Антипенко Леонид Григорьевич — кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН.
Всякая эффективная общественно-государственная идеология опирается на определённую историческую традицию. Прометеизм — не исключение. Напротив, своими корнями он уходит в глубокую древность с её мифологическими формами сознания, затем предстаёт в виде исторического сознания и оказывает влияние на ход исторических событий. Мы сначала очертим контуры этой вновь возрождаемой идеологии, после чего покажем, что она органически присуща русскому строю жизни — Русской цивилизации.. Присуща в той мере, которая отвечает прогрессивному развитию самобытной русской цивилизации.
Прометеизм в чём-то сродни демонизму, понимаемому в том смысле, как он представлен, скажем, в поэзии М.Ю. Лермонтов или в живописи М.А. Врубеля (живописное полотно «Демон» (1890), иллюстрации 1890-1891 к поэме Лермонтова). Вместе с тем имеется принципиальная разница между соотношением прометеизма и демонизма, с одной стороны, и соотношением демонизма и сатанизма, с другой.
И.А. Ильин, навидавшись в своей жизни явлений демонизма и сатанизма, смог убедительно выразить различие между ними. «Демонизм» и «сатанизм», писал он в статье «К Истории дьявола», не одно и то же. Демонизм есть дело человеческое, сатанизм есть дело духовной бездны. Демонический человек предаётся своим дурным страстям и может ещё покаяться и обратиться; но человек, в которого, по слову Евангелия, «вошёл сатана», — одержим чуждой, внечеловеческой силой и становится сам человекообразным дьяволом. Демонизм есть преходящее духовное помрачение, его формула «жизнь без Бога»; сатанизм есть полный и окончательный мрак духа, его формула: «ниспровержение Бога». «В демоническом человеке бунтует необузданный инстинкт, поддерживаемый холодным размышлением; сатанинский человек действует как чужое орудие, служащее злу, но способное наслаждаться своим отвратительным служением»1.
Мифологический Прометей древней Греции — символ интересующей нас идеологии прометеизма, или титанизма. Титаны тоже противостоят Богу, отстаивая свободу воли человека, протестуя против его рабского духовного унижения. Однако их противостояние не выходит за рамки принципа абсолютного различия между добром и злом, истиной и ложью. Но кто они, близкие по времени к нам, титаны? Мы, по ходу изложения текста, укажем их имена, но прежде нам предстоит разобраться с той идеологией и с логикой, которые противостоят идеологии и логике прометеизма.
Всякая эффективная общественно-государственная идеология опирается на определённую историческую традицию. Прометеизм — не исключение. Напротив, своими корнями он уходит в глубокую древность с её мифологическими формами сознания, затем предстаёт в виде исторического сознания и оказывает влияние на ход исторических событий. Мы сначала очертим контуры этой вновь возрождаемой идеологии, после чего покажем, что она органически присуща русскому строю жизни — Русской цивилизации.. Присуща в той мере, которая отвечает прогрессивному развитию самобытной русской цивилизации.
Прометеизм в чём-то сродни демонизму, понимаемому в том смысле, как он представлен, скажем, в поэзии М.Ю. Лермонтов или в живописи М.А. Врубеля (живописное полотно «Демон» (1890), иллюстрации 1890-1891 к поэме Лермонтова). Вместе с тем имеется принципиальная разница между соотношением прометеизма и демонизма, с одной стороны, и соотношением демонизма и сатанизма, с другой.
И.А. Ильин, навидавшись в своей жизни явлений демонизма и сатанизма, смог убедительно выразить различие между ними. «Демонизм» и «сатанизм», писал он в статье «К Истории дьявола», не одно и то же. Демонизм есть дело человеческое, сатанизм есть дело духовной бездны. Демонический человек предаётся своим дурным страстям и может ещё покаяться и обратиться; но человек, в которого, по слову Евангелия, «вошёл сатана», — одержим чуждой, внечеловеческой силой и становится сам человекообразным дьяволом. Демонизм есть преходящее духовное помрачение, его формула «жизнь без Бога»; сатанизм есть полный и окончательный мрак духа, его формула: «ниспровержение Бога». «В демоническом человеке бунтует необузданный инстинкт, поддерживаемый холодным размышлением; сатанинский человек действует как чужое орудие, служащее злу, но способное наслаждаться своим отвратительным служением»1.
Мифологический Прометей древней Греции — символ интересующей нас идеологии прометеизма, или титанизма. Титаны тоже противостоят Богу, отстаивая свободу воли человека, протестуя против его рабского духовного унижения. Однако их противостояние не выходит за рамки принципа абсолютного различия между добром и злом, истиной и ложью. Но кто они, близкие по времени к нам, титаны? Мы, по ходу изложения текста, укажем их имена, но прежде нам предстоит разобраться с той идеологией и с логикой, которые противостоят идеологии и логике прометеизма.