Иногда полезно полистать страницы истории, чтобы освежить в памяти узловые моменты, которые не получили соответствующего освещения в советское время. Например, у нас мало знают о казахской Жанне д’Арк, феномен которой хорошо знали в царское время петербургские политики и историки, но плохо знают современные казахстанцы, – о Сапаре Матенкызы. Памятники Жанны д’Арк стоят в Париже и в других городах Франции, её статуи – в каждой католической церкви Франции! О ней сняты фильмы, в Орлеане имеется центр Жанны д’Арк с документами о её жизни и каждый год 8 мая Франция отмечает «День Жанны д’Арк»! А вопрос о том, почему у нас нет даже романа или фильма о Сапаре, остаётся пока риторическим. По этой теме мы поговорили с исследователем-писателем Торегали Казиевым – его книга «Сапара Матенкызы – казахская Жанна д’Арк» скоро выйдет из печати. Торегали Казиев – автор книг «Акбулак – прародина скифских царей», «Сердце Мира», «Казах держал на плечах Небо», «Во главе Великой Сарматии» и др. Исследовательский подход Казиева отличает не только исторические данные по редким источникам, данные археологии, анализ по языкам, но и сравнительно-сопоставительный анализ с современной жизнью потомков номадов. В этом новизна и оригинальность объяснений известных исторических парадоксов.
- Торегали Абдуллаулы, нашей общественности почти неизвестно имя Сапары Матенкызы. С чем это связано?
- Феномен степной Жанна д’Арк был известен российским историкам, но в советское время её известность была целенаправленно «заглушена», хотя участие казахов в восстании Пугачёва общеизвестно. В 1775-1776 годах дочь казахского народа Сапара Матенкызы своим подвигом защитила родную землю, есть исторические и документальные факты. И в царское, и в советское время российские историки постарались «приглушить» роль казахской Жанны д’Арк. Это был подвиг лидера движения: батыры есть, но без вождя и от батыров толка мало, разбредаются кто куда. Сапара как раз была лидером движения: она имела громадный авторитет среди казахской элиты и среди батыров и народа, потому по её призыву степняки шли в бой, чтобы вернуть своё право свободно жить на родной земле. Для казахов на тот момент это была определённая моральная победа на долгом пути множества сражений, и распространение такой информации было невыгодно России.
- В чём заключалась победа этого движения?
- Движение «Невидимки» возникло в период правления в России Екатерины II после подавления Крестьянского восстания под руководством Емельяна Пугачёва, объявившего себя императором Петром III. В Степи распространилась информация, что появился человек-невидимка, который удачно возглавил казахские роды в битвах за возврат родных земель, с которых их согнали царские каратели во время репрессий против участников Крестьянского восстания Пугачёва – «Петра III». В России не сразу узнали, что Невидимка – это молодая женщина.
Удивительно, но практически российская сторона молча согласилась на большинство требований участников движения «Невидимки». Проект оренбургского губернатора И. Неплюева от 15.05.1747 года, поданный им в Петербург, «об отбитии или отлучении казахов от российских границ в дальние места», в тот раз не состоялся. Царское правительство вело и продолжало дальше политику в духе «споткнись, степняк, помогу тебе упасть!», но в данном случае в 1776 году технологично снизило на время накал страстей…
- Торегали Абдуллаулы, нашей общественности почти неизвестно имя Сапары Матенкызы. С чем это связано?
- Феномен степной Жанна д’Арк был известен российским историкам, но в советское время её известность была целенаправленно «заглушена», хотя участие казахов в восстании Пугачёва общеизвестно. В 1775-1776 годах дочь казахского народа Сапара Матенкызы своим подвигом защитила родную землю, есть исторические и документальные факты. И в царское, и в советское время российские историки постарались «приглушить» роль казахской Жанны д’Арк. Это был подвиг лидера движения: батыры есть, но без вождя и от батыров толка мало, разбредаются кто куда. Сапара как раз была лидером движения: она имела громадный авторитет среди казахской элиты и среди батыров и народа, потому по её призыву степняки шли в бой, чтобы вернуть своё право свободно жить на родной земле. Для казахов на тот момент это была определённая моральная победа на долгом пути множества сражений, и распространение такой информации было невыгодно России.
- В чём заключалась победа этого движения?
- Движение «Невидимки» возникло в период правления в России Екатерины II после подавления Крестьянского восстания под руководством Емельяна Пугачёва, объявившего себя императором Петром III. В Степи распространилась информация, что появился человек-невидимка, который удачно возглавил казахские роды в битвах за возврат родных земель, с которых их согнали царские каратели во время репрессий против участников Крестьянского восстания Пугачёва – «Петра III». В России не сразу узнали, что Невидимка – это молодая женщина.
Удивительно, но практически российская сторона молча согласилась на большинство требований участников движения «Невидимки». Проект оренбургского губернатора И. Неплюева от 15.05.1747 года, поданный им в Петербург, «об отбитии или отлучении казахов от российских границ в дальние места», в тот раз не состоялся. Царское правительство вело и продолжало дальше политику в духе «споткнись, степняк, помогу тебе упасть!», но в данном случае в 1776 году технологично снизило на время накал страстей…