В комментариях Е.Ч. Скржинской к переводу Иордана говориться, что Моммсен в указателе («Index personarum») ссылается на Мюлленгоффа, который вместе с Як. Гриммом сближал термин «anseis» с норманнским названием богов «aesir» (Æsir) и англосаксонским «es». В др.-сканд. это – аss, аs в значении – «боги» (Один, Тор и др.).
С. Флауерс в «Таинства готов» указывает, что тайные племенные традиции готов всецело коренились в культе божественных предков – anseis, формуле состоявшей из двух частей:
1. присутствие божественного, бессмертного, совершенного вещества, не ограниченного временем и пространством, стоящего вне мира.
2. передача этого вещества от человека к человеку, вхождение вещества во время и пространство. Передача осуществляется «по крови», генетически и посредством символического посвящения (усыновление, принятие в воинскую банду).
X. Вольфрам в книге «Готы…» приводит исторические описания подобных посвящений – «превращений в готов». При этом в качестве примера он приводит гуннское посвящение. Один из римских купцов, попадая в плен к гуннам, меняет свой образ жизни и становится хорошим воином. Он добывает себе богатство и свободу, вступает в «гуннский брак», делает военную карьеру. Становится Господином. То есть мы видим, что таинство anseis было равно как у готов, так и у гуннов.
Этимологических вариантов изначального прото-тюркского для готского и скандинавского AS, как предков, может быть, например, др.-тюркское OZA – «прежде, раньше». Также, возможно, подходит хакасское СУС – «луч», как одна из форм души. Или др.-тюркск. AŠ- – «переходить, пересекать», как переход вещества из мира Духа в мир времени и пространства. Или AŠ- – «прибавлять, приумножать», что соотносится с воинскими удачами гунно-готов.
Но более всего Æsir может указывать на этнонимы. На Azir из ассирийских надписей в титуле медийского царя (хана Han-Azir-Uk). Азер – «высокий, возвышенный; муж из племени Аз». Или, например, на племя Азов.
А. Котожеков говорит, что из четырех княжеств Кыргызской землицы, центральное княжество в русских сводках называлось Езерским, а по хакасски «Ызырским», а проживали там «АЗ ИРлер», помимо «азир» (азыр) были племена «чыстанг астар» (таежные Асы), а также «ха-асы», где «ха» имеет значение «превосходные» Асы (Азы). В Большой надписи текста памятника Кюль Тегина упоминается племя AZ (Азов). Также вспомним теленгитский сеок тит-ас (dieti-as – семь Асов), телеутский сеок тöрт-ас (четыре Аса).
Комментариев нет:
Отправить комментарий