В Эстонии каждое лето в разных местах проходят три фестиваля музыки в стиле фольк. Один из них – Hiiu Folk – на острове Хийюмаа. У хийюмааского фестиваля три отличительные особенности.
Во-первых, он абсолютно свободен от алкоголя. Дело дошло до того, что музыканты и певцы даже стараются не исполнять песен, в тексте которых проскакивают упоминания алкогольных напитков или намеки на выпивку.
Во-вторых, с каждым годом на Hiiu Folk все более отчетливо просматривается просветительская тенденция защиты окружающей среды. В рамках фестиваля проводятся вечера-беседы (с музыкой и демонстрацией красочных фотографий) по экологической тематике, а также организуются походы по заповедным (и потому труднодоступным) местам Хийюмаа, которые поражают своим девственным великолепием.
В-третьих, это наиболее дружески настроенный к детям фестиваль, превратившийся в приятное (и полезное) времяпрепровождение для всей семьи. Возле каждой концертной площадки организованы т.н. «детские гнезда», в которых с детьми занимаются, то есть играют и что-то мастерят, как опытные педагоги, так и энтузиасты-добровольцы из числа старшеклассников. А родители в это время могут спокойно наслаждатся великолепной музыкой.
В 2005 году, когда проводился первый Hiiu Folk, вся его концертная программа уместилась в один день. Нынешний фестиваль продолжался четыре дня, в течение которых десятки концертов прошли по всему острову. Музыкальные коллективы были как эстонские, так и зарубежные (из Великобритании, Швеции, Бельгии, Ирландии, Бразилии). Основная тема Hiiu Folk этого года – «Единое целое» с природой, островом, музыкой, людьми, с самим собой…
На всех концертах просто физически невозможно было побывать, поэтому я ограничусь заметками о том, что видел и слышал сам.
Начался Hiiu Folk в уездном музее Хийюмаа с камерного вечера с участием Сандры Силламаа, игравшей на различных народных музыкальных инструментах, и Пирет Пяэр, рассказывавшей поучительные истории, сдобренные вековой мудростью островитян.
Приятным летним вечером того же дня на концертной эстраде в центральном парке «столицы Хийюмаа» Кярдла все желающие имели возможность потанцевать под ритмичную музыку ансамблей Rütmiallikal и Tuulelõõtsutajad.
Насыщенная концертная программа следующего (пятничного) дня была сконцентрирована на импровизированной эстраде, установленной на изумительном по красоте побережье острова Кассари, примыкающего к Хийюмаа. Среди выступающих хотелось бы отметить своеобразный дуэт Pehk ja Bonzo и семейный ансамбль Kihnu Virve, то есть Вирве с самобытного острова Кихну, что недалеко от Пярну. Бабушка Вирве и две ее молодые родственницы пели, казалось бы, совсем незамысловатые песенки, что называется, о главном – о добре и зле, о печалях и радостях, о неистребимом стремлении человека к счастью.
Украшением любого фестиваля является выступление эстонско-украинского ансамбля Svjata Vatra. Если лидера «Свята Ватры», бывшего тромбониста украинской фольк-группы «Гайдамаки» Руслана Трочинского называют «украинским мужчиной с эстонским сердцем», то его коллеги-музыканты – это явно «эстонские мужчины с украинскими сердцами». Сами музыканты определяют стиль своей группы как «fire-folk», то есть зажигательная, «огненная» музыка, рождающая феерическую энергию, целиком захватывающую слушателей, которые с радостью, отбросив традиционную эстонскую сдержанность, становятся соучастниками выступления «Свята Ватры».
В субботу вечером многолюдному и несколько шумному Кассари мы с женой и детьми предпочли более спокойную концертную площадку у маяка Кыпу, где выступали братья Йохансон (Март и Яак) и Криста Йонас. И не прогадали. Бардовская манера исполнения, глубокомысленные тексты, трогающие душу, виртуозное владение инструментами, хорошие вокальные данные музыкантов, их легкая и изящная ирония – все это вместе придавало элегантное очарование солнечному, но ветренному и потому несколько прохладному вечеру.
Стоит отметить, что одну песню (ленинградских студентов 1950-х годов) Яак Йохансон спел на русском языке. Посвятил он ее «сидящему в Шереметьево Сноудену», наверное потому, что рефреном песни звучали такие слова: «Мне ваших секретов не надо, зная секреты, трудно мечтать и любить». Среди слушателей я был наверняка единственным, для которого русский – по существу родной язык. Яак пел по-русски для эстонской аудитории. И это еще одно пусть маленькое, но опровержение лжи, упорно распространяемой некими «темными силами», о якобы тотальном превалировании русофобии среди эстонцев. Это неправда.
От Кыпу мы поехали в деревню Калана, что на самой западной оконечности Хийюмаа (да и всей Эстонии), на берегу открытого (открытее не бывает) Балтийского моря. Там в кафе с непритязательным названием «Серебряная рыбка» играл на гитаре и пел бразилец Эдуардо Агни, страстный почитатель и собиратель музыкально-песенного фольклора коренных жителей Южной Америки. И тут я узнал, что гитара может быть смычковым инструментом, поскольку Эдуардо играл на ней, использую как смычок тонко обструганную бамбуковую палочку или, точнее сказать, лучину. И я совсем не удивился тому, что песни аборигенов тропической Амазонии очень естественно звучали на берегу холодной Балтики.
В воскресенье, в заключительный день хийюмааского фольк-фестиваля, в семи церквях (как лютеранских, так и православных) Хийюмаа звучала музыка. Я выбрал концерт ансамбля ручных колокольчиков Arsis. Колокольный звон сам по себе оказывает магическое воздействие. А в церкви (с хорошей акустикой) во время исполнения произведений знаменитых композиторов колокольный перезвон завораживает моментально.
В заключение остается добавить, что Hiiu Folk – фестиваль традиционный, проводится в разгар лета. И это уникальная возможность совместить приятное с приятным: послушать качественную музыку и познакомиться с островом Хийюмаа, притягивающим к себе не броской, но естественной, я бы даже сказал какой-то колдовской красотой.
2013
Фотогалерею с Hiiu Folk можно посмотреть здесь http://www.samorodni.eu/kalli-samorodni/hiiumaa-fotoblogi/
Во-первых, он абсолютно свободен от алкоголя. Дело дошло до того, что музыканты и певцы даже стараются не исполнять песен, в тексте которых проскакивают упоминания алкогольных напитков или намеки на выпивку.
Во-вторых, с каждым годом на Hiiu Folk все более отчетливо просматривается просветительская тенденция защиты окружающей среды. В рамках фестиваля проводятся вечера-беседы (с музыкой и демонстрацией красочных фотографий) по экологической тематике, а также организуются походы по заповедным (и потому труднодоступным) местам Хийюмаа, которые поражают своим девственным великолепием.
В-третьих, это наиболее дружески настроенный к детям фестиваль, превратившийся в приятное (и полезное) времяпрепровождение для всей семьи. Возле каждой концертной площадки организованы т.н. «детские гнезда», в которых с детьми занимаются, то есть играют и что-то мастерят, как опытные педагоги, так и энтузиасты-добровольцы из числа старшеклассников. А родители в это время могут спокойно наслаждатся великолепной музыкой.
В 2005 году, когда проводился первый Hiiu Folk, вся его концертная программа уместилась в один день. Нынешний фестиваль продолжался четыре дня, в течение которых десятки концертов прошли по всему острову. Музыкальные коллективы были как эстонские, так и зарубежные (из Великобритании, Швеции, Бельгии, Ирландии, Бразилии). Основная тема Hiiu Folk этого года – «Единое целое» с природой, островом, музыкой, людьми, с самим собой…
На всех концертах просто физически невозможно было побывать, поэтому я ограничусь заметками о том, что видел и слышал сам.
Начался Hiiu Folk в уездном музее Хийюмаа с камерного вечера с участием Сандры Силламаа, игравшей на различных народных музыкальных инструментах, и Пирет Пяэр, рассказывавшей поучительные истории, сдобренные вековой мудростью островитян.
Приятным летним вечером того же дня на концертной эстраде в центральном парке «столицы Хийюмаа» Кярдла все желающие имели возможность потанцевать под ритмичную музыку ансамблей Rütmiallikal и Tuulelõõtsutajad.
Насыщенная концертная программа следующего (пятничного) дня была сконцентрирована на импровизированной эстраде, установленной на изумительном по красоте побережье острова Кассари, примыкающего к Хийюмаа. Среди выступающих хотелось бы отметить своеобразный дуэт Pehk ja Bonzo и семейный ансамбль Kihnu Virve, то есть Вирве с самобытного острова Кихну, что недалеко от Пярну. Бабушка Вирве и две ее молодые родственницы пели, казалось бы, совсем незамысловатые песенки, что называется, о главном – о добре и зле, о печалях и радостях, о неистребимом стремлении человека к счастью.
Украшением любого фестиваля является выступление эстонско-украинского ансамбля Svjata Vatra. Если лидера «Свята Ватры», бывшего тромбониста украинской фольк-группы «Гайдамаки» Руслана Трочинского называют «украинским мужчиной с эстонским сердцем», то его коллеги-музыканты – это явно «эстонские мужчины с украинскими сердцами». Сами музыканты определяют стиль своей группы как «fire-folk», то есть зажигательная, «огненная» музыка, рождающая феерическую энергию, целиком захватывающую слушателей, которые с радостью, отбросив традиционную эстонскую сдержанность, становятся соучастниками выступления «Свята Ватры».
В субботу вечером многолюдному и несколько шумному Кассари мы с женой и детьми предпочли более спокойную концертную площадку у маяка Кыпу, где выступали братья Йохансон (Март и Яак) и Криста Йонас. И не прогадали. Бардовская манера исполнения, глубокомысленные тексты, трогающие душу, виртуозное владение инструментами, хорошие вокальные данные музыкантов, их легкая и изящная ирония – все это вместе придавало элегантное очарование солнечному, но ветренному и потому несколько прохладному вечеру.
Стоит отметить, что одну песню (ленинградских студентов 1950-х годов) Яак Йохансон спел на русском языке. Посвятил он ее «сидящему в Шереметьево Сноудену», наверное потому, что рефреном песни звучали такие слова: «Мне ваших секретов не надо, зная секреты, трудно мечтать и любить». Среди слушателей я был наверняка единственным, для которого русский – по существу родной язык. Яак пел по-русски для эстонской аудитории. И это еще одно пусть маленькое, но опровержение лжи, упорно распространяемой некими «темными силами», о якобы тотальном превалировании русофобии среди эстонцев. Это неправда.
От Кыпу мы поехали в деревню Калана, что на самой западной оконечности Хийюмаа (да и всей Эстонии), на берегу открытого (открытее не бывает) Балтийского моря. Там в кафе с непритязательным названием «Серебряная рыбка» играл на гитаре и пел бразилец Эдуардо Агни, страстный почитатель и собиратель музыкально-песенного фольклора коренных жителей Южной Америки. И тут я узнал, что гитара может быть смычковым инструментом, поскольку Эдуардо играл на ней, использую как смычок тонко обструганную бамбуковую палочку или, точнее сказать, лучину. И я совсем не удивился тому, что песни аборигенов тропической Амазонии очень естественно звучали на берегу холодной Балтики.
В воскресенье, в заключительный день хийюмааского фольк-фестиваля, в семи церквях (как лютеранских, так и православных) Хийюмаа звучала музыка. Я выбрал концерт ансамбля ручных колокольчиков Arsis. Колокольный звон сам по себе оказывает магическое воздействие. А в церкви (с хорошей акустикой) во время исполнения произведений знаменитых композиторов колокольный перезвон завораживает моментально.
В заключение остается добавить, что Hiiu Folk – фестиваль традиционный, проводится в разгар лета. И это уникальная возможность совместить приятное с приятным: послушать качественную музыку и познакомиться с островом Хийюмаа, притягивающим к себе не броской, но естественной, я бы даже сказал какой-то колдовской красотой.
2013
Фотогалерею с Hiiu Folk можно посмотреть здесь http://www.samorodni.eu/kalli-samorodni/hiiumaa-fotoblogi/
Комментариев нет:
Отправить комментарий