Пошук на сайті / Site search

24.04.2021

Бердалы Оспан: Каких животных казахи никогда не убивали? Традиция Киелi жануарды атпау

Картина: Абай Чунчалинов

Казахи и природа – как два близнеца, которые очень похожи друг на друга.

***

Вечное движение

«К природным явлениям и окружающей среде кочевники относились не как к противникам. Они хорошо знали, что чем больше будут сближаться с природой и понимать её тайны, тем больше узнают о способах выживания. Можно жить счастливо, находя общий язык с ней и не стараясь подчинить себе. Такое отношение к природе для них стало морально-этической нормой». Эти слова о кочевниках [казахи в том числе] принадлежат известному этнографу Акселеу Сейдимбеку.

Действительно, во все времена казахи [как и все другие народы культуры кочевничества] жили в ладу с природой. Перекочёвывая на новые пастбищные земли, они оберегали землю от истощения. У казахов не принято просто так топтать траву, не приветствуется и загрязнение водопоя. Казахи чувствовали себя частью вселенской природы. На вопрос венгерского учёного Арминия Вамбери (1832-1913), почему постоянно кочуют, ответили так: «Потому что солнце, месяц, звёзды, вода, животные, птицы, рыбы – всё движется, только земля и мёртвые остаются на месте».

***

Особые животные

У казахов есть поверье «Киесі ұрады» (Святость не отпустит грех). Счастье оставляет тех, кто вредит природе. Так прививалось трепетное к ней отношение. Даже перед тем, как резать животное, казахи просят прощения: «Саған жан керек, маған дәм керек» (Тебе нужна жизнь, а мне нужна пища)

Чокан Валиханов писал следующее: «Если животное имеет какую-либо особенность, его называют аулие (святой) и почитают. Не стреляют лебедей из уважения к святости (кие), называя их царскими птицами. Не бьют сову, филина, дятла, көкқарға (синего ворона) и кукушку».

Далее учёный привёл казахскую народную легенду: «Приехал в гости жених, у него потерялась лошадь. Сестра невесты отправилась на поиски и второпях надела один сапог жениха, а другой свой. Было это весной. Вот отчего у кукушки одна нога красная, а другая синяя, и вот почему кричат «аты жоқ көкек» (нет лошади, ку-ку). Кукушка священна (хасиет). Ветку, на которой она сидела, бросают в сабу с молоком, говоря, что теперь будет оно будет в изобилии».

***

Легенда о Карлыгаш би

Традиции Киелі жануарды атпау казахи придерживались всегда. Следуя ей, нельзя разорять даже гнездо птицы.

Священной птицей считается и ласточка. Когда в доме гнездятся ласточки, казахи радуются, считая хорошим предзнаменованием. Однажды на казахов напали враги. Один аксакал, бывший бием, не успел собраться и уйти. Когда к одинокой юрте подъехали чужеземцы, их предводитель спросил, почему тот не ушёл вместе с сородичами. Старец ответил: «Я не посмел разрушить гнездо ласточки». Чужеземец приказал своим воинам не трогать юрту аксакала. Старца того казахи прозвали Карлыгаш би (судья Карлыгаш).

Особое положение

Если во время охоты замечали беременную самку, её не стреляли. Верили, что животное проклянет охотника, и в его семью придёт беда. В народном эпосе «Козы Көрпеш – Баян сулу» есть такие строки:

Алда қалай бола-дүр заман, – дейді,
Буаз маралды көп атпақ жаман, – дейді,
Үйде менің зайыбым шүбәлі еді,
Сол есіме түсті де обал, – деді.

Какие впереди нас ждут времена,
Стрелять в маралиху на сносях примета плохая,
Дома осталась жена, скоро должна родить,
Я вспомнил об этом.

(смысловой перевод автора статьи).

***

Статус лебедя

Казахи по сей день называют лебедя царской птицей, стрелять его считается большим грехом. Все знают писателя Беимбета Майлина как гения казахского рассказа. Сабит Муканов в третьей книге романа «Өмір мектебі» (Школа жизни) рассказал об отце Б. Майлина такую историю: «Беимбет родился у подножия пригорка Шанкан, у берега реки Аят, в районе Таран Костанайской области. Когда родился Беимбет, его отцу Жармагамбету Майлыулы было девятнадцать лет, был он охотником. Едва сыну исполнилось полгода, Жармагамбет умер. Людская молва гласит, что он подстрелил лебедя и умер от проклятия священной птицы».

Бережное и почтительное отношение к священным животным и птицам сохранилось и в ХХ веке. Об этом написано много историй, и одна из таких связана с птицей тазкара. Она упоминается в том же эпосе «Козы Корпеш – Баян сулу»:

Оғың жондыр Қозыкем тазқарадан,

Оперения стрелы Козы сделай из перьев тазкары.

По пояснению Ч. Валиханова, тазкара – птица чёрного цвета, её перья используются при изготовлении стрел. Из-за благосклонного отношения к ней казахи давали своим сыновьям имя Тазкара. Народный артист Казахстана Ануар Молдабеков, сыгравший многие яркие роли в театре и кино, однажды поставил ультиматум режиссёру фильма, в котором снимался. Во время съёмок должны были убить птицу тазкара. Узнав об этом, актёр наотрез отказался сниматься, сказав, что тазкара священная птица, и так поступать нельзя ни в коем случае, иначе это навлечёт на всех несчастье. Режиссёр вынужден был согласиться с актёром.

***

Традиция в художественной литературе

В романе «Отчаяние» писателя Ильяса Есенберлина есть эпизод, когда герой сожалеет, что когда-то убил белого верблюда: «Ближе к полудню старый торе собрал на совет Кенесары, Наурызбая, Агибая и приехавшего накануне батыра Кудайменде. Он долго сидел молча, потом поднял голову:

- В молодости, когда я был глупым и необузданным, увидел я как-то в горах Кокшетау белого верблюда. И хоть говорили старики, что нельзя этого делать, я посмеялся над их словами и пустил в него стрелу. «Этот священный верблюд был хозяином Кокшетау… Как бы не поразило тебя его проклятие!» – сказали тогда старики…

Теперь я знаю, что из-за моего кощунства потеряли мы горы Кокшетау, а сейчас я потерял сыновей. Проклятие на моём роде, и не будет счастья никому из моего потомства, если не принести жертву. Во имя Создателя мудрого и справедливого, за искупление моего давнего греха жертвую священного барана с золотистой головой. Склоняю свою отягощённую грехами седую голову, молю Бога простить меня и пощадить моих оставшихся сыновей!.. Касым торе опустил вознесенные к небу руки и сидел в скорбном молчании».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти