"Над рідним простором Карпати – Памір, Сліпуча і вічна, як слава, Напружена арка на цоколі гір – Ясніє Залізна Держава!" (Олег Ольжич)

Пошук на сайті / Site search

«… Східнокарпатський регіон є західною, крайньою частиною Великого Євразійського Степу (Хінгано-Карпатського, довжиною біля 8000 км), який був ареною великих міграцій. Особливо давніх номадів Сходу. Наприкінці шляху їхніх західних переселень та військових вторгнень до Європи стояли Карпати. Вони відігравали роль «великої природної стіни» і водночас «воріт у Європу», де була побудована багатоешелонова система з «Довгих валів». Зокрема Римом і Болгарією, а потім поновленаранньодержавними утвореннями даного регіону… Через Східнокарпатський регіон проходили численні міграції також народів Європи – як із півночі, так і з півдня та заходу. Все це перетворювало тоді його на велику етнокультурну й етнополітичну контактну зону, яка в окремі кліматичні періоди характеризувалася значною густотою населення. У цю справді «благодатну землю»прагнули дійти й поселитися десятки давніх племен і народів з Європи та Азії. Окремі з них навіть зафіксовані історично в самих назвах Карпат, зокрема як гори Ріпейські, Певкінські, Бастарнські, Сарматські, Венедські, Угорські, Руські тощо. Загалом у Східнокарпатському регіоні давнє населення належало до чотирьох історико-географічних ареалів: Східносередземноморського, Центральноєвропейського, Східноєвропейського і Євразійського Степу Все це наклало відбиток на історичну долю його населення… Ця велика етнокультурна контактна зона вплинула і на надзвичайну різноманітність та своєрідність численних етнографічних груп населення регіону. Вони відображають як окремі давні, так і особливо пізньосередньовічні традиції, набуті в процесі цих переселенських і міграційних рухів…»
[Томенчук Б. П. Етнокультурні та етнополітичні процеси в Східнокарпатському регіоні в умовах глобальних природно-кліматичних змін у Європі (неоліт – пізнє середньовіччя) // Карпати : етнос, людина, цивілізація. – 2023. – № 9. – С. 224, 245]

Також радимо прочитати: Про термін "Прикарпаття" >>>
Про термін "Мезоєвразія" >>>

08.02.2020

Николай Абаев: К 70-летию великого тувинского деятеля Каадыр-оола Бичелдея

6 февраля 2020 г. в рамках предстоящего Дня науки в Национальном музее Республики Тыва состоялась встреча с ученым, общественным деятелем Бичелдеем Каадыр-оолом Алексеевичем. На встречу были приглашены студенты филологического и исторического факультета Тувинского государственного университета на фоне выставки посвященной 70-летию со дня рождения ученого.

На выставке Каадыр-оола Алексеевича представлены предметы, которые тесно переплетены с его многогранной и плодотворной деятельностью во многих сферах. Тут можно найти научные труды, историю политической деятельности, а также вклад ученого в культуру и образование республики. В окружении результатов его 70-летнего пути состоялась встреча со студентами, он как обычно был в галстуке и с блокнотом перед собой.

«Учеба и познание, стремление что-то понять - это форма и норма жизни для меня» с таких слов начал беседу со студентами Каадыр-оол Бичелдей. Ведь неудивительно, потому что на его примере можно проследить, как один человек может повлиять на жизни многих людей и все это исключительно при помощи науки. Он был тем, кто боролся в оккупированной СССР Туве за сохранение и развитие тувинского языка, традиций и обрядов тувинцев. Все это в то время, когда любые неугодные слова и действия притеснялись правительством. В свое время, вспоминал ученый, тувинский язык считался кухонным и домашним, поэтому сразу после назначения на правомочную должность он определил государственный статус тувинского языка. «Мы все родились в свое время. Мое пришлось на времена перестройки, когда мы активно боролись за свои принципы. Поэтому для меня в 90-х годах было важным инициировать открытие Гимназии №9 города Кызыла, как национальной школы. Важным было и возрождение буддизма, ведь тогда было такое время, что народ стеснялся и боялся, когда все было под запретом. Мне было важно реализовать видение лучшего будущего для Тувы».

Увидеть, что нужно и полезно для тувинского общества тогда, у ученого получилось благодаря науке и знаниям. Поэтому во время своей политической деятельности Каадыр-оол Алексеевич активно поддерживал программу о наличии ребенка с высшим образованием в каждой семье, что значительно улучшило бы состояние образованности населения Тувы. Отметим, что в республике только 17% населения обладают высшим образованием и это по мнению ученого связано с тем, что в республике только один ВУЗ. Данная проблема легко решилась бы если увеличить число ВУЗов, которые будут опираться на качество обучения, а не количество.

По мнению ученого его самым большим достижением помимо науки являются награды, которыми он был удостоен в разный период жизни. Он удостоен звания «Отличник культуры Республики Тыва», награжден Орденом Полярной звезды, что является высшей наградой Монгольской Республики. Герой России Сергей Кужугетович Шойгу отметил его «Почетной грамотой Министерства обороны РФ» и это далеко не весь перечень его заслуг.

Теперь в понимании Каадыр-оола Алексеевича завершающим этапом для него является работа в Национальном музее, где он работает для народа. Тут ему предоставили задачу беречь и сохранить высочайшие ценности тувинского народа, таким видит свою работу в музее директор. «Хотелось бы акцентировать внимание на том, что в моем лице вы видите человека, который прожил успешную жизнь. Однако впереди Вам еще предстоит пройти школу жизни, поэтому нужно учиться, заниматься научной деятельностью и тогда у Вас будет такой спектр возможностей в будущем».

В завершении Каадыр-оол Бичелдей посоветовал студентам установить программу «Тыва танал», чтобы сохранить свой язык, всего четыре шага и в смартфонах будут тувинские буквы. Пригласил их в зал Долины царей, посмотреть на усыпальницу скифских царя и царицы.

В заключительных словах ученого присутствовали следующие слова «Цените знания, науку и самих себя в этой науке. Желаю всем иметь блокнот с планом по завоеванию мира, и чтобы эта цель достигалась при помощи науки».


Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти