Пошук на сайті / Site search

24.04.2021

Бердалы Оспан: Как казахи решают, с кем можно иметь дело – традиция Ымдау

Очень многие казахские традиции касаются этикета и выстраивания отношений между людьми. И традиция Ымдау (намекать) – как раз одна из таковых. Казахи считают, что если человек не понимает намёков, не обладает он и достаточным умом. А это значит, что говорить с ним дальше не имеет смысла.

Арман Нурмахамбетов, автор книги «Қасиет», довольно точно ответил на вопрос, почему казахи часто говорят намёками: «Казахи в большинстве случаев не говорят прямо. В целом для них характерны иносказательность и намёк. Этим они определяют интеллектуальный уровень и культуру собеседника. Бывает и так, что человек нуждается в помощи, но не говорит об этом открыто. В таком случае важно понять, о чём идёт речь». Однако не надо думать, что казахи никогда не говорят прямо. Ещё как говорят. Просто всё зависит от ситуации.

Например, однажды поэт Махамбет Отемисулы (1804-1846) высказал стихами хану Джангиру всё, что он о нём думает. Джангир выслушал поэта, но не стал его наказывать. Потому что была и такая традиция – своё мнение хану может высказать любой. Конечно, если ему есть что сказать. Для этого он должен был подойти на определённое расстояние, чтобы хан его слышал, и произнести «Дат». По традиции народа хан должен был ответить «Датың болса айт» и выслушать его. А потом решать, что делать.

***

И конечно же, повседневные разговоры в семье тоже ведутся открыто. Особенно при обращении старших к младшим. И всё же в большинстве случаев казахи говорят намёками, но так, чтобы собеседник понял суть того, что ему стараются донести.

***

Лягушка и стрелы

Традиция Ымдау известна с давних времён. Так, «отец истории» Геродот (484 до н.э. – 426 до н.э.) приводит прекрасный пример этой традиции. Случилось это в то время, когда персидский царь Дарий предпринял попытку завоевать скифов. Он пришёл в страну скифов с большим количеством войск, «численность пеших и конных воинов составляла семьсот тысяч человек. Кораблей же было шестьсот». Но царь персов не учёл, что «среди известных народов только скифы обладают одним, но зато самым важным искусством: ни один враг, напавший на их страну, не сможет спастись».

Скифы намекнули персидскому царю, что он напрасно напал на них. Они «…отправили к Дарию глашатая с дарами, послав ему птицу, мышь, лягушку и пять стрел». Персы спросили посланца, что означают эти дары, но тот ответил, что ему приказано только вручить их и как можно скорее возвратиться. Мол, если персы достаточно умны, они сами поймут значение этих даров. Персы собрали совет. Дарий полагал, что скифы отдают себя в его власть и в знак покорности преподносят ему землю и воду. Так, мышь живёт в земле, птица по скорости полёта больше всего похожа на коня, а стрелы означают, что скифы отныне отказываются от сопротивления.

…Однако присутствовавший на совете Гобрий объяснил смысл даров так: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо; или, как мыши, не зароетесь в землю; или, как лягушки, не поскачете в болото, поражённые этими стрелами, назад не вернётесь». Но Дарий не внял словам Гобрия и поплатился за это. В конце концов, оставив на произвол судьбы большое количество раненых воинов и не предупредив их об отступлений, глубокой ночью он обратился в бегство.

***

Ымдау и Абай

В книге «Сөз тапқанға қолқа жоқ» (Умному не возразишь) описан случай из жизни великого поэта и мыслителя Абая: «Современник поэта по имени Есентай Тулебайулы позвал к себе старшего сына Дуанбека, дал ему хурджун, в два отсека положил уздечки для жеребят и сказал:

- Отвези Абаю это специальное послание.

Дуанбек приехал в аул поэта, вошёл в его юрту и поздоровался. Беседуя с гостем, Абай спросил:

- Дуанбек, скажи, не передал ли мне что-либо твой отец?

Дуанбек ответил:

- Отец мне наказал, если Абай ага не спросит, привезёшь послание обратно. А раз вы спросили – вот что передал отец.

И показал хурджун. Абай повелел открыть его, чтобы посмотреть, что же находится в суме. Когда высыпали содержимое, все увидели множество уздечек для жеребят. Тогда Абай с горечью произнёс:

- Да, Есентай, друг мой, когда-нибудь и тебя земля заберёт в свои объятия.

Потом он позвал своего младшего брата Оспана.

Когда тот пришёл, Абай спросил:

- Ты знаешь, что говорит этот хурджун?

Оспан сразу понял в чём дело и с грустью ответил:

- Табуны Есентая постиг джут (падёж скота).

Абай сказал:

- Ты прав. Теперь пригони столько кобылиц с жеребятами, сколько здесь уздечек. Прибавь к ним одного айгыра-жеребца и коня. Айгыра, как главу табуна, я выделяю для Есентая, коня дай Дуанбеку, а джигиту, что пришёл с ним, выдели кобылицу с жеребёнком.

***

И современная речь казахов изобилует намёками. Если сегодня кто-то не понимает сути разговора, говорят: «Ымды түсінбеген дымды түсінбейді» (Кто не понимает намёка, тот не понимает ничего).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти