Как не стать Азиопой и найти свой путь в современном мире
Историческая судьба России формировалась под влиянием трех основных цивилизационных центров: Византийской Империи, Золотой Орды и Европы. В определенном смысле можно говорить, что Россия есть результат наложения трех проектов.
Каждый из них, в свою очередь, является проекцией одной из вершин базового треугольника противоречий. Эти проекты нашли свое выражение, как в политической географии нашей страны, так и в пространстве общественно-политических движений. Рассмотрим эти проекты в их исторической перспективе.
Исторический анализ. Европейский проект — развитие
Прежде всего, это Великий Новгород, а после его разгрома Москвой — Великое Княжество Литовское (ВКЛ). Интересно, что, когда Новгородским князем был Александр Невский (явно тяготевший к иной проектности), европейский проект был проявлен в Галицко-Волынском княжестве.
Позже центром европейского проекта становится Санкт-Петербург. Европейский проект представлен и в общественном движении — партия западников в русской интеллигенции XIX века. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что европейский проект достаточно силен и играет важную роль в развитии российской государственности. При этом на протяжении всей истории этот проект постоянно репрессируется.
Основная интенция европейского проекта — уважение к отдельной личности, а также — просвещение, развитие науки, искусства, образования, а следовательно и промышленности.
Высшим проявлением этого проекта, по видимому, стоит считать достижения в освоении космоса и в ядерной индустрии.
В настоящее время этот проект представлен частью интеллигенции и западными направлениями христианства (католики и протестанты). Центр — Санкт-Петербург.
Византийский проект. Стабильность
Первоначальным центром, по всей видимости, можно считать Киев, поскольку крещение князя Владимира определила дальнейшее развитие Руси в Византийском фарватере. Затем центром становится Москва, что и выражается в концепции «Москва — Третий Рим». В общественном движении этот проект представлен славянофилами.
Основные позиции византийского проекта следующие: государство понимается как высшая ценность, стремление к имперскому типу государственного устройства и мессианское самосознание народа.
В настоящее время это — доминирующий проект в российском обществе, его поддерживают многие силы, прежде всего — РПЦ. Центр — Москва.
Ордынский (степной) проект. Спонтанность
Изначальный значимый для России центр данного проекта — это столица Золотой Орды Сарай. Можно однозначно говорить, что этот проект также ярко представлен в российской истории, что можно видеть хотя бы из того, что Россия занимает территорию, практический совпадающую с Великим монгольским улусом.
Однако после распада Орды и разгрома Казанского ханства, его невозможно локализовать его в определенном месте. В общественном движении он представлен казачеством, первопроходцами и евразийцами (Трубецкой, Гумилев и так далее).
Основная интенция — свобода, прежде всего — свобода передвижения. Стремление к открытию неизведанного, преодолению препятствий
В настоящее время также трудно выделить центр этого проекта и общественные силы, которые его олицетворяют. Возможно, это ислам и буддизм.
Анализ ситуации
На первый взгляд Россия имеет в своем основании идеальную картину — есть классический баланс, который может стать основанием для нормального развития страны и ее народа. Но на практике ситуация иная: история России в основном представляет собой чередование периодов тоталитаризма и смуты. Похоже, что в нашей истории произошел перекос, при котором один проект — Византийский, присвоил себе исключительное право определять путь России.
Историческая судьба России формировалась под влиянием трех основных цивилизационных центров: Византийской Империи, Золотой Орды и Европы. В определенном смысле можно говорить, что Россия есть результат наложения трех проектов.
Каждый из них, в свою очередь, является проекцией одной из вершин базового треугольника противоречий. Эти проекты нашли свое выражение, как в политической географии нашей страны, так и в пространстве общественно-политических движений. Рассмотрим эти проекты в их исторической перспективе.
Исторический анализ. Европейский проект — развитие
Прежде всего, это Великий Новгород, а после его разгрома Москвой — Великое Княжество Литовское (ВКЛ). Интересно, что, когда Новгородским князем был Александр Невский (явно тяготевший к иной проектности), европейский проект был проявлен в Галицко-Волынском княжестве.
Позже центром европейского проекта становится Санкт-Петербург. Европейский проект представлен и в общественном движении — партия западников в русской интеллигенции XIX века. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что европейский проект достаточно силен и играет важную роль в развитии российской государственности. При этом на протяжении всей истории этот проект постоянно репрессируется.
Основная интенция европейского проекта — уважение к отдельной личности, а также — просвещение, развитие науки, искусства, образования, а следовательно и промышленности.
Высшим проявлением этого проекта, по видимому, стоит считать достижения в освоении космоса и в ядерной индустрии.
В настоящее время этот проект представлен частью интеллигенции и западными направлениями христианства (католики и протестанты). Центр — Санкт-Петербург.
Византийский проект. Стабильность
Первоначальным центром, по всей видимости, можно считать Киев, поскольку крещение князя Владимира определила дальнейшее развитие Руси в Византийском фарватере. Затем центром становится Москва, что и выражается в концепции «Москва — Третий Рим». В общественном движении этот проект представлен славянофилами.
Основные позиции византийского проекта следующие: государство понимается как высшая ценность, стремление к имперскому типу государственного устройства и мессианское самосознание народа.
В настоящее время это — доминирующий проект в российском обществе, его поддерживают многие силы, прежде всего — РПЦ. Центр — Москва.
Ордынский (степной) проект. Спонтанность
Изначальный значимый для России центр данного проекта — это столица Золотой Орды Сарай. Можно однозначно говорить, что этот проект также ярко представлен в российской истории, что можно видеть хотя бы из того, что Россия занимает территорию, практический совпадающую с Великим монгольским улусом.
Однако после распада Орды и разгрома Казанского ханства, его невозможно локализовать его в определенном месте. В общественном движении он представлен казачеством, первопроходцами и евразийцами (Трубецкой, Гумилев и так далее).
Основная интенция — свобода, прежде всего — свобода передвижения. Стремление к открытию неизведанного, преодолению препятствий
В настоящее время также трудно выделить центр этого проекта и общественные силы, которые его олицетворяют. Возможно, это ислам и буддизм.
Анализ ситуации
На первый взгляд Россия имеет в своем основании идеальную картину — есть классический баланс, который может стать основанием для нормального развития страны и ее народа. Но на практике ситуация иная: история России в основном представляет собой чередование периодов тоталитаризма и смуты. Похоже, что в нашей истории произошел перекос, при котором один проект — Византийский, присвоил себе исключительное право определять путь России.