Казалось бы – обычный фильм, хотя и отличающийся блистательным актерским коллективом (Евгений Леонов, Нина Ургант, Олег Янковский, Владимир Самойлов). О проблемах плановой экономики. Обычное для того времени «производственное кино». Но это только на первый взгляд. Производственные фильмы все-таки относятся к жанру реализма (в узком смысле слова). Но извините за цинизм, где ж это видано, чтоб на советской стройке сначала бригада отказалась от премии, а затем партком принял решение: план был необоснованно занижен, а потому нужно возвратить премию всей организацией! 37 тысяч рублей! Это совершенно искусственная ситуация! А значит перед нами просто художественный прием, который предназначен для иносказательного раскрытия какой-либо идеи. То есть фильм не реалистический (в смысле буквального отображения жизни), а концептуальный. И понимать его нужно как набор символов, которые требуется расшифровать.
А что может символизировать строительство комбината в пространстве советского дискурса? Очевидно, строительство коммунизма. Собственно, вся советская цивилизация мыслилась как одно огромное строительство и все ее представители – от дворника до министра – как строители лучшего, наиболее совершенного общества. Ирония истории состояла ещё и в том, между прочим, что разрушил эту цивилизацию строитель по специальности (и даже министр строительства в последнем перестроечном правительстве) – Ельцин...
В таком случае интрига фильма приобретает совсем иное значение. Ведь в конце заседания парткома (изображение его, собственно, и составляет картину) выясняется, что комбинат стали строить, не проведя необходимых для этого подготовительных работ. Строго говоря, на этом месте строить комбинат было и нельзя и если он будет достроен, то в нем не будет хватать многих важных узлов.Да ведь перед нами упреки, которые в 1917 году меньшевики бросали в адрес большевиков! Мол, Россия не имеет материального базиса, необходимого для строительства социализма, такой базис более или менее сформировался лишь в «развитых странах». Поэтому, мол, социалистическая революция в этой отсталой и аграрной стране – не более чем авантюра. Эти упреки были столь многочисленны и назойливы, и главное столь очевидны с позиций классического евромарксизма (Маркс и Энгельс ведь тоже предостерегали русских народников, что ни какому социализму Россия сама по себе «прыгнуть» не может), что Ленин был даже вынужден ответить на них отдельной статьёй. Я имею в виду «О нашей революции (ответ Н. Суханову)». Там вождь большевиков дает остроумный ответ: а почему же нельзя наоборот: сначала взять политическую власть, которая и так в руки просилась, а уж потом построить материальный и культурный базис для социализма?
Пафос послеленинских внутрисоветских революций (индустриализация, коллективизация, культурная революция) и сводился к этому созданию условий для социализма. Эта ленинская идея была базисом сталинской концепции построения социализма в отдельно взятой стране. Основываясь на выполнении этих трех условий, сталинское руководство в 1936 заявило, что в целом социализм в СССР построен, что вызвало бешеную критику со стороны Троцкого (уже находившегося в эмиграции). С точки зрения Троцкого СССР хоть был и рабочим государством, но все же не социалистическим.
Получается, что фильм «Премия» фактически несет в себе в скрытой иносказательной форме именно троцкистскую концепцию СССР. Думаю, конечно, вполне бессознательно. Поколение шестидесятников, критикуя сталинизм, иногда, само того не понимая, воспроизводило троцкистские тезисы, хотя бы потому что пропаганда, на которой они выросли еще до ХХ съезда не предоставляла им альтернативы. Она манихейски делила всех на сталинцев и троцкистов...
Комментариев нет:
Отправить комментарий