Территория современной Москвы и Московский области – это граница двух лесных зон. Север области состоит из хвойных лесов, а с юга – смешанных. Разделителем зон выступает Москва-река.
Заселение территории Северо-Восточной Руси племенами славян активно началось с IX-X веков. Расселяющиеся по новым землям крупные колонизационные потоки славянских племена кривичей, словен и вятичей, двигающиеся с противоположных направлений, встретились в Московской области. Северо-западным путем шли племена кривичей и словен (ильменских славян), с южного направления продвигались вятичские рода.
Кривичи, по данным статьи «На финно-угорских окраинах Древней Руси» советского археолога-слависта Петра Николаевича Третьякова, во многом определяли население Ополья. Ильменские словене, во многом ставшие основой для формирования народности поморов, заселяли северные земли, не пойдя дальше Белого озера .
Кривичи
Кривичи – выходцы с земель Белоруссии, Псковской и Смоленской областей, Приильменья (Ильмень – озеро в Новгородской области). По мнению доктора филологических наук лингвиста В.Н.Топорова, народность представляет собой выходцев из Польши. Эту точку зрения подтверждает и советский антрополог М.М.Герасимов, указывающий на принадлежность кривичей к нордической расе, активно расселявшейся по землям современной России и вытеснившей ранее жившие на ней финно-угорские племена. Наиболее характерно, что в длинных курганах и поселениях кривичей находят много оружия и украшений – височных колец, распространившихся среди других славянских племен.
Вопрос границ между племенами был точно детализирован в результате многочисленных археологических исследований, среди которых наиболее известна книга «Курганы вятичей» доктора исторических наук А.В.Арциховского. Информация о расселении дополняется многочисленными исследованиями Б.Н.Рыбакова («Из истории культуры Древней Руси»), М.Н.Тихомирова («Древнерусские города»), П.Н.Третьякова («Восточнославянские племена»), Т.Н.Никольской («Земля вятичей») и других историков.
Вятичи
Это славянское племя населяло Калужскую, Рязанскую, Орловскую и Воронежские области. Происхождение вятичей вобрало в себя как черты финно-угорского типа, так и восточноевропейского. В книге «Происхождение и этническая история русского народа» основоположника советской антропологии В.В.Бунака утверждается, что вятичи относятся к средиземноморской расе.
В отличие от ценящих красоту и боевые навыки кривичей, вятичи отличались практичностью и свободолюбием. Вятичские поселения более исследованы археологами благодаря хорошей сохранности построек и керамических изделий, выполненных с учетом удобства, хотя и не отличающихся изысканностью.
Племя долгое время сохраняло независимость, сопротивляясь любым попыткам подчинить их. Не преуспели в этом ни послы Киева, ни Святослав. В результате вятичи оставили после себя большое число артефактов, послуживших для воссоздания бытовых особенностей и верований славян.
Встреча на берегах Москвы-реки
Крупная река стало своеобразным водоразделом, отделившим северные земли кривичей от владений вятичей на юге. В центре современной Москвы вятичи перешли реку, образовав в кривичской зоне значительные поселения. В результате данных, полученных в ходе археологических экспедиций, А.В.Арциховский утверждал, что Московский уезд, кроме незначительной территории на севере области, всецело принадлежал вятичам.
Основной для будущей Москвы стали три славянских поселения. Тихомиров, ссылаясь на данные первого хронографа «О зачале царствующего великого града Москвы», а также историки Ходаковский и Арцыбашев, указывают точные местоположения городищ. Первое территориально находилось на месте впадения в Яузу ручья Золотой Рожок, где был выстроен Спасо-Андроников монастырь (метро «Площадь Ильича»). Второе городище находилось в деревне Грачёвка (Грачи) на холме между лощинами реки Неглинной и ручья (м. «Сухаревская» / «Цветной бульвар»), третье находилось у бабьегородской плотины на правом берегу реки, на этом месте ныне расположен Центральный дом художника (м. «Октябрьская» / «Парк Культуры»).
Академик А.А.Шахматов, посвятивший себя изучению славистики и лингвистики, объяснял своеобразный московский городской говор столкновением и слиянием речевых особенностей двух мощных славянских племен. Несмотря на то, что вятичи были в явном большинстве, из языка кривичей будущие москвичи взяли очень многое, почти поровну смешав кривичские и вятичские названия и диалекты. Эта информация подтверждается в монографии «Древняя Москва» академиком М.Н.Тихомировым.
Встретившись на речных берегах, два племени заложили первые поселения, начали активно вести торговлю, общаясь и обмениваясь навыками и достижениями. Доминирование вятичского населения подтверждается находками их традиционных украшений и артефактов, полученных в ходе археологических работ на Боровицком холме.
Историки сходятся во мнении, что славяне никогда не были единым народом, представляя собой разрозненные группы, имеющие собственные племенные обычаи и отличия во внешности и одежде. Однако между собой они придерживались политики нейтралитета, заключая межплеменные браки с последующей ассимиляцией семей.
Формирующаяся общность кривичей и вятичей активно впитывала культурные различия. Опытные бойцы и хорошие дипломаты, кривичи нашли общий язык с практичными, свободолюбивыми вятичами, взаимно обогащая культуру племен.
Спустя два века на землях двух племен, как повествует «Повесть временных лет», в 1147 году на берегах Москвы-реки уже располагалась богатая вотчина, со множеством сел и деревень, обслуживающих московского князя Юрия Долгорукого. Первое упоминание Москвы в истории вряд ли может служить доказательством возникновения поселения в этот период. Доктор русской истории Забелин в книге «История Москвы» со ссылкой на летописи подчеркивает, что прием, устроенный хозяином московских берегов для князя Святослава с дружиной, демонстрировал независимость и богатство поселения, его общность.
Но пришли славяне на земли, населенные голядью ("гольтескифы" в европейских письменных источниках), образовавшихся аналогичным образом от пришедших с запада балтов (пралитовцев) и с востока угро-финнов (прамордва). Славянские поселения не возникли на месте старых голядских, а между ними, тем самым разрывая торговые пути между голядскими селениями и занимались рекетом местного голядского населения.
Да, но пришли славяне на земли, населенные голядью ("гольтескифы" в европейских письменных источниках), образовавшихся аналогичным образом от пришедших с запада балтов (пралитовцев) и с востока угро-финнов (прамордва). Славянские поселения не возникли на месте старых голядских, а между ними, тем самым разрывая торговые пути между голядскими селениями и занимались рекетом местного голядского населения.
ОтветитьУдалить