1
Многим из тех, кто устремился к выходу за свои пределы, кажется, что открытость бытия – это открытость всемирного пространства духа. Это открытость безграничного мира культуры, в котором соприкасаешься с гениями прошлого. Но оказавшийся во всемирном пространстве культуры, дух человека испытывает одиночество. Общаясь с другими одухотворенными существами, человек грустит по душевности.
Дух странствует и тоскует. Вместе с ним тоскует все мироздание. Очищенный от обыденности и освобожденный от замкнутости индивидуального существования, человек испытывает недостаток теплоты.
Ибо наполненный духом, человек уносится из пространства семьи, нации и человечества в Космос. Космический холод струится изнутри и приходит извне. И тогда тоска сгущается в страх.
Дух справляется с этим страхом.
Он просто отбрасывает его. Но, отринув страх, влекомый духом человек, попадает в бездну новой проблемы. Он погружается в пучину бездушности.
2
Сначала человеку это даже нравится. Он переживает легкость, она помогает ему проникать в те возможности, которые раньше были недоступны. Многие таинственные знаки судьбы внезапно становятся понятными ему. Эти знаки превращаются в руны, которые он умеет читать. Человек переживает магический прорыв в глубину своей судьбы, судеб близких, народа, человечества. Он чувствует, что может жить в этих глубинах, хотя раньше был вынужден мгновенно всплывать на поверхность обыденного бытия из-за неспособности дышать духовным воздухом. Человек ощущает себя магом, который способен преодолевать скрытое сопротивление обыденности.
Но очень скоро рядом с этим появляется ощущение жизни на плоскости. И глубины, в которые проникает человеческий дух, также становятся глубинами плоскости – они либо горизонтальны, либо вертикальны. Ибо, оторвавшись от души, дух становится плоским. Вместо теплоты он излучает негреющую яркость. Четкость очертаний заменяет насыщенную объемность линий.
Результатом становится утрата ощущения вертикальности и горизонтальности, движение вперед или в сторону может показаться движением вверх.
3
Ощущение жизни на плоскости порождает тревогу и новый страх. Но человеку слишком дорога та духовная легкость, благодаря которой он стал проникать в мир и понимать его. Поэтому он вытесняет ощущение жизни на плоскости в глубину бессознательного. Он сворачивает это ощущение в сверток и прячет в дальние лабиринты души.
С этого момента душа становится пугающей и презираемой силой. Переполненный до краев празднующей свою чистоту духовностью, человек начинает считать собственную душу бессознательным. Ибо его дух, оторванный от души, становится всего лишь сознанием.
4
Отчужденная, душа начинает мстить духу. Когда дух опускается до уровня сознания, душа всегда мстит за свое превращение в бессознательное.
Месть отринутой души выражается в погружении в инстинктивную психическую сферу, уходящую своими корнями в глубины биологической эволюции. Душа из Ты превращается в Оно.
Отринутая духом, душа словно засыпает, а затем пробуждается. Но это уже совсем другая душа. Это Оно-душа.
5
Превратившись в Оно, душа становится бездушной стихией, отождествляясь с психикой.
Но даже в самых сумрачно-природных состояниях душа сохраняет тоску по духу. Она постоянно посылает в сознание импульсы, которые воспринимаются как глубинные желания, направленные на внешние предметы, но часто это всего лишь попытка души обратить на себя внимание духа, заколдованного в двумерную форму сознания.
Но такой призыв души глубинно инфантилен, и еще больше отталкивает дух в маске сознания.
6
И тогда Оно-душа становится агрессивно самодостаточной, а иногда и смертельно самодостаточной. Животные инстинкты, которые в царстве природы были естественны и целесообразны, соприкоснувшись со стихией Оно-души демонизируются.
Эти инстинкты превращаются в вихри, которые несут душу во все новые противостояния с духом. В итоге человек, выбравший духовность, входит в пространство внутреннего одиночества.
7
Внутреннее одиночество всегда является результатом дисгармонии духовного и душевного начал личности.
Эта дисгармония может принимать разные формы: доминанты одного над другим, конфликта, взаимного отчуждения. Однако результат – внутреннее одиночество – всегда остается одним и тем же. В условиях патриархальной культуры и цивилизации это внутреннее одиночество почти всегда инициируется духом – глубинной мужественностью, которая не справилась с задачей личностного единства.
До тех пор, пока переполненный абсолютной духовностью человек не переживет ее как грех, наш мир будет больным. Ибо такая переполненность означает подавление и отчуждение душевных перспектив личности. Но в нашу эпоху эти перспективы вновь и вновь воспринимаются как вторичные.
Переполненность духовностью, лишенной теплоты и обаяния душевности, порождает гордыню. Когда-то на заре времен именно такой духовностью наполнился Люцифер и силой ее был свергнут с небес – из космической всеполноты бытия.
Искушение такой духовности велико. Гегель и Ницше, Маркс и Камю, Ленин и Фидель Кастро были увлечены ее потоком.
Где выход?..
Многим из тех, кто устремился к выходу за свои пределы, кажется, что открытость бытия – это открытость всемирного пространства духа. Это открытость безграничного мира культуры, в котором соприкасаешься с гениями прошлого. Но оказавшийся во всемирном пространстве культуры, дух человека испытывает одиночество. Общаясь с другими одухотворенными существами, человек грустит по душевности.
Дух странствует и тоскует. Вместе с ним тоскует все мироздание. Очищенный от обыденности и освобожденный от замкнутости индивидуального существования, человек испытывает недостаток теплоты.
Ибо наполненный духом, человек уносится из пространства семьи, нации и человечества в Космос. Космический холод струится изнутри и приходит извне. И тогда тоска сгущается в страх.
Дух справляется с этим страхом.
Он просто отбрасывает его. Но, отринув страх, влекомый духом человек, попадает в бездну новой проблемы. Он погружается в пучину бездушности.
2
Сначала человеку это даже нравится. Он переживает легкость, она помогает ему проникать в те возможности, которые раньше были недоступны. Многие таинственные знаки судьбы внезапно становятся понятными ему. Эти знаки превращаются в руны, которые он умеет читать. Человек переживает магический прорыв в глубину своей судьбы, судеб близких, народа, человечества. Он чувствует, что может жить в этих глубинах, хотя раньше был вынужден мгновенно всплывать на поверхность обыденного бытия из-за неспособности дышать духовным воздухом. Человек ощущает себя магом, который способен преодолевать скрытое сопротивление обыденности.
Но очень скоро рядом с этим появляется ощущение жизни на плоскости. И глубины, в которые проникает человеческий дух, также становятся глубинами плоскости – они либо горизонтальны, либо вертикальны. Ибо, оторвавшись от души, дух становится плоским. Вместо теплоты он излучает негреющую яркость. Четкость очертаний заменяет насыщенную объемность линий.
Результатом становится утрата ощущения вертикальности и горизонтальности, движение вперед или в сторону может показаться движением вверх.
3
Ощущение жизни на плоскости порождает тревогу и новый страх. Но человеку слишком дорога та духовная легкость, благодаря которой он стал проникать в мир и понимать его. Поэтому он вытесняет ощущение жизни на плоскости в глубину бессознательного. Он сворачивает это ощущение в сверток и прячет в дальние лабиринты души.
С этого момента душа становится пугающей и презираемой силой. Переполненный до краев празднующей свою чистоту духовностью, человек начинает считать собственную душу бессознательным. Ибо его дух, оторванный от души, становится всего лишь сознанием.
4
Отчужденная, душа начинает мстить духу. Когда дух опускается до уровня сознания, душа всегда мстит за свое превращение в бессознательное.
Месть отринутой души выражается в погружении в инстинктивную психическую сферу, уходящую своими корнями в глубины биологической эволюции. Душа из Ты превращается в Оно.
Отринутая духом, душа словно засыпает, а затем пробуждается. Но это уже совсем другая душа. Это Оно-душа.
5
Превратившись в Оно, душа становится бездушной стихией, отождествляясь с психикой.
Но даже в самых сумрачно-природных состояниях душа сохраняет тоску по духу. Она постоянно посылает в сознание импульсы, которые воспринимаются как глубинные желания, направленные на внешние предметы, но часто это всего лишь попытка души обратить на себя внимание духа, заколдованного в двумерную форму сознания.
Но такой призыв души глубинно инфантилен, и еще больше отталкивает дух в маске сознания.
6
И тогда Оно-душа становится агрессивно самодостаточной, а иногда и смертельно самодостаточной. Животные инстинкты, которые в царстве природы были естественны и целесообразны, соприкоснувшись со стихией Оно-души демонизируются.
Эти инстинкты превращаются в вихри, которые несут душу во все новые противостояния с духом. В итоге человек, выбравший духовность, входит в пространство внутреннего одиночества.
7
Внутреннее одиночество всегда является результатом дисгармонии духовного и душевного начал личности.
Эта дисгармония может принимать разные формы: доминанты одного над другим, конфликта, взаимного отчуждения. Однако результат – внутреннее одиночество – всегда остается одним и тем же. В условиях патриархальной культуры и цивилизации это внутреннее одиночество почти всегда инициируется духом – глубинной мужественностью, которая не справилась с задачей личностного единства.
До тех пор, пока переполненный абсолютной духовностью человек не переживет ее как грех, наш мир будет больным. Ибо такая переполненность означает подавление и отчуждение душевных перспектив личности. Но в нашу эпоху эти перспективы вновь и вновь воспринимаются как вторичные.
Переполненность духовностью, лишенной теплоты и обаяния душевности, порождает гордыню. Когда-то на заре времен именно такой духовностью наполнился Люцифер и силой ее был свергнут с небес – из космической всеполноты бытия.
Искушение такой духовности велико. Гегель и Ницше, Маркс и Камю, Ленин и Фидель Кастро были увлечены ее потоком.
Где выход?..
Комментариев нет:
Отправить комментарий