для каждого. Монголия вызывает чувство щемящей усталости от непрерывного переживания красоты ландшафта, пульсирующих рек и мореподобных озер, тайги и облаков, лежащих под ногами гор.
Эта красота, о которой говорить даже неприлично, так часто и суетливо о ней хочется говорить, выступает одним из атрибутов Божества, раскрывающего предвечное открытое могущество неразрушимого Пространства. Монголия лечит зрение красотой, что бы зритель мог видеть глубже материальной формы бытия, чтобы смотреть внутрь его, чтобы искать там его прочие атрибуты — Истину и Благо. Монголия всегда рядом. Она всегда своя и наша.

Тарас Журба: Шаманизм — это интимное ощущение Всевышнего, это видение самого Видящего

У него необычная биография. До того как стать шаманом, десять лет работал звонарём в Троицком соборе Саратова, а также в сфере политического консалтинга и социальной рекламы. Выпускник исторического факультета Саратовского госуниверситета. Кандидат философских наук. А на сегодняшний день один из известных шаманов в России. Тарас ЖУРБА убеждён: предназначение шамана — гонять чертей.

— Тарас, что такое для вас шаманизм?

— Это интимное ощущение Всевышнего. Это, если угодно, некая вспышка внимательности. Инсайт.

— У вас достойное классическое образование. Оно помогло вам духовно эволюционировать?

— Любое академическое образование строится на законах логики, отображающих мироздание. Понимание божественной природы вещей достигается сосредоточением ума нелогического характера. Это видение самого Видящего.

— Вы ощутили склонность к тонкому миру взрослым человеком или испытали более ранний опыт?

14.04.2019

Екатерина Амеян: Езидская геральдика и национальные символы

Эта статья может быть интересна востоковедам и всем, кто интересуется историей народов Востока.

В последние годы мы все чаще наблюдаем использование термина Эзидхан (Эздихан) из уст езидских политических, общественных и религиозных деятелей. Казалось, этот термин давно канул в лету и стал реликтом религиозных преданий и использовался только духовенством, но в действительности это не так.
Эзидхан (букв. «дом езидов») некогда означал «страну», в которой проживали езиды. Это были территории расселения езидов, которые сейчас входят в современный Ирак, Турцию, Сирию и Иран. Под таким названием не было государственного образования. Существовало условное деление на области (санджаки, что значит «округ» и «знамя»), и у каждой из них было свое знамя в виде металлического образа павлина «таус» [1]. Всего было семь таких областей с густонаселённым езидским населением: Шейхан, Шангал (Синджар), Хаккяри, Халеб (Алеппо), Таврез (Тебриз), Валате Халта (страна Халтов) и Сархад. Все эти территории и назывались Эзидханом, хотя и не имели четко очерченных границ. Термин этот также используется в езидских священных текстах. Например:

Cawabê bidin Êzîdxanê,
Bila qayîm bikin îmanê,
Şerfedîn mîre li dîwane.
(Beyta Şerfedîn)

Сообщите в Эзидхан,
Пусть укрепят свой иман (веру),
Шарфадин повелитель на совете.
(Гимн Шарфадин)

Gelî mêra werin bikin mesilhetê,
Dahir bûye Siltan Êzîdê minî padşayê dinê û axretê,
Dilê Êzdîxanê maye hidretê.
(Qewlê Êzîd)

О мужи, приходите обсудим,
Явил себя Султан Эзид царь этого мира и потустороннего,
И возрадовалось сердце Эзидхана.
(Кавл Эзида)

Mergehê û Meqlûbê sela, Selayê binîmeyê,
Сihê Êzîdxane ber Şîxadî dike ebadetê û sicûdeyê…
(Şehda dînê êzdiya)

Молитва наша Марге и Маклубу,
Святым местам — там, где Эзидхан молится и поклоняется Шихади…
(Символ езидской веры)

Фактически у езидов была идея создания своего теократического государства с центром в Шейхане. Но после неудачной попытки, предпринятой духовным лидером езидов Шейхом Хасаном (Шехсин) в XIII в., под термином «Эзидхан» подразумевают «езидский мир». Название это можно сравнить с мусульманским термином «дар аль-ислам», то есть «дом ислама» или «мир ислама», который использовался в средние века.
В последнее время наименование «Эзидхан» все чаще используется езидами и курдами по отношению к Шангалу (Синджар) и Шейхану. Так, совсем недавно лидер РПК Мурат Карайлан заявил, что езиды имеют право на создание езидской автономии Эзидхан, имея в виду Шангал. Он даже прямо заявил, что Шангал надо переименовать в Эзидхан [2].

Герб, высеченный над входом в Лалыш

Что же касается символов, то у Эзидхана они также имеются. Например, герб Эзидхана – один из древнейших в мире и высечен он над входом в храм Лалыш. На езидском гербе изображены два противостоящих друг другу павлина, а между ними символ мирового древа. Павлин в езидской философии означает многообразие и красочность мира. Кроме того, это символ верховного ангела Тауси Малака.

Екатерина Амеян: Шангал: и рухнули мои надежды

Шангал — далёкая и древняя Родина предков. Не зря говорят, где бы человек не находился, не исчезают его тяга и любовь к родной земле. Есть невидимая связь, которая не обрывается через века и поколения. Эту связь я ощутила на себе. Никогда не думала, что езидский регион в далёком и чужом Ираке станет частью меня самой, моей души и творческого мира. Пять месяцев я жила судьбой Шангала: плакала, страдала, отчаивалась, надеялась и верила. Ничто так не трогает моё сердце, как вести о войне. Но оказалось, что война, уничтожающая твой собственный народ и историю, не просто трогает сердце и вызывает слёзы, а становится личной трагедией.

Август 2014 года я не забуду никогда. Читая и публикуя новости о событиях тех дней, я ощущала муки ужаса. Фотографии и видео зверски убитых людей заставляли плакать. Я думаю, что многие езиды в те дни были шокированы происходящим, не успев ещё ничего осмыслить. О нас заговорил весь мир. Печальная участь — многие люди на планете узнали о нашем народе благодаря этой трагедии. В своей статье «Все дети должны быть счастливыми», написанной в честь Дня защиты детей, я писала, что езидские дети Ирака живут в опасности, так как там постоянно происходят теракты. Не знала я, что впереди этих маленьких и беззащитных существ ждёт то, что хуже всякого теракта — война, которую войной не назовёшь. Ибо не воины ничтожные террористы, которые нападают на безоружных, убивают детей и женщин.

В те дни, наверное, впервые я ощутила такую боль за свой народ. Мне казалось, уничтожая наш народ в Ираке, лишают прошлого и будущего каждого езида в любой другой стране. Боль Шангала разбудила во мне поэта, пишущего на курманджи (езидский). Ранее я не писала серьёзную, гражданскую лирику на родном языке. Я думала, что на курманджи(езидском) не могу так выразить чувства. Для писателя лучшее средство выражения свой печали и переживаний- это его произведения, через которые душа обретает некий покой.

Представляем: Кирилл Серебренитский


Кирилл Игоревич Серебренитский
(1968 г. рожд.), писатель, историк, политолог, полевой этнолог.

Родился в городе Куйбышеве (ныне Самара).

В 1995-2002 годах: руководитель Полевой лаборатории по изучению религиозной и магической мифологии (1995—1998 — ИЭКА «Поволжье», 2000—2002 — НИИ «Языки и культуры народов Поволжья» при Поволжская государственная социально-гуманитарная академия в Самарском государственном педагогическом университете), эксперт Координационного совета по историко-культурному наследию (Администрация Самарской области).

На протяжении двенадцати лет работал в полевых этнологических экспедициях в Среднем Поволжье и в прилегающих регионах: Самарская, Ульяновская, Саратовская, Пензенская, Нижегородская, Оренбургская области, Татарстан, Башкортостан, Казахстан (Северо-Западный[аймак), Грузия (Восточная Кахетия), Украина (Запорожская, Ивано-Франковская и Львовская области), Белоруссия (Минская и Гродненская области).

В 1992-1999 ггодах: архаические христианские вероисповедания (еспоповское старообрядчество, духовное христианство (хлыстовщина, катакомбное православие), магические мифологические системы русских, эрзя, чувашей.

С 2001 года — эксперт фонда «Ислам в России» (Москва), Самарского Губернского фонда поддержки общественных инициатив.

В 2004-2005 годах находился в монастырях Конгрегации св. Антонио Кларета (Санкт-Петербург, Красноярск) Римской Католической Церкви.

С 2007 года работал в документально-кинематографических проектах в качестве сценариста, консультанта по вопросам истории и политологии.

В 2010 г. — исполнительный продюсер и сценарист киностудии Moon Globе (Великобритания-Грузия).

В 2010-2011 годах — сотрудник Центра Льва Гумилёва (Москва). В это время был постоянным экспертом политологического канала Russia.Ru.

С 2010 года возглавляет «Восточное Бюро этнополитических исследований» (российско-болгарская специализированная ассоциация исследователей).

С 2006 года возглавляет «Восточный Бонапартистский Комитет» (незарегистрированная восточно-европейская ассоциация политологической направленности, координация движения необонапартистов в России, Украине, Казахстане, Белоруссии и Болгарии). Презентации ВБК состоялись летом 2009 года в Клубе Традиционалистов в г. Киев, Украина, и весной[2011 года в редакции газеты «Надежда», г. Уральск, Казахстан. C июля 2012 года руководители ВБК (Кирилл Серебренитский, Никита Редько (Казахстан) и Вера Щербина-Болгарова (Болгария)) наладили постоянное сотрудничество с ведущими наполеонологическими организациями: Международное Наполеоновское Сообщество (International Napoleonic Society, президент профессор [[Дэвид Маркхэм]] (J. David Markham, M.A., M.Ed., FINS, Legion of Merit), (Канада)) и Франс Бонапартист (France Bonapartiste, (Франция) — генеральный секретарь доктор политологии Тьерри Шоффа (Thierry Choffat), президент Давид Сафоркада (David Saforcada), почётный президент Жоашен Луи Наполеон Мюрат, 8-ой принц Мюрат (Joachim Louis Napoleon Murat, 8e prince Murat).  В 2012 г. — член организационного комитета восточного направления международного движения La Ligue Bonapartiste — (ко-президенты Себастьен Фужер (Франция) и Берт де Йонг (Нидерланды)).

Член редакционного и научного советов и постоянный автор проекта «Мезоевразия» (Украина — Россия — Болгария).

Публикации.
«... Ми стоїмо зараз біля початку гігантського вселюдського процесу, до якого ми всі прилучені. Ми ніколи не досягнемо ідеалу ... про вічний мир у всьому світі, якщо нам ... не вдасться досягти справжнього обміну між чужоземною й нашою європейською культурою» (Ґадамер Г.-Ґ. Батьківщина і мова (1992) // Ґадамер Г.-Ґ. Герменевтика і поетика: вибрані твори / пер. з нім. - Київ: Юніверс, 2001. - С. 193).
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти