Подолье принадлежит, пожалуй, к числу наиболее живописных регионов всей Украины. Правда, когда речь идет об этом крае, прежде всего, приходит в голову Каменец-Подольский с его историко-ахитектурным комплексом под открытым небом. Между тем здесь хватает и других достопримечательностей, к сожалению, мало известных широкой общественности. И прежде всего — это дворцово-парковый ансамбль «Самчики» с музеем-усадьбой в одноименном селе восточнее райцентра Староконстантинов. К тому же, как оказывается, Самчики, являются «родиной» украинского «ленинопада».
Ведь именно здесь вблизи неспешной реки Иква, между покрытых кувшинками озер и прудов чудом сохранилась почти в первозданном виде жемчужина архитектурного стиля ампир, наверное, единственная такая в Украине. Этим чудом подоляне обязаны полковнику Петру Чечелю (1754 — 1843), гайсинскому старосте, который в конце XVIII века приобрел в Староконстантиновском уезде несколько сел (в том числе и Самчики), где и обустроил свою резиденцию. Чечель решил не только построить здесь дворец, но и вписать его в ландшафт по всем правилам парковой архитектуры. Для развития поместья он пригласил в глушь Подольского края лучших тогдашних архитекторов, зодчих, художников, паркетчиков, столяров. А потом стараниями наследников Чечеля Самчиковский парковый ансамбль превратился в маленький украинский Версаль.
По замыслу архитекторов, кроме дворца с белокаменными колоннами порталов, здесь появились и другие изысканные здания. Большая территория (сейчас это около 18 гектаров) была огорожена каменной стеной. При въезде гостей поместья встречала скульптура — улыбающийся лев. Другая скульптура — грустный лев — провожала их, когда они покидали усадьбу. В музейных залах дворца, кажется, еще царит утонченная атмосфера прошлого, когда под сводами Круглого, Большого и Греческого залов хозяева устраивали богатые приемы и пиры. Все залы здесь размещены таким образом, что гости, сами того не замечая, медленно переходили из одного в другой, пока не оказывались на воздухе у озера. Здесь Чечель приказал соорудить деревянный мост с перилами вплоть до его середины, чтобы, прогуливаясь, гости могли срывать речные лилии.
А в богатом убранстве дворца главное место занимает исключительный по художественной ценности «Японский» кабинет, фресковая живопись которого отражает ориенталистскую (восточную) тенденцию в зодческом искусстве Европы того времени. Сегодня мало кто знает, что автором уникальной фресковой росписи дворца был гениальный Михаил Врубель. К тому времени тогда уже 28-летний художник пять лет жил в Киеве, где работал над эскизами росписей Владимирского собора. С работой ему не повезло (церковная власть отклонила его видение, отдав предпочтение «казенноправославному» богомазу Васнецову). Поэтому молодой мастер за приличную плату, сначала именно в Самчиках начал воплощать в жизнь свои будущие творческие планы. Нижнюю часть так называемой японской комнаты он расписал ярко-желтыми хризантемами, а купол этой необычной комнаты венчает голубое небо.
Сейчас сине-желтая гамма этих росписей дает немалую пищу для всевозможных аналогий для тех, кто хорошо разбирается в истории усадьбы. Ведь в начале советских времен имение, конечно, не избежало упадка и разорения. А местные жители и по сей день в преданиях от дедов-прадедов вспоминают, как за это кощунство Будда «отомстил» … Ленину. Дело в том, что, обустраивая здесь после октябрьского переворота сельскую коммуну, большевики по-варварски утопили в местном озере статую Будды, которая в числе других придавала имению восточный колорит. Затем перед парадным входом местные партийцы установили гипсовый бюст Ленина, но через несколько месяцев на него упала реликтовая ель и разбила его вдребезги. Пожалуй, это и был первый в Украине из случаев «ленинопадов», которые сегодня уже чуть ли не обыденное явление. Но тогдашняя власть не поленилась заказать второй памятник «вождю», но на него тоже упала еще одна редкая ель — уже с другой стороны. Поэтому издали приказ: срубить весь ряд «буржуазно-националистических» деревьев, что образовывали аллею, которая направлялась в глубину имения.
К счастью, под топор тогда не попали и остальные насаждения, поэтому и по сей день парк насчитывает более 167 пород и разновидностей деревьев и кустарников, среди которых — уникумы, реликты, экзоты. Большинство этих пород сейчас занесено в Красную книгу Украины. В парке сохранилось и скромное, но очень редкое в Украине сооружение — открытая теплица «Сад в стенах», для выращивания теплолюбивых и экзотических растений. Эти насаждения сохранились потому, что в 1956 году на территории парка разместилась областная научно-исследовательская сельскохозяйственная станция с отделами в зданиях усадьбы. Часть заповедника тогда превратили в опытное поле, где и сейчас выращивают агрокультуры. И только в 90-х годах прошлого века уже во времена независимой Украины здесь создали музей — филиал областного краеведческого музея. А, учитывая ее историческую, научную и художественную ценность, государство взяло усадьбу под охрану.
Заметим, что продуманная еще Чечелем прудовая культура позволяет жителям этого живописного уголка Подолья как-то выживать сегодня. Из местных плес они питаются не только карпами и толстолобиками, которых сами и разводят — в хозяйстве пригодится все! Летом здесь можно увидеть, как местные крестьяне собирают с пойм буйную поросль украинских «лотосов» — кувшинок, которые идут на корм домашней живности. Однако рыбачить на таких прудах приезжим не советую. Скажем, один из самчиковских «предпринимателей» соблазняет туристов, которых здесь с каждым годом все больше, поймать в его собственном пруду упитанного карпа. А они действительно достигают там веса до 10 килограммов! Стоит такое «удовольствие» по украинским меркам недешево, однако вы вряд ли что поймаете: рыбы в этом пруду настолько перекормленные, что на удочку просто не идут.
Лучше просто любуйтесь этим чудо-музеем, созданных талантом и трудом наших славянских предков.
Ведь именно здесь вблизи неспешной реки Иква, между покрытых кувшинками озер и прудов чудом сохранилась почти в первозданном виде жемчужина архитектурного стиля ампир, наверное, единственная такая в Украине. Этим чудом подоляне обязаны полковнику Петру Чечелю (1754 — 1843), гайсинскому старосте, который в конце XVIII века приобрел в Староконстантиновском уезде несколько сел (в том числе и Самчики), где и обустроил свою резиденцию. Чечель решил не только построить здесь дворец, но и вписать его в ландшафт по всем правилам парковой архитектуры. Для развития поместья он пригласил в глушь Подольского края лучших тогдашних архитекторов, зодчих, художников, паркетчиков, столяров. А потом стараниями наследников Чечеля Самчиковский парковый ансамбль превратился в маленький украинский Версаль.
По замыслу архитекторов, кроме дворца с белокаменными колоннами порталов, здесь появились и другие изысканные здания. Большая территория (сейчас это около 18 гектаров) была огорожена каменной стеной. При въезде гостей поместья встречала скульптура — улыбающийся лев. Другая скульптура — грустный лев — провожала их, когда они покидали усадьбу. В музейных залах дворца, кажется, еще царит утонченная атмосфера прошлого, когда под сводами Круглого, Большого и Греческого залов хозяева устраивали богатые приемы и пиры. Все залы здесь размещены таким образом, что гости, сами того не замечая, медленно переходили из одного в другой, пока не оказывались на воздухе у озера. Здесь Чечель приказал соорудить деревянный мост с перилами вплоть до его середины, чтобы, прогуливаясь, гости могли срывать речные лилии.
А в богатом убранстве дворца главное место занимает исключительный по художественной ценности «Японский» кабинет, фресковая живопись которого отражает ориенталистскую (восточную) тенденцию в зодческом искусстве Европы того времени. Сегодня мало кто знает, что автором уникальной фресковой росписи дворца был гениальный Михаил Врубель. К тому времени тогда уже 28-летний художник пять лет жил в Киеве, где работал над эскизами росписей Владимирского собора. С работой ему не повезло (церковная власть отклонила его видение, отдав предпочтение «казенноправославному» богомазу Васнецову). Поэтому молодой мастер за приличную плату, сначала именно в Самчиках начал воплощать в жизнь свои будущие творческие планы. Нижнюю часть так называемой японской комнаты он расписал ярко-желтыми хризантемами, а купол этой необычной комнаты венчает голубое небо.
Сейчас сине-желтая гамма этих росписей дает немалую пищу для всевозможных аналогий для тех, кто хорошо разбирается в истории усадьбы. Ведь в начале советских времен имение, конечно, не избежало упадка и разорения. А местные жители и по сей день в преданиях от дедов-прадедов вспоминают, как за это кощунство Будда «отомстил» … Ленину. Дело в том, что, обустраивая здесь после октябрьского переворота сельскую коммуну, большевики по-варварски утопили в местном озере статую Будды, которая в числе других придавала имению восточный колорит. Затем перед парадным входом местные партийцы установили гипсовый бюст Ленина, но через несколько месяцев на него упала реликтовая ель и разбила его вдребезги. Пожалуй, это и был первый в Украине из случаев «ленинопадов», которые сегодня уже чуть ли не обыденное явление. Но тогдашняя власть не поленилась заказать второй памятник «вождю», но на него тоже упала еще одна редкая ель — уже с другой стороны. Поэтому издали приказ: срубить весь ряд «буржуазно-националистических» деревьев, что образовывали аллею, которая направлялась в глубину имения.
К счастью, под топор тогда не попали и остальные насаждения, поэтому и по сей день парк насчитывает более 167 пород и разновидностей деревьев и кустарников, среди которых — уникумы, реликты, экзоты. Большинство этих пород сейчас занесено в Красную книгу Украины. В парке сохранилось и скромное, но очень редкое в Украине сооружение — открытая теплица «Сад в стенах», для выращивания теплолюбивых и экзотических растений. Эти насаждения сохранились потому, что в 1956 году на территории парка разместилась областная научно-исследовательская сельскохозяйственная станция с отделами в зданиях усадьбы. Часть заповедника тогда превратили в опытное поле, где и сейчас выращивают агрокультуры. И только в 90-х годах прошлого века уже во времена независимой Украины здесь создали музей — филиал областного краеведческого музея. А, учитывая ее историческую, научную и художественную ценность, государство взяло усадьбу под охрану.
Заметим, что продуманная еще Чечелем прудовая культура позволяет жителям этого живописного уголка Подолья как-то выживать сегодня. Из местных плес они питаются не только карпами и толстолобиками, которых сами и разводят — в хозяйстве пригодится все! Летом здесь можно увидеть, как местные крестьяне собирают с пойм буйную поросль украинских «лотосов» — кувшинок, которые идут на корм домашней живности. Однако рыбачить на таких прудах приезжим не советую. Скажем, один из самчиковских «предпринимателей» соблазняет туристов, которых здесь с каждым годом все больше, поймать в его собственном пруду упитанного карпа. А они действительно достигают там веса до 10 килограммов! Стоит такое «удовольствие» по украинским меркам недешево, однако вы вряд ли что поймаете: рыбы в этом пруду настолько перекормленные, что на удочку просто не идут.
Лучше просто любуйтесь этим чудо-музеем, созданных талантом и трудом наших славянских предков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий