13 июня 2012 г., на 99-м году жизни, скончался sidi Роже Гароди, человек-эпоха, политический философ, писатель, драматург, политик, патриарх того, что мы называем «исламокоммунизмом». Он прожил интереснейшую, насыщенную жизнь, полную дерзости ума и искренних, безоглядных на шум толпы духовных движений. Мы гордимся этим сыном Уммы и просим Аллаха о принятии его мятежной души и вознаграждении её Раем. Инна ли Лляхи ва инна иляйхи раджиюн!
Роже Гароди родился в 1913 г. в Марселе в семье гугенотов и представителей рабочего класса. В четырнадцать лет он, то ли бунтуя против семейных устоев, то ли сознательно выбирает протестантизм, которому следует со всей убеждённостью. В 1936 г. Гароди защищает кандидатскую диссертацию по философии в Страсбургском университете и получает профессорское назначение в лицей Альби. Чуть ранее, в 1933 г. он становится марксистом, связывая это событие с приходом Гитлера к власти в Германии. Строгий антифашист Гароди вливается в ряды левого крыла французского движения Сопротивления и борется с Вишистским режимом. Благодаря встрече с Морисом Торезом в 1937 г. Гароди открываются горизонты фундаментального марксизма, служение которому на долгие годы вперёд определит его интеллектуальную и политическую биографию. В 1937-м Гароди призывают в армию и на фронт, где он, по отзывам сослуживцев, проявляет редкое боевое мужество и рвение.
Вишисты арестовали Гароди и 14 сентября 1941 г. упекли как военного преступника в жуткий алжирский концлагерь «Джельфа». Здесь, посреди Сахары, его и группу сопротивленцев приговорили к расстрелу. Безоружные узники под началом Гароди подняли общелагерное восстание, которое иногда называют «Бухенвальдом Магриба». Оно было закономерно подавлено, и мятежникам грозила самая печальная участь, если бы не одно «но». Охранявшие заключённых мусульмане-алжирцы, не питая в общем-то никаких дружелюбных чувств к французам, благородно отказались стрелять в этих отчаянных людей. Жизнь 28-летнего Гароди, о чём он сам вспоминал в мемуарах, спасла принципиальность мусульманских солдат: человек с ружьём не стреляет в безоружного.
Из концлагеря он вышел в феврале 1943-го и сразу возглавил редакторскую службу алжирского вещания «Радио Франции». В те же годы он, лауреат Военного Креста и других медалей, присоединился к Коммунистической партии Франции (КПФ), будучи персональным помощником её генсека Андре Марти. Талант, блестящее ораторское мастерство и могучий интеллект Гароди позволили ему вскоре стать главным идеологом французских коммунистов. Последовательно он был избран депутатом Учредительного собрания (1945-1946 гг.), депутатом Национального собрания (1946-1951 гг.), спикером фракции КПФ в Парламенте страны, а затем и сенатором от Парижа. С 1965 по 1970 гг. Гароди – член Политбюро КПФ, вице-председатель Национального собрания (1959-1962 гг.).
В эти годы, несмотря на принадлежность к красному лагерю и доселе жёсткую антиклерикальную риторику, в нём неожиданно просыпается традиционалистский дух и Гароди возвращается в лоно католической Церкви. Он высказывает одобрение теологии освобождения и одним из первых левых теоретиков начинает социальный диалог марксизма и христианства. Гароди заявляет: «Марксизм оказался бы обеднённым, если бы святой Павел, святой Иоанн Креститель или Паскаль стали для него чуждыми, но и христианство оказалось бы обеднённым, если бы для него стал чуждым марксизм». Он становится духовным послушником влиятельного католического подвижника современной Франции – францисканского аббата Пьера (Анри Антуана Груэса), основателя международной благотворительной организации «Эммаус». Отец Пьер всегда поддерживал Гароди, даже не смотря на их частые несовпадения в оценках и мнениях по многим вопросам.
Ученик продолжает научно-педагогическую деятельность и в 1953 г. защищает в Сорбонне диссертацию по гносеологии материализма. Он преподаёт в Университете Пуатье и университете Клермон-Ферран, где входит в ожесточённые контры с классиком философии постмодернизма, «умным педиком» Мишелем Фуко. Вскоре Гароди становится почётным профессором в университетах Турции. В 1952 г. Гароди назначают собственным корреспондентом официальной газеты французских коммунистов «L’Humanité» в Москве. На этот период приходится его личное знакомство и общение со Сталиным, Ильёй Эренбургом и другими представителями советской элиты. В 1954 году он вновь приезжает в СССР и становится доктором философии Академии Наук СССР.
В апреле-месяце 1970 г. Роже Гароди был исключён из КПФ за открытую критику советского вторжения в Чехословакию 68-го. Это известие сразу дошло до советского руководства: на одном из пленумов ЦК КПСС Брежнев даже посвятил целый доклад «ренегату Гароди». Существует версия о том, что раздражение Гароди начал вызывать у ортодоксальных марксистов уже давно, ещё как директор Центра марксистских исследований и разработок и один из лидеров партии. В отличие от коллег он рос и смело развивал левый дискурс, со временем придя к идеям, близким к левому автономизму и коммунитаризму. Он с радостью принял студенческие волнения того же года в Париже и был, как считается, одним из «крёстных отцов мая 1968-го». Поэтому невозможно с точностью сказать, что сильнее повлияло на разрыв Гароди с официозными коммунистами: его плодотворная умственная работа или непримиримая критика советского инвазионизма и тоталитарщины. Одно можно сказать точно: КПФ слишком дорожила отношениями с Москвой, а высказывания Гароди о том, что СССР больше не является социалистической страной, вызывали в Кремле бешенство.
Через дюжину лет, в 1982 г. он принимает Ислам под новым именем Раджа Джаруди, чем потрясает мировую общественность. Мыслитель так комментировал принятие мусульманской религии, которое тогда многим казалось странностью: «Да, сегодня я мусульманин! Вы спрашиваете, почему я принял Ислам? Своим выбором я опередил эпоху». Своё окончательное разочарование в христианстве он обосновывает судьбоносной подменой образа библейского Христа лживым павлианством, а также бесконечными контроверзами Ветхого и Нового Заветов. Став мусульманином, Гароди сосредотачивается на проблематике палестинского противления сионизму и на исламском возрожденчестве. В Кордове он основывает «Фонд Роже Гароди» для привлечения научно-исследовательского внимания к наследию исламской Андалузии и истории Ислама позднего европейского средневековья. В 1988 г. Гароди принимает активное участие международном проекте Зимний Университет, организованном мусульманской общиной ЮАР. Читает лекции на форуме ведущих исламских интеллектуалов мира в Кейптаунском университете, пишет труды, посвященные мусульманской религии и пользующиеся мировым успехом.
Саудовский главмуфтий Бин Баз даже назначает Гароди членом Всемирного верховного совета мечетей. Однако позже Бин Баз позволял себе нелицеприятные отзывы о Гароди в виду его слишком большой интеллектуальной самостоятельности и оригинального взгляда на сочетание Ислама и марксизма. Отказ Роже исповедовать пещерный ваххабизм и преданность независимым политическим и этико-философским воззрениям заставляли Бин База отпускать злобные комментарии в духе «этот сам себе на уме философ», «этот лицемер» и т.д. Сам Гароди видит истинные причины своего конфликта с агрессивным ваххабитским истеблишментом в том, что он всегда был верен утверждению: «Исламизм – болезнь Ислама, причина его упадка и извращения».
Но мусульманский мир принял Гароди с распростёртыми объятиями. Он получал существенную финансовую, моральную и общественно-политическую подпитку от своих зарубежных единоверцев. Чего стоит один тот факт, что в нужный момент 160 членов парламента теократического Ирана выступили с петицией в защиту Гароди, когда против него во Франции была развёрнута очередная кампания травли. Высшее духовное и государственное руководство Ирана регулярно приглашало Гароди в Тегеран на те или иные важные политические события. Глава республики – аятолла Али Хаменеи – желая пощекотать нервы израильтянам, описывал Гароди как «человека с нацистскими повадками». В соседнем Ливане лидер шиитско-марксистской военно-политической организации «Хезболла» — д-р Хасан Насраллах – убивался по поводу ареста в 2006 г. французскими властями уже пожилого Гароди. Он называл Гароди «великим мыслителем Франции» и неизменно отмечал его важный вклад в распространение ревизионистских идей на Ближнем Востоке.
От персов и шиитов не отставали и арабы-сунниты. В 1999 г. сообщество интеллектуалов Иордании признало Гароди «важнейшей персоной международной культуры в ХХ веке». Им вторил бывший вице-президент Сирии Абдульхалим Хаддам, который назвал Гароди «величайшим современным философом Запада». Ещё дальше пошёл Муаммар Каддафи, который величал Гароди «самым выдающимся европейским философом со времён Платона и Арситотеля». Более того, Каддафи в 2002 г. присудил Гароди Премию Джамахирии за права человека. Высочайшее признание он получил даже от саудитов: именно Гароди в 1986 г. стал обладателем Международного приза Короля Фейсала в номинации «дело служения Исламу». Получая эту премию, Гароди во всеуслышание заявил: «Я вхожу в Ислам с Карлом Марксом в одной руке и с Новым Заветом в другой, в том числе, с пророками Израиля».
Со времени обращения в Ислам Роже Гароди стал яростным антисемитом и даже считался проводником соответствующих идей в мусульманский интеллектуалитет. Он вплотную занялся ревизионистскими исследованиями, отрицал Холокост и оправдывал преследования евреев в гитлеровской Германии откровенно подрывными, про-британскими действиями оных. Еврейские антидиффамационные круги очень болезненно реагировали на Гароди, и итогом его войны с сионизмом стало уголовное преследование за книгу «Основополагающие мифы израильской политики». В 1995 г. суд в связи с якобы нарушением Закона о запрете отрицания нацистских преступлений оштрафовал всех лиц, причастных к публикации этой книги – от собственно автора до издателя Пьера Гийома. Конкретно Гароди ещё и впаяли новый тюремный срок, благо что условный.
Мусульманский же мир мгновенно ответил широкомасштабной поддержкой Гароди, международным давлением на французское судейство. Штраф же был оплачен лично супругой президента ОАЭ, шейха Зайда ибн Султана ан-Нахайяна. Арабы перевели эту книгу и зимой 1998 г. она стала едва ли не ключевым событием знаменитой Международной книжной ярмарки в Каире. Был организован сильный пиар книги, и она быстро разлетелась суммарным тиражом в несколько миллионов экземпляров. Любой заинтересованный читатель может ознакомиться с этой работой и в русском её переводе. Также доступен её полный текст на украинском языке.
В целом с 1990-х годов о политической ориентации Гароди стало принято говорить, как об ультраправой и архиреакционной. Таким образом, вчерашний теоретик марксизма № 1 сегодня казался едва ли не фашистом. Известно его влияние на лагерь Жана-Мари Лё Пена и вообще крайне правый политический фланг. Но куда более убедительной и объективной точкой зрения видится, что «осенний патриарх» Роже Гароди был скорее национал-большевиком, антиамериканистом и сторонником евразийской теории в её свежем издании. Он внёс значительный вклад в становление т.н. «французской школы евроазиатов», выдвинув концепцию блока «Европа-Азия» (не удивительно, что из «штанов Гароди» вырос даже одиозный Гийом Фай со своими полуплагиаторскими идеями). Что касается антиамериканской позиции профессора, то тут он являлся одним из зачинателей кампании бойкота американских и израильских товаров, захлестнувшей страны Азии и Африки, а где-то – например, в мусульманском мире – даже ставшей принципиальной чертой джихадистского стиля. В своём интервью известному коммунитаристу Люку Мишелю Гароди признавался, что его цель – создать мультитюдный Всемирный фронт против империализма, «в котором уживалась бы всякая специфичность».
Мсьё Гароди оставил более 50 книг, посвяшённых, главным образом, политической философии и марксизму. В его богатейшем, основательном, многоплановом наследии сочетаются мемуары, художественные романы, пьесы, работы по эстетике, исламоведению, истории философии, экзистенциализму и искусствоведению, острые полемические сочинения, ревизионистские труды. Роже Гароди ненавидел интегризм и воевал против него всеми силами. У него вышел цикл книг, каждая из которых посвящена какому-либо отдельно взятому интегризму: христианскому, сионистскому или исламистскому.
Особенно можно назвать такие сочинения Гароди, как: «Антей», «Коммунизм и возрождение культуры Франции», «Восьмой день творения», «Исторический вклад арабской цивилизации», «Французские источники научного социализма», «Церковь, коммунисты и христиане», «Коммунистический Манифест. Революция в истории социалистической мысли», «Материалистическая теория познания», «Свободы», «Козни против марксизма», «Открытые вопросы к Жану-Полю Сартру», «Сюрреализм в реальном мире: путь Луи Арагона», «Перспективы человека», «Бог умер», «Что такое марксистская мораль?», «Из безбрежного реализма. Пикассо, Сент-Джон Перс, Кафка», «Карл Маркс», «Об анафемах в диалоге», «Марксизм в ХХ столетии», «Мысль Гегеля», «Китайская проблема», «Ленин», «О реализме ХХ века. Исследования по Фернану Леже», «О модели французского социализма», «Можно ли быть коммунистом сегодня?», «Свободы живущих к неспокойные времена», «Великий разворот социализма», «Марксисты и христиане лицом к лицу», «Вся правда», «Надежда на реконкисту», «Альтернативы», «Танцуя свою жизнь», «60 работ, предвосхитивших будущее», «Слова человеческие», «Проект надежды», «О диалоге цивилизаций», «Кем вы меня считаете?», «Воззвание к живым», «Как человек стал человеком», «Ещё есть время, чтобы жить», «Обещания Ислама», «О появлении женщины», «Дело Израиля: политический сионизм», «Обучение в диалоге цивилизаций», «Биография ХХ века», «За Ислам ХХ века. Севильская хартия», «Могильщикам – новый вызов жизни», «Лишь только мой век», «Фундаментализм», «Выступающие против Великой французской революции», «Прочь, ночь!», «Нужен ли нам Бог?», «Памятуй. Краткая история СССР», «К войне религий. Дебаты эпохи», «Ислам и фундаментализм», «Основополагающие мифы израильской политики», «Величие и упадок Ислама», «Ответ на линчевание аббата Пьера и Роже Гароди со стороны СМИ», «Мои свидетели», «США – авангард упадка», «Суд над израильским сионизмом», «Грядущее», «Суд над свободой», «Ислам на Западе. Дух Кордовы», «XXI век: глобальное самоубийство или воскрешение?», «Западный терроризм», «Что такое антиамериканизм?», «48-й Прометей», «Пусть докажут, что я не прав», «Интегризм», «Куда мы движемся?».
И это перечень произведений, не считая бесчисленного множества написанных им статей, данных интервью и прочитанных лекций. О самом же Роже Гароди, его духовной биографии и политической философии имеется немалое количество литературы. Мы бы выделили работы Р. П. Коттьера, Сержа Перротино, Клода Глемана, Андре Дюплё, Салима Бустро, Лемба Тиебва, Робера Гулона, Михаэля Празана и Адриана Минара.
http://malikit.livejournal.com/517131.html
P.S. от редакции:
В Париже на 98-м году жизни скончался писатель-философ, левый активист Роже Гароди. Как сообщает «Франс-Пресс» бывший лидер французских интеллектуалов-коммунистов скончался еще в среду. Однако известно об этом стало только сегодня. За свою жизнь Роже Гароди прошел путь от набожного христианина до поборника ислама. От молодежного коммунистического лидера до французского сенатора. Гароди был автором антифашистского романа-дневника «Антей» (1946), романа «Восьмой день творения» (1947). Самое спорное его произведение – «Основополагающие мифы израильской политики», в которой он поставил под сомнение существование газовых камер во время Второй мировой войны. За эту книгу он был привлечен к уголовной ответственности во Франции и, по мнению многих интеллектуалов, стал «пропагандистом антисемитизма в мусульманском мире».
Из интервью (1997):
«…я написал книгу о сионистском интегризме, и тогда на меня напустили правосудие и полицию. Сначала мне запретили присутствовать на дискуссиях. Затем выступили с очернительством и клеветой. Но никто никогда не дал ни одного аргумента, доказывающего, что я ошибся хотя бы по какому-то пункту.
…Основной тезис защиты состоит в следующем: меня хотели увлечь в ту область, которая мне совсем не принадлежит. Решили, что я написал историческую книгу, поэтому стали оспаривать цифры, которые там содержались, и прочее. Я не писал книгу об истории, я повторил лишь то, что было сто раз сказано до меня научным сообществом, — про Освенцим, например, по поводу которого сначала говорили о 4 миллионах убитых, а потом принялись говорить об 1 миллионе. Я лишь повторил эти цифры, я ничего не выдумал.
Я написал не историческое произведение, это политическая книга. И называется она “Основополагающие мифы израильской политики”. Целью моей было показать, что израильская политика — как инструмент американской политики — приводит к войне.
…первая строчка моей последней книги гласит: “Это история ереси — ереси сионистской”. Это было идеей всех раввинов в тот момент, когда Теодор Герцль основал сионизм.
Все неприятности, которые я испытываю сегодня, основываются на ложном отождествлении иудаизма, который является уважаемой мною религией, с сионизмом, являющимся политикой, против которой я выступаю. К этому добавляется идея, согласно которой тот, кто выступает против этого внешнего давления, является террористом. Подобный язык заимствован у Гитлера. Во время гитлеровской оккупации любой боец сопротивления считался террористом. А сегодня, я думаю, мы пришли к тому же пониманию из-за американского влияния. Или ты коллаборационист, или ты участник сопротивления. Здесь я все-таки выбираю последнее.
…Я совсем не привержен паневропейской идее. Я считаю, что существует европейская культура, но я не думаю, что это может стать базой для какого-то объединения.
Не забывайте, что когда Европа стала господствовать в мире — в период Ренессанса — основные открытия, которые лежали в основе этого, пришли в Европу из Китая. Я говорю о компасе, руле, порохе, бумаге. В этом ведь нет ничего европейского. Все это пришло к нам из китайской цивилизации или было привнесено арабами.
В этом контексте я опасаюсь самоизоляции Европы, или что она будет зависеть от кого-то другого. Европа, какой она является сейчас — это клуб старых колониалистов, идет ли речь об Англии или Франции, о Бельгии, Испании, Португалии… Поэтому я им не верю. В Маастрихтском договоре, который будет навязан нам, трижды повторяется, что Европа может быть только европейской опорой атлантического альянса. То есть старые колонизаторы сами теперь будут колонизованы.
Скажем, в экономической сфере во Франции нас заставляют отдавать 16% земли, чтобы оставить место для американских производителей зерновых. То же самое происходит в аэронавтике, информатике, промышленности и, в особенности, культуре. В настоящее время убивается не только европейская, но и любая другая культура — та, что возникла на заре христианства, когда действительно было полное единение.
…Наши проблемы не могут быть решены военным путем. К сожалению, Соединенные Штаты обладают мощной техникой разрушения. Это они уже продемонстрировали в Ираке. Но в своем теперешнем экономическом положении Америка является страной, которая больше всех задолжала в мире. Сотни банков каждый год терпят крах. Америка живет больше спекуляцией, чем производством. Она экспортирует свою безработицу в Европу. Процветает она за сечт политики доллара, и это нельзя недооценивать.
…Америка, которая вдруг потеряет два миллиарда клиентов, станет обреченной на провал. Вот почему бойкот Соединенных Штатов, начиная от Кока-Колы и кончая Уолтом Диснеем, и в особенности, американскими фильмами, является основным элементом нашей битвы и нашей победы.
…отказаться от любых покупок у Соединенных Штатов. Пусть мы будем покупать в Японии, Германии, Италии, Франции, если каких-то продуктов кому-то не хватает. Главное, чтобы из этого круга совершенно выпали Соединенные Штаты. Европе, я думаю, нужно выйти из Всемирной Торговой Организации, Всемирного Банка, Международного Валютного Фонда, выйти из всех тех организаций, которые являются символом американского господства.
…Я не стал бы говорить о коалиции, потому что сам термин “коалиция” ставит эту проблему как бы в военные рамки. По моему мнению, эта проблема скорее политического характера. Она состоит в том, чтобы разрушить американский колосс на глиняных ногах, колосс по своим средствам, технике, армии, но со слабым звеном в лице экономики. Поэтому именно по ней нужно нанести удар. Я говорю не о коалиции, но о том, что нужно обратить идею эмбарго против них же самих. Эта идея недопустима в отношении стран, к которым она сейчас применяется, например, против Ирака, Ливии или Кубы.
…в моей жизни нет ничего случайного, все идет закономерно.
Я стал коммунистом в 1933 году, то есть в тот момент, когда капитализм находился в великом кризисе и когда Гитлер пришел к власти. Я выступил на стороне тех, кто сражался против фашистской диктатуры и против нищеты в мире. Я стал христианином по тем же самым причинам и в такой же момент. Я был одним из зачинателей марксистско-христианского диалога, не только в Европе, но также и в Канаде, США и других странах. А сегодня мои усилия как мусульманина направлены против интегристского извращения ислама. То есть, Вы видите, здесь есть определенная преемственность между моими обязательствами, которые я принял на себя, когда мне было 20 лет в рамках Французской компартии, и моими теперешними обязательствами. Моя самая большая радость заключается в том, что я остался верен своим мечтам, которые были у меня в двадцать лет.
(о Сталине) …Знаете ли, я написал на эту тему две книги. Это “Куда мы движемся?”, которая является краткой историей Советского Союза, а также одна из глав в мемуарах, где я рассказывал о своих злоключениях сталиниста при Хрущеве. Я думаю, что о любых вещах надо судить с исторической точки зрения. К сожалению, всегда ищут дьявола, чтобы оправдать трудности. Не то, что я думаю о Сталине как об ангеле или о святом. …Я думаю, что на фигуру Сталина нужно смотреть в историческом плане. В сущности, тогда была осада: вспомним, что железный занавес выдумали не русские, а Клемансо и Черчилль, которые говорили о необходимости натянуть занавес из железной проволоки и задушить Советский Союз голодом. …Когда Сталин говорил в 1931 году: “Если мы не будем производить 10 миллионов тонн стали в год, то меньше чем за 10 лет нас раздавят”, он был прав. Десять лет, то есть, 1941 год. Если бы он тогда не совершил то невероятное усилие, которое, действительно, с человеческой точки зрения, стоило очень дорого, мы бы сейчас жили еще в эпоху Освенцима.
…Я понимаю национальную идею в том смысле, что она является защитой культуры против американской антикультуры. И в этом ее суть и ее достоинство. На мой взгляд, задача состоит в том, что нации не должны искать средства подчинить одних другим, но наоборот: объединить свои усилия для того, чтобы создать то, что я называю “симфоническим единством мира”, привнося в это свою культуру, религию, технику и прочее. Вот по такому пути мы должны идти.
Это не предполагает устранения различий — при условии, что эти различия не будут противопоставляться одни другим.«
Роже Гароди родился в 1913 г. в Марселе в семье гугенотов и представителей рабочего класса. В четырнадцать лет он, то ли бунтуя против семейных устоев, то ли сознательно выбирает протестантизм, которому следует со всей убеждённостью. В 1936 г. Гароди защищает кандидатскую диссертацию по философии в Страсбургском университете и получает профессорское назначение в лицей Альби. Чуть ранее, в 1933 г. он становится марксистом, связывая это событие с приходом Гитлера к власти в Германии. Строгий антифашист Гароди вливается в ряды левого крыла французского движения Сопротивления и борется с Вишистским режимом. Благодаря встрече с Морисом Торезом в 1937 г. Гароди открываются горизонты фундаментального марксизма, служение которому на долгие годы вперёд определит его интеллектуальную и политическую биографию. В 1937-м Гароди призывают в армию и на фронт, где он, по отзывам сослуживцев, проявляет редкое боевое мужество и рвение.
Вишисты арестовали Гароди и 14 сентября 1941 г. упекли как военного преступника в жуткий алжирский концлагерь «Джельфа». Здесь, посреди Сахары, его и группу сопротивленцев приговорили к расстрелу. Безоружные узники под началом Гароди подняли общелагерное восстание, которое иногда называют «Бухенвальдом Магриба». Оно было закономерно подавлено, и мятежникам грозила самая печальная участь, если бы не одно «но». Охранявшие заключённых мусульмане-алжирцы, не питая в общем-то никаких дружелюбных чувств к французам, благородно отказались стрелять в этих отчаянных людей. Жизнь 28-летнего Гароди, о чём он сам вспоминал в мемуарах, спасла принципиальность мусульманских солдат: человек с ружьём не стреляет в безоружного.
Из концлагеря он вышел в феврале 1943-го и сразу возглавил редакторскую службу алжирского вещания «Радио Франции». В те же годы он, лауреат Военного Креста и других медалей, присоединился к Коммунистической партии Франции (КПФ), будучи персональным помощником её генсека Андре Марти. Талант, блестящее ораторское мастерство и могучий интеллект Гароди позволили ему вскоре стать главным идеологом французских коммунистов. Последовательно он был избран депутатом Учредительного собрания (1945-1946 гг.), депутатом Национального собрания (1946-1951 гг.), спикером фракции КПФ в Парламенте страны, а затем и сенатором от Парижа. С 1965 по 1970 гг. Гароди – член Политбюро КПФ, вице-председатель Национального собрания (1959-1962 гг.).
В эти годы, несмотря на принадлежность к красному лагерю и доселе жёсткую антиклерикальную риторику, в нём неожиданно просыпается традиционалистский дух и Гароди возвращается в лоно католической Церкви. Он высказывает одобрение теологии освобождения и одним из первых левых теоретиков начинает социальный диалог марксизма и христианства. Гароди заявляет: «Марксизм оказался бы обеднённым, если бы святой Павел, святой Иоанн Креститель или Паскаль стали для него чуждыми, но и христианство оказалось бы обеднённым, если бы для него стал чуждым марксизм». Он становится духовным послушником влиятельного католического подвижника современной Франции – францисканского аббата Пьера (Анри Антуана Груэса), основателя международной благотворительной организации «Эммаус». Отец Пьер всегда поддерживал Гароди, даже не смотря на их частые несовпадения в оценках и мнениях по многим вопросам.
Ученик продолжает научно-педагогическую деятельность и в 1953 г. защищает в Сорбонне диссертацию по гносеологии материализма. Он преподаёт в Университете Пуатье и университете Клермон-Ферран, где входит в ожесточённые контры с классиком философии постмодернизма, «умным педиком» Мишелем Фуко. Вскоре Гароди становится почётным профессором в университетах Турции. В 1952 г. Гароди назначают собственным корреспондентом официальной газеты французских коммунистов «L’Humanité» в Москве. На этот период приходится его личное знакомство и общение со Сталиным, Ильёй Эренбургом и другими представителями советской элиты. В 1954 году он вновь приезжает в СССР и становится доктором философии Академии Наук СССР.
В апреле-месяце 1970 г. Роже Гароди был исключён из КПФ за открытую критику советского вторжения в Чехословакию 68-го. Это известие сразу дошло до советского руководства: на одном из пленумов ЦК КПСС Брежнев даже посвятил целый доклад «ренегату Гароди». Существует версия о том, что раздражение Гароди начал вызывать у ортодоксальных марксистов уже давно, ещё как директор Центра марксистских исследований и разработок и один из лидеров партии. В отличие от коллег он рос и смело развивал левый дискурс, со временем придя к идеям, близким к левому автономизму и коммунитаризму. Он с радостью принял студенческие волнения того же года в Париже и был, как считается, одним из «крёстных отцов мая 1968-го». Поэтому невозможно с точностью сказать, что сильнее повлияло на разрыв Гароди с официозными коммунистами: его плодотворная умственная работа или непримиримая критика советского инвазионизма и тоталитарщины. Одно можно сказать точно: КПФ слишком дорожила отношениями с Москвой, а высказывания Гароди о том, что СССР больше не является социалистической страной, вызывали в Кремле бешенство.
Через дюжину лет, в 1982 г. он принимает Ислам под новым именем Раджа Джаруди, чем потрясает мировую общественность. Мыслитель так комментировал принятие мусульманской религии, которое тогда многим казалось странностью: «Да, сегодня я мусульманин! Вы спрашиваете, почему я принял Ислам? Своим выбором я опередил эпоху». Своё окончательное разочарование в христианстве он обосновывает судьбоносной подменой образа библейского Христа лживым павлианством, а также бесконечными контроверзами Ветхого и Нового Заветов. Став мусульманином, Гароди сосредотачивается на проблематике палестинского противления сионизму и на исламском возрожденчестве. В Кордове он основывает «Фонд Роже Гароди» для привлечения научно-исследовательского внимания к наследию исламской Андалузии и истории Ислама позднего европейского средневековья. В 1988 г. Гароди принимает активное участие международном проекте Зимний Университет, организованном мусульманской общиной ЮАР. Читает лекции на форуме ведущих исламских интеллектуалов мира в Кейптаунском университете, пишет труды, посвященные мусульманской религии и пользующиеся мировым успехом.
Саудовский главмуфтий Бин Баз даже назначает Гароди членом Всемирного верховного совета мечетей. Однако позже Бин Баз позволял себе нелицеприятные отзывы о Гароди в виду его слишком большой интеллектуальной самостоятельности и оригинального взгляда на сочетание Ислама и марксизма. Отказ Роже исповедовать пещерный ваххабизм и преданность независимым политическим и этико-философским воззрениям заставляли Бин База отпускать злобные комментарии в духе «этот сам себе на уме философ», «этот лицемер» и т.д. Сам Гароди видит истинные причины своего конфликта с агрессивным ваххабитским истеблишментом в том, что он всегда был верен утверждению: «Исламизм – болезнь Ислама, причина его упадка и извращения».
Но мусульманский мир принял Гароди с распростёртыми объятиями. Он получал существенную финансовую, моральную и общественно-политическую подпитку от своих зарубежных единоверцев. Чего стоит один тот факт, что в нужный момент 160 членов парламента теократического Ирана выступили с петицией в защиту Гароди, когда против него во Франции была развёрнута очередная кампания травли. Высшее духовное и государственное руководство Ирана регулярно приглашало Гароди в Тегеран на те или иные важные политические события. Глава республики – аятолла Али Хаменеи – желая пощекотать нервы израильтянам, описывал Гароди как «человека с нацистскими повадками». В соседнем Ливане лидер шиитско-марксистской военно-политической организации «Хезболла» — д-р Хасан Насраллах – убивался по поводу ареста в 2006 г. французскими властями уже пожилого Гароди. Он называл Гароди «великим мыслителем Франции» и неизменно отмечал его важный вклад в распространение ревизионистских идей на Ближнем Востоке.
От персов и шиитов не отставали и арабы-сунниты. В 1999 г. сообщество интеллектуалов Иордании признало Гароди «важнейшей персоной международной культуры в ХХ веке». Им вторил бывший вице-президент Сирии Абдульхалим Хаддам, который назвал Гароди «величайшим современным философом Запада». Ещё дальше пошёл Муаммар Каддафи, который величал Гароди «самым выдающимся европейским философом со времён Платона и Арситотеля». Более того, Каддафи в 2002 г. присудил Гароди Премию Джамахирии за права человека. Высочайшее признание он получил даже от саудитов: именно Гароди в 1986 г. стал обладателем Международного приза Короля Фейсала в номинации «дело служения Исламу». Получая эту премию, Гароди во всеуслышание заявил: «Я вхожу в Ислам с Карлом Марксом в одной руке и с Новым Заветом в другой, в том числе, с пророками Израиля».
Со времени обращения в Ислам Роже Гароди стал яростным антисемитом и даже считался проводником соответствующих идей в мусульманский интеллектуалитет. Он вплотную занялся ревизионистскими исследованиями, отрицал Холокост и оправдывал преследования евреев в гитлеровской Германии откровенно подрывными, про-британскими действиями оных. Еврейские антидиффамационные круги очень болезненно реагировали на Гароди, и итогом его войны с сионизмом стало уголовное преследование за книгу «Основополагающие мифы израильской политики». В 1995 г. суд в связи с якобы нарушением Закона о запрете отрицания нацистских преступлений оштрафовал всех лиц, причастных к публикации этой книги – от собственно автора до издателя Пьера Гийома. Конкретно Гароди ещё и впаяли новый тюремный срок, благо что условный.
Мусульманский же мир мгновенно ответил широкомасштабной поддержкой Гароди, международным давлением на французское судейство. Штраф же был оплачен лично супругой президента ОАЭ, шейха Зайда ибн Султана ан-Нахайяна. Арабы перевели эту книгу и зимой 1998 г. она стала едва ли не ключевым событием знаменитой Международной книжной ярмарки в Каире. Был организован сильный пиар книги, и она быстро разлетелась суммарным тиражом в несколько миллионов экземпляров. Любой заинтересованный читатель может ознакомиться с этой работой и в русском её переводе. Также доступен её полный текст на украинском языке.
В целом с 1990-х годов о политической ориентации Гароди стало принято говорить, как об ультраправой и архиреакционной. Таким образом, вчерашний теоретик марксизма № 1 сегодня казался едва ли не фашистом. Известно его влияние на лагерь Жана-Мари Лё Пена и вообще крайне правый политический фланг. Но куда более убедительной и объективной точкой зрения видится, что «осенний патриарх» Роже Гароди был скорее национал-большевиком, антиамериканистом и сторонником евразийской теории в её свежем издании. Он внёс значительный вклад в становление т.н. «французской школы евроазиатов», выдвинув концепцию блока «Европа-Азия» (не удивительно, что из «штанов Гароди» вырос даже одиозный Гийом Фай со своими полуплагиаторскими идеями). Что касается антиамериканской позиции профессора, то тут он являлся одним из зачинателей кампании бойкота американских и израильских товаров, захлестнувшей страны Азии и Африки, а где-то – например, в мусульманском мире – даже ставшей принципиальной чертой джихадистского стиля. В своём интервью известному коммунитаристу Люку Мишелю Гароди признавался, что его цель – создать мультитюдный Всемирный фронт против империализма, «в котором уживалась бы всякая специфичность».
Мсьё Гароди оставил более 50 книг, посвяшённых, главным образом, политической философии и марксизму. В его богатейшем, основательном, многоплановом наследии сочетаются мемуары, художественные романы, пьесы, работы по эстетике, исламоведению, истории философии, экзистенциализму и искусствоведению, острые полемические сочинения, ревизионистские труды. Роже Гароди ненавидел интегризм и воевал против него всеми силами. У него вышел цикл книг, каждая из которых посвящена какому-либо отдельно взятому интегризму: христианскому, сионистскому или исламистскому.
Особенно можно назвать такие сочинения Гароди, как: «Антей», «Коммунизм и возрождение культуры Франции», «Восьмой день творения», «Исторический вклад арабской цивилизации», «Французские источники научного социализма», «Церковь, коммунисты и христиане», «Коммунистический Манифест. Революция в истории социалистической мысли», «Материалистическая теория познания», «Свободы», «Козни против марксизма», «Открытые вопросы к Жану-Полю Сартру», «Сюрреализм в реальном мире: путь Луи Арагона», «Перспективы человека», «Бог умер», «Что такое марксистская мораль?», «Из безбрежного реализма. Пикассо, Сент-Джон Перс, Кафка», «Карл Маркс», «Об анафемах в диалоге», «Марксизм в ХХ столетии», «Мысль Гегеля», «Китайская проблема», «Ленин», «О реализме ХХ века. Исследования по Фернану Леже», «О модели французского социализма», «Можно ли быть коммунистом сегодня?», «Свободы живущих к неспокойные времена», «Великий разворот социализма», «Марксисты и христиане лицом к лицу», «Вся правда», «Надежда на реконкисту», «Альтернативы», «Танцуя свою жизнь», «60 работ, предвосхитивших будущее», «Слова человеческие», «Проект надежды», «О диалоге цивилизаций», «Кем вы меня считаете?», «Воззвание к живым», «Как человек стал человеком», «Ещё есть время, чтобы жить», «Обещания Ислама», «О появлении женщины», «Дело Израиля: политический сионизм», «Обучение в диалоге цивилизаций», «Биография ХХ века», «За Ислам ХХ века. Севильская хартия», «Могильщикам – новый вызов жизни», «Лишь только мой век», «Фундаментализм», «Выступающие против Великой французской революции», «Прочь, ночь!», «Нужен ли нам Бог?», «Памятуй. Краткая история СССР», «К войне религий. Дебаты эпохи», «Ислам и фундаментализм», «Основополагающие мифы израильской политики», «Величие и упадок Ислама», «Ответ на линчевание аббата Пьера и Роже Гароди со стороны СМИ», «Мои свидетели», «США – авангард упадка», «Суд над израильским сионизмом», «Грядущее», «Суд над свободой», «Ислам на Западе. Дух Кордовы», «XXI век: глобальное самоубийство или воскрешение?», «Западный терроризм», «Что такое антиамериканизм?», «48-й Прометей», «Пусть докажут, что я не прав», «Интегризм», «Куда мы движемся?».
И это перечень произведений, не считая бесчисленного множества написанных им статей, данных интервью и прочитанных лекций. О самом же Роже Гароди, его духовной биографии и политической философии имеется немалое количество литературы. Мы бы выделили работы Р. П. Коттьера, Сержа Перротино, Клода Глемана, Андре Дюплё, Салима Бустро, Лемба Тиебва, Робера Гулона, Михаэля Празана и Адриана Минара.
http://malikit.livejournal.com/517131.html
P.S. от редакции:
В Париже на 98-м году жизни скончался писатель-философ, левый активист Роже Гароди. Как сообщает «Франс-Пресс» бывший лидер французских интеллектуалов-коммунистов скончался еще в среду. Однако известно об этом стало только сегодня. За свою жизнь Роже Гароди прошел путь от набожного христианина до поборника ислама. От молодежного коммунистического лидера до французского сенатора. Гароди был автором антифашистского романа-дневника «Антей» (1946), романа «Восьмой день творения» (1947). Самое спорное его произведение – «Основополагающие мифы израильской политики», в которой он поставил под сомнение существование газовых камер во время Второй мировой войны. За эту книгу он был привлечен к уголовной ответственности во Франции и, по мнению многих интеллектуалов, стал «пропагандистом антисемитизма в мусульманском мире».
Из интервью (1997):
«…я написал книгу о сионистском интегризме, и тогда на меня напустили правосудие и полицию. Сначала мне запретили присутствовать на дискуссиях. Затем выступили с очернительством и клеветой. Но никто никогда не дал ни одного аргумента, доказывающего, что я ошибся хотя бы по какому-то пункту.
…Основной тезис защиты состоит в следующем: меня хотели увлечь в ту область, которая мне совсем не принадлежит. Решили, что я написал историческую книгу, поэтому стали оспаривать цифры, которые там содержались, и прочее. Я не писал книгу об истории, я повторил лишь то, что было сто раз сказано до меня научным сообществом, — про Освенцим, например, по поводу которого сначала говорили о 4 миллионах убитых, а потом принялись говорить об 1 миллионе. Я лишь повторил эти цифры, я ничего не выдумал.
Я написал не историческое произведение, это политическая книга. И называется она “Основополагающие мифы израильской политики”. Целью моей было показать, что израильская политика — как инструмент американской политики — приводит к войне.
…первая строчка моей последней книги гласит: “Это история ереси — ереси сионистской”. Это было идеей всех раввинов в тот момент, когда Теодор Герцль основал сионизм.
Все неприятности, которые я испытываю сегодня, основываются на ложном отождествлении иудаизма, который является уважаемой мною религией, с сионизмом, являющимся политикой, против которой я выступаю. К этому добавляется идея, согласно которой тот, кто выступает против этого внешнего давления, является террористом. Подобный язык заимствован у Гитлера. Во время гитлеровской оккупации любой боец сопротивления считался террористом. А сегодня, я думаю, мы пришли к тому же пониманию из-за американского влияния. Или ты коллаборационист, или ты участник сопротивления. Здесь я все-таки выбираю последнее.
…Я совсем не привержен паневропейской идее. Я считаю, что существует европейская культура, но я не думаю, что это может стать базой для какого-то объединения.
Не забывайте, что когда Европа стала господствовать в мире — в период Ренессанса — основные открытия, которые лежали в основе этого, пришли в Европу из Китая. Я говорю о компасе, руле, порохе, бумаге. В этом ведь нет ничего европейского. Все это пришло к нам из китайской цивилизации или было привнесено арабами.
В этом контексте я опасаюсь самоизоляции Европы, или что она будет зависеть от кого-то другого. Европа, какой она является сейчас — это клуб старых колониалистов, идет ли речь об Англии или Франции, о Бельгии, Испании, Португалии… Поэтому я им не верю. В Маастрихтском договоре, который будет навязан нам, трижды повторяется, что Европа может быть только европейской опорой атлантического альянса. То есть старые колонизаторы сами теперь будут колонизованы.
Скажем, в экономической сфере во Франции нас заставляют отдавать 16% земли, чтобы оставить место для американских производителей зерновых. То же самое происходит в аэронавтике, информатике, промышленности и, в особенности, культуре. В настоящее время убивается не только европейская, но и любая другая культура — та, что возникла на заре христианства, когда действительно было полное единение.
…Наши проблемы не могут быть решены военным путем. К сожалению, Соединенные Штаты обладают мощной техникой разрушения. Это они уже продемонстрировали в Ираке. Но в своем теперешнем экономическом положении Америка является страной, которая больше всех задолжала в мире. Сотни банков каждый год терпят крах. Америка живет больше спекуляцией, чем производством. Она экспортирует свою безработицу в Европу. Процветает она за сечт политики доллара, и это нельзя недооценивать.
…Америка, которая вдруг потеряет два миллиарда клиентов, станет обреченной на провал. Вот почему бойкот Соединенных Штатов, начиная от Кока-Колы и кончая Уолтом Диснеем, и в особенности, американскими фильмами, является основным элементом нашей битвы и нашей победы.
…отказаться от любых покупок у Соединенных Штатов. Пусть мы будем покупать в Японии, Германии, Италии, Франции, если каких-то продуктов кому-то не хватает. Главное, чтобы из этого круга совершенно выпали Соединенные Штаты. Европе, я думаю, нужно выйти из Всемирной Торговой Организации, Всемирного Банка, Международного Валютного Фонда, выйти из всех тех организаций, которые являются символом американского господства.
…Я не стал бы говорить о коалиции, потому что сам термин “коалиция” ставит эту проблему как бы в военные рамки. По моему мнению, эта проблема скорее политического характера. Она состоит в том, чтобы разрушить американский колосс на глиняных ногах, колосс по своим средствам, технике, армии, но со слабым звеном в лице экономики. Поэтому именно по ней нужно нанести удар. Я говорю не о коалиции, но о том, что нужно обратить идею эмбарго против них же самих. Эта идея недопустима в отношении стран, к которым она сейчас применяется, например, против Ирака, Ливии или Кубы.
…в моей жизни нет ничего случайного, все идет закономерно.
Я стал коммунистом в 1933 году, то есть в тот момент, когда капитализм находился в великом кризисе и когда Гитлер пришел к власти. Я выступил на стороне тех, кто сражался против фашистской диктатуры и против нищеты в мире. Я стал христианином по тем же самым причинам и в такой же момент. Я был одним из зачинателей марксистско-христианского диалога, не только в Европе, но также и в Канаде, США и других странах. А сегодня мои усилия как мусульманина направлены против интегристского извращения ислама. То есть, Вы видите, здесь есть определенная преемственность между моими обязательствами, которые я принял на себя, когда мне было 20 лет в рамках Французской компартии, и моими теперешними обязательствами. Моя самая большая радость заключается в том, что я остался верен своим мечтам, которые были у меня в двадцать лет.
(о Сталине) …Знаете ли, я написал на эту тему две книги. Это “Куда мы движемся?”, которая является краткой историей Советского Союза, а также одна из глав в мемуарах, где я рассказывал о своих злоключениях сталиниста при Хрущеве. Я думаю, что о любых вещах надо судить с исторической точки зрения. К сожалению, всегда ищут дьявола, чтобы оправдать трудности. Не то, что я думаю о Сталине как об ангеле или о святом. …Я думаю, что на фигуру Сталина нужно смотреть в историческом плане. В сущности, тогда была осада: вспомним, что железный занавес выдумали не русские, а Клемансо и Черчилль, которые говорили о необходимости натянуть занавес из железной проволоки и задушить Советский Союз голодом. …Когда Сталин говорил в 1931 году: “Если мы не будем производить 10 миллионов тонн стали в год, то меньше чем за 10 лет нас раздавят”, он был прав. Десять лет, то есть, 1941 год. Если бы он тогда не совершил то невероятное усилие, которое, действительно, с человеческой точки зрения, стоило очень дорого, мы бы сейчас жили еще в эпоху Освенцима.
…Я понимаю национальную идею в том смысле, что она является защитой культуры против американской антикультуры. И в этом ее суть и ее достоинство. На мой взгляд, задача состоит в том, что нации не должны искать средства подчинить одних другим, но наоборот: объединить свои усилия для того, чтобы создать то, что я называю “симфоническим единством мира”, привнося в это свою культуру, религию, технику и прочее. Вот по такому пути мы должны идти.
Это не предполагает устранения различий — при условии, что эти различия не будут противопоставляться одни другим.«
Комментариев нет:
Отправить комментарий