Поиск по сайту / Site search

17.07.2021

«Чёрные клобуки», «Каракалпаки», «Қарақалпақлар»

На Древней Руси ещё очень распространённым именем «своих» тюрков стало – «чёрные клобуки» (историки считают буквальным переводом известного поныне тюркского этнонима – каракалпак). Если ковуи – гвардия черниговских князей, то чёрные клобуки – киевских. 

Чёрные клобуки очень влиятельны в Киеве ХII века. Участвуют в киевском вече, наравне с русским населением избирают князя. Их мнение в выборе князя постоянно подчёркивается летописью. Например, сын Юрия Долгорукого обращается к своему отцу в 1149 году со словами: «Слышал я в Киеве, что хочет тебя вся Русская земля и Чёрные клобуки». Можно добавить ещё одно событие: смерть киевского князя Изяслава оплакивала «вся Русская земля и все чёрные клобуки».

А когда на киевский стол прибыл Ростислав Мстиславич (сын Владимира Мономаха), то «были ему рады все: и вся Русская земля и все Чёрные клобуки обрадовались». После смерти Ростислава киевляне и «Чёрные клобуки» приглашают Мстислава. Эта характерная формула «вся русская земля и чёрные клобуки» показывает, какое активное участие в политической жизни Киева принимало племя каракалпаков 

(из книги Олжаса Сулейменова «Аз и Я»).

***

Каракалпаки

П.П. Иванов сообщает важный факт о том, что в специальной литературе уже давно было высказано мнение о непосредственном родстве современных каракалпаков со средневековыми печенегами, которые после ряда смешений с другими племенами получили в киевской летописи с 1146 года по 1192 год название «Чёрных клобуков», которых исследователи относят к западным, «хазарским» печенегам.

Знаменитый персидский историк Рашид ад-Дин в своём «Сборнике летописей», написанных в первом десятилетии XIV века, описывает поход принцев-чингизидов в страну русских и народа «чёрных шапок» (каум-и-кулях-и-сиях). Рашид ад-Дин говорит: «...они завоевали страну русских и чёрных шапок». Это – чёрные клобуки русских летописцев. Д’Оссон отождествляет народ «чёрных шапок» (каум-и-кулях-и-сиях) Рашид ад-Дина с «чёрными клобуками» средневековых русских летописей и даёт их тюркский перевод «каракалпак».

В дальнейшем он ищет происхождение этнонима «каракалпак» в юго-восточном Приаралье. По сообщению П.П. Иванов, Абул Фазль Бейхаки, автор труда «Тарих Бейхаки», употребляет в своём сочинении термин «калпак» к предводителю тюркской гвардии хорезмшахов в первой половине XI века.

Даулен Айтмуратов, книга «Тюркские этнонимы»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти