- Революционный хомейнистский манхадж для меня является высшей, но не единственной и не всегда пригодной к применению в условиях здесь и теперь стратегией - потому возможны альтернативные стратегии и тактики шиитской политики, если они предлагаются доказавшими свой авторитет и достойными подражания муджтахидами, и представляются уместными в сегодняшних условиях.
- Лично у меня нет ни одной претензии к хомейнизму как таковому, за исключением его версии велаяте-факих: учение о корпоративной власти муджтахидов, а не выдающегося факиха, уникального в своем статусе, представляется мне доказавшим свою слабость и порочность уже даже на примере СССР и ныне - на примере Ирана
- Испытывая пиетет к хомейнистскому революционному манхаджу и проявляя исключительный интерес к ирфаническому наследию Рахбара Хомейни, в плане теологии и фикха я вместе с тем склонилась к следованию Неджефской, нежели Кумской школе богословия. Разумеется, рассуждать об этом самой у меня нет компетенции, но следствием такого решения стало общения с некоторыми шиитскими сестрами, и, с другой стороны, авторитетными для меня сведущими в шиизме братьями, порекомендовавшими обратить большее внимание на ученых этой школы
- Наиболее яркой личностью Неджефской школы в прошлом столетии был аятолла Аль-Хои, соответственно, я заострила внимание на его учениках. Мои друзья в большинстве своем следуют Систани, но я, уважая его как грамотного муджтахида, так и не смогла преодолеть некоторые вопросы и предубежденность к ряду аспектов его политики в отношении американцев. Поэтому я следую духовному лидеру Хизбуллы Мухаммаду Хусейну Фадлулле, который так же, как Систани, являлся учеником Аль-Хои. Из англоязычных источников я узнала, что он получил иджазу от аль-Хои, что официальный представитель Хаменеи в Лондоне признал его марджа-е-таклид, наконец, двое братьев, которых я знаю, подтвердили, что это заслуживающая уважения фигура. Более того, я вошла в резонанс с его фикхом, мне легко и комфортно следовать его фетвам, а Ислам - религия легкости.
- В плане модели реализации шиитской власти мне наиболее интересна модель функционирования движений типа Хизбуллы, построенная на основе сетевого принципа и не привязанная к единому центру (Централизация придает системе уязвимость и неустойчивость: рушится центр - автоматически загибаются и филиалы), обладающая собственной инфраструктурой. В этом я вижу недостаток того, что столь любимая мною Хизбулла так привязана к Ирану: случись что с иранским режимом, Хизбулле будет куда тяжелее, хотя у нее есть и собственная серьезная инфраструктура
- Одна из важнейших и основных целей исламской шиитской политики является не "отстаивание интересов общины", а реализация принципов справедливости (адалят), основанных на исламских законах и нормах (при этом такие нормы не обязательно навязываются - опыт деятельности Хизбуллы в Ливане это подтвердил). Такая позиция имеет подтверждение в шиитских усуль-ид-дин (основах веры) и в наставлениях Имамов (АС), в том числе Имама Али (АС), в том числе в его письме Малику Аштару. Подчеркиваю, что речь идет о справедливости не только к мусульманам, но и к немусульманам, что восходит к прямым указаниям Имама Али (АС) в указанном письме. Если принцип адалята применим к немусульманам, то к суннитским братьям, не испытывающим враждебности к Ахль-уль-Бейт (АС) и шиитам, он тем более заслуживает приложения - особенно в тех случаях, когда эти братья подвергаются государственному и полицейскому прессингу за сам факт принадлежности к Исламу. По моему убеждению, эти репрессии, когда людей сажают и истязают просто за чтение Корана и выполнение намаза, не могут оставлять шиитскую общину равнодушной - даже если с нашей точки зрения эти мусульмане в каких-то аспектах акыды или фикха серьезно заблуждаются. Поэтому, при всех существующих и потенциальных минусах, модель и линия Хизбуллы мне ближе и предпочтительнее линии Амаль (в том виде, в каком нехизбуллинский сегмент этого движения предстает в переведенной мною статье из Википедии).
- Джемализм и хомейнизм для меня явления принципиально разного порядка, более того, революция по Хомейни и революция по Джемалю для меня суть два имеющих разную природу феномена. При этом, критикуя Джемаля за конкретные идеи и проекты, я вовсе не отрицаю его авторитета как исламского мыслителя. В ряде случаев в своих книгах он гениально проинтуировал многие положения Нахдж-оль-балаге Имама Али (АС), о чем я писала в своем блоге чуть ранее, ссылаясь на шиитский тафсир "Свет Священного Корана". В любом случае (В предыдущем ЖЖ - воспользовавшись тем, что на дворе стоял Благословенный Месяц Рамадан), я хотела бы еще раз выразить свою чисто человеческую признательность и благодарность Гейдару Джемалю как Учителю, многое открывшему для меня в Исламе, объяснившему мне существенные положения шиизма и немало поспособствовавшему моему интеллектуальному росту как самостоятельной мусульманской личности и вхождению в реальные, а не виртуальные круги исламских братьев и сестер, наконец, в определенной ситауции оказавшему мне личную помощь.
А Истина ведома лишь Аллаху. Аллаху Акбар! Рамадан Мубарак!
- Лично у меня нет ни одной претензии к хомейнизму как таковому, за исключением его версии велаяте-факих: учение о корпоративной власти муджтахидов, а не выдающегося факиха, уникального в своем статусе, представляется мне доказавшим свою слабость и порочность уже даже на примере СССР и ныне - на примере Ирана
- Испытывая пиетет к хомейнистскому революционному манхаджу и проявляя исключительный интерес к ирфаническому наследию Рахбара Хомейни, в плане теологии и фикха я вместе с тем склонилась к следованию Неджефской, нежели Кумской школе богословия. Разумеется, рассуждать об этом самой у меня нет компетенции, но следствием такого решения стало общения с некоторыми шиитскими сестрами, и, с другой стороны, авторитетными для меня сведущими в шиизме братьями, порекомендовавшими обратить большее внимание на ученых этой школы
- Наиболее яркой личностью Неджефской школы в прошлом столетии был аятолла Аль-Хои, соответственно, я заострила внимание на его учениках. Мои друзья в большинстве своем следуют Систани, но я, уважая его как грамотного муджтахида, так и не смогла преодолеть некоторые вопросы и предубежденность к ряду аспектов его политики в отношении американцев. Поэтому я следую духовному лидеру Хизбуллы Мухаммаду Хусейну Фадлулле, который так же, как Систани, являлся учеником Аль-Хои. Из англоязычных источников я узнала, что он получил иджазу от аль-Хои, что официальный представитель Хаменеи в Лондоне признал его марджа-е-таклид, наконец, двое братьев, которых я знаю, подтвердили, что это заслуживающая уважения фигура. Более того, я вошла в резонанс с его фикхом, мне легко и комфортно следовать его фетвам, а Ислам - религия легкости.
- В плане модели реализации шиитской власти мне наиболее интересна модель функционирования движений типа Хизбуллы, построенная на основе сетевого принципа и не привязанная к единому центру (Централизация придает системе уязвимость и неустойчивость: рушится центр - автоматически загибаются и филиалы), обладающая собственной инфраструктурой. В этом я вижу недостаток того, что столь любимая мною Хизбулла так привязана к Ирану: случись что с иранским режимом, Хизбулле будет куда тяжелее, хотя у нее есть и собственная серьезная инфраструктура
- Одна из важнейших и основных целей исламской шиитской политики является не "отстаивание интересов общины", а реализация принципов справедливости (адалят), основанных на исламских законах и нормах (при этом такие нормы не обязательно навязываются - опыт деятельности Хизбуллы в Ливане это подтвердил). Такая позиция имеет подтверждение в шиитских усуль-ид-дин (основах веры) и в наставлениях Имамов (АС), в том числе Имама Али (АС), в том числе в его письме Малику Аштару. Подчеркиваю, что речь идет о справедливости не только к мусульманам, но и к немусульманам, что восходит к прямым указаниям Имама Али (АС) в указанном письме. Если принцип адалята применим к немусульманам, то к суннитским братьям, не испытывающим враждебности к Ахль-уль-Бейт (АС) и шиитам, он тем более заслуживает приложения - особенно в тех случаях, когда эти братья подвергаются государственному и полицейскому прессингу за сам факт принадлежности к Исламу. По моему убеждению, эти репрессии, когда людей сажают и истязают просто за чтение Корана и выполнение намаза, не могут оставлять шиитскую общину равнодушной - даже если с нашей точки зрения эти мусульмане в каких-то аспектах акыды или фикха серьезно заблуждаются. Поэтому, при всех существующих и потенциальных минусах, модель и линия Хизбуллы мне ближе и предпочтительнее линии Амаль (в том виде, в каком нехизбуллинский сегмент этого движения предстает в переведенной мною статье из Википедии).
- Джемализм и хомейнизм для меня явления принципиально разного порядка, более того, революция по Хомейни и революция по Джемалю для меня суть два имеющих разную природу феномена. При этом, критикуя Джемаля за конкретные идеи и проекты, я вовсе не отрицаю его авторитета как исламского мыслителя. В ряде случаев в своих книгах он гениально проинтуировал многие положения Нахдж-оль-балаге Имама Али (АС), о чем я писала в своем блоге чуть ранее, ссылаясь на шиитский тафсир "Свет Священного Корана". В любом случае (В предыдущем ЖЖ - воспользовавшись тем, что на дворе стоял Благословенный Месяц Рамадан), я хотела бы еще раз выразить свою чисто человеческую признательность и благодарность Гейдару Джемалю как Учителю, многое открывшему для меня в Исламе, объяснившему мне существенные положения шиизма и немало поспособствовавшему моему интеллектуальному росту как самостоятельной мусульманской личности и вхождению в реальные, а не виртуальные круги исламских братьев и сестер, наконец, в определенной ситауции оказавшему мне личную помощь.
А Истина ведома лишь Аллаху. Аллаху Акбар! Рамадан Мубарак!
Комментариев нет:
Отправить комментарий