Поиск по сайту / Site search

03.11.2019

Мансур Кучкаров: Долганы - полярные тюрки

Долганы сформировались на Таймыре лет 200 тому назад, путём смешения якутов с тунгусскими народами. Фактически, это якутско-эвенкийская смесь с преобладанием якутской составляющей. Внешне долганы, хотя и говорят на одном из якутских языков, больше похожи на эвенков. В них нет тяжеловесности, они стройны и легки в движениях. При этом для них характерен довольно озорной и подвижный склад психики. Кстати, долганские девушки славятся своей привлекательной внешностью.

В течение продолжительного времени народ существовал безо всякого названия, предпочитая обозначаться по своему роду или месту жительства. В советское время их причисляли к якутам, но сами якуты выделяли их с особую группу. В конце концов, прижился эвенкийский термин «долган», что можно условно перевести, как «занимающий особое положение внутри группы».

Проблемами долганского языка озаботились относительно поздно. Во всяком случае, письменность создали только в 1970 году, а первая книга на долганском появилась тремя годами спустя.

Исторически долганы исповедовали шаманизм, но со временем от русских переняли православие. Русские, правда и сами к этому времени исповедовали, скорее, двоеверие, чем собственно православие, а при переходе к долганам православие еще больше обросло языческими чертами. Получилась религия, в которой православные персонажи уживались с языческими, и  населяли они, три яруса мира, по которым перемешался  шаман, и священникам такие обряды они  не доверяли.

Помимо этого в мифологии долганов большое место занимали духи хранители рода и помогающие на охоте. Имели место быть и самые натуральные идолы. Вместе с тем существовал культ детей и стариков. К примеру, вернувшись с охоты или рыбалки, человек должен был сначала предложить добытое всем детям и старикам, а уже потом нести то, что осталось домой – своей семье. Но долганы были прекрасными охотниками и рыболовами, поэтому в пище недостатка почти никогда не было, и этот обычай существовал только «на всякий пожарный». Основной пищей долганов была оленина, которую они поглощали в самых разных видах, включая сырой. Большой любовью пользовалась строганина – мясо или рыба, которые вымораживались, после чего нарезались тонкими ломтиками. В настоящее время их макают в соус, но раньше могли есть и просто так. Кроме этого большой любовью пользовались сырые потроха, которые шли в пищу сразу после забоя скота. Местным деликатесом считались молодые рога оленя, которые обжаривали над костром. Естественно, активно ели и сушеное мясо и рыбу. Парадокс, но, несмотря на малое количество растительной пищи в рационе, никакой цинги или авитаминоза у долганов не было. Может, дело в крови, которую они пили или в сырой мясе.

Шаманизм, сохранившийся и после принятия православия, научил долганов бережно относиться к природе, чему способствовали множественные табу, которые не изжила и церковь. Очень интересный микс дал похоронный обряд. Раньше предки долганов хоронили своих покойников в наземных срубах. После крещения они стали закапывать их в землю, что в условиях вечной мерзлоты не слишком удобно. Но сверху все равно ставили сруб или просто клали дерево. При этом на могиле оставляли дар умершему. Обычно это были значимые для народа вещи. Живописнее всего смотрелись могилы оленеводов, над которыми возвышался сруб, в котором лежали разрубленные нарты и упряжь. Венчал могилу шест, на который водружалась голова жертвенного оленя. Такая вот православная могила…

Долганы в старину устанавливали голомо и балаганы якутского типа (каркасные жилища из наклонных столбов, плах, досок, обложенные дерном), без окон и нар. С приходом русских начали жить в балках (нартяных чумах), домиках на полозьях. Балок — прямоугольный каркас, снаружи обтянутый оленьими шкурами, а изнутри — ситцем. Его устанавливают на больших санях, перевозят упряжкой из пяти — семи оленей. Окна в нем застеклены, есть железная печь, нары, стол, иногда стулья. Балком пользуются до сих пор, он удобен при перекочевках. Из хозяйственных построек сооружали лабазы-помосты и амбары на высоких столбах.

Мужская и женская одежда различалась. Верхнюю одежду шили из покупных тканей. Мужчины носили рубашки и штаны, женщины — платья, поверх которых надевали закрытые фартуки и пояса, расшитые бисером (мелкими стеклянными или фарфоровыми цветными бусинками); нижнего белья не было. Мужчины и женщины летом и зимой носили суконные кафтаны (сонтап), зимой — песцовые и заячьи шубы. Оленьи распашные (с разрезом спереди) парки похожи на эвенские, хотя полы у них сходятся. Носили парки с нагрудниками, похожими на эвенкийские. Характерная особенность мужской и женской одежды — несколько удлиненный сзади подол. Шапки (бэргесэ) имели форму капора с верхом из сукна или лисьих камусов (шкура с ноги), расшитых бисером и цветными полосками ткани. Зимнюю обувь длиной до колен и выше изготавливали из оленьих камусов, расшивали бисером, летнюю шили из ровдуги.

Праздничную одежду и обувь богато украшали бисером, аппликациями из цветных полосок ткани, вышивали подшейным волосом оленя по ровдуге, окрашенной в красный цвет отваром ольховой коры или охрой, а в черный — графитом. В прошлом на лямках и поясах оленьей упряжки встречались вышивки нитками из сухожилий.

Мужским ремеслом была резьба по мамонтовой кости, для нее характерны резные нащечные пластины оленьего недоуздка, инкрустация черенков ножей оловом с оригинальным геометрическим орнаментом.

Счет родства у долган велся по мужской линии. Терминология была якутской. Родовая организация распалась к XIX в., но сохранились коллективные формы охоты на диких оленей и птиц, рыбной ловли и т.д. Добытых оленей и выловленную рыбу делили между родственниками и соседями, товарная пушнина оставалась собственностью охотника. Богатые хозяева — владельцы больших стад оленей в работниках использовали своих бедных родственников. Во второй половине XIX в. в среде долган появились посредники для взаимодействия с русским и якутским купечеством, эксплуатировавшие своих сородичей.

Анабарские долганы — небольшая локальная субэтническая группа, один из коренных народов, населяющих территорию Анабарского улуса Республики Саха. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года в улусе насчитывалось 988 долган. Говорят они на долганском диалекте якутского языка. Традиционные занятия — кочевое оленеводство, охота и рыболовство. В настоящее время долганы компактно проживают в поселках современного типа Юрюнг-Хая и Саскылах.

Анабарская земля, расположенная далеко за полярным кругом на северо-западной окраине Якутии, входящей в географическую зону арктических территорий, является местом компактного проживания долган, одного из коренных малочисленных народов Севера. В этих северных широтах испокон веков обитали кочевые племена — далекие предки современных анабарцев. Здесь, в суровых условиях арктической тундры, в краю полярных ночей и холодных ветров, сложилась их многовековая история, сформировалась неповторимая культура северных оленеводов-кочевников.

Проблема происхождения и этническая история долган, в том числе анабарских, до сего времени остается недостаточно изученной.

Наиболее раннее упоминание тунгусов долганского рода встречается в книгах ясачного сбора русских казаков первой половины XVII века. Их обитание отмечено на среднем течении реки Лены в устье реки Вилюй. Позже долганы постепенно мигрировали на северо-запад, в район бассейнов рек Оленек, Анабар и Хатанга, где оказались среди других этнических групп различного происхождения. Судя по ясачным книгам, к приходу русских казаков этнический состав постоянных плательщиков ясака здесь был достаточно пестрым. Отмечены названия разных племен и родов тунгусского, самодийского и якутского происхождения. Многие исследователи считают, что этническое ядро долганской народности восходит к тунгусскому роду дулган. Это подтверждается и тем, что современные долганы разделяются на группы, имеющие связь с разными народами и их территориальными группами, живущими в пределах Красноярского края и Якутии (илимпейские эвенки, ессейские и анабарские якуты, русские старожилы). Таким образом, долганы как отдельная народность сложились в результате длительного процесса постепенного продвижения различных групп эвенков и якутов на территории Таймыра.

Предки современных анабарских долган исконно занимали обширную территорию между бассейнами северных рек, впадающих в море Лаптевых. До оформления современных границ между Якутией и Красноярским краем основная часть местного кочевого населения административно относилась к Енисейской губернии. Туруханскими властями они именовались «нижнезатундринскими» якутами. В результате установления в 1930 году новых территориальных границ Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Якутской республики местное коренное население было разделено на две части. Таким образом, в низовьях Хатанги и Анабара образовались две отдельные группы, территориально отрезанные и относящиеся к разным административным образованиям. В советское время связь между родственными группами практически была потеряна.

Истоки этнокультурных традиций долган уходят в глубокую древность, к культурам кочевых аборигенов, в прошлом населявших обширную территорию между бассейнами рек Хатанги и Анабара. Данная этнокультурная область издавна представляла собой особую контактную зону различных племен и этнических общностей — носителей самобытных кочевых культур.
Культура долган содержит целый ряд различных по своему характеру и происхождению этнических черт. Сочетание последних создает то неповторимое своеобразие, которое отличает долган не только от их ближайших соседей, но и от других родственных народов, ведущих сходную хозяйственно-культурную деятельность и связанных с ними общностью происхождения.

Между анабарскими и хатангскими долганами в этническом и культурном плане много общего. Анабарские долганы, как и хатангские их сородичи, превосходные оленеводы, охотники и рыбаки. Анабарским оленеводам также присущи многие характерные особенности долганского оленеводства, имеющие древние черты тунгусских традиций. Охота и рыболовство отличаются наличием как якутских, так и северных элементов. Для лесотундровой зоны были типичны отстрел дикого оленя, песцовый промысел, летняя охота на водоплавающих птиц, ловля куропаток. Способы и техника были достаточно развиты, в промысловых традициях также наблюдалось влияние соседних народов.

Традиционные хозяйственные занятия и сегодня играют особую роль в жизни анабарцев. Кочевое оленеводство, охотпромысел и рыболовство, несмотря на бурное развитие здесь в последние десятилетия горнодобывающей промышленности, остаются основными направлениями хозяйственной деятельности коренного населения. Оленеводческие хозяйства улуса считаются одними из лучших в республике. В улусе немало семей, занятых в этом виде традиционной отрасли и ведущих кочевой образ жизни. Для детей оленеводов созданы передвижные кочевые школы.

Язык анабарских долган исследователи относят к северным говорам языка саха, которые отличаются наличием значительных лексических и фонетических различий. Бытовая лексика в основном отражает специфику хозяйственной деятельности. В ее составе обнаруживаются слова различного происхождения. Особый пласт составляют слова, относящиеся к древнему тунгусскому языку. Словарный запас также включает слова русских старожилов, издревле породнившихся с местным населением. Несмотря на современное распространение якутского литературного языка, среди анабарских долган сохраняется своеобразие местного говора. Однако сегодня долганский язык, как и многие северные языки, переживает сложное время, задача его сохранения и дальнейшего развития достаточно актуальна.

Культура древних кочевников-оленеводов самобытна и уникальна своими неповторимыми фольклорными и музыкальными традициями. В улусе бережно сохраняется традиционный фольклор, развивается современное творчество. Среди пожилых долган живы устные жанры фольклора, сказки, предания, песенные напевы, традиции кругового танца хейро. Анабарские долганы известны как искусные резчики по дереву и кости, мастера вышивки бисером и цветными нитками. Долганская одежда отличается богатой меховой и кожаной отделкой, ярким орнаментальным декором.

С начала 1990-х годов в результате этнокультурной политики, направленной на поддержку коренных малочисленных народов Севера, в Анабарском улусе немало сделано для возрождения этнической группы долган. В последние годы значительно возросла их численность, создана долганская секция республиканской Ассоциации коренных малочисленных народов Севера. За эти годы улус приобрел официальный статус национального долгано-эвенкийского района. Как представители коренного населения анабарские долганы пользуются федеральными и республиканскими социальными поддержками.


В настоящее время идет активная работа по сохранению языка и культуры. В Юрюнг-Хаинской средней школе преподается факультативно долганский язык и традиционная культура, работают кружки «Уроки предков», рукоделия и многие другие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти