Юг Западной Сибири - место таинственное. Новосибирск - северный форпост этих территорий. Меня всегда волновала загадка этого города без корней, возникшего ни с того ни с сего, точно на границе южной горной системы и северной низменности. Исторические, геополитические, экономические причины его быстрого развития не укладываются в рамки только рациональной логики. Выросший в одночасье, этот город мгновенно обогнал старые и заслуженные Омск, Барнаул, Томск. Тому были свои причины и крылись они в другой, сакральной, географии.
Летом 1926 г. известный художник и эзотерик Николай Рерих посетил со спутниками Горный Алтай. В этой экспедиции его особенно интересовала легенда о скрытой стране Беловодье, распространенная среди алтайских старообрядцев в течение 19 века. Немедленно после возвращения с алтайских гор Рерих направился в Новосибирск (так с февраля 1926 г. официально именовался Новониколаевск), где пробыл ровно неделю, с 27 августа по 3 сентября.
Чем привлекла ориентального мистика неказистая новостройка? Был он прогрессист, в духе нынешнего "нью эйджа", и предрекал Сибири великое будущее. Но этим дело не ограничивается. Что-то было еще, до поры для меня неясное. Известная и не раз переизданная книга Н.К. Рериха "Алтай-Гималаи", в которой о Новосибирске ни слова, имеет вид отрывочных путевых заметок, на деле представляя собой эзотерический текст, доступный лишь посвященным. Первый абзац главы "Алтай" заканчивается в этой книге следующей фразой: "Великая Обь - родина жены и змея". Смысл ее темен, но человек, помнящий содержание "Откровения Иоанна", увидит здесь реминисценцию апокалиптического сюжета о жене, бежавшей от змея в пустыню. Змей пустил следом воду, но земля расселась и поглотила ее. Исследователь старообрядческих течений вспомнит, что этот сюжет настойчиво повторяется в списках "Путешественников", повествующих о пути в Беловодье.
Еще два места в главе "Алтай" привлекут наше внимание. Упоминание о предсказанной неведомо кем последней битве людей, должной случиться на берегах Катуни и Бии (истоки Оби). И вскользь помянутое загадочное исчезновение картины автора "Зов змея", написанной незадолго до трансазиатского путешествия.
Покидая Новосибирск, Николай Константинович обещал вернуться. Не получилось. Только в 60-х годах его сын Юрий передал завещанные городу 60 картин. А незадолго до смерти Н.К.Рерих написал картину "Град обреченный", изображающую городские стены, обвитые чудовищным змеем.
По малолетству, начитавшись "Вокруг света" и "Техники-молодежи", а также повести рериховского апологета Сидорова "Семь дней в Гималаях", наделавшей в начале 80-х шума публикацией в журнале "Москва", я собирался идти отыскивать Шамбалу. Сейчас это банально, но тогда было сравнительно свежо. Ради подготовки к сему предприятию я подписался на многотомный "Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями" (автор - Ю.Н.Рерих) и еще много лет выкупал тома. Следующие десятилетия взгляд скользил по месту, занимаемому этими книжками на полке, привычно незамечающе. Но пару лет назад я решил от балласта избавиться и потащил все тринадцать выпусков на чкаловскую ярмарку. Продать я их так и не продал, но зато познакомился с человеком, встреча с которым наконец уверила меня в существовании судьбы, которую доктор Юнг, изучавший явление синхронности событий, называл "значимыми совпадениями". Человек был лет пятидесяти, седой и плохо выбритый, в нечистом длинном пальто, с глазами маргинала-мономана. Я пригласил его к себе, благо жил неподалеку, где за полтора часа времени и полторы бутылки водки он поведал мне следующую историю. Фамилия нового знакомца была Кириллов, и пра-прадед его поселился в устье реки Каменки задолго до начала строительства там моста через Обь. Звали предка Петром Кирилловым, происходил он из старообрядцев и с Николаем Рерихом, как утверждал рассказчик, был знаком.
Впрочем, начал он издалека, с поверий старообрядческого сектантства на Алтае, сложившихся на рубеже 18-19 веков в Горной Колывани (окрестности города Змеиногорск и север Восточного Казахстана). Основой этой ереси стала выросшая на ряде легенд и апокрифов вера в существование на юге Алтая "сатанинского склепа", подземного места заточения падшего ангела (Змея, по старообрядческим представлениям). Согласно поверью, в ближайшем будущем Змей получит возможность освободиться из плена и, спустившись с Алтая "вниз по воде", на север, заложит город, в котором случится "битва последних времен".
Сторонники этой веры разделились на два неравных течения.
Большая часть старообрядцев поддержала секту "бегунов" (о них можно прочесть в монографии петрозаводского фольклориста К.В. Чистова), которые считали необходимым в преддверии наступающего владычества Змея порвать все мирские путы, бежать на юг, в "камень", и далее искать Беловодье, мифическое убежище православных от царства Антихриста.
Но небольшая группа, считающая себя "воинами христовыми", приняла решение отыскать место заточения Змея и встать на страже, молитвами своими откладывая пришествие предсказанного. Этих стойких старообрядцев прозвали за образ жизни "скрытниками", и некоторое время центром их движения стал форпост Усть-Уба, расположенный при впадении реки Убы в Иртыш.
Сведения о возможном расположении "башни Сатаны" приносили бегуны, прекратившие из-за преследования властей экспансию на Бухтарму (ныне Восточный Казахстан) и освоившие вскоре маршрут вдоль Катуни в Уймонскую долину. Они-то и рассказали о загадочном месте, расположенном по левому берегу Катуни, за Красным Яром, выше деревни Ая. Там, в истоке небольшой речки, вытекающей из-под земли, расположено плато, поднятое над окрестными горами. Плато изрезано замкнутыми оврагами, провалами и пропастями, дна которых никто не видел, и окружено скальными грядами с множеством пещер. Надо заметить, что сыграло свою роль не только описание удивительного места, но и расположенное на пути к нему селение Красный Яр. Именно это название фигурировало в легенде, и именно расположение деревни с таким же названием на Убе, подвигнуло скрытников поселиться южнее, в Усть-Убинском форпосте. Как бы то ни было, уже в десятых годах позапрошлого века значительная часть скрытников переселилась на левобережье Катуни, заняв позиции в селах Аи, Талда и основав в истоке речки, названной по старой памяти Устюбой, одноименный поселок.
Скрытники имели организацию, состоящую из двух уровней. Часть их была вынуждена жить в миру, обзаводиться домами и документами, вести хозяйство. Но вся видимая сторона этой жизни была посвящена обеспечению существования тех, кто от мира скрывался - отшельников, старцев. Именно последние, поселившись в окружающих устюбинское плато пещерах, денно и нощно охраняли молитвами выходы из подземелий. Не раз власти проводили в этих местах облавы, разоряя скрытнические убежища. Но почти до конца века скрытники возвращались и продолжали нести стражу.
Позже, справившись с литературой, я выяснил, что в одном из вариантов "Путешественника", приведенном фольклористом Чистовым, упоминается близ Устюбы "множество пещер тайных, где живут скрытники". Видимо, этот текст попал в свое время в руки чинов губернской полиции, потому что в 1840 г. было проведено следствие, на запрос которого бийский исправник сообщил о действительно существующих в его округе старообрядческих деревнях Усть-Уба, Талда, Аи, вокруг которых, "в непроходимых лесах находится множество келий и потайных мест, служащих для укрывательства беглых". Эти сведения приведены историком В.Ф.Лобановым в статье из сборника "Сибирское источниковедение и археография", опубликованного в Новосибирске, в 1980 году.
Далее потомок Кирилловых рассказал, что одновременно с основанием поселка Устюба, в целях отыскания места будущего змеиного града старообрядцы отправили поисковые партии вниз по реке Оби. Полагали, что искать следует севернее города Барнаула, там, где в Обь впадают последние реки, берущие начало в алтайских горах. Первое удобное место было за впадением реки Чумыш, там, где Обь, текущая от Барнаула в западном направлении, поворачивает, наконец, на север (ныне город Камень-на-Оби). Однако, другой приметой искомого места, считалось его расположение в окончании самого северного горного отрога, а здесь была равнина. Следующим возможным пунктом посчитали скалистое устье речки, впадающей напротив нынешнего Ордынского. Ее назвали Каменкой в честь реки, на которой стоит алтайский Красный Яр. Но и это место не походило на искомое.
Поиски завершились, когда путешественники миновали устья Берди и Ини. Эти реки текут с Салаира, а именно этот старый кряж и является самым северным отрогом Алтайской горной системы. Его выположенные увалы и скальные выходы обрываются на правом берегу Оби ниже инского устья, и далее великая река течет по просторам Западно-Сибирской низменности. К тому же, от истока Устюбы до этого места, по подсчетам старообрядцев, набиралось как раз 666 верст...
Поселившись на речке, традиционно названной Каменкой, скрытники стали ждать. В конце 80-х годов команда бийского исправника уничтожает на алтайской Устюбе последнюю старообрядческую келью. Летом 1891 года, на Оби, в устье Каменки появляется изыскательский отряд. Двумя годами позже начинается строительство моста, давшего начало городу Новониколаевску. Город родился при пересечении водного змея реки железной змеей дороги. Место возникновения города Новониколаевска определил Николай Михайловский. Его отец служил в лейб-гвардии, и, по стечению обстоятельств, Николай стал крестником императора Николая I. В честь кого потом назвали город - это еще вопрос. В 1891 году тридцатидевятилетний инженер прибыл в Сибирь с целью определить место пересечения реки Обь строящейся Транссибирской железной дорогой. Магистраль собирались вести через Томск, университетский город, старинный центр Западной Сибири. Но столичный инженер с момента приезда проникся к Томску необъяснимой неприязнью. Изыскания русла Оби все больше и больше отклонялись на юг, словно его тянуло туда неведомым магнитом. В конце концов, Михайловский нашел место, где река прорывала скалистые породы протянувшегося на север отрога. Это и послужило обоснованием строительства моста именно здесь. Заодно и вся магистраль прошла в стороне от Томска. Инженер ратовал за сокращение длины пути, давшего казне экономию в несколько миллионов. При этом, по слухам, он отказался от миллионных взяток томских и колыванских купцов, для которых был выгодным прежний проект. Начальником строительства дороги был тоже Михайловский, однофамилец. После возвращения в Петербург, в 1892 году, Михайловский стал известен как писатель. Его первым редактором стал еще один однофамилец, тоже Николай Михайловский. Чтобы отличали, новоявленный писатель публиковался под фамилией Гарин. Инженер Гарин-Михайловский умер в 1906 году.
Другому петербургскому литератору, Алексею Толстому было тогда 24 года. Только через двадцать лет он написал роман "Гиперболоид инженера Гарина", рассказывающий о человеке, добившемся мирового господства, посредством не знающего преград огненного луча. Испускание огня - непременный атрибут подземного змея.
В Новосибирске есть монумент - прорывающаяся из-под земли рука с горящим факелом. Это сквер Героев революции. В конце 19-го года в город вошли красные. Во дворе тюрьмы и долине Каменки лежали изувеченные тела казненных большевиков. Их похоронили здесь, в январе 20-го, 104 погибших. А факел этот адский установили в конце 22 года. Через 66 лет и 6 месяцев, в 1988 году произошла катастрофа под Уфой. Сгорели два встречных поезда. "Адлер-Новосибирск" и "Новосибирск-Адлер". Произошел прорыв газопровода (железная змея и подземный газ). Погибли те же 104 человека...
Отправляясь на Алтай, Н.К.Рерих четко следовал маршруту, указанному в известных списках бегунской легенды о Беловодье: Бийск, Красный Яр, Ая, Устюба, Уймон. Правда, затерянную в горах Устюбу он не нашел. О ее существовании он узнал только в Новосибирске, от Петра Кириллова, чей адрес ему дали в Верхнем Уймоне. В беседах со старообрядцем художник и провел неделю в городе.
В конце рассказа потомок старожила стал не вполне внятен. Водка закончилась. Я посадил его на троллейбус (он жил где-то у Речного). Больше я последнего из Кирилловых не видел.
Полубезумный рассказ задел меня не только из-за забытого очарования Шамбалой. Все дело в том, что я - спелеолог с двадцатилетним стажем. И названия Устюба и Талда мне давно и хорошо знакомы. На протяжении 80-х годов в окрестностях бывшего села Устюба, стоявшего в истоке одноименного левого притока Катуни, был исследован обширный карстовый участок, на котором открыли немало пещер. По крайней мере, четыре из них оказались на Алтае крупнейшими. Участок представляет собой два высоких заболоченных плато, стоящих друг против друга и образующих в истоках реки ущелье. Внутри плато изрезаны лабиринтами подземной гидросистемы, разгружающейся источниками, что дают начало реке. Подземные воды скатываются в Катунь, оттуда - в Обь, далее - к нашему городу. В скалах, окаймляющих плато, я видел пещеры со следами обитания людей. На входе в одну из них сохранились остатки каменной кладки. Рядом вросла в землю неведомо когда прислоненная к стене лиственничная плаха, служившая дверью. В ней - Т-образная прорезь - бойница или смотровая щель в виде креста. Но главные, самые большие пещеры устюбинских заболоченных плато непригодны для жизни. Это каскадные пропасти, поглощающие воды многочисленных ручьев. Входы в них зачастую вертикальны; открываются на поверхность зияющими провалами, в темноте которых исчезают ревущие водопады. Что представлялось старообрядцам, заглядывающим в эту темную бездну? "...За женою испусти змий воду и поможе жене землие разсестесь и земля пожре воду..."
У казахов и тюрков Западной Сибири змей Аждарха живет в пещерах и сторожит сокровища. Порой одаривает и людей. Змей Аврага Могой у монголов заключен в подземной крепости богатырем, завалившим пещеру скалой. В конце мира он должен освободиться.
Горно-алтайский геофизик Никифоров рассказал о "Змеином куруме", некоем месте на Катуни, где зимой не ложится снег и зимуют, не впадая в спячку, тысячи змей. В 50-х годах он занимался поиском родоновых вод и обнаружил на склоне правого катунского берега, в нескольких километрах выше устья Урсула, пятно размером 30 на 70 метров, лишенное снега. Снег таял из-за ровного теплого ветра с температурой +4,7 градусов и слегка повышенным содержанием радона. Ветер дул из-под каменных глыб. При попытке начать раскопки из-под камней поползли змеи... Указанные параметры в точности соответствуют микроклимату больших алтайских пещер, но воздухообмен такой интенсивности указывает на существование полости просто чудовищных размеров.
Французский эзотерист Генон указывал на традицию, согласно которой семь инициаторских центров, называемых "башнями Сатаны", расположены на планете в порядке, напоминающем серп, в виде дуги, окружающей Европу. Крайняя "башня", соответствующая рукоятке серпа, по Генону, находится на юге Западной Сибири, на месте поворота Оби. Именно здесь существует разрыв между мирами, откуда в последние времена хлынет античеловечество - орды Гогов и Магогов.
Именно на излучине реки, там где она окончательно поворачивает на север, была построена плотина Новосибирской ГЭС. Ученые ныне утверждают, что вода имеет память и ее кажущаяся текучесть сохраняет подобие кристаллической решетки, с функцией запоминания... Впадающая перед плотиной Бердь несет информацию с древнего Салаирского кряжа, сама Обь - с Белухи, Телецкого озера, алтайских пещер. Нужно было соединение этих потоков, чтобы вырос Новосибирск. В чем секрет водохранилища? Его создали перед самым строительством Академгородка. Он, собственно, на берегу моря и строился. Чья-то воля устроила аккумулятор, этакую жидкую память на миллионы кубов. Не она ли питала создаваемый мозговой центр?
У самого Рериха было к Змею особое отношение, позволяющее православным обвинять его в сатанизме. Три точки (рериховский символ), выступают символом змеи, которой часто приписывают обладание третьим глазом. Как и змея, эти три точки - знак слияния времен, конца мира. В 1981 году на окраине алтайского села Верхний Уймон развернулось строительство двухэтажного бревенчатого дома с венчающим шатровую башенку крыши трехточечным знаком. В доме должен был поместиться музей Рериха. Рабочей силой строительства были съехавшиеся со всей страны энтузиасты. Днем они тесали дерево и ворочали бревна, а ночью наблюдали НЛО.
К северу от села, на противоположной стороне просторной Уймонской котловины, стоит стена Теректинского хребта, и почти каждую ночь на северной стороне неба разворачивались световые представления: разливались сияния, вспыхивали огни, взлетали светящиеся шары и диски. Появившись над Теректинским, они часто дрейфовали на юг и юго-восток, к Катунскому хребту (см.: Дмитриев А.Н. Террокосмические сияния Горного Алтая. Новосибирск, 1988). Интересно, что именно по оси Теректинского хребта известны самые высокорасположенные на Алтае пещеры. Вот информация, почерпнутая в Интернете. Игорь Царев. Энциклопедия аномальных явлений. Из архива общественной комиссии "Феномен": "Согласно современным учениям энергия тектонических напряжений земных недр может высвобождаться не только посредством землетрясений, но и в виде электрических разрядов электромагнитного излучения, линейных и шаровых молний. В ежегодном экологическом вестнике, выпускаемом в Новосибирске, говорится, что многочисленные НЛО, огненные шары, беззвучные вспышки, наблюдаемые в последнее время над городом ученых - следствие активизации местной сети разломов кристаллических пород. Называется даже место, где плазмоиды возникают особенно часто - в районе станции метро "Красный проспект" и в западной части города в направлении к аэропорту Толмачево. Огненные объекты от нескольких сантиметров в диаметре до нескольких метров появляются на разных высотах, а порой прорываются прямо из земли".
В своих записках Рерих не раз упоминал о приближении эпохи огня с ее небесными знаками. Демонический поэт Брюсов сказал в начале века: "Унесем зажженные светы - в катакомбы, в пустыни, в пещеры". Похоже, приближается время, выхода этих огней наружу. У Рериха есть на эту тему множество картин - с охваченными пламенем небесами.
Вот уже два года я думаю все о том же. Новосибирск - самый динамично развивающийся город Сибири. Откуда и куда он развивается? Развитие стоит на сосредоточении капиталов. Сокровища, подземные богатства - это и есть мифологическая вотчина Змея. К чему это ведет? И что у нас под ногами?
Летом 1926 г. известный художник и эзотерик Николай Рерих посетил со спутниками Горный Алтай. В этой экспедиции его особенно интересовала легенда о скрытой стране Беловодье, распространенная среди алтайских старообрядцев в течение 19 века. Немедленно после возвращения с алтайских гор Рерих направился в Новосибирск (так с февраля 1926 г. официально именовался Новониколаевск), где пробыл ровно неделю, с 27 августа по 3 сентября.
Чем привлекла ориентального мистика неказистая новостройка? Был он прогрессист, в духе нынешнего "нью эйджа", и предрекал Сибири великое будущее. Но этим дело не ограничивается. Что-то было еще, до поры для меня неясное. Известная и не раз переизданная книга Н.К. Рериха "Алтай-Гималаи", в которой о Новосибирске ни слова, имеет вид отрывочных путевых заметок, на деле представляя собой эзотерический текст, доступный лишь посвященным. Первый абзац главы "Алтай" заканчивается в этой книге следующей фразой: "Великая Обь - родина жены и змея". Смысл ее темен, но человек, помнящий содержание "Откровения Иоанна", увидит здесь реминисценцию апокалиптического сюжета о жене, бежавшей от змея в пустыню. Змей пустил следом воду, но земля расселась и поглотила ее. Исследователь старообрядческих течений вспомнит, что этот сюжет настойчиво повторяется в списках "Путешественников", повествующих о пути в Беловодье.
Еще два места в главе "Алтай" привлекут наше внимание. Упоминание о предсказанной неведомо кем последней битве людей, должной случиться на берегах Катуни и Бии (истоки Оби). И вскользь помянутое загадочное исчезновение картины автора "Зов змея", написанной незадолго до трансазиатского путешествия.
Покидая Новосибирск, Николай Константинович обещал вернуться. Не получилось. Только в 60-х годах его сын Юрий передал завещанные городу 60 картин. А незадолго до смерти Н.К.Рерих написал картину "Град обреченный", изображающую городские стены, обвитые чудовищным змеем.
По малолетству, начитавшись "Вокруг света" и "Техники-молодежи", а также повести рериховского апологета Сидорова "Семь дней в Гималаях", наделавшей в начале 80-х шума публикацией в журнале "Москва", я собирался идти отыскивать Шамбалу. Сейчас это банально, но тогда было сравнительно свежо. Ради подготовки к сему предприятию я подписался на многотомный "Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями" (автор - Ю.Н.Рерих) и еще много лет выкупал тома. Следующие десятилетия взгляд скользил по месту, занимаемому этими книжками на полке, привычно незамечающе. Но пару лет назад я решил от балласта избавиться и потащил все тринадцать выпусков на чкаловскую ярмарку. Продать я их так и не продал, но зато познакомился с человеком, встреча с которым наконец уверила меня в существовании судьбы, которую доктор Юнг, изучавший явление синхронности событий, называл "значимыми совпадениями". Человек был лет пятидесяти, седой и плохо выбритый, в нечистом длинном пальто, с глазами маргинала-мономана. Я пригласил его к себе, благо жил неподалеку, где за полтора часа времени и полторы бутылки водки он поведал мне следующую историю. Фамилия нового знакомца была Кириллов, и пра-прадед его поселился в устье реки Каменки задолго до начала строительства там моста через Обь. Звали предка Петром Кирилловым, происходил он из старообрядцев и с Николаем Рерихом, как утверждал рассказчик, был знаком.
Впрочем, начал он издалека, с поверий старообрядческого сектантства на Алтае, сложившихся на рубеже 18-19 веков в Горной Колывани (окрестности города Змеиногорск и север Восточного Казахстана). Основой этой ереси стала выросшая на ряде легенд и апокрифов вера в существование на юге Алтая "сатанинского склепа", подземного места заточения падшего ангела (Змея, по старообрядческим представлениям). Согласно поверью, в ближайшем будущем Змей получит возможность освободиться из плена и, спустившись с Алтая "вниз по воде", на север, заложит город, в котором случится "битва последних времен".
Сторонники этой веры разделились на два неравных течения.
Большая часть старообрядцев поддержала секту "бегунов" (о них можно прочесть в монографии петрозаводского фольклориста К.В. Чистова), которые считали необходимым в преддверии наступающего владычества Змея порвать все мирские путы, бежать на юг, в "камень", и далее искать Беловодье, мифическое убежище православных от царства Антихриста.
Но небольшая группа, считающая себя "воинами христовыми", приняла решение отыскать место заточения Змея и встать на страже, молитвами своими откладывая пришествие предсказанного. Этих стойких старообрядцев прозвали за образ жизни "скрытниками", и некоторое время центром их движения стал форпост Усть-Уба, расположенный при впадении реки Убы в Иртыш.
Сведения о возможном расположении "башни Сатаны" приносили бегуны, прекратившие из-за преследования властей экспансию на Бухтарму (ныне Восточный Казахстан) и освоившие вскоре маршрут вдоль Катуни в Уймонскую долину. Они-то и рассказали о загадочном месте, расположенном по левому берегу Катуни, за Красным Яром, выше деревни Ая. Там, в истоке небольшой речки, вытекающей из-под земли, расположено плато, поднятое над окрестными горами. Плато изрезано замкнутыми оврагами, провалами и пропастями, дна которых никто не видел, и окружено скальными грядами с множеством пещер. Надо заметить, что сыграло свою роль не только описание удивительного места, но и расположенное на пути к нему селение Красный Яр. Именно это название фигурировало в легенде, и именно расположение деревни с таким же названием на Убе, подвигнуло скрытников поселиться южнее, в Усть-Убинском форпосте. Как бы то ни было, уже в десятых годах позапрошлого века значительная часть скрытников переселилась на левобережье Катуни, заняв позиции в селах Аи, Талда и основав в истоке речки, названной по старой памяти Устюбой, одноименный поселок.
Скрытники имели организацию, состоящую из двух уровней. Часть их была вынуждена жить в миру, обзаводиться домами и документами, вести хозяйство. Но вся видимая сторона этой жизни была посвящена обеспечению существования тех, кто от мира скрывался - отшельников, старцев. Именно последние, поселившись в окружающих устюбинское плато пещерах, денно и нощно охраняли молитвами выходы из подземелий. Не раз власти проводили в этих местах облавы, разоряя скрытнические убежища. Но почти до конца века скрытники возвращались и продолжали нести стражу.
Позже, справившись с литературой, я выяснил, что в одном из вариантов "Путешественника", приведенном фольклористом Чистовым, упоминается близ Устюбы "множество пещер тайных, где живут скрытники". Видимо, этот текст попал в свое время в руки чинов губернской полиции, потому что в 1840 г. было проведено следствие, на запрос которого бийский исправник сообщил о действительно существующих в его округе старообрядческих деревнях Усть-Уба, Талда, Аи, вокруг которых, "в непроходимых лесах находится множество келий и потайных мест, служащих для укрывательства беглых". Эти сведения приведены историком В.Ф.Лобановым в статье из сборника "Сибирское источниковедение и археография", опубликованного в Новосибирске, в 1980 году.
Далее потомок Кирилловых рассказал, что одновременно с основанием поселка Устюба, в целях отыскания места будущего змеиного града старообрядцы отправили поисковые партии вниз по реке Оби. Полагали, что искать следует севернее города Барнаула, там, где в Обь впадают последние реки, берущие начало в алтайских горах. Первое удобное место было за впадением реки Чумыш, там, где Обь, текущая от Барнаула в западном направлении, поворачивает, наконец, на север (ныне город Камень-на-Оби). Однако, другой приметой искомого места, считалось его расположение в окончании самого северного горного отрога, а здесь была равнина. Следующим возможным пунктом посчитали скалистое устье речки, впадающей напротив нынешнего Ордынского. Ее назвали Каменкой в честь реки, на которой стоит алтайский Красный Яр. Но и это место не походило на искомое.
Поиски завершились, когда путешественники миновали устья Берди и Ини. Эти реки текут с Салаира, а именно этот старый кряж и является самым северным отрогом Алтайской горной системы. Его выположенные увалы и скальные выходы обрываются на правом берегу Оби ниже инского устья, и далее великая река течет по просторам Западно-Сибирской низменности. К тому же, от истока Устюбы до этого места, по подсчетам старообрядцев, набиралось как раз 666 верст...
Поселившись на речке, традиционно названной Каменкой, скрытники стали ждать. В конце 80-х годов команда бийского исправника уничтожает на алтайской Устюбе последнюю старообрядческую келью. Летом 1891 года, на Оби, в устье Каменки появляется изыскательский отряд. Двумя годами позже начинается строительство моста, давшего начало городу Новониколаевску. Город родился при пересечении водного змея реки железной змеей дороги. Место возникновения города Новониколаевска определил Николай Михайловский. Его отец служил в лейб-гвардии, и, по стечению обстоятельств, Николай стал крестником императора Николая I. В честь кого потом назвали город - это еще вопрос. В 1891 году тридцатидевятилетний инженер прибыл в Сибирь с целью определить место пересечения реки Обь строящейся Транссибирской железной дорогой. Магистраль собирались вести через Томск, университетский город, старинный центр Западной Сибири. Но столичный инженер с момента приезда проникся к Томску необъяснимой неприязнью. Изыскания русла Оби все больше и больше отклонялись на юг, словно его тянуло туда неведомым магнитом. В конце концов, Михайловский нашел место, где река прорывала скалистые породы протянувшегося на север отрога. Это и послужило обоснованием строительства моста именно здесь. Заодно и вся магистраль прошла в стороне от Томска. Инженер ратовал за сокращение длины пути, давшего казне экономию в несколько миллионов. При этом, по слухам, он отказался от миллионных взяток томских и колыванских купцов, для которых был выгодным прежний проект. Начальником строительства дороги был тоже Михайловский, однофамилец. После возвращения в Петербург, в 1892 году, Михайловский стал известен как писатель. Его первым редактором стал еще один однофамилец, тоже Николай Михайловский. Чтобы отличали, новоявленный писатель публиковался под фамилией Гарин. Инженер Гарин-Михайловский умер в 1906 году.
Другому петербургскому литератору, Алексею Толстому было тогда 24 года. Только через двадцать лет он написал роман "Гиперболоид инженера Гарина", рассказывающий о человеке, добившемся мирового господства, посредством не знающего преград огненного луча. Испускание огня - непременный атрибут подземного змея.
В Новосибирске есть монумент - прорывающаяся из-под земли рука с горящим факелом. Это сквер Героев революции. В конце 19-го года в город вошли красные. Во дворе тюрьмы и долине Каменки лежали изувеченные тела казненных большевиков. Их похоронили здесь, в январе 20-го, 104 погибших. А факел этот адский установили в конце 22 года. Через 66 лет и 6 месяцев, в 1988 году произошла катастрофа под Уфой. Сгорели два встречных поезда. "Адлер-Новосибирск" и "Новосибирск-Адлер". Произошел прорыв газопровода (железная змея и подземный газ). Погибли те же 104 человека...
Отправляясь на Алтай, Н.К.Рерих четко следовал маршруту, указанному в известных списках бегунской легенды о Беловодье: Бийск, Красный Яр, Ая, Устюба, Уймон. Правда, затерянную в горах Устюбу он не нашел. О ее существовании он узнал только в Новосибирске, от Петра Кириллова, чей адрес ему дали в Верхнем Уймоне. В беседах со старообрядцем художник и провел неделю в городе.
В конце рассказа потомок старожила стал не вполне внятен. Водка закончилась. Я посадил его на троллейбус (он жил где-то у Речного). Больше я последнего из Кирилловых не видел.
Полубезумный рассказ задел меня не только из-за забытого очарования Шамбалой. Все дело в том, что я - спелеолог с двадцатилетним стажем. И названия Устюба и Талда мне давно и хорошо знакомы. На протяжении 80-х годов в окрестностях бывшего села Устюба, стоявшего в истоке одноименного левого притока Катуни, был исследован обширный карстовый участок, на котором открыли немало пещер. По крайней мере, четыре из них оказались на Алтае крупнейшими. Участок представляет собой два высоких заболоченных плато, стоящих друг против друга и образующих в истоках реки ущелье. Внутри плато изрезаны лабиринтами подземной гидросистемы, разгружающейся источниками, что дают начало реке. Подземные воды скатываются в Катунь, оттуда - в Обь, далее - к нашему городу. В скалах, окаймляющих плато, я видел пещеры со следами обитания людей. На входе в одну из них сохранились остатки каменной кладки. Рядом вросла в землю неведомо когда прислоненная к стене лиственничная плаха, служившая дверью. В ней - Т-образная прорезь - бойница или смотровая щель в виде креста. Но главные, самые большие пещеры устюбинских заболоченных плато непригодны для жизни. Это каскадные пропасти, поглощающие воды многочисленных ручьев. Входы в них зачастую вертикальны; открываются на поверхность зияющими провалами, в темноте которых исчезают ревущие водопады. Что представлялось старообрядцам, заглядывающим в эту темную бездну? "...За женою испусти змий воду и поможе жене землие разсестесь и земля пожре воду..."
У казахов и тюрков Западной Сибири змей Аждарха живет в пещерах и сторожит сокровища. Порой одаривает и людей. Змей Аврага Могой у монголов заключен в подземной крепости богатырем, завалившим пещеру скалой. В конце мира он должен освободиться.
Горно-алтайский геофизик Никифоров рассказал о "Змеином куруме", некоем месте на Катуни, где зимой не ложится снег и зимуют, не впадая в спячку, тысячи змей. В 50-х годах он занимался поиском родоновых вод и обнаружил на склоне правого катунского берега, в нескольких километрах выше устья Урсула, пятно размером 30 на 70 метров, лишенное снега. Снег таял из-за ровного теплого ветра с температурой +4,7 градусов и слегка повышенным содержанием радона. Ветер дул из-под каменных глыб. При попытке начать раскопки из-под камней поползли змеи... Указанные параметры в точности соответствуют микроклимату больших алтайских пещер, но воздухообмен такой интенсивности указывает на существование полости просто чудовищных размеров.
Французский эзотерист Генон указывал на традицию, согласно которой семь инициаторских центров, называемых "башнями Сатаны", расположены на планете в порядке, напоминающем серп, в виде дуги, окружающей Европу. Крайняя "башня", соответствующая рукоятке серпа, по Генону, находится на юге Западной Сибири, на месте поворота Оби. Именно здесь существует разрыв между мирами, откуда в последние времена хлынет античеловечество - орды Гогов и Магогов.
Именно на излучине реки, там где она окончательно поворачивает на север, была построена плотина Новосибирской ГЭС. Ученые ныне утверждают, что вода имеет память и ее кажущаяся текучесть сохраняет подобие кристаллической решетки, с функцией запоминания... Впадающая перед плотиной Бердь несет информацию с древнего Салаирского кряжа, сама Обь - с Белухи, Телецкого озера, алтайских пещер. Нужно было соединение этих потоков, чтобы вырос Новосибирск. В чем секрет водохранилища? Его создали перед самым строительством Академгородка. Он, собственно, на берегу моря и строился. Чья-то воля устроила аккумулятор, этакую жидкую память на миллионы кубов. Не она ли питала создаваемый мозговой центр?
У самого Рериха было к Змею особое отношение, позволяющее православным обвинять его в сатанизме. Три точки (рериховский символ), выступают символом змеи, которой часто приписывают обладание третьим глазом. Как и змея, эти три точки - знак слияния времен, конца мира. В 1981 году на окраине алтайского села Верхний Уймон развернулось строительство двухэтажного бревенчатого дома с венчающим шатровую башенку крыши трехточечным знаком. В доме должен был поместиться музей Рериха. Рабочей силой строительства были съехавшиеся со всей страны энтузиасты. Днем они тесали дерево и ворочали бревна, а ночью наблюдали НЛО.
К северу от села, на противоположной стороне просторной Уймонской котловины, стоит стена Теректинского хребта, и почти каждую ночь на северной стороне неба разворачивались световые представления: разливались сияния, вспыхивали огни, взлетали светящиеся шары и диски. Появившись над Теректинским, они часто дрейфовали на юг и юго-восток, к Катунскому хребту (см.: Дмитриев А.Н. Террокосмические сияния Горного Алтая. Новосибирск, 1988). Интересно, что именно по оси Теректинского хребта известны самые высокорасположенные на Алтае пещеры. Вот информация, почерпнутая в Интернете. Игорь Царев. Энциклопедия аномальных явлений. Из архива общественной комиссии "Феномен": "Согласно современным учениям энергия тектонических напряжений земных недр может высвобождаться не только посредством землетрясений, но и в виде электрических разрядов электромагнитного излучения, линейных и шаровых молний. В ежегодном экологическом вестнике, выпускаемом в Новосибирске, говорится, что многочисленные НЛО, огненные шары, беззвучные вспышки, наблюдаемые в последнее время над городом ученых - следствие активизации местной сети разломов кристаллических пород. Называется даже место, где плазмоиды возникают особенно часто - в районе станции метро "Красный проспект" и в западной части города в направлении к аэропорту Толмачево. Огненные объекты от нескольких сантиметров в диаметре до нескольких метров появляются на разных высотах, а порой прорываются прямо из земли".
В своих записках Рерих не раз упоминал о приближении эпохи огня с ее небесными знаками. Демонический поэт Брюсов сказал в начале века: "Унесем зажженные светы - в катакомбы, в пустыни, в пещеры". Похоже, приближается время, выхода этих огней наружу. У Рериха есть на эту тему множество картин - с охваченными пламенем небесами.
Вот уже два года я думаю все о том же. Новосибирск - самый динамично развивающийся город Сибири. Откуда и куда он развивается? Развитие стоит на сосредоточении капиталов. Сокровища, подземные богатства - это и есть мифологическая вотчина Змея. К чему это ведет? И что у нас под ногами?
Комментариев нет:
Отправить комментарий