Замечу, что волостями в те времена еще называли княжества детей при живом отце, т.е. Владимиро-Суздальское княжество Юрия Долгорукого называлось Землей, а входящее в него удельное княжество под управлением, например, Андрея, еще не ставшего Боголюбским — волостью. Т.е. Отскалана была какой-то феодальной автономией в рамках Византии.
Так вот, историки не знают, где находилась эта Отскалана. Но в книжках много раз видел предположение, что имелся ввиду город Аскалон, нынешний Ашкелон в Израиле, рядом с Сектором Газа. Вчера проверил — скорее всего, предположение это не верно. Потому что Аскалон в 50-60-ые годы XII века находился под властью крестоносного короля Балдуина III. Правда, женатого на племяннице византийского императора Мануила Комнина, а главное — получившего от ромеев мощнейшую военную поддержку в борьбе с Нур ад-Дином, эмиром Дамаска. Многие ученые считают доказанным, что в это время Византия удерживала мягкий сюзеренитет на Святой землей. Однако не в традициях Cредневековья напрямую диктовать своим вассалам, кого им назначать, говоря грубо, губернаторами (вассал моего вассала — не мой вассал).
Но я нашел и другую инфу! Оказывается, в одной из византийских рукописей упоминается некий Феодор Рос из рода василевсов, который, судя по всему, путешествовал по Святой земле при Мануиле Комнине. Так вот, крестильное имя князя Мстислава было как раз Феодор, а его мать — была в родстве с Комнинами. Проблема только в том, что византийцы не упоминают, что он делал в Святой земле и в Византии. Указывается лишь, что у него был какой-то энколпион (колпа — колба, т.е. сосуд) с частицей камня от Гроба Господня. Причем он оставил его где-то в Византии. Если отождествить этого Феодора с Мстиславом, то тема энколпиона выглядит как-то странно, потому что его сын, Ярослав Красный, абсолютно точно вернулся на Русь и, по логике, должен был забрать его с собой — принципы римского права в Византии сохранялись до самого конца.
Короче говоря, кем был этот Феодор Рос, что такое Отскалана, и как сложилась судьба летописного Мстислава, мы точно не знаем.
В принципе, до нас дошла информация еще о двух русских паломниках XII века, которые точно были в Святой земле. Это игумен Даниил, который там был за 50 лет до Феодора Роса и который, по разным версиям, был либо князь, либо крупный полководец (он, например, подозрительно точно мерил расстояния между городами, высоту крепостных стен, обращал внимание на броды...). И Добрыня Ядрейкович, ставший потом архиепископом Новгородским Антонием, но он был в Святой земле где-то лет через 40. Так что оба они — точно не Феодор Рос.
P.S. Сохранилась грамота, жаловавшая Аскалон князю в лен от императора. О ней говорится в книге "Византия и Русь". Грамота датирована 1169 годом, когда кратковременно занятый мусульманами Аскалон Балдуин хотел отвоевывать с помощью Мануила Комнина, который заранее отдавал город в ленное владение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий