Выставка «Золото сарматов» завораживает с первых секунд: старинные сокровища могут многое рассказать о наших предках. Помимо вездесущих изображений животных – так называемого «звериного стиля» – здесь, в каждом ожерелье и браслете, множество важных деталей.
Коллекция Астраханского краеведческого музея «Золото сарматов» начала формироваться ещё в середине прошлого века. Сегодня в ней порядка 800 единиц. Многие экспонаты были обнаружены случайно. Так, в 1984 году трактористы села Косика Енотаевского района Астраханской области, ремонтируя дорогу, обнаружили настоящий клад. Находки, переданные ими в музей, оказались золотыми украшениями из погребения сарматского вождя I века до нашей эры! Позже выяснилось, что вождь, убитый в возрасте 35 лет в походе, был погребён с большими почестями – в захоронении нашли много золотых украшений, серебряную посуду. Вождь был довольно высок ростом – около 170 см. Он жил в период с I века до н.э. до I первого века н.э.
Сарматы представляли собой конгломерат кочевых племён, живших с 6 в. до н.э. до 4 в. н.э. В него входили: роксоланы, аланы, аорсы, ираноязычные племена. Сарматы с Урала доходили до Чёрного моря. Это были ираноязычные племена европеоидной внешности. За несение наёмной военной службы они получали золотые украшения, сервизы или артефакты – необычные предметы, не характерные для их культуры.
Сарматы поклонялись животным. Они представляли вселенную в образе «дерева жизни», объединяющего три мира: подземный (корни), земной (ствол) и высший (крона). Каждому из миров соответствовали свои животные. Их образы выражали представление сарматов о мире, о самих себе и служили талисманами. Например, баран символизировал небесную благодать. Ушастый ёж – связь мира живых с миром мёртвых. Некоторым животным, которые могли «перемещаться» по «дереву жизни» (например, кабан, являющийся и хищником, и травоядным), приписывалась особая магия. Эти и другие образы можно увидеть на ювелирных украшениях и других предметах коллекции «Золото сарматов».
Например, золотые височные подвески в виде всадников на лошадях, с бубенчиками в виде желудей, которые при ходьбе создавали шелестящий звук. При близком рассмотрении можно даже увидеть лица всадников. Кстати, без коней сарматы не мыслили свою жизнь.
Витые браслеты носились на предплечьях. У самого крупного браслета на концах — головы в виде баранов. Поруч (браслет) вождя, подчёркивающий его высокий статус, защёлкивался на запястье. В его нижнем ярусе по центру растянуты шкурки барана.
Или, например, гривна (пектораль) косикинского вождя (4 в. до н.э.). Она должна была носиться на шее, но, видимо, была туга, и поэтому надевалась на грудь. На ней изображена так называемая «сцена терзаний»: кошачьи хищники и грифоны терзают тельцов, баранов и оленей – типичная для того времени сцена, отражающая борьбу племён.
Золотые поясные пряжки в виде ушастых ежей, лапы которых обвивают змеи, крепились к концам пояса. Внутри пряжки, украшенной драгоценными камнями, была полость, куда можно было помещать средства для заживления ран или яд.
Серебряный сервиз с позолотой – это «зарплата» косикинского вождя за наёмную военную службу. В него входит котёл с двумя ярусами изображений: сценой охоты и сценой войны. Ручки котла выполнены в виде вепрей – диких кабанов. Также в сервизе: пиксида–ароматница, таз с изображениями рыб внутри, крышка от сосуда и ритуальная ложечка.
В составе выставки — не только личные вещи вождя, но и предметы, относящиеся к ритуалу погребения. Например, искусно сделанная золотая витая проволока с балдахина, которым, вероятно, было накрыто захоронение. Также представлен элемент погребальной диадемы, созданный из золотой фольги в виде бутонов цветов.
Конь воспринимался сарматами как священное животное. Он сопровождал хозяина и при жизни, и в иной мир. В косикинском погребении, кроме украшений вождя, были также обнаружены золотые украшения — бляхи (фалары), которые надевались на узду коня. На крупных золотых фаларах, одеваемых на грудь коня, изображен мифический грифон. Грифоны – существа с телом льва, головой орла и белыми крыльями. Маленькие фалары располагались по периметру узды.
По предметам поздних сарматов, представленным в экспозиции музея, уже можно заметить постепенный уход от «звериного стиля», использование геометрических форм.
Уникальность астраханской выставки «Золото сарматов» в том, что практически ни один экспонат не повторяется. Экспозиция уже побывала в разных городах России (Москве, Саратове, Ханты-Мансийске), а также за рубежом – в Италии.
Часть фотографий предметов коллекции предоставлена ГБУК АО «Астраханский музей-заповедник», авторы фотографий – Александр Полежаев, Виктория Тамбаева. Портал выражает благодарность всему коллективу Астраханского краеведческого музея за помощь в создании этого эксклюзивного материала, и отдельно – заведующей отделом учёта музея Элине Сейфетдиновой.
Коллекция Астраханского краеведческого музея «Золото сарматов» начала формироваться ещё в середине прошлого века. Сегодня в ней порядка 800 единиц. Многие экспонаты были обнаружены случайно. Так, в 1984 году трактористы села Косика Енотаевского района Астраханской области, ремонтируя дорогу, обнаружили настоящий клад. Находки, переданные ими в музей, оказались золотыми украшениями из погребения сарматского вождя I века до нашей эры! Позже выяснилось, что вождь, убитый в возрасте 35 лет в походе, был погребён с большими почестями – в захоронении нашли много золотых украшений, серебряную посуду. Вождь был довольно высок ростом – около 170 см. Он жил в период с I века до н.э. до I первого века н.э.
Сарматы представляли собой конгломерат кочевых племён, живших с 6 в. до н.э. до 4 в. н.э. В него входили: роксоланы, аланы, аорсы, ираноязычные племена. Сарматы с Урала доходили до Чёрного моря. Это были ираноязычные племена европеоидной внешности. За несение наёмной военной службы они получали золотые украшения, сервизы или артефакты – необычные предметы, не характерные для их культуры.
Сарматы поклонялись животным. Они представляли вселенную в образе «дерева жизни», объединяющего три мира: подземный (корни), земной (ствол) и высший (крона). Каждому из миров соответствовали свои животные. Их образы выражали представление сарматов о мире, о самих себе и служили талисманами. Например, баран символизировал небесную благодать. Ушастый ёж – связь мира живых с миром мёртвых. Некоторым животным, которые могли «перемещаться» по «дереву жизни» (например, кабан, являющийся и хищником, и травоядным), приписывалась особая магия. Эти и другие образы можно увидеть на ювелирных украшениях и других предметах коллекции «Золото сарматов».
Например, золотые височные подвески в виде всадников на лошадях, с бубенчиками в виде желудей, которые при ходьбе создавали шелестящий звук. При близком рассмотрении можно даже увидеть лица всадников. Кстати, без коней сарматы не мыслили свою жизнь.
Витые браслеты носились на предплечьях. У самого крупного браслета на концах — головы в виде баранов. Поруч (браслет) вождя, подчёркивающий его высокий статус, защёлкивался на запястье. В его нижнем ярусе по центру растянуты шкурки барана.
Или, например, гривна (пектораль) косикинского вождя (4 в. до н.э.). Она должна была носиться на шее, но, видимо, была туга, и поэтому надевалась на грудь. На ней изображена так называемая «сцена терзаний»: кошачьи хищники и грифоны терзают тельцов, баранов и оленей – типичная для того времени сцена, отражающая борьбу племён.
Золотые поясные пряжки в виде ушастых ежей, лапы которых обвивают змеи, крепились к концам пояса. Внутри пряжки, украшенной драгоценными камнями, была полость, куда можно было помещать средства для заживления ран или яд.
Серебряный сервиз с позолотой – это «зарплата» косикинского вождя за наёмную военную службу. В него входит котёл с двумя ярусами изображений: сценой охоты и сценой войны. Ручки котла выполнены в виде вепрей – диких кабанов. Также в сервизе: пиксида–ароматница, таз с изображениями рыб внутри, крышка от сосуда и ритуальная ложечка.
В составе выставки — не только личные вещи вождя, но и предметы, относящиеся к ритуалу погребения. Например, искусно сделанная золотая витая проволока с балдахина, которым, вероятно, было накрыто захоронение. Также представлен элемент погребальной диадемы, созданный из золотой фольги в виде бутонов цветов.
Конь воспринимался сарматами как священное животное. Он сопровождал хозяина и при жизни, и в иной мир. В косикинском погребении, кроме украшений вождя, были также обнаружены золотые украшения — бляхи (фалары), которые надевались на узду коня. На крупных золотых фаларах, одеваемых на грудь коня, изображен мифический грифон. Грифоны – существа с телом льва, головой орла и белыми крыльями. Маленькие фалары располагались по периметру узды.
По предметам поздних сарматов, представленным в экспозиции музея, уже можно заметить постепенный уход от «звериного стиля», использование геометрических форм.
Уникальность астраханской выставки «Золото сарматов» в том, что практически ни один экспонат не повторяется. Экспозиция уже побывала в разных городах России (Москве, Саратове, Ханты-Мансийске), а также за рубежом – в Италии.
Часть фотографий предметов коллекции предоставлена ГБУК АО «Астраханский музей-заповедник», авторы фотографий – Александр Полежаев, Виктория Тамбаева. Портал выражает благодарность всему коллективу Астраханского краеведческого музея за помощь в создании этого эксклюзивного материала, и отдельно – заведующей отделом учёта музея Элине Сейфетдиновой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий