Пошук на сайті / Site search

24.04.2021

Бердалы Оспан: Робин Гуды казахских степей, или почти забытое искусство – традиция Садақ тарту

Автор картины Талгат Тлеужанов (Talgat Tleuzhanov)

Меткие стрелки из лука издревле пользовались у казахского народа особым уважением. Это искусство было востребованным и в военное, и в мирное время. Древние предки казахов (как и других кочевых народов) были искусными стрелками. Тогда лук был инновационным оружием и козырной картой в боевых столкновениях.

***

Историк Геродот писал: «Среди всех известных народов только скифы обладают одним, зато самым важным для человеческой жизни искусством. Оно состоит в том, что ни одному врагу, напавшему в их страну, они не дают спастись… Все они конные лучники».

В китайской летописи «История династии Чжоу» лук и стрелы тюрков из всех видов оружия также стоят на первом месте: «Тюркское боевое оружие – это лук и стрелы с металлическими наконечниками, кольчуга, пика-трезубец и меч».

Самыми искусными воинами считались те, кто пустив коня вскачь, мог на ходу поразить любую цель. Меткий стрелок с хорошим луком ценился не только на войне, он был главным добытчиком пропитания и для аула. Мастера по изготовлению лука пользовались особым уважением.

Традиция Садақ тарту

Стрельба из лука поощрялась с детских лет. Однако серьёзно обучали этому искусству наиболее спокойных, сильных, дальнозорких и внимательных мальчиков, готовя из них будущих воинов. Между ними часто проводились состязания. Впрочем, также соревновались в мастерстве стрельбы из лука и взрослые. Практически ни одно празднество, будь то свадьба или тризна, не обходилось без традиционного состязания Садақ тарту (стрельба из лука). Иногда его называли Жамбы ату или Теңге ату. Победители всегда получали ценные подарки и могли гордо носить звание «мерген» (не промахивающийся). История традиционного казахского соревнования Садақ тарту, наверное, начинается с тех самых древних времён, когда было придумано это оружие.

***

Садақ тарту в народном творчестве

В эпосе «Қобыланды батыр» юный Қобыланды узнал, что хан Коктим проводит состязание по стрельбе из лука. Кто попадет в золотую монету, тому хан отдаст красавицу дочь. Кобыланды загорелся желанием принять участие в соревновании и сказал об этом старшему товарищу Естемису. Тот не хотел его отпускать, но Кобыланды стоял на своём. Тогда Естемис отправил его в соседнюю страну:

Беліне садақ ілгізді,
Тапсырдым деп жалғызға,
Амандасып жүргізді.
…Қозы жауырын жебені
Ат үстінен шіреніп,
Сонда тұрып тартады.
Кәміл пірлер сенгені
Құрулы бақан басында,
Екі бөліп ұшырды
Ай астында теңгені.

Лук на парня поспешив надеть,
Попрощался он тогда,
Создателя умаляя юнца беречь.
…Лопатка ягнёнка – так зовётся стрела,
Цель давно победителя ждала,
Где виднелась луна.
У покровителей поддержки прося,
Он пустил стрелу высоко.
И она взлетела ввысь,
Тенгу золотую пополам разнеся.

(Смысловой перевод автора статьи).

Таким образом, доказав, что он лучший стрелок, Кобыланды женился на красавице Хуртка.

***

Традиция в художественной литературе

Иногда с помощью лука и стрел решались сложные ситуации. В романе писателя Ильяса Есенберлина «Хан Кене» описывается, как два джигита влюбились в одну девушку по имени Акбокен. Один из соперников, батыр Наурызбай, приходился братом самому хану. Тогда хан Кенесары взялся решить это соперничество раз и навсегда, несмотря на то что это было опасно для жизни его брата.

***

«У Байтабына в лице не было ни кровинки. До хруста были сжаты его зубы, а в устремлённых на Кенесары глазах застыли недоумение и неутешное горе. Всем было ясно, что Байтабын знает о свадьбе Наурызбая и своей наречённой невесты Акбокен. Он ехал тихо, а в правой руке держал наизготовку лук. Люди, окружившие Кенесары, притихли… В этот момент раздался вдруг топот и весёлый смех, это возвращались с охоты Наурызбай с друзьями. Увидев Кенесары, они тоже сошли с коней и двинулись к нему. Впереди шёл Наурызбай, а на правом плече его сидел знаменитый во всей округе сокол Кандыкоз – «Кровавый глаз» – с белой шёлковой нитью на ногах.

Наурызбай увидел Байтабына и застыл на месте, а Байтабын уже подходил к Кенесары. Встав на одно колено, батыр приветствовал султана.

- О чём мне говорить раньше, мой султан: о закончившемся походе или о несправедливости, которой я подвергся, находясь вдали? – спросил Байтабын.

Густые рыжеватые брови Кенесары, словно крылья орла, сошлись над переносицей.

- Будет ещё время выслушать и то и другое! – Он смотрел в упор на Байтабына. Сначала нужно решить один очень важный вопрос… Люди говорят, Байтабын, что ты лучший стрелок в нашем войске. Если правда это, попади со ста шагов в сокола, который сидит на плече у Наурызбая!..

***

Люди онемели. Безмолвно стоял Наурызбай, и сокол застыл на его плече, словно понимая, какая ему предназначена роль. А Байтабын посмотрел на Наурызбая:

- Мой султан, у стрелы шальные повадки, а голова батыра Наурызбая так близко от птицы…

- За шальную стрелу ты не в ответе!

Это был приказ… Никого не было у Кенесары ближе брата Наурызбая… Да, если Байтабын промахнётся и попадёт в голову Наурызбая, конфликт между ними будет разрешён… И ничего не будет за это Байтабыну…

Все поняли смысл происходящего. Лучше всех это поняли сами батыры, но никто из них не сказал ни слова. Наурызбай отошёл ровно на сто шагов, пересадил сокола на левое плечо, ближе к сердцу, и стоял, спокойно ожидая выстрела. Лишь чуть побледнело его обычно смуглое лицо. Байтабын не заставил себя долго ждать. Обведя твёрдым взглядом батыров, он решительным движением вынул из колчана знаменитую стрелу Козы жаурын – «Смерть ягнёнка», вскинул лук на уровень груди и как будто не целясь, отпустил тетиву. В тот же миг сокол упал на землю с левого плеча Наурызбая…

Так закончился спор двух батыров, которые обычно даже лучшим друзьям не прощали одного неосторожно сказанного слова… Потом Наурызбай подошёл к Байтабыну, они пожали друг другу руки, как и подобает делающим общее дело людям. У всех стало светло на душе».

***

К сожалению, Садақ тарту осталась уделом крайне малого числа энтузиастов возрождения древних традиций. Сегодня увидеть мастерство стрельбы из традиционного кочевого лука можно разве что на этнофестивалях и «Всемирных играх кочевников».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти