Единственная аллюзия на Махабхарату в Палийском каноне -- Гхата-джатака. Но там вообще все другое. Devagabbhā явно Devakī, мать Кришны. Но только у неё не двое сыновей, а десять: "Старшего сына Девагаббхи звали Васудева (Vāsu-deva), второго — Баладева (Baladeva), третьего — Чанда-дева (Canda-deva), четвертого — Сурия-дева (Suriya-deva), пятого — Агги-дева (Aggi-deva), шестого — Варуна-дева (Varuṇa-deva), седьмого — Адджуна (Ajjuna), восьмого — Паджуна (Pajjuna), девятого — Гхатапандит (Ghata-paṇḍita), десятый Амкура (Aṁkura). Они были хорошо известны как сыновья-слуги Андхакавенху, десять братьев-рабов".
Здесь Vāsu-deva -- прообраз будущего Кришны (и при этом под именем отца Кришны, хотя это частое имя и самого Кришны, но потом), далее Бала-рама (брат Кришны), но вот дальше идут боги: Луна, Солнце, Огонь, Варуна (бог неба), затем Арджуна, потом бог Кама и Гхатапандит (подвижник). Во всей истории положительный персонаж только Гхатапандит, именно он -- бодхисаттва, предыдущее перерождение Будды. Остальные скорее отрицательные.
Они рождены от царицы, но воспитываются в другой семье. Потом промышляют разбоем. Дети нынешнего царя, их родственники, но они не знают об этом, вызывают их на дуэль, но Баларама их побеждает, а Васуева их всех убивает своим диском. Братья становятся царями и завоевывают весь мир (Джамбудвипу). Стоит заметить, что диск -- главный атрибут Вишну.
Если история буддийского Рамы -- это история о любви к отцу, то вот история буддийского Кришны (Васудевы) -- это история о любви к сыну. После смерти сына Васудева убивается, но Гхатапандит его утешает. И эту историю рассказывает Будда мирянину, чтобы утешить его о смерти сына: "Когда Будда закончил эту беседу, он сказал: "Слушай, брат, таким образом люди освободились от горя по сыну, прислушавшись к словам мудрецов древности; не думай об этом". Затем он провозгласил дхарму (по завершении проповеди мирянин встал на первый путь) и объяснил перерождения: "В то время Ананда был Рохинейей, Сарипутта был Васудевой, последователи Будды были другие люди, и я сам был Гхатапандитом"."
Что здесь важного? Сюжеты и Рамаяны, и Махабхараты изначально не хинду. Они создаются и тиражируются в среде шрамана (аскектов буддистов или джайнов). Такие авантюрные романы, в которых все главные герои -- перерождения шрамана. Это не идеал хинду монархии, как потом станет при Гупта, а критика любой монархии, где-то даже сатира. Эти истории в народе очень популярны. А вот при Гупта их сделают серьёзными и пафосными.
А ещё разночтение Гхата-джатаки с Махабхаратой настолько велико, что сам сюжет Махабхараты не может быть ранее, чем Гупта. Джайнские истории о Кришне уже сами не ранее Гупта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий