Поиск по сайту / Site search

04.02.2020

Женщины – богатырки в хакасском эпосе

Героический эпос, в том числе и хакасский, играют большую роль в формировании национального и культурного идеала, воспитывая чувства патриотизма и любви к родине. Главным героем эпоса, как правило, является богатырь (совершающий великие деяния и наделённый сверхчеловеческой силой), а основанным сюжетом выступает защита родины от иноземных захватчиков. В хакасских алыптых нымахах, якутских олонхо, бурятских улигерах, алтайских кайчорчоках популярна и тема героизации женщин-богатырок. Они тоже борцы за освобождение народа, являясь идеальными героинями.

В хакасском героическом эпосе женщины выступают не только, как хранительницы очага, заботливыми матери, но и как богатырки, в алыптыхе нымахе «Тошпах харахтығ Пора Нинӌi» («Пучеглазая Пора- Нинчи»), записанная от хакасского сказителя П.В. Курбижекова, Пора Нинчи обладая антропоморфными качествами, в образе чёрной лисы «хара тӱлгӱ» сражается с подземными существами. В том числе в этом эпосе ярко обрисованы все женские образы, воплотившие в себе лучшие качества и идеалы народа: это и Харахчын Арыг – свекровь главной героини Пора Нинчи, и невестки её – могучие богатырки – Алып Хыс Хан, Тибен Арыu, Хара Моолай и др.

В другом неопубликованном алыптых нымахе П.В. Курбижекова «Ах ханныy палазы Сайын хан» (1964) представлен образ мудрой сестры, способной противостоять врагам, а также отвечать на вызов и сражаться вместо мужчин:
Богатырь Хара-хан Клич бросил:
«Есть ли храбрейший из богатырей?
На [хребет] Ах-сын с высоким гребнем пусть поднимется.
Если нет храбрейшего из богатырей,
Пусть Алтын-Арыг выходит».
(перевод Н.В. Шулбаева).

***
Одни из самых ярких образов в героическом эпосе хакасов – образы могущественных богатырок Алтын Арыг и Ай Хуучин, записанные от П.В. Курбижекова алыптых нымахи «Ай-Хуучин» и «Алтын Арыг» По словам В.Е. Майногашевой (учёный-фольклорист, занимавшая исследованием и переводом «Ай-Хуучин» и «Алтын Арыг»): Алтын-Арыг неоднократно побеждает врагов своего народа, преследуя их на богатырском коне, и возвращает угнанных людей и скот в родное владение. На земле врага она героически бьётся и побеждает самого главного, сильнейшего из них – Тамы-хана.

И эта борьба и победа девы-богатырки, благодаря которой её народ возвращается из плена на родину, – одна из важнейших тем эпоса.

Идеи патриотизма, самоотверженного служения родине, своему народу лежат и в основе алыптых нымаха «Ай-Хуучин», в котором создаётся образ богатырки, также выполняющей функцию защитницы. «Героический характер богатырки, – пишет В.Е. Майногашева, – основан на осознании ею своих могучих физических сил, своего предназначения – совершать героические деяния во имя чурта и всего солнечного мира, во имя мирной, благополучной жизни. В образе солнечного мира в алыптых нымахе проглядывают контуры хакасского государства с многочисленными феодальными уделами и разноэтническими племенами, народами».

***

Характерными чертами богатырок является способность не отступать, сражаться до конца и добиваться поставленной цели. В приведённых алыптых нымахах общественные мотивы преобладают над личными. Огромная сокровищница героического эпоса хакасов удивляет своим героическим нарративом, представленным различными мотивами и сюжетами, тематикой, композиционной структурой, яркими образами героев, ведущих борьбу против завоевателей: могущественные ханы, богатыри и даже женщины сражаются за независимость и свободу своей прекрасной Родины.

Воспитывая патриотизм в людях, нужно вдохновляться вековыми идеалами народа, его подвигами, его героическим прошлым, что и воплощает и передаёт будущим поколениям героический эпос хакасов.
Источник: Н.В. Шулбаева «Образы женщин-богатырок в героическом эпосе хакасов как символ национальной гордости».
В.А. Тодыков. Иллюстрация к хакасскому эпосу «Алтын-Арыг». 1967.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти