Пошук на сайті / Site search

29.01.2019

Алексей Ильинов: Борьба индейцев за свои права

Индейцы США остаются самой угнетенной частью населения страны. За время пребывания у власти правительства Р. Рейгана положение  коренного населения страны катастрофически ухудшилось. Ссылаясь на так называемую «советскую угрозу», администрация Рейгана поставила  цель резко увеличить военные расходы за счет средств, отпускаемых на социальное обеспечение. В первую очередь это отразилось на  программах помощи коренным американцам, которую сократили более чем на треть, в то время как 30% дохода индейских резерваций  накапливается за счет правительственных программ. Поэтому индейцы больше какой-либо другой этнической группы в стране зависят от помощи  правительства.
«Правление Рейгана, — говорит один из лидеров резервации Хемес (штат Нью-Мексико) Р. Молино, — это тень генерала Кастера, когда-то  безжалостно уничтожавшего мирные индейские поселения. Сегодня администрация уничтожает нас, убийственно сокращая социальные  программы. Как будто она не знает о том, что более 70% нашего племени только благодаря им и влачит жалкое существование. Людям не на что  купить еду, одежду. Бессмысленно отправляться в город на поиски заработка. Под угрозой закрытия местная школа, лечебный центр». Смысл  индейской политики нынешней администрации состоит в том, чтобы «покончить с опорой на федеральные платежи». Каждому, кто хотя бы в общих  чертах знаком с историей борьбы индейцев за свои права во второй половине текущего столетия, очевидно, что речь идет о завуалированном  возобновлении американским правительством политики «терминации», встретившей в 50-х годах XX в. самый резкий отпор со стороны  прогрессивной общественности США.

В 1953 г. палата представителей при конгрессе США приняла резолюцию 108, провозгласившую прекращение (терминацию) федеральной опеки в  отношении резерваций. Это законодательство должно было как бы завершить затянувшийся процесс американизации индейцев и разрушить их  этническую и культурную обособленность, подорвав основу, на которой она держалась, — неприкосновенность индейских земель. Так, лишенные  федеральной опеки за семь лет проведения программы терминации семь племен совершенно лишились земель. Президент Д. Кеннеди  приостановил действие этой политики, а в июне 1970 г. Р. Никсон заявил об отказе правящих кругов от насильственной терминации.
В 60-е годы XX в. индейцы от мирных требований и петиций перешли к активным выступлениям: Чикагская конференция 210 индейских племен  1961 г.; создание в 1968 г. прогрессивной организации Движение американских индейцев (ДАН); события на Алькатрасе в 1969 г.; многочисленные  выступления индейцев за права на пользование землей, на охоту и рыболовство; неоднократные съезды вождей коренных американцев (в  Денвере, Альбукерке, Детройте, Биллингсе); поход протеста на Вашингтон «тропой нарушенных договоров» в 1972 г. и героическое сопротивление  индейцев Вундед-Ни в 1973 г., которое возглавили такие мужественные лидеры, как Р. Мине, Д. Банке и Леонард Пелтиер, характеризуют 60-е — начало 70-х годов, как новый этап в истории североамериканских индейцев.
В эти годы более четко определились направления борьбы.
Пожалуй, два фактора отличают индейское движение от движений других национальных меньшинств Соединенных Штатов. Во-первых, наличие  земельной собственности у индейцев и, во-вторых, сознание того, что они — коренные обитатели континента, древнейшая часть его населения.  Почти все выступления индейцев выдвигали в основном следующие требования: закрепление права на резервационные земли по договорам,  заключенным в XVIII-XIX вв.; сохранение культуры; признание права на самоопределение, возможность самим распоряжаться своими делами в  пределах резервации. Последнее требование имеет очень важное общественно-поли-тическое значение для коренного населения современных  Соединенных Штатов.
Еще в конце XVIII и в начале XIX в. правительство, как правило, под угрозой «замирения» индейцев или после него навязывало им договоры об  «уступке» земли. Сами же коренные жители помещались в резервациях на территориях, считавшихся непригодными для жизни, с выплатой  единовременной суммы и «вечной» годовой рентой членам индейской общины. В течение многих десятилетии эти земли под разными предлогами  урезались, несмотря на обещание «опеки» со стороны правительства. С 1842 г. делами по «замирению» аборигенов занимается Бюро по делам  индейцев (БДИ), которое стало посредником между государством и индейскими резервациями, с его помощью федеральное правительство  осуществляет свой контроль, сами же коренные жители считаются «некомпетентными» вести свои дела. Чиновники БДИ, в состав которых входит и  метисная индейская верхушка, погрязли в коррупции и самоуправстве, занимаются разбазариванием земель и денежных фондов в резервациях.
В 60-х годах появилось значительное число индейских организаций, в том числе и контролирующих БДИ. Так, в 1972 г. организация «Учет  невыполненных договоров» обнаружила, что БДИ якобы расходовало 1 млрд. долларов в год на нужды индейцев. Эту «помощь» коренные  американцы назвали «миллиардным оскорблением», так как им доставались лишь жалкие крохи
Тем не менее, несмотря на, казалось бы, такие большие ассигнования со стороны правительства, БДИ делает все, чтобы помочь монополиям в  сверхэксплуатации земель, природных ресурсов и труда коренных американцев. Миллионеры нефтяной, газовой, лесной, горнорудной  промышленности, представители спортивных и туристических компаний входят в клиентуру БДИ.
Не случайно поэтому массовые демонстрации индейцев летом 1979 г. в Нью-Йорке у здания ООН, в Вашингтоне, Миннеаполисе и других городах  были направлены против БДИ, в деятельности которого многие видят причину своего обнищания. Правящие круги уже давно стремятся избавиться  от своих договорных обязательств, ликвидировать резервационные земли и покончить с индейской проблемой.
Однако закрытие БДИ означает прекращение специального статуса индейцев как подопечных, который в свою очередь предполагает сохранение  за ними резервационных земель, не облагаемых налогом. И хотя в индейской среде существуют различные мнения по поводу БДИ, члены  прогрессивно настроенных организаций считают необходимым реорганизовать Бюро из аппарата «колониального управления» в учреждение,  управляемое самими индейцами. При этом сохранятся все специфические права коренных американцев, которых они добились в результате  своей борьбы.
В наше время резервации индейцев США не являются изолированными экономическими системами: большее число их полностью интегрированы в  капиталистическую систему. Поэтому в последнее десятилетие борьба индейцев за свои права приобрела антимонополистический характер. Они  отстаивают свое исконное право на угольные залежи в Скалистых горах, на богатые лососем реки северо-запада и на обширные лесные угодья на  востоке. Их противники — крупнейшие в мире монополии: «Континентел ойл», «Экссон», АМАКС. «Шелл» и др. Наиболее активной расистской  организацией в США, представляющей интересы монополий, является Межштатный конгресс за равные права и ответственность (МКРПО),  созданный в 1975 г. под предлогом «удержания общенационального движения профессионально подготовленных индейцев и компетентных групп  от овладения обширными ресурсами». МКРПО функционирует уже в 23 штатах и владеет значительными средствами. Штаты Монтана, Вайоминг и  Орегон, например, вло-жили по 1 млн. долларов в проводившуюся этой организацией в 1978 г. кампанию лоббирования.
Антимонополистическая борьба индейцев получила выражение в ряде значительных выступлений в 70-е годы. Большим событием этих лет стал  «самый долгий поход» 1978 г. Он продолжался пять месяцев, его участники, представители всех индейских племен, прошли тысячи километров  через 11 штатов, чтобы предъявить требования о возврате земель и улучшении жизни. «Самый долгий поход», как и «марш тропой нарушенных  договоров» 1972 г., носил характер паниндейских выступлений. Это актуальное для американской действительности явление характерно для  последнего десятилетия.
Американские этнографы по-разному оценивают паниндеанизм. С. Левин, например, видит в этом движении решающий шаг к полной ассимиляции  индейцев в окружающее общество. Согласно Р. Томасу, паниндеанизм — это попытка из разноязычных, разобщенных племен создать новую  этнографическую группу — «группу американских индейцев». Очевидно, что все индейцы Соединенных Штатов, связанные с определенными  племенами, землей в резервациях или ведущие образ жизни обыкновенных американских тружеников города, объединяются общностью  исторической судьбы и современного положения. Таким образом, паниндеанизмом можно назвать специфическую реакцию исторически  разобщенного коренного населения Соединенных Штатов на то многогранное явление, которое называется индейской проблемой.
Истоки современного паниндеанизма восходят к середине XVIII в., когда французы и англичане захватывали североамериканские земли. Мечта об  освобождении от белых колонизаторов никогда не покидала индейцев. Мотивы, побуждавшие в тот период различные племена к совместным  действиям, были одновременно и политическими, и военными, и религиозными. Объединяясь, чтобы оказать англичанам сопротивление, индейцы  в то же время верили, что утраченные земли будут возвращены им посредством вмешательства свыше. Пожалуй, первой формой религиозного  паниндеанизма были мессианские движения XIX в. Учение индейского пророка Тенскватавы, идеи руководителя восстания начала XIX в. Текумсе  распространились среди множества племен: от черноногих на севере США до семинолов во Флориде. Проповедь отказа от всего, что принес с  собой «белый человек», сочеталась с призывами к борьбе против колонизаторов. Эти выступления способствовали объединению племен. Но  белые колонизаторы всегда побеждали, и для индейцев подобные объединения оказывались только полезными историческими уроками для  будущих социальных битв.
В XX в. сосредоточением религиозного паниндеанизма в США стала Туземная американская церковь Северной Америки с ее культом пейотизма.  Из всех существующих форм паниндеанизма как движения протеста пейотизм привлекает едва ли не наибольшее количество активных  участников.
Не случайно «самый долгий поход» 1978 г. носил религиозный оттенок. Духовным лидером его был служитель культа Эрн Петере. Организаторы  похода много говорили о его религиозном значении, о принципах верований индейцев. Подобная направленность привлекла внимание  религиозных организаций других национальных меньшинств США (негров, японцев-буддистов и др.), которые тоже присоединились к походу. К  сожалению, лидеры движения, вырабатывая стратегию борьбы, часто более всего ориентируются на факты этнической истории того или иного  племени. В этом сказывается, как правило, присущий им традиционалистскций уклон. Однако такой односторонний взгляд, препятствует оценке  настоящего, реальному планированию будущего. Таким образом, магистральной линии движение не получает. Лидеры индейского движения  начинают довольствоваться частичными успехами в различных направлениях.
По свидетельству видного деятеля движения американских индейцев В. Делорип, в 70-е годы индейцы применяли следующую естественно  развившуюся стратегию. Проблемы ставились во взаимосвязи так, что, если прогресс в области реформ не мог быть достигнут в какой-либо  определенной области, крушения не наступало, но реформаторские усилия направлялись в какую-нибудь другую область. Таким образом, по  некоторым пунктам достигался частичный прогресс. Например, проблема, выдвигаемая той или иной паниндеанистской организацией,  определялась, скажем, как проблема образования, индейцы же балансировали ее с жилищной проблемой и проблемой экономического развития.
Эта стратегия умеренного реформизма, однако, имеет отрицательную сторону. Слишком часто индейцы присоединялись к какому-либо движению  лишь для того, чтобы посмотреть, есть ли возможность использовать его ресурсы на благо племени или группы. Часто бывает чрезвычайно трудно  определить стоящие перед индейской общиной задачи, а паниндеанистские реформистские организации, в частности НКАИ, годами выпускают  одни и те же резолюции. Например, в течение 14 лет резолюции НКАИ касались поправки к одному из законов.
Именно благодаря деятельности НСИМ на протяжении 60-х годов индейское движение стало переходить к активным выступле-ниям — сначала в  форме полунасильственного использования традиционных прав на рыбную ловлю, затем к захвату пустующих когда-то отнятых у индейцев  земель и построенных на них зданий. Одной из первых таких акций был захват индейцами здания пустующей тюрьмы на о-ве Алькатрас в 1969 г.  Эта манифестация привлекла внимание широкой общественности к индейской проблеме и стимулировала ряд новых выступлений. В одних  случаях индейцы пытались вернуть экспроприированные у них земли, в других — изгнать поселившихся в пределах резерваций белых, в третьих  — явочным порядком восстановить зафиксированные в договорах права на рыбную ловлю, охоту, сбор дикого риса. С появлением подобных  крайне левых организаций некоторые реформисты-экстремисты стали требовать выделения отдельных племен и племенных союзов в  самостоятельные государства. Для подобных мероприятий отсутствует не только материальная, но и духовная база, т. к. сегодня смысл  паниндеанистских требовании сводится главным образом к стремлению во всех отношениях достичь уровня благосостояния белых, получить  доступ ко всем материальным и культурным ценностям развитого капитализма, сохранив при этом некоторые особенности привычного уклада  жизни.
Гау-Уи-Трау видит в проведении в жизнь реформистских настроений, которые ориентируют только на улучшение материально-правового статуса в  рамках существующей общественно-экономической формации, «слабость всех индейских движений вплоть до настоящего времени». «Земельные  права важны, существуют и другие несправедливости, с которыми надлежит покончить, — говорит он, обращаясь к индейскому народу, — но неужели  вы думаете, что именно этот аспект и есть самый важный? Мы можем потратить все наше время и все наши силы в судах и даже добиться победы,  но это будет ложная победа».
С точки зрения Картера Кэмпа, реформизм — это анахронизм в индейском движении. «Печально, — пишет он, — что даже некоторые из наших  наиболее выдающихся лидеров до сих пор пребывают в столь сильном заблуждении, что стремятся действовать внутри правительственной  системы, очевидно, смертоносной для нашего народа». Реформизм был уместен в свое время, теперь же это направление пагубно для будущего  индейцев. «Я полагаю, что нам следует отказаться от всей этой риторики о нарушенных договорах, невыполненных обещаниях, загубленных  жизнях и зверствах; она сослужила нам службу в период борьбы за права гражданства или когда мы хотели пробудить чувство вины перед  коренными американцами и тем повлиять на общественное мнение. Если же мы по-прежнему рассчитываем на реформу внутри самой системы,  нам следует объяснить народу Соединенных Штатов незаконность действий их правительства по отношению к индейцам. Однако, я полагаю,  теперь со всей очевидностью стало ясно, что система никогда не будет реформирована».
С подобными словами обращается к своим соотечественникам Джон Могаук: «Посылая молодых людей учиться в колледжи, планируя индейские  образовательные программы, стимулируя функционирование центров по поддержке индейцев, подключая индейцев к избирательным  политическим мероприятиям и вводя их в школьные комитеты, мы способствуем аккультурации нашего народа, делаясь прислужниками этого  процесса и укрепляя тем самым положение вещей, при котором нас рассматривают как неполноценных индивидуумов, приспосабливающихся к  европейскому образу жизни». Наиболее последовательным папиндеанистам присуще понимание и того, что их дело обречено на неудачу,  если не будет достигнута солидарность со всеми, кто страдает от гнета американского империализма. Инициатива этой солидарности и первые  практические шаги в сторону ее достижения должны исходить от самих индейцев. На них самих лежит ответственность «остановить экспорт  капиталистического угнетения во всем мире». «Могучая военная машина, используемая Соединенными Штатами в целях угнетения, создана  непосредственно здесь, на землях наших предков. Неужели мы станем в праздности смотреть на то, как она обращается против тех самых людей,  чьей интернациональной поддержки мы просим?!» — обращается к своему народу Картер Кэмп. Ответом на этот вопрос могут послужить слова  Руперта Косто, члена Американского индейского исторического общества: «Если борьба и натиск необходимы индейцу для того, чтобы утвердить  свои права и достичь своих целей, то нет сомнений, что он обретет свои уникальные и специфические формы борьбы и натиска».
Индейцы США ищут свои «специфические формы борьбы». В последние десятилетия появилось большое количество индейских организаций.  Наиболее активная и боевая из них — ДАИ, она возродила в индейцах этническое самосознание и гордость, привлекла к себе внимание  зарубежной общественности, обращаясь с жалобами в международные организации. Однако американское правительство постоянно  предпринимает попытки ликвидировать руководство растущего и организованного движения.
Судьба Леонарда Пелтиера — человека, посвятившего свою жизнь борьбе за права индейцев, — яркий и в то же время трагичный пример наглого  лицемерия правительства США, которое, поучая другие страны «уважению прав человека», обрушивает жестокие репрессии на всех, кто  выступает против вопиющей несправедливости, ставшей нормой в «самом демократическом обществе». Будучи одним из руководителей ДАИ, Л. Пелтиер принимал активное участие в борьбе против проводимой политики лишения индейцев исконных земель и средств к существованию.  Власти США жестоко расправились с «бунтовщиком». По сфабрикованному стандартному обвинению в убийстве Л. Пелтиер был осужден сначала  на одно, а затем на два пожизненных заключения. Вскрывшиеся за минувшие годы факты полностью подтверждают, что Пелтиер невиновен, что  он стал жертвой преднамеренной судебной расправы, что выдвинутые против него обвинения — грубая фабрикация охранки. В частности,  единственная «свидетельница», выступившая с показаниями против него на суде, отказалась от них, признав, что они были даны под нажимом  ФБР. Адвокат Пелтиера заявил, что ФБР в нарушение всех норм правосудия утаило от следствия и суда данные, свидетельствующие о  невиновности подсудимого. На более чем сомнительный характер собранных ФБР «улик» указали и более 50 американских законодателей,  которые подписали петицию с требованием о пересмотре дела Пелтиера. Совершенно очевидно, что суд над индейским лидером — политическая  расправа властен над деятелем, которого они считают особо опасным для существующего в США порядка.
Укрепляясь организационно и идейно, индейские организации сливаются в единый союз для массовых выступлении протеста. В 1974 г. после  событий в Вундед-Ни был создан Межнациональный совет по индейским договорам. Базой Межнационального совета является Движение  американских индейцев. «Нам нужно быть бдительнее, — говорит директор Межнационального совета по индейским договорам Д. Дэрхем, —  …необходимо… создать сильную общенациональную организацию. подотчетную всему народу… необходимо заключить стратегические союзы с  другими меньшинствами, особенно с черными, чиканос и с белыми рабочими». Примером может служить объединение ДАИ, НКАИ и НСИМ в  Коалицию коренных жителей. Видимо, за такими принципиально новыми союзами будущее индейского движения в США.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти