INTELLIGENTIA SUPERIOR, VERITAS AETERNA: Розуміння вище, істина вічна

Пошук на сайті / Site search

02.04.2023

Андрей Гаврилов: Антирашистское

Осознавая конец империи  
Испытываю наслаждение.
Дожить до агонии гадины, 
Как пережить второе рождение,

Почти невозможное счастье,
Увидеть конец злодействам,
Финал векового действа,
Убийства невинных миллионов,

Уничтожено всё, изорвано на куски,
Смердящей империей гнилой мелюзги,
Сотни миллионов сгинули,  
Без тени надежды, 
Столетие минуло,

Наблюдая агонию оборотней, 
Наслаждаешься их концом,
Разглядывая конвульсии ада,
В прямом эфире,
Не даёт ошибиться интернет, 

Знаю, теперь им пощады нет,
Не возродятся гады, 
Даже через тысячу лет.
Никогда больше, никогда.

Alex Grigoryev: Россия как "государство-цивилизация" - это косплей, мимикрия, кривоватая попытка заимствовать чужое и выдать себя за кого-то другого

Термин "государство-цивилизация" (country-civilization, pays-civilization), который появился в Концепции внешней политики России, был придуман американским учёным Люсианом Паем в 1990 году для описания Китая: чья "цивилизация изображает из себя национальное государство".

Пай подчеркивал, что этот уникальный термин использован, потому что Китай действительно уникален - его цивилизация, культура, государственная традиция постоянно и беспрерывно существуют на одной территории на протяжении нескольких тысячелетий. Добавлю, что на Китай ныне приходится около 15% населения планеты и порядка 20% ВВП, причем экономическая мощь Китая существует беспрецедентно долго - опять-таки, тысячелетия.

При этом, согласно Паю, Азия - не Европа, она развивалась по иным законам, национальная идентичность в Азии формировалась также иначе.

Например, в Азии - я продолжаю пересказывать его тезисы - добросердечие предназначено исключительно для своих, но не чужаков, а гражданское общество - в европейском понимании - отсутствует (похоже, что это начало меняться). 

Гугл показал, что китайский официоз в целом позитивно оценил эту теорию: упоминания многочисленны и они комплиментарны.

Впоследствии, теория Пая была положена в основу более известной теории Хантингтона о столкновении цивилизаций.

В общем, это ж-ж-ж в российской Концепции появилось неспроста.

Цитирую: "Более чем тысячелетний опыт самостоятельной государственности, культурное наследие предшествовавшей эпохи, глубокие исторические связи с традиционной европейской культурой и другими культурами Евразии, выработанное за много веков умение обеспечивать на общей территории гармоничное сосуществование различных народов, этнических, религиозных и языковых групп определяют особое положение России как самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы, сплотившей русский народ и другие народы, составляющие культурно-цивилизационную общность Русского мира".

Однако, в очередной раз, это не более, чем косплей, мимикрия, кривоватая попытка заимствовать чужое и выдать себя за кого-то другого. 

Ну и, вероятно, попытка продемонстрировать несуществующее равенство с Китаем.

ЗЫ. Добавлю, что под это определение из Концепции попадает практически любое другое государство региона: у всех есть давний опыт государственности, культурное наследие, всякие культурные связи, умение обеспечивать сосуществование различных этносов. Но вот последнее предложение приехало из сталинского гимна СССР: "сплотила навеки великая Русь".

Амвросий фон Сиверс: Патриарх Дан

Сын патриарха Иакова

Дан
(ивр. ‏דָּן‏‎, Dān — «судья») — в Библии пятый из двенадцати сыновей патриарха Иакова, родившийся от Валлы, служанки Рахили; родоначальник одного из Колен Израилевых. Согласно Торе, имя Дан происходит от дананни — «он судил меня», означающее, что по вере Рахиль она получила ребёнка в результате решения Бога (Быт. 30:6). Однако, данная интерпретация вызывает много вопросов и не безспорна. Некоторые ученые полагают, что подобно тому как имя патриарха Гада происходит от божества Гада, и имя патриарха Ашера происходит от божества Ассура, так и Дан происходит от племенного божества. Согласно такому мнению, имя Даниэль интерпретируется как «Дан — это Эль», а не в смысле «Эль мой судья» или «Бог мне судья». На наш взгляд, данное понимание ложно, ибо уводит несколько в иную сторону от реальных основ.

От Дана в Египте произошло колено, кое во времена исхода из Египта насчитывало 62700 человек (Чис. 1:39). Данитяне отличались хитростью и коварством, но из них выходили замечательные художники. Художник Аголиав сын Ахисамахов был назначен Богом в помощники Веселеилу для строительства Скинии — походного Храма израильтян на пути из Египта в Землю обетованную. По завоевании Ханаана Данову колену был дан сравнительно небольшой, но плодородный удел на берегу Средиземного моря в районе Яффы (Нав. 19:46). Из Данова племени происходил богатырь Самсон, сражавшийся с филистимлянами (Суд. 13:2).

Стеснённые в своих владениях филистимлянами, данитяне вынуждены были искать себе нового места для поселения. Значительная их часть двинулась на север, где они захватили город и назвали его Дан, ставший впоследствии крайним северным пунктом земли Израильской.

Северная колония Данова колена завязала тесные торгово-промышленные отношения со своими соседями, финикийцами. Царь Соломон назначил (965 до н. э.) знаменитого художника Хирама, происходившего по матери из Данова колена, строителем Иеросалимского Храма.

Жившие вдали от общеизраильского духовного центра данитяне устроили в своем городе собственное святилище. Впоследствии, израильский царь Иеровоам (930 — 909 до н. э.) пытался превратить его наряду со святилищем в Бейт-Эле в альтернативу Храму Соломона.

Столь устойчивое желание данитян иметь свое собственное святилище ЯХВЕ указывает не только на определенную политическую обособленность — ибо единство культа в Иеросалиме являлось подтверждением централизованного политического единства Израиля, - но и какую-то архаическую традицию в Богопочитании, вероятно, восходящую еще до-египетскому периоду.

В Книге Судей Дан описывается непокорным, не придерживающимся правил; в книге Иеремии, север Ханаана ассоциировался с тьмой и злом (Иер. 1:14); раввинские источники разсматривают Дана как архетип зла. В апокрифе «Заветы двенадцати Патриархов» Дан изображается ненавидящим Иосифа, придумавшим обмануть Иакова, измазав одежду Иосифа кровью ягнёнка (Завещания — Дана 1, Звулона 4, Гада 1). В апокрифе Молитва Асенефы Дан изображается как заговорщик с египетским наследным принцем, против Иосифа и Асенефы.

В предсмертном благословении Иаков говорит: «Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля; Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад» (Быт. 49:16-17). Называние Дана «змеем» интерпретируют как связь Дана с Белиалом (Завещание Дана 5).

Ранние христианские писатели, такие как Ириней Лионский и Ипполит Римский верили, что антихрист придет из колена Данова. Книга Иеремии упоминает храп лошадей всадников Апокалипсиса из колена Дана (Иер. 8:16).

Апостол Иоанн Богослов опускает колено Даново при упоминании 12 колен сынов Израилевых, которые спасутся в Конце Света (Откр. 7:5-8). Возможно, сие свидетельство недостоинства Дана. Вместо Дана дважды упоминается колено Иосифово как «колена Ефремово и Манассиево».

01.04.2023

Андрей Чернов: Монограмма Феодора Стратилата на стяге Всеволода Большое Гнездо


 Липицкая битва — сражение вблизи Юрьева 27 июня 1176 года между полками великого князя Владимирского Всеволода-Димитрия Юрьевича Большое Гнездо и войском его племянника Мстислава Ростиславича.

На стяге Всеволода на миниатюре Радзивилловской летописи (конец XV в.) монограмма Федор. Ее в 2015 г. прочел С. Л. Николаев. 

Др.-греч. Θεόδωρος –«дарованный Богом», «Божий дар».

Священномученик Федор Стратилат – покровитель христианского воинства. И его имя написанно на стяге Всеволода. 

Перенесение мощей великомученика Феодора Стратилата произошло 8 июня (21 июня по нов.ст.) 319 года. 

31.03.2023

Андрей Мерянин: «Меренизм»

Меренизм — мерянский социализм и коммунитаризм, идею которых можно выразить через признание высокой значимости "общин" в жизни общества и каждого мерянина в отдельности.

Социальная структура меренизма сконструирована на основе устройства Марий калык:

1. Кунд: род — малые и большие семьи.

2. Мер: территориальная община, сообщество — сумма кундов.

3. Пале: «знамя», перен. «племя» — сумма меров.

4. Палек: «знамена», перен. «народ» — сумма племен.

5. Ундӹран перт: «Бобриная изба» — штаб Пале: «знамени», перен. «племени».

Проект флага меренизма: черный цвет полотнища олицетворяет символ свободы, отрицания ограничения и тирании, плодородную землю нашего народа; красный цвет мерянской подвески (ставшей символом возрождения меря) олицетворяет общественное сотрудничество и народную солидарность.

«Ундӹран перт» / «Бобриная изба».

Как известно, у вдохновивших нас мексиканских сапатистов развитая структура самоуправления, а штабы самоуправления у них называются «улитки» (caracoles). Официально «улитки» (caracoles) — это штаб-квартиры, расположенные в разных муниципалитетах сапатистов, откуда ведется управление автономными общинами. Это региональные сообщества, в каждом из которых есть своя «Хунта хорошего правительства», которая решает все местные вопросы. Почему улитки? Лозунг сапатистов «Медленно, но верно!» хорошо иллюстрирует улитка. Она кажется маленькой и слабой, однако упорно ползет к своей цели, невзирая на все препятствия. Она кажется беззащитной, но у нее есть прочный панцирь. У сапатистов есть легенды, что их древние индейские предки очень ценили фигуру улитки, потому что она представляет собой вход в сердце. Вход в сердце символизирует знание, выход из сердца обратно в мир символизирует жизнь. Также старейшины говорят, что когда-то давно улиткой называли коллектив: улитка помогает уху расслышать даже самое дальнее из слов, это слово идет от одного товарища к другому, и так рождается согласие.

Мы подумали какое животное у меренистов может олицетворять аналог лозунга сепатистов — «Медленно, но верно!»?

Ну конечно - бобр! Бобр тоже никуда не спешит, он занят спокойным созидательным трудом. Кроме того это умное животное - социальное, оно живет крепкими семьями в своих пертах-островах среди воды, как в городищах. Бобр следит за экологией своей среды обитания, подтачивает сухие старые деревья, и обнаруживает большую изобретательность. Кроме того в мифологии финно-угров бобр является связующим звеном между нижним миром куда уходят после смерти наши предки, этот зверь в древности широко почитался чудью, мерянами и весянами. Идеальный кандидат на роль символа меренизма!

«Перт Ундӹр» / «Бобриная изба» - так можно назвать штаб Пале: "знамени", перен. "племени" — суммы меров — мерянских территориальных общин, сообществ.

27.03.2023

Soro Mukairshoeva: Почему памирские народы при встрече целуют руки друг другу

У памирских народов так принято с древних времён ! Памирцы всегда при встрече здороваясь, целуют руки друг другу. Эти традиции не имеют ничего общего с исламской религией, поскольку она корнями уходят в глубь трёхтысячелетней истории, а Ислам, как известно, одна из самых молодых авраамических религий. Там высоко за горами спрятались и вероятно потому сохранились эти первобытные отношения, сохраняя свою оригинальность не претерпевая при этом никакие законы ассимиляции от набегов разных кочующих племён, которые случались в разных концах земного шара, и на протяжении всей истории человеческой на заре всей цивилизаций.

Мужчины протягивая руки, затем приближаясь ближе, целуют тыльную часть руки друг друга. Это порядок; и женщины друг другу целуют руки, и мужчины женщинам, и женщины мужчинам. И точно так же и детям целуют руки. Теперь и дети целуют руки друг другу при встрече.

В особенном конечно почёте целуют руки людям почтенного возраста, с особым поклоном, в котором простыми движениями выражают свои уважения, поклонения как к родителям, так же ко всем старшим.

Оно казалось бы так всё привычно на первый взгляд, и считается нормой для местных жителей, как нормальный порядок вещей. Но как сегодня я заметил удивление путешественников впервые столкнувшись с таким необычным поведением местных, целующие руки друг другу. То мне конечно захотелось прокомментировать это необычное для приезжих явление.

Сейчас эту традицию вновь стали воскрешать, и даже культивировать. У памирских народов никогда не было паранджи, не было её и до революции, ни после революции, как она была у других народов Востока с привычным для мусульманских стран укладом жизни. Этим памирцы сильно отличаются от других Восточных народов мира.

На Памире нет оружия, там его не носят, нет там привычных кинжалов за поясом, или любое другое холодное оружие, как это принято у джигитов на Кавказе.

Поскольку оружие в любом виде противоречит любви и мирному сосуществованию. Так принято с древних времён. Так было на протяжении многих тысячелетий, так было и при Советской власти, Так и сейчас происходит. Это обычная традиция и уважение к друг другу. И тут нет никакого поклона или признание чьей то власти.

26.03.2023

Олександр Висоцький: Як так сталося, що народ «кріпаків» зайняв найбільшу та найродючішу територію в Європі?

До нас тільки зараз, як до жирафа, почало доходити, хто ми є. 

Ні, підказки і натяки демонстративно були розкладені під носом,але ж ми такі скромні, такі толерантні, такі поступливі, такі меншовартісні і віктимні, що аж сліпі.

А чи ставили ми собі питання: «Як так сталося, що народ «кріпаків» зайняв найбільшу та найродючішу територію в Європі?» Україна розміром приблизно, як Британія, Румунія і Польша разом узяті.

Яким чином «сільська» мова, «малоросійськоє нарєчіє, которого нє сущєствуєт» має сукупно до мільйона слів??? 

Перші українські слова (мед і страва) були записані Пріском Панійським у таборі гунського володаря Аттіли на території сучасної України в 448 р. н.е.

Як в «маленькую культуру» вмістилися 200 000 народних пісень, велика національна кухня, орнаменти, обрядовість, архітектура, колосальний живопис, перші в Східній Європі академії і книгодрук, стародавні літописи і кобзарство, гумор, театр Корифеїв і «Березіль», музика Веделя і Березовського, Сковорода і Вернадський? Такої «маленької» культури вистачило б на десять народів.

Як вийшло, що пращури «молодої держави, якій всього лише 30 років, максимум 130», брали столицю Візантії Константинополь ще в 907 році, знищили Хозарський каганат 968 році, палили передмістя Москви 1618 року? 

І це лише верхівка верхівки айсбергу.

Мене особисто НЕ дивує фантастична сила українців, продемонстрована в останній рік. Українці були такими завжди. Нам про це кричать історія і пам’ять поколінь. Просто ця пам’ять до нас повертається надто повільно.

Ми, як гидке каченя, що виявилося лебедем і полетіло з курятника меншовартості. 

І нам треба терміново навчитися ЛЮБИТИ і ПОВАЖАТИ себе, як це роблять нормальні незакомплексовані народи. Бо ми не кури, а лебеді, і батьки наші лебеді, і прапрадідіди були вільними та прекрасними! 

Вони високо літали і в курниках не жили. 

Це треба знати і пишатися!

У будь-якій незрозумілій ситуації пишайся Україною!

Це обгрунтовано. 

Я перевіряв.

Амвросий фон Сиверс: Патриарх Завулон

Завулон (др.-евр. ‏זבולן‏‎, Звулун) — один из двенадцати сыновей патриарха Иакова. Был десятым сыном Иакова, младшим из шести детей от его первой жены Лии. 

Имя, вероятнее всего, происходит от северо-западного семитского корня zbl, распространенного в угаритских текстах 2-го тысячелетия до н. э. как эпитет (титул) бога Ваала, а также в финикийском и (часто) в библейском иврите в личных именах (например, у царицы Иезавели). Текст Торы дает две разные этимологии имени Завулон, каковые ученые-текстологи приписывают разным источникам — одну Яхвисту, а другую Элохисту; первая из них состоит в том, что оно происходит от zebed, слова, обозначающего «дар», в отношении мнения Лии о том, что рождение ею шести сыновей было подарком от Бога; во-вторых, оно происходит от yizbeleni, что означает «честь», в связи с надеждой Лии на то, что Иаков воздаст ей честь теперь, когда она родила шестерых сыновей. Во Второзаконии, однако, делается намек на третью возможную этимологию [Втор. 33:19] – что это может быть связано с zibhe, буквально означающим жертвоприношение, в отношении коммерческой деятельности колена Завулона – коммерческое соглашение, заключенное на горе Фавор. между коленом Завулона и группой неизраильтян называлось зибхе-цедек, что буквально означает «жертву справедливости» или «жертву Садоку».

      Опять-таки в Библии имени супруги Завулона не содержится вовсе. Но оное мы знаем из апокрифических источников. Книга Юбилеев (гл. 34) указывает, что ее имя — Нииман, а Книга Яшера дает свою версию: «И Завулон отправился в Мадиан и взял в жены Меришу (Merishah), дочь Молада (Molad), сына Авида (Abida), сына Мадиана, и привел ее в землю Ханаан» (45:19). Вовсе не исключено, что Нииман надо читать как ивр. ‏נעמן‏‎ — т. е. приятность, миловидность, и в таком случае, се — всего лишь эпитет девицы.

       В древней песне Деборы Завулон описывается как отправляющий на битву тех, кто обращается с софером шебетом. Традиционно сие интерпретировалось как относящееся к «жезлу писца», предмету, коий в ассирийских памятниках представлял собой деревянный или металлический стилос, используемый для надписей на глиняных табличках или для письма на папирусе; таким образом, те, кто владел им, были бы соратниками / помощниками законодателей. Следовательно, в еврейской традиции считалось, что колено Завулона имеет симбиотические отношения с коленом Иссахара, его соседом и племенем, кое традиционно считалось имеющим много ученых, посредством чего Завулон финансово поддерживал преданность Иссахара изучению и преподаванию Торы в обмен на долю духовной награды от такого изучения; термины Иссахар и Завулон стали использоваться евреями для обозначения всех, кто был вовлечен в такие отношения. 

25.03.2023

Едуард Юрченко: День незалежності Еллади

 25 Березня, в монастирі Свята Лавра , митрополит Герман благословив еллінських повстанців та прийняв їх присягу. Вперше прозвучало головне гасло національної революції "Елефтерія і Танатос" ( Воля або Смерть).

В жорстокій війні, за деякими оцінками, загинуло до половини еллінських воїнів. Безпрецедентними були й звірства окупантів проти мирного населення. Але з цього пекла народилась Нова Еллада, гідна спадкоємиця як Еллади Давньої, так і Ромейської імперії.

Сьогодні  братня Еллада послідовно продовжує підтримку боротьби українців. З перших днів війни ми отримали не тільки гуманітарну але й військову підтримку. 

Важливим моментом є те, що необільшовицький  геноцид розвязаний не тільки проти українців але й проти корінного народу України - приазовських еллінів-понтійців. Маленька Еллада, столицею якої є Маріуполь, перетворена в справжнє пекло путінськими катами.

Сьогодні ми розділяємо радість свята Свободи, так само, як розділяємо гіркоту втрат та мужність боротьби. 

Елефтерія і Танатос! Воля або Смерть!


Ростислав Шпук: Агресія, Фройд і ... Богдан Бринський в арт-галереї "Вагабундо"

Картина Богдана Бринського.

Троє синів Сигізмунда Шломо Фройда воювали на фронті Першої світової. Тому він дуже уважно приглядався до війни і до її впливу на особистість. Бо опинився у тривалому стані настороженого очікування найгіршого. І вже сам був не радий своїм сновидінням, котрими сновигали невідтлумачені страхи. Але зробитися власним пацієнтом не зміг, і замість самолікування взявся психоаналізувати війнушку. Тоді, у зрілому віці, раптом прийшов до радикальних змін у своєму стрункому вченні. 

Наприклад, перестав розділяти сексуальний інстинкт і базовий інстинкт самозбереження, а на вершину всієї інстинктивної системи звів інстинкт смерті, поєднавши його з інстинктом агресії. Після чого оголосив, що конфлікт між цими інстинктивними полюсами і є визначальним в людині. І перемагає майже завжди інстинкт смерті й агресії. Війна лише робить цю перемогу відкритою, з легкістю здуваючи з людини культурні надбудови: вони виявляються закоріненими не глибоко і валяться з першими ж страхами. Цю свою культурну капітуляцію людина до пори до часу приховує, а потім вивільняється і несвідомо використовує війну, аби з полегшенням відкинути штучну благопристойність. А щоб її втримати навіть у мирні часи, потрібна невпинна робота над собою. Але таке розкріпачення все одно відбувається: у снах, туди моральність не проникає. А війна – це як сон, на який не існує будильника. 

 І заповіді Божі на чолі з «не убий» є лише переліком найпритаманніших для людини схильностей, від яких слід відмовитись. 

 Це все я до того, що досвід переживань здатен швидко змінити позиції навіть всередині потужного мозку мислителя з добре організованою системою поглядів. А серед різних мізків ситуативне розходження позицій може бути таким радикальним, що ці позиції стають вороже-бойовими.  

 Тому, ставлячись з розумінням до чужих «похибок» й інакодумства по відношенню до трендових «правил», ми насправді даємо шанс собі на збереження обличчя в разі майбутнього переосмислення, може навіть безболісного при болісній зміні обставин. 

 Але війна робить своє - по Фройду. Нам хочеться по-тваринному картинно погаркувати, демонструючи вражаючу відданість Срачу і здатність пірнати туди з головою. І насторожуватись на авторитетів, чуючи тривожний дзвоник в іхньому всьому і вдаючи, що він дзвенить не у наших головах. 

24.03.2023

Сергій Тримбач: Довженкова смерть мені нагадує смерть Фауста - у версії Гьоте

Фінал моєї лекції «Довженко. Пророк і дзеркало». Довженко-центр, 23 березня 2023 р.

Довженкова смерть мені нагадує смерть Фауста - у версії Гьоте

Мефістофель скликає лемурів, злих духів, аби приготувати могилу для Фауста. Сліпий Фауст чує дзвін лопат, йому здається, що це народ будує греблю. Він не розуміє, що насправді риють могилу - і не комусь, а саме йому. Тим часом в його уяві виникає грандіозна картина багатої, процвітаючої країни, де живе вільний щасливий народ. І  Фауст промовляє сокровенне: мить, ти прекрасна! І помирає…  Падаючи в руки лемурів.  Та Мефістофелю не вдалося заволодіти душею Фауста. З’являються янголи і виграють поєдинок у лемурів, потому відносять душу Фауста на небеса: її врятовано. 

Довженко, як відомо, упродовж 1950-х подовгу жив у Новій Каховці, спостерігав за будівництвом ГЕС. Апокаліптичні почуття, пов’язані з жахом втрати, нищення України в роки війни, змінюються на  радісніші, оптимістичніші. «Все, що було зі мною в Каховці,- запише він,- … все було щастям моїм. І людей любив, як ніколи».   І зринають «ліві» мріяння про можливість перемоги комунізму, тотальної справедливості, про замало не ренесансну гармонію людського життя. І вже бачиться перемога добра над злом, коли возсія краса людська над світом.

Він осліп на старість, Довженко, як той Фауст. Одначе ж у підсумку душа його була порятована, вона вознеслась на вищі щаблі духу - і відлетіла. Та недарма на його могилі у землі московитській можна прочитати: «Умер в воскресенье». Він воскресне, а власне - воскресає щораз при зустрічі з ним: екранним, літературним, малярським. 

А  Мефістофель (Сталін з попихачами) програв Довженкові-Фаусту. Сивому, сліпому, якому видавалось в останні роки, що профукав життя, величезний талант свій, профукав, видмухуючи в труби  осанну режиму «великого вождя». Та ба, усе вийшло навпаки - у програній партії знайшлися ходи для перемоги. Перемоги над Мефістофелем і його багатомільйонною армією лемурів. 

От тільки що ж відбувалося насправді, чим були ті звуки, які чув Довженко під час будівництва греблі у Новій Каховці? В якій нині знову повнісінько злих лемурів… То будівничі були, як думав Довженко, чи злі духи, що рили могилу - і Довженкові, й Україні,  а може й цілому світові?

Те, що відбувається нині, коли Мефістофель знову виповз на сонячну сторону буття, щосили прагнучи застувати її своїми тіньовими брилами, не налаштовує на оптимістичну відповідь.

Тільки ж генії, пророки бачать більше - те, що перекрите історичним горизонтом і чого нам, простим смертним, не дано побачити. Повіримо генію Олександру Довженкові.  Повіримо Українському Слову, яке недремно стоїть на сторожі Українського Життя, а власне усього світу.

Василина Семочко: Кударцы - этнографическая группа южных осетин

Куда́рцы (осет. къуыдар, къуыдайрæгтæ; ед. ч. — къуыдайраг) — этнографическая группа южных осетин — двалов, исторически населяющая Кударское ущелье на северо-западе Южной Осетии.

Кударцы были упомянуты в Армянской географии VII века («Ашхарацуйц») в форме Kowdētk (где последний -k — арм. формант множественного числа, а -ēt- — груз. топоформант). Локализация этнонима совпадала с современной.

Юрий Дзиццойты утверждает, что происхождения этнонима от самоназвания древних скифов (из скиф. *skuda/*skuta/*skuδa). Как он считает, в процессе последующего развития по фонетическим законам осетинского языка слово видоизменилось и стало уже употребляться с суффиксом «ар» и без начального «с» в качестве топонима, от которого уже вновь появился соответствующий этноним [Дзиццойты Ю. А. К этимологии топонима K’wydar «Южная Осетия» // Nartamongæ. – 2007. Т. 6, № 1-2. – С. 97-136].

От иронцев отличаются своеобразным кударо-джавским говором кударского диалекта, который иногда выделяют в особое наречие осетинского языка. Кударцы являются основным государствообразующим этносом Южной Осетии.

В 1920-х годах кударские сёла вместе с остальными районами Юго-Осетии подверглись нападению вооружённых отрядов большевиков, что способствовало массовому оттоку беженцев на северные склоны Кавказа через горные перевалы, в это время малая часть выходцев из Кударского ущелья основалась в новом поселении беженцев из всех ущелий Юго Осетии - в селении Ногир (в основном - центральная часть села).  Предводитеямий кударцев в Ногире были Бадила Гагиев, и Доментий Хугаев.

С образованием в 1922 году Юго-Осетинской автономной области земли кударцев стали входить в район Кударо, а позже были включены в состав образованного Джавского района.

Большинство кударцев являются православными христианами. Также среди кударцев популярны традиционные осетинские верования, сохранившиеся с дохристианских времен и подвергшиеся значительному влиянию христианства на определённых исторических этапах.

Кударцы, как и все осетины, сохранили свою родовую организацию и делятся на большие родственные группы — фамилии (осет. мыггаг), ведущие своё происхождение от общего родоначальника, чьё имя и является их названием. Фамилии же, в свою очередь, могут быть патронимическими ветвями более крупной родовой группы, включающей в себя несколько родственных фамилий (осет. æрвадæлтæ).

По народным преданиям иронцев все иронские фамилии происходят от пяти колен, идущих от пяти сыновей легендарного Ос-Багатара (Яс-Батарара), который считается прародителем всех иронцев. А основная часть населения ущелья, происходит от пятерых сыновей Гулара, происходящего от Цахила — младшего сына Ос-Багатара

Иронцы Северной Осетии, единственным самоназванием которых является этноним iron, не дают этого названия ни дигорцам, ни туальцам, ни тем более южным осетинам — кударцам. Дигорцы также не распространяют этноним iron на южных осетин.

Евгения Щербакова-Королева: "Разговоры по душам: В гостях Кирилл Серебренитский" (март 2023)

 Друзья, встречайте второй выпуск «Разговоров по душам» с Кириллом Серебренитстким (Kirill Serebrenitski), писателем, полевым этнологом, исследователем. Приятного просмотра: https://www.youtube.com/watch?v=YBy5zgCHhuE&t=2962s

Мои гости – это люди, ощущающие свою духовную природу и следующие ей. 

«Разъединение человека с эпосом – это основная трагедия, которую проживают все абсолютно» (цитата)

Также из нашей беседы вы узнаете:

- Какой вопрос породил в Кирилле страсть к исследованиям? 

- В каком возрасте Кирилл решил стать этнологом (тогда это называлось этнографом)?

- Кто такие хлысты и почему Кирилл провел полтора года в католических монастырях?

- Что такое миф и почему наше мышление до сих пор мифологично?

- Где заканчивается аутентичность и начинается эгоизм?

- Может ли человек выжить без эгоизма?

Отдельное внимание хочу уделить теме индивидуального эпоса, поиск его универсальной формулы объединил нас летом 2022 года в общем исследовании, в котором я стала экспериментальной моделью. 

В диалоге мы говорим об этом с 49-ой минуты.

Привожу фрагмент:

23.03.2023

Павло Кириленко: Матаполітична істина метаісторії

Відкрию одну метаполітичну істину

Існує фразеологізм: Історія не терпить умовного способу мислення, який частіше використовується мовою російською "история не терпит сослагательного наклонения". Мається на увазі, що не має сенсу обговорювати те, що мало б статися, як би вчинки чи події склалися інакше ніж вони склалися.

Насправді такі твердження існують для того, щоб люди втратили здатність аналізувати події минулого та знаходити правильні рішення користуючись пам'яттю минулих поколінь.

Зверніть увагу, історію нам подають епізодично, як правило окремо від причинно-наслідкових ланцюжків. Хоча, якщо дивитися на хід історії, як єдиний процес, ми усвідомимо, що важливі не події, а результати, відповідно сама історія в плині часу корегується. Помилки минулого або виправляються наступними поколіннями, або повторюються. 

Саме тому ми маємо вчитися корегувати історію, писати її в новому часі без відриву від досвіду минулого.

А це вже і є метаполітика...

21.03.2023

Юлиян Вассиян: Ваагн, Армению светом озаривший

 21 марта в Армении  отмечается день рождение Бога  грозы и войны Ваагна. Сказать,  что это явление носит массовый  характер, означает погрешить против  истины. На площади перед языческим  храмом Гарни собраются несколько  сот людей – не более пятисот – часть которых пришла просто  посмотреть на древнее, сохранившееся в людской памяти действо.

Жрецы, кинжалы, юные аспеты, женщины, прижимающие к груди  приготовленных для заклания петушков, священный огонь, горящие глаза юных крепких парней, дробь барабанов и возгласы: "Слава Ваагну! Честь и слава Ваагну! С Новым годом!". 

Да, определенное время, под влиянием персидской культуры Новый год в Армении действительно отмечали 21 марта, в день Весеннего равноденствия. Однако главным событием этого дня, поистине всенародным праздником являлось другое событие: в день Весеннего равноденствия наши предки отмечали рождение Ваагна, одного из самых любимых богов армянского национального Пантеона.

Ваагн – не просто Бог. Ваагна рождала вся армянская  природа, вся Вселенная. Рождала  в муках и страданиях, ибо любимое  дитя не может не родиться в муках.

Երկնէր  երկին, երկնէր երկիր,
Երկնէր եւ ծովն ծիրանի,  
Երկն ի ծովուն ունէր  եւ զկարմրիկն եղեգնիկ. 
Ընդ եղեգան փող ծուխ ելանէր,
Ընդ եղեգան փող բոց  ելանէր, 

В муках рождения находились Небо и Земля;
В муках рождения лежало и пурпуровое Море;
Море разрешилось  красненьким Тростником;
Из горлышка Тростника  выходил дым;
Из горлышка Тростника  выходило пламя;

Ваагн – не обыкновенное дитя: он родился не для того, чтобы нежиться в объятиях матери. Ваагна зачала космическая сила любви армянского народа, выносила в чреве своем Страна Армянская; рождение Ваагна сопровождалось столкновением всех стихий: огня, воды, земли и небес. Разве мог он быть обыкновенным мальчиком?! Армянский народ вправе был ожидать от Ваагна необыкновенных подвигов, видеть в нем заступника от внешних бед, от злой иноземной силы. И Ваагн полностью оправдал ожидания своего Родителя.

 Ваагн – воин, защитник Отечества, его призвание  – оберегать рубежи Родины. Еще не успев родиться, он уже бежит (վազէր) защищать породивших его народ и страну. А Воин не может быть ребенком. Армянский народ всегда, всю историю, доверял своему Воину самое дорогое, что у него было – Родину. Потому и видим мы новорожденного, но уже возмужалого Ваагна. 

Եւ ի բոցոյն վազէր  խարտեաշ պատանեկիկ.
Նա հուր հեր ունէր,
(Ապա թէ) Բոց ունէր  մորուս,
Եւ աչկունքն էին արեգակունք: 

Из пламени выбегал  юноша.
У него были огонь-волосы,
Борода была из пламени,
А очи - словно два  солнышка. 

Наши предки вовсе  не случайно отмечали день рождения Ваагна в день Весеннего равноденствия. С этого времени светлое время суток начинают преобладать над темным временем, день становится длиннее ночи. И в самом деле: страна, надежно оберегаемая собственными сыновьями, живет озаренная светом.  Светом добра и силы. Ибо истинная сила всегда лучезарна. И всегда рождается от большой, всеодолимой любви. 

Армянская национальная религия и национализированное армянами христианство в душах этих людей не конфликтуют.

С Новым годом, друзья! С Весенним равноденствием! Слава  Ваагну!

* Имя Ваагн (Вахагн) заимствовано из парфянского *Varhragn, родственного авест. Vərəθraγna «Веретрагна», др.-инд. Vŗtrahan «убийца Вритры» (эпитет Индры).

«... Ми стоїмо зараз біля початку гігантського вселюдського процесу, до якого ми всі прилучені. Ми ніколи не досягнемо ідеалу ... про вічний мир у всьому світі, якщо нам ... не вдасться досягти справжнього обміну між чужоземною й нашою європейською культурою» (Ґадамер Г.-Ґ. Батьківщина і мова (1992) // Ґадамер Г.-Ґ. Герменевтика і поетика: вибрані твори / пер. з нім. - Київ: Юніверс, 2001. - С. 193).
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти