* ПРИКАРПАТСЬКИЙ ІНСТИТУТ ЕТНОСОЦІАЛЬНИХ ДОСЛІДЖЕНЬ ТА СТРАТЕГІЧНОГО АНАЛІЗУ НАРАТИВНИХ СИСТЕМ
* PRECARPATHIAN INSTITUTE FOR ETHNO-SOCIAL RESEARCH AND STRATEGIC ANALYSIS OF NARRATIVE SYSTEMS
* VORKARPATEN INSTITUT FÜR ETHNO-SOZIALFORSCHUNG UND STRATEGISCHE ANALYSE NARRATIVER SYSTEME
* ПРИКАРПАТСКИЙ ИНСТИТУТ ЭТНОСОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА НАРРАТИВНЫХ СИСТЕМ

Пошук на сайті / Site search

30.06.2020

Алина Витухновская: Убермаргинал

Но есть еще люди в евразийских деревнях, чья судьба и печальней, и позорней Галковского и ко.

Александр Дугин — неудавшийся идеолог неудавшегося фюрера прозябает сейчас где-то на задворках дискурсов, далеко-далеко от партийных касс, которые все сплошь, наверное, оказались атлантистскими да глобалистскими. Иначе чем объяснить тот комический факт, что недавно самоназванный профессор дал интервью совсем уж местечковому видеоблогеру по имени Убермаргинал, так соответствующему его статусу.

Вот так из Южинского переулка до сетевого гетто шел наш скорбный умом старец, солнцем палимый и ветром гонимый.

Так и заканчиваются "великие" евразийские прожекты вместе со своими капустнобородными жрецами и сумасшедшими правителями, загнивающими по бункерам.

Этот человек сыграл немалую роль в становлении путинского режима, в создании и развитии действующих сепаратистких анклавов ЛНР-ДНР, в милитиаризации, в неадекватной внешней и внутренней политике РФ. Фактически - он военный преступник.

Единственный "философский" вопрос которой я могу задать ему и ему подобным - "Где мои деньги?" Санкции - в том числе следствие того, что власть долго насыщалась просроченным, пронафталиненным идеологическим бредом Дугина и ему подобных.

27.06.2020

Алена Агеева: Время говорить о контр-неолитической организации

Капитализм - это только последняя фаза тех ограничений, которые на человеческую жизнь налагает неолитическая общественная форма. Это последняя стадия Неолита. Еще одно усилие, прекрасное человеческое животное, чтобы завершить 5,000 лет творчества в угоду меньшинства!

Уже почти два столетия, во всяком случае начиная с Маркса, нам известно, что следует начать новую эпоху, где: невероятные технологии - для всех, проблемы распределяются поровну, соучастие во всём и образовательная поддержка гениальности каждого. Этот "новый коммунизм" противостоит по всем пунктам патологическим пережиткам капитализма, этой видимой "модерности" мира, мира пяти тысячелетий, о котором надо сказать: "старый, слишком, слишком старый".

Сегодня стало общим местом заявлять, по различным основаниям, о "конце человеческого вида", как он нам известен. Эта специфическая экология приобретает мессианические черты, хищники одолевают это несчастное животное, так что скоро человек уйдёт из мира живых.

Что касается технологического рывка, то нам обещают неразбериху, роботизацию всякого труда, дигитальное цветение, автоматичное искусство, пластмассовых киллеров и опасности сверхчеловеческого разума...

В результате на поверхность вышли эти пугающие категории – трансгуманизм и постгуманизм; или, симметричным образом, возвращение к анимализму, где разновидности пророчеств либо опираются на техническое творение, или скорбят об атаках на Мать-Природу.

Я воспринимаю все эти предсказания как совершенно идеологический шум, имеющий целью затенить реальную опасность, перед которой сегодня оказалось человечество, а конкретно – тот тупик, куда нас направляет глобализованный капитализм. В действительности  именно эта общественная формация, и только она, будучи связана со строгим понятием частной прибыли, ответственна за разрушительную эксплуатацию природных ресурсов. То, что многие виды живого находятся под угрозой, что климат теряет предсказуемость, что вода становится недоступным сокровищем - всё это побочные эффекты безоглядного состязания между хищниками-миллиардерами. И то, что научный прогресс анархически раболепствует перед рыночными технологиями, имеет ту же причину.

Сергій Чаплигін: Чому індивід важливіший за людину, або Звідки беруться фріки

Кожна ідеологія несе в собі певну антропологічну модель. 

В лібералізмі людина є індивідом (Individuum – латиною «неподільний»). Тому в ліберальній оптиці розвиток людських якостей означає її повну індивідуалізацію. Відповідно, історичний процес в ліберальній версії є процесом звільнення людини. 

"Свобода від"

Все соціальне є зовнішнім навантаженням на індивіда, яке пригнічує його свободу. Ліберальний проект і полягає у вивільненні індивіда від цього тягаря й досягнення "свободи від" (Liberty). Це має послідовно відбуватися через звільнення від соціально обтяжливих норм - релігійної та національної ідентичності, від держави, від громадянського обов'язку, від сім'ї, від статі та ін. – все, що заважає індивідуалізації. А будь-які ідеї, які оперують такими категоріями-обмежувачами є ворожими для вільного індивіда сутностями, які необхідно знищити.

Зверніть увагу - в лібералізмі поняття "людина" виключає використання поняття "прогрес". Оскільки індивід не тільки неподільний, він ще й незмінний. Змінюватися може під нього навколишнє середовище, до якої поняття "прогрес" і відноситься. Але по відношенню до людини завдань щодо морального удосконалення в лібералізмі немає.

Свобода самовираження

Принцип "свободи самовираження" сьогодні є одним з основних проявів ліберальної етики. Лібералізм виходить з пріоритетності індивіда, свобода якого є для нього найвищою і безумовною цінністю. Відповідно, проявити свою індивідуальність є головною життєвою установкою для будь-якого індивіда.

Але проявляти індивідуальність, коли її прагне проявити кожен, виявляється все складніше. І ось вже така людина в пошуках своєї "свободи самовираження" доходить до заперечення власної людськості.

26.06.2020

Свободный Идель-Урал / Free Idel-Ural: Эрзяне Украины начали издавать журнал. Эрзянские тексты в нем публикуются на латинице

Главный старейшина эрзянского народа Сыресь Боляень анонсировал презентацию первого эрзянского общественно-политического журнала. Издание представят в Киеве, где расположилась редакция нового журнала.

— Мы назвали наш журнал "ĚRZÄŃ VAL", что переводится как "эрзянское слово". Миссия журнала соответствует названию — нести слово для эрзян и об эрзянах. То есть информировать наш народ о деятельности Кирдийюр — национальных представительных органов, рассказывать миру об эрзянском народе, о его борьбе за культурные, экономические и политические права. Однако, это не значит, что журнал публикует исключительно документы национального движения. Мы пробуем исцелить наш народ от тяжкого недуга — созерцания мира чужими глазами. Эрзя, как и представители других народов Идель-Урала, привыкли жить под постоянным имперским давлением, — поделился Боляень.

По мнению общественника, представители эрзянского народа привыкли жить с оглядкой на Москву. По его словам, проект направлен на борьбу, в том числе с этим.

— Нас все время приучают сверяться с Москвой. Создали систему национальных представительных органов — а что об этом скажут в Москве? Решили отказаться от использования кириллицы — а как на это отреагируют русские? Хотим отправить на Всемирный конгресс финно-угорских народов эрзянскую делегацию — а как на это посмотрит мэр Саранска Тултаев? Пора понять, что мы имеем собственные интересы, которые часто не только не совпадают, но и прямо противоречат интересам чиновников и федерального центра. Настало время исцелиться и посмотреть на мир собственными глазами, глазами эрзян. Время заявить о наших правах и интересах. Журнал "ĚRZÄŃ VAL" предназначен для решения именно этих задач, — отметил он.

Член редакционной коллегии Ожомасонь Кирдя сообщил, что первый выпуск журнала вышел тиражом в сто экземпляров и будет распространяться бесплатно.

Более половины материалов в журнале на эрзянском языке. Некоторые дублированы на английском. Несколько текстов написано на русском и украинском.

Все расходы, связанные с макетированием, печатью и распространением издания, взял на себя Секретариат Инязора, работающий за счет добровольных взносов эрзян.

Редколлегия планирует издавать журнал дважды в год. Электронная версия "ĚRZÄŃ VAL" появится в свободном доступе.

26 червня - День кримськотатарського прапора


З Днем Кримськотатарського прапора!
Завжди разом - разом і назавжди!



Лютфие Чабанова
Сегодня Крым отмечает день крымскотатарского флага! Накануне праздника, образцовый ансамбль песни и танца "МЕЛЕВШЕ", при поддержке администрации города Судак, поднял национальный флаг над городом, на скалах Судакской крепости и подготовил видео-поздравление!

Ярослав Галущак: Праці В.В. Грабовецького на сторінках видань "Вісник Прикарпатського університету" та "Галичина": бібліографічне дослідження

У статті, присвяченій творчій та науковій спадщині академіка В.В. Грабовецького, розглядаються його праці, що були опубліковані у наукових виданнях факультету історії, політології і міжнародних відносин Прикарпатського національного університету імені Василя Стефаника. Зокрема, акцентується увага на публікаціях, присвячених історії Галицько-Волинського князівства, козацької та гайдамацької України. В статті зосереджується увага на ролі досліджень академіка В.В. Грабовецького у формуванні сучасного наукового історичного дискурсу.
Ключові слова: В.В. Грабовецький, історія України, Галичина, краєзнавство, бібліографічне дослідження.

У сузір’ї відомих вченних Прикарпаття яскравою зіркою представлене ім’я відомого вченого, історика, краєзнавця, академіка Володимира Васильовича Грабовецького (1928-2015). Він зростав при трьох окупаційних режимах, більшу частину наукової діяльності провів за умов радянського партійно-тоталітарного диктату, безперервного тиску на свідому західноукраїнську інтелігенцію, але зумів зберегти свій «тихий патріотизм» і вже в літньому віці зустрів незалежність України та свободу для науково-дослідницьких студій. Вчений повністю присвятив своє життя історичній науці, дослідженню феномену Галичини в загальносвітовому контексті, прищепленню студентству інтересу до історії України та рідного краю. Попри велику різноманітність напрямів дослідницької та громадської діяльності, головним напрямом досліджень В.В. Грабовецького завжди була історія України, а основним напрямком зацікавлень – історія Галичини періоду феодалізму й нового часу, а також опришківство як соціально-культурний феномен.
З величезної кількості праць академіка В.В. Грабовецького, опублікованих у найрізноманітніших виданнях, з метою висвітлення й подальшого дослідження наукової спадщини, хочемо виокремити його статті в наукових виданнях Прикарпатського національного університету імені Василя Стефаника, а саме у «Віснику Прикарпатського університету. Серія Історія» (далі в тексті – «Вісник…») та журналі «Галичина. Науковий ікультурно-просвітній краєзнавчий часопис» (далі в тексті – «Галичина»). З 1998 р. В.В. Грабовецький був одночасно членом редколегії даних видань.
У «Віснику…» за 1998 р. В.В. Грабовецький публікує статтю «Столиця Ростиславичів і Романовичів у міжнародних відносинах ХІІ-ХІІІ стт. (до 1000-річчя заснування Галича)» [7], в якій висвітлює даний період історії та показує Галич як столицю Галицькоої та Галицько-Волинської держави, що підтримує зовнішньополітичні стосунки з країнами тодішнього середньовічного світу – Польщею, Угорщиною, Візантією, Німеччиною та відіграє важливу роль в тодішній європейській політиці.

25.06.2020

Тарас Чухліб: Прапор українських козаків Оттоманського полку

 Прапор українських козаків Оттоманського полку. 1877 - 1878 років.

Публікується вперше!

Це - колишні запорожці і задунайці з Добруджі.. У 1877-1878 роках вони воювали проти Російської імперії у складі козацького полку турецького султана...

ВІДНАЙДЕНА ПІСНЯ УКРАЇНСЬКИХ КОЗАКІВ. ЯКІ ВОЮВАЛИ У 1853-1856 РОКАХ ЗА ТУРКІВ ПРОТИ РОСІЙСЬКОЇ ІМПЕРІЇ.

Прощай мила Україно,
Прощай вся моя родино.
Бо вже прийшов такий час
Покидати треба вас (2 рази)

Піди хлопче, виглянь з хати,
Кажи коні посідлати,
Тільки швидко не дрімай
Подай шаблю і нагай (2).

В чистім полі будемо грати,
І кров нашу проливати;
Не жаль згинуть в Божий час,
За свободу і за вас (2).

Ми в П’ятницю м'ясо їли,
Часто поклонів небили,
Да пролити кров за вас,
То Спаситель зучив нас (2).

Не перина і не страх,
Колись братом був нам Лях,
Ще і тепер разом з ним
Ждем що скаже рідний Крим (2)

1853 рік. Туреччина.

Максим Жих: Славяне и германцы

Если в основе социального устройства германцев лежала родовая организация, то краеугольным камнем славянского общества была территориальная община*.

Эта разница базовой социальной ячейки славян и германцев (территориальная община у первых и род у вторых) проявилась в идеологической сфере в том, что если для германских правящих династий характерна система развитых эпико-мифологических родословных, то для славянских правящих династий она отсутствует начисто.

У славянских правителей не было мифологических родословных: Рюрик, согласно древнерусским летописям, просто приходит "из-за моря", о каких-либо его предках не сообщается ничего, равно как и о том, откуда конкретно он приходит и кем он вообще был (славянин-? скандинав-? - об этом теперь историки гадают); родоначальник чешской правящей династии Пшемысл предстаёт в "Хронике" Козьмы Пражского обычным пахарем, о его предках как и в случае с Рюриком не сказано ни слова; аналогична ситуация и с родоначальником польской династии Пястом. Итого, все три славянских князя-родоначальника (Рюрик, Пшемысл и Пяст) появляются на страницах летописей как бы из ниоткуда. Сравните с длинными легендарными генеалогиями правителей в германо-скандинавской традиции.

Отсутствие у славян развитой родовой традиции вело и к отсутствию развитой системы генеалогий (реальных и вымышленных).

Господство у славян территориально-общинных отношений привело к двум важным отличиям в развитии славянского мира от германского:

Юк Хуй (Yuk Hui): О несчастном сознании неореакционеров

Публикуем перевод текста Юка Хуэя «О несчастном сознании неореакционеров», где он рассуждает о неореакции, глобальных процессах и старом-новом меркантилизме. Текст впервые опубликован в e‑flux journal #81 (April 2017). 

Юк Хуй. Философ. Изучал инженерию компьютерных систем, теорию культуры и философию в Гонконгском университете и Голдсмитском колледже в Лондоне. Особое внимание он уделял изучению философии технологии. В настоящее время является научным сотрудником Института культуры и эстетики цифровых медиа Лёйфанского университета в Люнебурге. Автор книг «О существовании цифровых объектов» (с предисловием Бернара Стиглера, издательство Миннесотского университета, 2016) и «Вопрос о технике в Китае: очерк в космотехнике» (Урбаномик, 2016). Соредактор сборника «30 лет после Les Immatériaux: искусство, наука и теория» (2015).

1. Закат Запада опять?

В 2004 году в докладе, подготовленном для конференции «Политика и апокалипсис», посвященной французскому теоретику и антропологу Рене Жирару, Питер Тиль заявил, что террористические акты 11 сентября 2001 года обозначили провал наследия эпохи Просвещения. Западу была необходима новая политическая теория, которая спасла бы от нового мирового порядка, открытого «глобальному терроризму», «действовавшему по ту сторону всех норм либерального Запада»[1]. Допуская заранее, что Запад воплощал учения и ценности демократии и равенства, Тиль поспешил утверждать, что именно они сделали Запад уязвимым.

Подобные убеждения об устаревании Просвещения характеризуют основное отношение неореакции, главными представителями которой являются Мэн-цзы Мольдбаг (псевдоним Кёртиса Ярвина, компьютерного инженера из Кремниевой долины и стартап-предпринимателя) и британский философ Ник Ланд. Если Тиль — это король, то они — его рыцари, защищающие некоторые сообщества, существующие вокруг сайтов Reddit и 4Chan. Нельзя сказать, что этих троих ничего не связывает между собой. Последние десять лет блог Мольдбага Безоговорочные оговорки был источником вдохновения для Ланда, а его стартап Tlon финансирует Тиль, известный венчурный предприниматель, основатель PayPal и Palantir и член команды переходного периода Дональда Трампа. Основной продукт компании Tlon под названием Urbit предлагает новый протокол, отличный от централизованной клиент-серверной структуры, в настоящее время доминирующей в сетях, и допускающий децентрализацию, основанную на персональных облачных вычислениях — так называемую постсингулярную операционную систему. Задача неореакции, кажется, удачно сформулирована в вопросе, который Тиль поднимает ближе к концу своей статьи: "Современный Запад утратил веру в себя. В эпоху Просвещения и постпросвещения это разуверение высвободило огромные коммерческие и творческие ресурсы. В то же время, утратив веру в себя, Запад стал уязвимым. Есть ли способ укрепить позиции современного Запада, не разрушив его целиком, существует ли способ не выплеснуть ребенка из ванны вместе с водой?"[2]

24.06.2020

Игорь Эйдман: Праздник Рождества Войны и мальчик Гундяйка

Гундяев совершенно неслучайно поздравил россиян с «праздником начала войны». Новую языческую религию, которая пришла на место православия, зря называют победобесием. В ее основе - даже не культ победы, а культ войны. Именно ей поклоняется российский истеблишмент. Поэтому он и стал отмечать 22 июня как праздник Рождества Войны. В новой религии: Война – новый Христос, 22 июня – ее Рождество, а 9 мая – светлая Пасха Войны. Ветераны – апостолы Войны, они передают живые свидетельства о ней и ее чудесах. Русские – богом, то есть войнойизбранный народ.

Гитлер – дьявол и одновременно Мать Войны (религия эта близка к сатанизму), недаром его фуражку и костюм жрецы Войны хранят как священные реликвии на территории своего главного капища. Сталин - Отец Войны. Гитлер родил Войну от Сталина. Зачатие произошло во время их короткой, но бурной предвоенной любовной истории.

Религия Войны - подчеркнуто маскулинная. Сталин и русский народ олицетворяет в ее мифологии мужское, светлое начало, а Гитлер и немцы - женское, темное, неверное. Война, зачатая в любви между Сталиным (богом) и Гитлером (дьяволом), началась с подлой измены фюрера, проявившего свою дьявольскую сущность, и закончилась ритуальными массовыми изнасилованиями русскими солдатами немок (и символически - самого Гитлера). 

Адепты религии Войны уверяют, что "могут повторить" и собираются "в Берлин за немками", пытаясь продемонстрировать таким образом свою мужскую силу по примеру некоторых папусаских племен, где взрослые мужчины носят большие угрожающие деревянные чехлы на маленьких членах.

Войнойизбранный русский народ прошел через крестные муки Войны, а потом «смертью смерть поправ», стал бессмертен. Святые Войны – деды на "иконах" Бессмертного полка.

Верующие в Войну ждут ее второго пришествия, т.е. Третьей мировой, когда все неверные «сдохнут», а богом(войной)избранный народ «попадет в рай». Об этом, в стиле пророков эсхатологических культов, прямо говорит патриарх новой религии Путин.

Недавно открывшийся главный храм Вооруженных сил – центральное капище Войны. Гундяев – давно не глава государственной церкви, а мальчик на побегушках, прислуживающий ее патриарху Путину.

Некоторые функционеры РПЦ уже поняли, что их церковь теперь играет второстепенную, подчиненную роль, обслуживая новый языческий культ. Священник Новосибирской епархии иеромонах Иоанна (Курмоярова) так прямо и сказал: «огромное количество священников в нашей Церкви являются банальными жрецами языческого культа». За что сразу получил запрет в служении.

Сосорбарамын Майдар: Флаг племени Кайи

Слово Kaйи означает «тот, кто имеет силу и мощь» (ср. с татарским "кыю" - "смелый, храбрый").

Кайи – название одного из двадцати четырёх племён огузов, из которого происходит династия Османских султанов. Гайы (Кайи), т.е. могущественный; [его рода] тамга: онгон – белый сокол, доля мяса – правая лопатка. Представители этого этого туркменского племени стали основатели таких государств как Кимакский каганат, государство Газневидов, Османская империя. Часть племени переселилась в южно-русские степи, они известны в древнерусских летописях как каепичи и ковуи. У Махмуда Кашгари приводится древняя форма – кайиг, чем опровергается предложенное Марквартом отождествление с каи, упоминаемыми Бируни и Ауфи на самом крайнем Востоке. Маркварт считает каи тюркизированными монголами, чем и объясняется, по его мнению, «та историческая роль, которую играли запятнанный кровью и братоубийственный род Османов и османский народ». Вполне возможно, что каи были монголами; Махмуд Кашгари упоминает их вместе с татарами и другими среди народов, говоривших на своих особых языках, хотя и знавших хорошо также и тюркский язык; однако огузское племя кайиг, или кайи, несомненно не имеет ничего общего с этим народом.

Эртогрул (1198-1281) – тюркский (представитель огузского племени каи) правитель, отец основателя Османской династии Османа I. Правил с 1227 года на территории, получившей название Османский бейлик, с центром в городе Сёгют. Эртогрул был сыном Сулейман Шаха. А его мать – Хайма Хатан. Когда его отец умер (утонул в Евфрате), Эртогрул принял власть над подчинявшимися ему племенами кайи. Сельджукский султан Кай-Кубад I пожаловал ему удел возле Анкары. В правление Эртогрула начинается постепенное усиление кайы. После смерти Эртогрула власть перешла к его сыну, Осману I, основателю Османской династии, и первому монарху Османского государства.

Заселение казахами Южной Сибири в XVIII-XX веках

Казахи в составе Российской империи были наверное единственным народом, который не только не терял своих земель, но приобретал новые. Вместе с проникновением русских в казахские степи происходило проникновение на российские территории, которые были удобны для кочевий и в результате каких-либо причин их покидали другие кочевые народы.

Так было с северным побережьем Каспийского моря (Астраханская область), которое покинули калмыки в XVIII веке. Так было с бывшими землями башкир в Приволжье (Саратовская область). Так было и на юге Западной Сибири (Омская область).

«В современный период казахи например составляют второе по численности население Омской области» [монография Б. Тынысова «Расселение казахов на территории Омского прииртышья (конец XIX – первая треть XX веков)»]. Казахи Омской области, относятся к племенам Среднего жуза казахов: кереи, найманы, кыпчаки и аргыны.

Заселение сибирских земель казахами началось ещё в доермаковский период, когда казахи воевали с ханом Кучумом – ставленником враждебной казахам узбекской династии Шибанидов. Но массовый приток казахов в сибирские пределы начался в начале XVIII века, когда аргыны Среднего жуза начали осваивать обширные лесостепные пространства юга Сибири, перекочевав сюда из Маверанахра. Эта территория на тот момент была нейтральной. В ней кочевали алтайцы (подвластные джунгарам) и родственные им казахи Младшего жуза, которые частично вошли в состав аргынов (род Тлеу в составе аргынских Айдаболов).

Она также служила коммуникацией для джунгар и калмыков, которые пересылались по ней войсками и информацией. Стояли на ней и русские сторожевые посты и поселения, население которых за несение пограничной службы освобождалось от налогов. Именно эти посты были некоторое время преградой для проникновения казахов вглубь Южной Сибири. Но в конце XVIII века в связи с ослаблением пограничной стражи на старой линии укреплений (была перенесена южнее и вглубь казахских кочевий) казахи начали активно переселять в Тобольскую и Томскую губернии. Это было уже в глубине российских владений Сибири.

Ответ казаха Армана Шураева рашистскому шовинисту Путину

22.06.2020

Фергад Туранли: Від національного порятунку до перемоги! Milli qurtuluşdan qələbəyə!

Туранли Фергад Ґардашкан Оглу – радник Генерального Секретаря Ради азербайджанців України, доктор історичних наук, професор

Історія виникнення та розвитку азербайджанського війська пов’язана з появою його державності,  про що йдеться в статті «День національного порятунку». Поміж багатьох фактів, пов’язаних зі становленням азербайджанської державності та війська, є  подія, котра  пов’язана з республіканською добою розвитку Азербайджану. У численних наукових дослідженнях зазначається про те, що 28 травня 1918 року з проголошенням Азербайджанської Народної Республіки постало логічне питання для уряду про створення армії новопроголошеної  держави. У зв’язку із цим 26 червня 1918 року ц.р. було створено спеціальний регулярний рід військ з метою оборони національних інтересів.

Згодом 28 квітня 1920 року совєтскьо-більшовіцька червона армія загарбала названу країну й знищила її військо, котре було покликано захистити нову демократичну країну. Далі тривав відомий радянський тоталітарний комуністичний період (1920-1991 рр.), який завершився руйнуванням СРСР. Продовжуючи огляд цього питання, варто сказати про те, що у результаті національно-визвольного руху в 1990 роках азербайджанці відновили свою державну незалежність й проголосили Азербайджанську Республіку.

Географічно-фізичні особливості мапи Азербайджанської Республіки

Парламент цієї країни ухвалив рішення від 9 жовтня 1991 року про створення національної армії. Разом із тим, незалежний державотворчий процес відбувався в умовах глибокої системної кризи: політичної, економічної, соціальної, у тому числі військової, які супроводжувались загарбанням території Нагірного Карабаху та інших земель Азербайджану вірменськими збройними утвореннями. Принагідно зазначимо, що з 1988 р. сепаратистський рух вірменських шовіністів з метою відокремлення Нагірного Карабаху від Азербайджану за підтримки центральної влади СРСР і, зокрема, КДБ, набув нової сили.  У теперішній час 20 % території Азербайджану, включаючи Нагірний Карабах і 7 сусідніх районів, перебувають під окупацією вірменських збройних загонів; понад мільйон азербайджанців були виселені у насильницький спосіб з території Вірменії та з окупованих нею азербайджанських територій.

Президент Азербайджанської РеспублікиІльгам Алієв, Головнокомандувач азербайджанською армією

Варто зазначити, що професійну армію створювали, починаючи з 1993 року, коли президентом Азербайджанської Республіки був обраний загальнонаціональний лідер Гейдар Алієв. Названа суверенна державатеж почала налагоджувати міжнародну військову співпрацю, у тому числі з НАТО, котра почалася зі вступу ще в березні 1992 року в консультаційний форум Ради Північноатлантичного Співробітництва, а 4 травня 1994 року Азербайджан приєднався до Програми НАТО «Партнерство заради миру». У цьому контексті азербайджансько-українська співпраця має немаловажне значення, зокрема в рамках ГУАМ з метою забезпечення транзиту нафти та газу з басейну Каспійського моря, а також є дуже актуальною у відновленні «Великого шовкового шляху» / TRACECA. Варто наголосити, що актуальним питанням у зазначеній співпраці є стратегічне партнерства між двома державами, а також розвиток взаємин обох націй на інтелектуальному рівні.

Вояки Збройних Сил Азербайджану

Таким чином, Збройні Сили Азербайджанупроходили серйозне випробування на шляху свого становлення. Сучасна азербайджанська армія є однією з потужних не тільки в регіоні, а й в світовому рейтингу, де займає 64 позицію потужності серед 138 армій світу і готова звільнити свої загарбані землі. Підсумовуючи даний коментар, варто сказати, що в історії війська Азербайджану 26 червня є особливою датою – Днем збройних сил! Цю дату, також  відзначаєсвітова азербайджанська діаспора під гаслом «Milli qurtuluşdan qələbəyə! / Від національного порятунку до перемоги!», висловлюючись тим свою рішучу позицію відновити територіальну цілісність своєї держави.

Наукова література

1. Süleymanov Mehman, Azərbaycan Ordusu (1918 – 1920), Bakı “Hərbi Nəşriyyat”, 1998, 448 s.
2. Андріянов В.І., Міраламов Г.Ф. Ільгам Алієв: Портрет Президента Азербайджану / відп. ред. Е. Мадатлі; пер. з рос. мови В. Біннатова. К.: Видавничий дім Дмитра Бураго, 2011, C. 318–320. 392 с.
3. Богорош Олександр, Богорош Катерина. Про двостороннє науково-технічне співробітництва України з Азербайджанської Республікою та іншими державами ГУУАМ / Україна‒Азербайджан: мануле, сучасне, майбутнє. Збірник наукових праць (за матеріалами міжнародної наукової конференції 2001 р.). Упорядник: Туранли Ф.Ґ. К.: Денеб, 2004. С.99‒100. 208 с.
4. Абдуллаєв Ф. Деякі аспекти співробітництва України та Азербайджану як стратегічних партнерів/ Україна‒Азербайджан: мануле, сучасне, майбутнє. Збірник наукових праць (за матеріалами міжнародної наукової конференції 2001 р.). Упорядник: Туранли Ф.Ґ. К.: Денеб, 2004. С.142‒145. 208 с.
5. Наукова хроніка Міжнародній науковій конференції «Ходжалинська трагедія: історичні передумови, причини, наслідки та правова оцінка».Часописі Київського університету права НАН України, 2020, № 1, С. 447–448.

Інтернет-ресурс

1. FedykIhor. Ferhad Turanly: TODAY THE AZERBAIJANI SOCIETY ASPIRES TO MAKE FREE NAGORNY KARABAKH. 10 June 2016, Kyiv, Defense Express  [https://defence-ua.com/index.php/en/publications]
2. Туранли Ф. День національного порятунку [https://rau.in.ua/азербайджан/День-національного-порятунку-азерба/]
3. Ministryof Defenceof theRepublicof Azerbaijan [https://mod.gov.az/az/news/azerbaycan-silahli-quvvelerinin-100-illiyi-munasibetile-bakida-tenteneli-herbi-parad-kecirilib-azerbaycan-prezidenti-ali-23207.html]
4. InternationalMilitaryCooperation [https://mod.gov.az/az/beynelxalq-herbi-emekdasliq-025/]
5. https://www.freeworldmaps.net/asia/azerbaijan/map.html
6. https://mod.gov.az/az/pre/27435.html

https://rau.in.ua/азербайджан/ВІД-НАЦІОНАЛЬНОГО-ПОРЯТУНКУ-ДО-ПЕРЕМ/

21 июня - Национальный день коренных жителей

Ежегодно 21 июня в Канаде отмечается Национальный день коренных жителей. Он был учрежден генерал-губернатором Канады Ромео Лебланом и отмечается ежегодно, хотя и не является официальным праздником в большинстве провинций.

Национальный день коренных жителей посвящен культуре канадских индейцев, эксимосов, инуитов и метисов. Впервые идея подобного дня зародилась в 1982 году, когда Национальное индейское братство, теперь известное под названием Ассамблея первых народов, предложило отмечать 21 июня Национальный день солидарности коренных жителей.

В 1995 году Королевская комиссия по делам коренных жителей предложила учредить Национальный день первых народов. Однако в понятие «первые народы» входят лишь канадские индейцы, а к коренным жителям относят также канадских эскимосов и метисов.

Поэтому национальная конференция коренных и некоренных народов под председательством Элайджи Харпера, также известная как «Священная ассамблея», выступила с инициативой учреждения национального праздника, который был бы посвящен вкладу всех коренных народов Канады.

В качестве даты праздника было выбрано 21 июня как день летнего солнцестояния.
«... Ми стоїмо зараз біля початку гігантського вселюдського процесу, до якого ми всі прилучені. Ми ніколи не досягнемо ідеалу ... про вічний мир у всьому світі, якщо нам ... не вдасться досягти справжнього обміну між чужоземною й нашою європейською культурою» (Ґадамер Г.-Ґ. Батьківщина і мова (1992) // Ґадамер Г.-Ґ. Герменевтика і поетика: вибрані твори / пер. з нім. - Київ: Юніверс, 2001. - С. 193).
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти