Длительная работа «профессиональных русских» в Казахстане по «защите русских интересов», наконец, возымела закономерный итог — в прессе стали появляться возмущенные отзывы казахстанских русских.
Ветеран труда Н. Нестерова написала и опубликовала резкую отповедь под заголовком «Не могу молчать…» .
Это жесткий ответ «профессиональным русским», которые всеми силами стараются разжигать рознь между русскими и казахами, и он составлен в выражениях, не оставляющих никаких сомнений:
«Я русская, моей Родиной является моя земля – Республика Казахстан, исторически населенная казахами, проживающими на исконно казахской этнической территории, составляющей основу казахской государственности. Да-да, господин «Акимов», государственности, которая, вопреки вашим представлениям, благополучно насчитывает сотни лет. И если уж она не имела всех атрибутов милой вашему сердцу государственности европейской, то уж, во всяком случае, признавалась полноценным субъектом международных отношений, вступала в договоры и союзы, воевала, защищалась и весьма успешно. В результате, я живу в девятой, по размерам территории, стране мира», — пишет Нестерова.
Ветеран труда резко и решительно выступает против этой подогреваемой розни и вражды: «Есть у нас в Казахстане ваши соумышленники, есть так называемые «профессиональные защитники «русских интересов», есть те, кому не дают покоя и зудят шовинистические мыслишки о «величии русской нации», кому не терпится предъявить «исторический счет» к оплате. Мол, «мы столько для вас сделали, а вы, неблагодарные…». Только это — тупик. И для русских, подчеркиваю, для русских в первую очередь», — подчеркивает Нестерова. «И если это ваша осознанная цель, господин «социолог», то я вам говорю, вы мне мешаете жить так, как я хочу, жить в мире и дружбе с казахами. Вы мне мешаете ощущать себя частью народа Казахстана. Вы хотите меня, как собственно и всех русскоязычных, посадить в «имперский редут», из которого мы должны злобствовать на всех остальных? Так не должно быть!», — говорит Нестерова.
К этой статье не добавить, не убавить. Из своих многочисленных поездок по Казахстану я мог видеть немало примеров тесного сотрудничества казахов и русских, взаимного уважения, свободного употребления русского и казахского языков. Особенно к потомкам русских первопоселенцев, кряжистым и крепким людям, немногословным, трудолюбивым и надежным, казахи испытывают большое доверие и уважение. Больше, чем ко многим казахам. К примеру, водитель, к которому сотрудники МИД Казахстана всегда обращаются по имени-отчеству, или археолог из Актау, которого казахи называют «Сокровищем Мангыстау». Или полицейский, свободно говорящий по-казахски, русские мажилисмены и сенаторы, или даже русские — дикторы на казахоязычных телеканалах. Подобных примеров можно назвать десятки и сотни.
Конечно, им «профессиональные русские» основательно мешают жить и работать. Они долго не обращали внимание на это разжигание розни и вражды, а тут — прорвалось. Думаю, что дальше реакция будет еще более жесткой, и они еще погонят «профессиональных русских» прочь.
Причина этого положения лежит на поверхности и состоит не только в том, что они оказались гражданами Республики Казахстан. Дело в том, что русская нация, как таковая, утратила лидерство и распалась. «Профессиональным русским» больше нечего предложить, кроме озлобления на весь мир, кроме узкого шовинизма, кроме нетерпимости и бесплодных имперских амбиций. Русские в Казахстане увидели, что республика поднялась и расцвела, что у них появилось благосостояние, как в России или даже лучше, и вполне естественно, что они в массе своей поддерживают казахов в развитии казахстанской государственности. А что до государственного языка, так любой здравомыслящий человек понимает, что владеть двумя языками лучше, чем одним.
На мой взгляд, в Казахстане явочным порядком идет обособление русских в отдельный этнос, который удержит, очевидно, прежнее название и многие элементы и черты культуры, но будет совершенно другим, чем русские в России. Для них главным будет их родина — Казахстан, в которой они крепко укоренены, а не призрачные имперские амбиции.
Впрочем, обособление русских Казахстана — это не единственный пример такого рода. Интенсивно идет аналогичный процесс и в Сибири, где обособление сибиряков в последнее время стало ярким и наглядным. На переписи 2010 года родилась сибирская нация, и многие люди записались сибиряками по национальности. Если в Казахстане русские примкнули к казахам, которые составляют основу и стержень казахстанской нации, то в Сибири, где такого стержня не было, процесс принял другое направление — образование сибирской нации. В Казахстане «имперские русские», то есть не принявшие казахстанской самоидентификации, просто уезжают, освобождая ядро нового русского этноса от наслоений, то в Сибири люди самого разного происхождения, чувствующие свою укорененность в Сибири и категорически не принимающие всякие имперские штампы и шовинизм, просто обособляются путем образования новой нации под новым названием.
Из Сибири пока что «имперские русские» не выезжают, как из Казахстана. Пока что они пытаются сорвать развитие сибирской нации и протащить лозунг «Сибиряки — кто живет в Сибири», который стирает всякую разницу между разными нациями и позволяет «имперским русским» на что-то претендовать. Но это все временное явление. В дальнейшем разница между сибиряками и «имперскими русскими» станет такой же четкой и ясной, как и между русскими и «имперскими русскими» в Казахстане. «Имперские русские» так же окажутся в маргинальном положении за счет своей феноменальной неуживчивости со всеми, за счет культивируемого шовинизма и попыток унижения других наций, за счет пустых претензий.
В конечном итоге, перед «имперскими русскими» встанет такой же выбор: или Сибирь, или имперские миражи; остаться в Сибири и стать еще одним обособленным русским этносом (как русскоустьинцы в Якутии или русские в Казахстане), или уехать. Только, думаю, что уехавшие «имперские русские» не найдут понимания у русских, живущих в Новгородчине, на Псковщине и в других областях. Тут нельзя не согласиться с Нестеровой, что имперские амбиции — это тупик, что они порождают людей, которые везде лишние.
«Имперские русские» попадают в ловушку только и исключительно из-за того, что они живут тенями прошлого и пытаются вернуть то, что безвозвратно ушло. Империя рухнула и не восстановится. Надо думать о будущем.
Ветеран труда Н. Нестерова написала и опубликовала резкую отповедь под заголовком «Не могу молчать…» .
Это жесткий ответ «профессиональным русским», которые всеми силами стараются разжигать рознь между русскими и казахами, и он составлен в выражениях, не оставляющих никаких сомнений:
«Я русская, моей Родиной является моя земля – Республика Казахстан, исторически населенная казахами, проживающими на исконно казахской этнической территории, составляющей основу казахской государственности. Да-да, господин «Акимов», государственности, которая, вопреки вашим представлениям, благополучно насчитывает сотни лет. И если уж она не имела всех атрибутов милой вашему сердцу государственности европейской, то уж, во всяком случае, признавалась полноценным субъектом международных отношений, вступала в договоры и союзы, воевала, защищалась и весьма успешно. В результате, я живу в девятой, по размерам территории, стране мира», — пишет Нестерова.
Ветеран труда резко и решительно выступает против этой подогреваемой розни и вражды: «Есть у нас в Казахстане ваши соумышленники, есть так называемые «профессиональные защитники «русских интересов», есть те, кому не дают покоя и зудят шовинистические мыслишки о «величии русской нации», кому не терпится предъявить «исторический счет» к оплате. Мол, «мы столько для вас сделали, а вы, неблагодарные…». Только это — тупик. И для русских, подчеркиваю, для русских в первую очередь», — подчеркивает Нестерова. «И если это ваша осознанная цель, господин «социолог», то я вам говорю, вы мне мешаете жить так, как я хочу, жить в мире и дружбе с казахами. Вы мне мешаете ощущать себя частью народа Казахстана. Вы хотите меня, как собственно и всех русскоязычных, посадить в «имперский редут», из которого мы должны злобствовать на всех остальных? Так не должно быть!», — говорит Нестерова.
К этой статье не добавить, не убавить. Из своих многочисленных поездок по Казахстану я мог видеть немало примеров тесного сотрудничества казахов и русских, взаимного уважения, свободного употребления русского и казахского языков. Особенно к потомкам русских первопоселенцев, кряжистым и крепким людям, немногословным, трудолюбивым и надежным, казахи испытывают большое доверие и уважение. Больше, чем ко многим казахам. К примеру, водитель, к которому сотрудники МИД Казахстана всегда обращаются по имени-отчеству, или археолог из Актау, которого казахи называют «Сокровищем Мангыстау». Или полицейский, свободно говорящий по-казахски, русские мажилисмены и сенаторы, или даже русские — дикторы на казахоязычных телеканалах. Подобных примеров можно назвать десятки и сотни.
Конечно, им «профессиональные русские» основательно мешают жить и работать. Они долго не обращали внимание на это разжигание розни и вражды, а тут — прорвалось. Думаю, что дальше реакция будет еще более жесткой, и они еще погонят «профессиональных русских» прочь.
Причина этого положения лежит на поверхности и состоит не только в том, что они оказались гражданами Республики Казахстан. Дело в том, что русская нация, как таковая, утратила лидерство и распалась. «Профессиональным русским» больше нечего предложить, кроме озлобления на весь мир, кроме узкого шовинизма, кроме нетерпимости и бесплодных имперских амбиций. Русские в Казахстане увидели, что республика поднялась и расцвела, что у них появилось благосостояние, как в России или даже лучше, и вполне естественно, что они в массе своей поддерживают казахов в развитии казахстанской государственности. А что до государственного языка, так любой здравомыслящий человек понимает, что владеть двумя языками лучше, чем одним.
На мой взгляд, в Казахстане явочным порядком идет обособление русских в отдельный этнос, который удержит, очевидно, прежнее название и многие элементы и черты культуры, но будет совершенно другим, чем русские в России. Для них главным будет их родина — Казахстан, в которой они крепко укоренены, а не призрачные имперские амбиции.
Впрочем, обособление русских Казахстана — это не единственный пример такого рода. Интенсивно идет аналогичный процесс и в Сибири, где обособление сибиряков в последнее время стало ярким и наглядным. На переписи 2010 года родилась сибирская нация, и многие люди записались сибиряками по национальности. Если в Казахстане русские примкнули к казахам, которые составляют основу и стержень казахстанской нации, то в Сибири, где такого стержня не было, процесс принял другое направление — образование сибирской нации. В Казахстане «имперские русские», то есть не принявшие казахстанской самоидентификации, просто уезжают, освобождая ядро нового русского этноса от наслоений, то в Сибири люди самого разного происхождения, чувствующие свою укорененность в Сибири и категорически не принимающие всякие имперские штампы и шовинизм, просто обособляются путем образования новой нации под новым названием.
Из Сибири пока что «имперские русские» не выезжают, как из Казахстана. Пока что они пытаются сорвать развитие сибирской нации и протащить лозунг «Сибиряки — кто живет в Сибири», который стирает всякую разницу между разными нациями и позволяет «имперским русским» на что-то претендовать. Но это все временное явление. В дальнейшем разница между сибиряками и «имперскими русскими» станет такой же четкой и ясной, как и между русскими и «имперскими русскими» в Казахстане. «Имперские русские» так же окажутся в маргинальном положении за счет своей феноменальной неуживчивости со всеми, за счет культивируемого шовинизма и попыток унижения других наций, за счет пустых претензий.
В конечном итоге, перед «имперскими русскими» встанет такой же выбор: или Сибирь, или имперские миражи; остаться в Сибири и стать еще одним обособленным русским этносом (как русскоустьинцы в Якутии или русские в Казахстане), или уехать. Только, думаю, что уехавшие «имперские русские» не найдут понимания у русских, живущих в Новгородчине, на Псковщине и в других областях. Тут нельзя не согласиться с Нестеровой, что имперские амбиции — это тупик, что они порождают людей, которые везде лишние.
«Имперские русские» попадают в ловушку только и исключительно из-за того, что они живут тенями прошлого и пытаются вернуть то, что безвозвратно ушло. Империя рухнула и не восстановится. Надо думать о будущем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий