На изображении Богдан Хмельницкий читает намаз вместе с крымским ханом.
Кардаш татарского — родственник, братец, в переносном значении: друг. (Энциклопедия Фасмера). Кардаш в переводе с азербайджанского - Брат. В ногайском кардаш – «брат», в крымскотатарском и турецком языке Аркардаш значит друг, брат. В восточном Крыму есть скала, называемая Эки-Ага-Кардаш , расположенная на горе Хашки-Кая. Эки-Ага-Кардаш в переводе с татарского - «два брата: старший и младший», где «эки» – «два», «ага» – «старший брат», «кардаш» - «младший брат». Эки-Ага-Кардаш — это скальные изваяния наподобие двух человеческих фигур со сблизившимися головами. Легенда повествует о двух братьях, которых прокляли, за взаимную вражду, и они окаменели.
Кардашляр - мн. число. Братья. В переносном смысле слово «кардаш» давалось при широко распространённом ранее обряде братания; а также - родственник, братец». (Энциклопедия Фасмера). Стамбульский хронист Шемданизаде уверяет в том, что крымцы так называли своих соседей с Запорожья. "Кардаш казаги", а их гетмана "кардаш гетьмани", об этом же пишет турецкий летописец 17 столетия Мустафа Найми и Эвлий Челеби (1611-1682), т. Есть, определение, «Кардаш-казагы» османские историки переняли от татар.
В комментариях к запискам Эвлия Челеби 1654 года читаем пояснение : «Кардаш-казаками, т. е. братскими казаками, турки называли часть украинских казаков, старшины которых в 1624 г. «побратались» и заключили союзный договор с крымским ханом Мухаммед-Гиреем III (1623—1627) и его братом калга-султаном Шахин-Гиреем против турок». Т. е. турки и татары так называли часть украинских казаков, предводители которых «побратались» с крымским ханом Мухаммед-Гиреем III в XVII в. (Челеби).
«Кардаш» образован – от древнетюркского слова «карындаш», обычно сокращаемого в обиходе в «кардаш», что означает «рожденный одной матерью, единоутробный» и, как имя, давалось ребенку, родившемуся от другого (нового) мужа.
Также, слово «кардаш» могло быть образовано от древнего тюркского прозвания Карташ, в котором "кара", значит - "сильный, чёрный" , а "таш" – камень ( "скала"). «Вероятно, такое прозвание получал человек за свою силу и стойкость либо за волевой характер» предполагается в источниках.
Интересно, что турецкие источники пишут об запорожских казаках, как о родственном крымским и ногайским татарам племени, идущие от «ордынских казаков», но если вспомнить ещё Мамая, которого называли, как и запорожских казаков «черкасом», но более подробно, об этом можно почитать по этой ссылке.
«М.С. Грушевский, рассматривая вопрос возникновения украинского казачества, утверждал, что все письменные упоминания о казаках до второй половины XV века связаны только с тюркскими казаками или казаками других народностей, но не славянами» (http://zavalinka-new.ru/2016/07/24/статья-мамай-и-казаки).
Кстати, попробуйте-ка отличить турка от запорожца, не говоря про многочисленные тюркизмы в их языке.
В исторических документах запорожских казаков называют «ордынскими казаками», «кардаш-казаками», но чаще всего «черкасами».
Кандидат исторических наук Анатолий Афганский.
Кардаш Богдан Хмельницкий.
Ярким примером военного сотрудничества казаков и татар было в первые годы восстания под предводительством Богдана Хмельницкого, которое впоследствии переросло в грандиозную войну. В турецких источников , во времена Б. Хмельницкого, «имеющий друзей среди янычар, а также и между татарскими вельможам.» его казаков называли «Кардаш казаклары». В первом томе летописи Самуила Величко — монументального произведения украинской историко-мемуарной прозы XVII-XVIII вв., посвященном событиям Освободительной войны, — татары упомянуты даже в названии: «Сказание о войне казацкой с поляками через Зиновия Богдана Хмельницкого, Гетмана войск запорожских, восемь лет шла. А около двенадцати лет тянулась с другими государствами у поляков, которым он, Хмельницкий, при всесильной Божьей помощи, с казаками и татарами из тяжелого ига выбился…».
Кстати, у Богдана Хмельницкого было четыре имени: Зиновий, Богдан, Богуслав и Кардаш. Современники отмечали, что Хмельницкий знал их язык, традиции и разбирался в вопросах их веры, возможно поэтому, среди четырёх имён присутствовало татарское Кардаш.. В хронике «Тарих-и Ислам Герай хан» (1651 г.) придворного крымского летописца Мехмеда Сенаи, даже сообщается о намерении Богдана Хмельницкого принять Ислам. Восточные хронисты прямо пишут, что лидер запорожских казаков был скрытым мусульманином.
В 1824 году вышел труд польского историка «Выписки из турецкой истории», в котором есть гравюра с изображением Богдана Хмельницкого. На ней лидер казацкого восстания и национальный герой Украины совершает намаз с татарским ханом. Аналогичный рисунок кисти Василия Смирнова есть и в «Истории Крымского Ханства». В турецкой летописи Мустафы Наима «Цветник Гюссейна в изложении событий Востока и Запада» есть, в частности, фрагмент, в котором описывается обращение Богдана Хмельницкого в ислам, еще до начала освободительной войны 1648-1654 годов. Мустафа Наим писал, что в плену казак принял Аллаха, но на родине не проповедовал его и держал свою веру в тайне. В «Цветнике Гюссейна» фигурирует также информация о том, что в ходе переговоров с крымскими татарами Хмельницкий заявил им о своем исповедании ислама. Хан не поверил, но казак совершил с ним вечерний намаз и певческим голосом прочитал Коран. В турецкой и крымской летописи указывается, что приверженность Хмельницкого к исламу начинает проявляться ещё при его общении с крымским ханом Исламом Гиреем, и здесь следует подчеркнуть, тот факт, что Хмельницкий стал гетманом благодаря дружбе с крымским ханомом.
Богдан Хмельницкий в поиске союзника против освобождения от поляков отправился в Крым, и его поддержали. В письме, адресованном украинскому гетману, великий визирь Меллит Ахмет-паша сообщал о том, что султан дал указание крымскому хану об оказании военной помощи Украине. «Прежде они были подданными польских королей. Потом же вследствие характера правления поляков и польских евреев они вышли из повиновения Польше и ровно восемьдесят тысяч вооруженных казаков подчинилось крымскому хану Ислам-Гирей-хану» пишет Эвлия Челеби В источниках сохранилась ещё одна информация: «крымский хан благосклонен и ласков к Запорожскому войску и не только отпустил с Хмельницким четыре тысячи татар во главе с Тугай-беем, но и сам со всеми ордами (если на то будет необходимость) готов будет прибыть в помощь казацкому войску против поляков». Татарские союзники были жизненно необходимы казакам в этой войне. Это только в кино казак мчит степью на лихом коне. На самом деле Запорожское войско состояло в основном из пехоты и, соответственно, мобильностью не отличалось. В середине июня эта 30-тысячная татарская орда во главе с крымским ханом и перекопским мурза Тугай-бей выступили в защиту казаков, а казаки, выйдя из повиновения Польши, « ровно восемьдесят тысяч вооруженных казаков подчинилось крымскому хану Ислам-Гирей-хану».
Вместе с Тугай-беем Хмельницкий одержал две свои самые громкие и славные победы – при Желтых Водах и у Корсуня. В первой битве при Желтых Водах, когда поляки еще не воспринимали восстание всерьез, казаки и татары наголову разгромили лучшие военные силы Речи Посполитой. В сражении под Корсунью противники вывели в поле, куда большие силы. С польской стороны были и крылатые гусары. Но противостоять запорожской пехоте и легкой татарской коннице они не смогли, были окружены и уничтожены. Решающий вклад в это внес Тугай-бей, воины которого совершили обход и атаковали поляков с тыла.
Упоминая злополучную битву под Берестечком, в популярных статьях часто пишут о предательстве татар. Это, мол, и привело тогда к поражению. Действительно союзники Богдана бежали. Но здесь имеем просто ряд неприятных случайностей и совпадений.
Дни битвы совпали с мусульманским праздником Курбан-Байрам, когда ислам запрещает вести войну. Тем не менее, татары в бой вступили. И нужно было такому случиться, что вскоре одно из польских ядер взорвалось почти у ног хана. Ислям III Герай уцелел, а вот Тугай-бей погиб. Татары это восприняли как явную демонстрацию немилости Аллаха из-за нарушения религиозных предписаний и панически бежали с поля боя.
Говорят о предательстве татар и в ключе битвы под Жванцем (сентябрь-декабрь 1653 г.). В этой решающей баталии Польша очутилась на грани неотвратимого разгрома. Казалось бы, что еще чуть-чуть… Но в это время под Жванец пришла весть, что Земский собор принял решение о взятии Запорожского войска под защиту Московского царства и готовности начать войну против Речи Посполитой. Хан прекрасно понимал, что московско-казацкое войско без проблем добьет практически уже раздавленную Речь Посполитую. Понимал он и то, что после этого Москва займется уже Крымом. Ислям III Герай принял единственное верное решение. Он заключил сепаратный мир с королем, а также дал возможность ранее полностью заблокированной и обреченной на неминуемое поражение польской армии отойти. Добивать Польшу, и этим помогать Москве, было себе дороже.
В своей «Книге странствий» Эвлия Челеби писал, что хан Ислам Гирей совершил с казаками Богдана Хмельницкого более 70 походов против Речи Посполитой «С их помощью Ислам-Гирей-хан в течение семи лет ходил на страну поляков ровно семьдесят один раз. В землях Кракова и Данцига, в странах чехов и лесных поляков (*** читается koru leh) и в Швеции они захватили территории шести королевств и за семь лет взяли восемь раз по сто тысяч пленных, а их земли опустошили. Кроме того, из страны поляков было взято еще два раза по сто тысяч пленников-евреев, так что за трубку табака [казаки] давали татарам по одному польскому еврею».
Благодаря «братским отношениям» наиболее сильной Сечь была, именно в эти времена. В это время казаков стали называть «Войско Запорожское», а страну, которую они населяли «Гетманщина», что же касается, татарских союзников, даже православный ортодокс Григорий Грабянка вынужден признать, что боевой побратим Хмельницкого, Перекопский мурза Тугай-Бей, был „воин славный и несказанно отважный“. Самойло Величко пойдет еще дальше, написав: „рабское лядское иго было отрезано и уничтожено казачьей и крымской саблями“.
Комментариев нет:
Отправить комментарий