Казахский батыр. Художник Шавкат Захидов. Холст, масло. Размер холста – 94 х 74 см. Размер рамки – 109,5 х 91 см.
Для казахов доспехи и оружие всегда имели особое значение. Ведь только их наличие служило гарантом безопасности страны.
***
История казахского оружия и военных доспехов уходит вглубь веков. Ни один из казахских богатырских эпосов не обходится без их описания. Приведём несколько примеров только из одного эпоса «Ер Таргын» (Храбрый Таргын):
Мұздай темір құрсанды
Жау жағадан алған соң,
Беренге батыр симады.
Он так сильно рассвирепел,
Из холодного железа доспехи надел.
Когда враг внезапно напал,
Не вмещался он в доспехи свои.
***
…Көк сүңгіні салармын,
Балдағы алтын ақ берен,
Қызыл қанға малармын.
Тогда Кожак стал говорить,
Вонжу я синее копьё в врага,
В кровь его я обмакну
Сабли рукоять из золота.
(Смысловой перевод автора статьи)
***
Свидетельства исторических хроник
В китайской хронике Ши цзи о хунну, далёких предках тюрков (в том числе и казахов), говорится: «Длинное их оружие – лук со стрелами, короткое оружие – сабля и копьё». Там же написано, что хуннский царь Моде изобрёл свистящие стрелы: «…сделал свистунку и начал упражнять своих людей в конной стрельбе из лука…»
Производство доспехов и оружия среди казахов всегда считалось почётным ремеслом. И что интересно, занимались этим как мужчины, так и женщины. Например, в энциклопедии «Абай» говорится, что Даметкен Аганаскызы, мать великого поэта Шакарима Кудайбердыулы, была известным мастером ковки ножей. Кроме того, казахское оружие было не только качественным, но и красивым. Для мастеров было важно, чтобы их изделиями любовались, как произведениями искусства.
***
Воин – это храбрость и честь
Польский этнограф Адольф Янушкевич в письме к своим родственникам писал: «Виктор говорил мне, что знал Жусипа, сына Нуралы, который нарочно искал деревья, куст или цветущий лужок, чтобы поставить там свою юрту. На дереве он развешивал оружие и радовался растениям, окружающим его». А в рассказе писателя Сапаргали Бегалина «Тайатқан тауынан табылыпты» приводится название местности Найзакескен (место, где растут деревья для изготовления копий). К личным доспехам и оружию известных батыров отношение было особенное. Учёный Алькей Маргулан, потомок Олжабай батыра, вспоминал: «Композитор Жаяу Муса взял у Маргулана Дулатулы, младшего внука Олжабай батыра, меч, доспехи, широкий пояс и сдал в этнографический музей города Омбы. Они и сейчас там».
Быть воином в стране казахов было очень почётно. Но наряду с храбростью они отличались и высокой нравственностью. Это было непреложное правило, завещанное им предками. Известный тюрколог Ваки Залиди о тюрках, к которым относятся и казахи, писал, что они «…являются сыновьями тех отцов, которые раньше шли войной на Китай, но не вторгались туда и возвращались обратно, если в Китае в это время шли междоусобные войны. Они считали, что нападение в такое время противоречит честности рыцаря. Они будили спящего врага, чтобы тот мог сразиться, сидя в седле и с оружием в руках».
***
Традиция Сауыт-сайман сыйлау
История казахов знает немало традиций, связанных с оружием и доспехами. Одна из них – Сауыт-сайман сыйлау (традиция дарить доспехи). Так казахи воспитывали у молодого поколения любовь к родине. Пожилые батыры передавали свои доспехи сыновьям и подающим надежды молодым воинам. При этом молодёжь сама стремилась отличиться, чтобы стать достойными наследниками батыров. Молодые мужчины верили, что вместе с доспехами новому обладателю переходит сила и везение известного воина.
***
Традиция в литературе
В книге «Ел аузынан» («Из уст народа»), составленной Балтабаем Адамбаевым и Толеухан Жаркимбаевой, приводится рассказ о славном батыре Саржала: «Известный своими подвигами батыр Саржала был справедливым и помогал неимущим… У него было трое сыновей. Но среди них не было сильных и тем более отважных, которые бы могли стать батырами и кого можно было назвать сыном своего народа. Когда Саржала батыру перевалило за восемьдесят, он стал сильно переживать: «Почему Тенгри не дал мне сына, который стал бы батыром, как я. Кто продолжит моё дело? Кому я оставлю свои доспехи?»
Однажды он со своими джигитами ехал по степи и увидел группу беззаботно играющих мальчишек. Увидев внезапно появившихся вооружённых воинов, ребята испугались и бросились врассыпную. Только один мальчик остался стоять неподвижно. Громко закричав, он бросил горсть земли в глаза коню ехавшего впереди Саржала батыра. От неожиданности конь резко повернул в сторону. Остановив коня, батыр сказал: «Этот мальчик наделён особыми качествами. Спросите, где он живёт». Разузнав, где живут его родители, Саржала со своим отрядом направился к ним.
Оказывается, мальчика звали Исатай, он был младшим из четырёх сыновей некоего Таймана. Хозяин дома встретил гостей богатым дастарханом, как и подобает по казахскому обычаю. Тогда батыр Саржала сказал отцу Исатая: «Спасибо за щедрое угощение, но мы здесь не в качестве гостей, мы здесь из-за вашего сына». Сказав это, батыр Саржала встал, снял свои доспехи и повесил их на решётчатые кереге (стены) юрты. Потом повернулся ко всем и произнёс: «У справедливого судьи нет родственников. Я знаю, мои дети не будут против. Уверен, Исатай станет достойным обладателем моих доспехов». Затем батыр раскрыл ладони и благословил мальчика».
***
И действительно, Истатай Тайманулы вошёл в историю казахского народа. Именно он стал предводителем широко известного народного восстания 1836-1838 годов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий